Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Оценка 4.6
Контроль знаний +4
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
17.02.2018
Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)
Данная программа направлена на формирование мотивации к получению новых знаний и навыков, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. Формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Рассчитана на обучающихся от 5 до 7 лет, имеющих различный уровень начальной подготовленности.
Программа ЗАНИМАШКИ.docx
Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки»                                                           Возраст детей: от 5 до 7 лет Срок реализации программы: 2 года                                                                  Составитель: Алферова Елена Львовна                                                                    педагог дополнительного образования                                                                    высшей квалификационной категории Новосибирск 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка                                                                                            1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы 1.2. Актуальность программы 1.3. Цель и задачи                                                                                                    1.4. Особенность программы, её педагогическая целесообразность                 1.5. Возраст детей, сроки реализации                                                                    1.6. Формы и режимы занятий 1.7. Ожидаемые результаты и способы диагностики 1.8. Формы итогового контроля 2. Модуль I «Весёлые занимашки» 2.1. Цель и задачи  2.2. Учебно­тематический план модуля I 2.3. Содержание модуля I 3. Модуль II «Умный малыш» 3.1. Цель и задачи  3.2. Учебно­тематический план модуля II 3.3. Содержание модуля II 4. Условия реализации программы 4.1. Психолого­педагогические условия 4.2. Материально­технические условия 5. Методическое обеспечение программы 5.1. Инструкция по технике безопасности 5.2. Дидактический материал 5.3. Диагностический материал 5.4. Методические рекомендации к тематическим разделам 6. Рекомендуемая литература 6.1. Литература для обучающихся и родителей 6.2. Литература для педагога 1. ПОЯСНИТЕЛЬН6АЯ ЗАПИСКА     1.1.  Направленность дополнительной общеразвивающей программы Модифицированная   дополнительная   общеразвивающая   программа «Занимашки»   имеет   социально­педагогическую   направленность   и   реализуется   в МБУДО «ДДТ «Кировский» с  2017 года.  Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в   Российской   Федерации»   №273­ФЗ   от   21.12.2012,   приказа   Минобрнауки «Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   образовательным   программам»   №1008   от   29.08.2013,   норм СанПиН 2.4.2.2821­10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению   и   оформлению     образовательных   программ   дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития МБУДО ДДТ «Кировский» на 2011­2016 г. Данная   программа   направлена   на  формирование   мотивации   к   получению новых   знаний   и   навыков,  ориентированной   на   удовлетворение   познавательных интересов.  Формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Рассчитана   на   обучающихся   от  5  до   7   лет,     имеющих   различный   уровень начальной  подготовленности.  Актуальность программы  1.2.     Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так   как   именно   здесь   закладываются   основы   личности,   определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать   субъектом   собственной   жизнедеятельности,   увидеть   свой   потенциал, поверить   в   свои   силы,   научиться   быть   успешным   в   деятельности.   Это   в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. 1.3. Цель и задачи программы Ведущая цель программы:  формирование мотивации к получению новых знаний и навыков, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. Развитие познавательных   способностей   детей,   интеллекта,   творчества   в   решении поставленных задач, развитие речевой деятельности. Программа состоит из двух модулей. Первый  модуль: подготовка   к   умению   читать   и   писать,   развитие   речи   и произвольности психических процессов. Второй модуль:  развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, логики. Основные задачи  при реализации данной программы: Обучающие задачи: 1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на  слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,  звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов. 1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса,  темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка  дикции. 1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. 1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. 1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. 1.6. Развитие мотивации учения. 1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в  соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих  действий на основе математических понятий. 2. Развивающие задачи: 2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать  звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место  заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их  изолированно. 2.3. Развитие мелкой моторики  и зрительно­двигательной координации. 2.4. Развитие  произвольности психических процессов. 2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих  способностей. 2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых  усилий. 2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,  сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения  математических задач. 3. Воспитательные задачи: 3.1.    Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,  видеть себя глазами окружающих. 1.4.   Особенность программы, её педагогическая целесообразность Основанием   для   создания  данной   общеразвивающей   программы  послужил социальный   запрос   родителей   и   школы.   Интеллектуальная   готовность   ребенка (наряду с эмоциональной и психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Образовательная  программа  «Занимашки»  отличается  от  других  программ  тем, что  в основу ставит  задачу  формирования потребности ребенка в познании, что является   необходимым   условием   полноценного   развития   ребенка   и   играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение   в   программу   игр   по   укреплению   психосоматического   и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной   деятельности   направленных   на   интеллектуальное   развитие   и   не используемых   в   основных   образовательных   программах,   также   считаю отличительной чертой данной образовательной программы. В данной программе реализованы следующие дидактические принципы: 1) принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитии детей; 2)   принцип   минимакса   обеспечивает   индивидуальный   путь   развития   каждого ребёнка; 3)   принцип   комфортности   обеспечивает   нормальное   психофизиологическое состояние детей; 4)   принцип   непрерывности   обеспечивает   преемственные   связи   между   всеми ступенями обучения. 1.5.   Возраст детей, сроки реализации Условно каждый модуль привязан к конкретным возрастным периодам.  I модуль – «Весёлые занимашки»  рассчитан на детей от 5 до 6 лет включительно; II модуль – «Умный малыш» мы предлагаем детям  6­7  лет. IОднако, для детей, опережающих или отстающих в развитии, существует возможность обучения по модулю, соответствующему не столько их возрасту, сколько их уровню развития, определяемому   во   время   входной   диагностики.   Освоив   один   образовательный модуль, ребёнок вместе с родителями может выбирать: продолжать обучение на следующем модуле, или завершить своё дошкольное образование   по одному из них.  Срок обучения по каждому модулю определяется рекомендациями психолога и решением родительского собрания.  Данная   дополнительная   образовательная   программа рассчитана на   детей   в возрасте   от  5  до  7  лет.  Продолжительность   реализации  программы  –  два   года (период с сентября месяца по май месяц включительно).  Форма   занятий­ совместная   познавательно­игровая  деятельность   взрослого   и детей. 1.6.   Формы и режим занятий             Формы   проведения   занятий   различны:   индивидуальные,   групповые,   по подгруппам. Основная форма организации работы ­игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.  При   реализации   данной   образовательной   программы   применяются   словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка  (введение   игрового   персонажа,  подвижные  игры,  экспериментирование, моделирование,   занимательные   упражнения,   графические,   фонематические, грамматические   игры,   игры   на   развитие   внимания,   памяти);   используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий­ согласный, зеленый­ согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы­ прописи букв, цифр).        Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно  образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.      Режим занятий:  Дети 5­6 лет – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год; Дети 6­7 лет – 4 раза в неделю по 1 учебному часу, 144 часа в год. 1.7.   Ожидаемые результаты и способы диагностики По первому блоку: ­   ребенок  может  хорошо   владеть   понятиями:   «слово»,   «звук»,   «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит); ­ различать гласные и согласные звуки; ­ правильно ставить ударение в знакомых словах; ­ свободно и осознанно читать простые слова ­ правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; ­ уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; ­ проявлять интерес к родному языку. По второму блоку: ­   ребенок  может  различать   и   называть   цифры   и   другие   математические   знаки (сложения­ вычитания, знаки больше­меньше, равно); ­ уметь составлять и решать арифметические задачи; ­ уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство; ­ ориентироваться в тетради ­ измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать  предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины,  высоты. ­ узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус,  пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. ­ в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые  фигуры из этих частей. ­ выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе  клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). ­  называть   части   суток,  последовательность   дней   в  неделе,  последовательность месяцев в году. 1.8.  Формы итогового контроля  Способы   проверки   и   формы   контроля освоения   программы   –   мониторинг освоения   детьми   содержания   дополнительной   общеразвивающей   программы   с помощью игровых заданий.  Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: 1. начальный контроль (сентябрь); 2. текущий контроль (в течение всего учебного года); 3. промежуточный контроль (январь); 4. итоговый контроль (май). Занятия   не   предполагают   отметочного   контроля   знаний,   поэтому применяются  различные критерии, такие как:  текущая оценка достигнутого самим ребенком; оценка законченной работы;  • • активность на занятиях; • •  участие в совместных мероприятиях; реализация ребенком собственных идей, задумок . Форма подведения   итогов по   реализации     программы   «Занимашки» –  открытое занятие для родителей. 2. Модуль I.  «Весёлые занимашки» 2.1. Цель и задачи Цель  данного   модуля     создать   благоприятные   психолого­педагогические условия для первоначального знакомства малышей с миром букв и цифр. Задачи: 1. Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности, создавая эмоционально­положительное настроение на занятиях. 2. Познакомить с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). 3. Познакомить с  действиями сравнения чисел    (равенства­ неравенства, больше ­ меньше).  4. Привить навыки работы с множеством предметов (считать предметы в пределах 10).  5. Дать понятие, что такое интонация. Привить детям навык  пользоваться ею для выражения своих эмоций.  6. Познакомить  с названиями  всех  окружающих его  предметов:  мебель, посуда,   одежда,   бытовые   и   электроприборы,   растения,   животные, явления природы. 2.2.  Учебно­тематический план модуля I    № п/п 1 Общие   понятия. Свойства   предметов:   цвет, Наименование темы форма, размер, материал и др.  2 Числа   и   операции   над   ними. Количественный и порядковый счёт в пределах 10.  3 Пространственно­временные Количество часов Всего Теор.  Практ. 18 32 13 2 4 2 16 28 11 представления. Уточнение   отношений:   на   – над ­ под, слева ­ справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра.  Геометрические   фигуры   и   величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке   предметы   одинаковой   формы. Знакомство   с   геометрическими   фигурами: квадрат, треугольник, четырёхугольник.  Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка,   обведение   по   контуру,  лепка, конструирование из различных материалов).    прямоугольник,   4 5 6 Связная устная речь: ­  знакомство   с   формой   общения:   «вопрос­ ответ», диалогической речью; ­   составление  предложений,   распространение предложений; ­   составление  рассказа­описания,  рассказа   по сюжетной   картинке,   по   серии   картинок, творческих рассказов. 28 3 25 34 19 3 4 31 15 Итого: 144 18 126     Знакомство   с  2.3.Содержание модуля I Тема 1. 1. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Теория:  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу Практика: совокупностями   предметов   или   фигур, обладающими общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение   части   совокупности.   Сравнение   двух   совокупностей.   Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей. Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины   и   их   измерение.   Числовой   отрезок.   Поиск   и   составление закономерностей.   Поиск   нарушения   закономерности.  Пальчиковая   гимнастика «Гусеничка». Работа с формочками для теста.  Тема 1.2.  Числа и операции над ними. Теория:  Количественный   и   порядковый   счёт   в   пределах   10.   Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название и последовательность от 1 до 10.  Практика:  Использование   различных   анализаторов   при   счёте.   Наглядное изображение   однозначных   чисел   совокупностями   предметов,   костями   домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах   10.   Наглядное   изображение   сложения   и   вычитания   с   помощью совокупностей   предметов.  Простые   задачи   на  сложение   и   вычитание   чисел,   их графическая   интерпретация.  Выполнение   задания   «Тортик»,   «Звёздное   небо». Рассматривание работ.  Тема 1.3. Основные формы (шар, палочка, цилиндр) Теория: Многообразие форм в природе, окружающем мире, сказках. Практика:  Узнавание   круглой,   овальной,   прямоугольной   формы   в окружающих предметах. Дидактическая игра «Изобразительный конструктор» ­ складывание предметов разной формы из геометрических фигур, вырезанных из картона.   Лепка   круглой   и   овальной   формы,   выполнение   заданий   «Огурцы», «Бараночки», «Неваляшка», «Снеговичок». Выявление многообразия и богатства форм в природе. Рассматривание изображений насекомых и животных, узнавание в разных частях тела животных геометрических фигур.  Лепка фигуры насекомого и животного   по   частям.   Выполнение   заданий   «Жучок»,   «Гусеничка»,   «Зайка», «Собачка». Создание объёмных форм – цилиндра (палочка, колбаска), шара (мяч, яблоко),   диска   (блинчик,   лепёшка).   Работа   над   зрительным   контролем   –   надо раскатывать ладошкой. Преобразование палочки в кольцо. Показ, рассматривание, обследование   предметов.   Выделение   его   основных   частей.   Лепка   заборчиков, пирамидок, мячиков, грибов, снеговиков. Лепка сказочных персонажей (колобок и заяц).  Рассматривание и обсуждение работ. Тема 1.4. Пространственно­временные представления.   Теория: Уточнение отношений: на – над ­ под, слева ­ справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра. Практика:  Равномерное   чередование   декоративных   элементов   (круги, палочки, шарики) в один ряд и объединение их в группы с учетом содержания задания.Установление   последовательности   событий.   Последовательность   дней   в неделе. Последовательность дней в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Выполнение заданий: «Домик для зайчика», «Новый год у елочки». Коллективное рассматривание выполненных работ. Тема  1.5. Сложные предметы (из 2­3 частей)   Теория:  предметы   на   основе   шарообразных   и   цилиндрических   форм. Составление предмета из отдельных частей – конструктивный характер лепки.  Практика:  Рассматривание   игрушек  (цыплёнок,   зайчик,   самолёт,   лесенка). Учить делить кусок пластилина на три неравные части(большая – для туловища, поменьше   –   для   головы,   совсем   маленькая   –   для   ушей,   хвоста).   Передача некоторых   характерных   особенностей   формы   ушей,   хвоста,   клюва.   Обучение приёмам присоединения, прищипывания, оттягивания, защипывания. Выполнение заданий «Неваляшка», «Снеговик», «Мишка­неваляшка», «Зайчик». Показ более сложной   техники   в   лепке   –   изображение   предметов   из   3­4   частей,   разных   по величине и форме. Учить действовать и ладонями и пальцами. Выполнение заданий «Башенка»,   «Погремушка»,   «Самолёт»,   «Угощение   для   кукол».   Коллективная работа «Снеговики и зверюшки на новогодней полянке». Тема 2.1. Геометрические фигуры и величины Теория: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Практика:  Обучение   способу   предварительного   выкладывания   деталей разной   формы,   величины,   цвета   на   листе;   раскладывание   их   в   определённой последовательности, составляя предмет. Наклеивание полученного изображения на бумагу. Формировать навык аккуратного пользования клеем: намазывать его тонким   слоем   на   обратную   сторону   наклеиваемой   фигуры;   прикладывать стороной,   намазанной   клеем,   к   листу   бумаги   и   плотно   прижимать   салфеткой. Выполнение работ «Неваляшка», «Снеговик», «Зонтики», «Машины», «Бабочки».  Тема 2.2.  Орнаментирование круглой и прямоугольной формы Теория:  Чувство   ритма.   Равномерное   чередование   предметов   при изображении   их   в   один   ряд   и   объединение   их   в   группы   с   учетом   содержания работы. Практика: Заполнение плоскости листа однородными по форме предметами разной  величины, задания:  «Шарики  и мячики», «Солим  помидоры», «Соберем грибочки».   Особенности   заполнение   плоскости   листа   предметами   разными   по форме   и   размерам,   выполнение   заданий:   «Мои   игрушки»,   «Угощаем   чаем», «Крошки – осьминожки». Коллективное рассматривание и обсуждение работ. Тема 3.1. Основные объёмные фигуры (кубик, кирпичик, цилиндр, пластина) Теория: Разнообразие форм в окружающей обстановке.  Практика:  Совершенствование   конструктивных   умений.   Различение, называние   и   использование   основных   строительных   деталей   (кубик,   кирпичик, пластина,   цилиндр).   Сооружение   новых   построек   на   основе   ранее   полученных умений. Выполнение заданий «Домики для трёх поросят», «Самолёт», «Машина». Дидактическая игра «Сложи узор из палочек».  Тема 3.2. Связная устная речь Теория: Дидактическая игра «А что получится, если…?» Практика: ­ обучение ответам на вопросы, диалогической речи;         ­ обучение составлению предложений, распространению предложений; ­ обучение составлению рассказа­описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов. Тема 3.3. Развитие мышления, внимания, памяти. Теория: Практика: ­ выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; ­ выделение одинаковых предметов из группы предметов; ­ выделение лишнего предмета; ­ объединение различных предметов в группы; ­ выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Тема 3.4. Величина построек (большая, длинная, высокая, узкая) Теория: Рассматривание и обсуждение картинок «Улица», «Комната», «Лес». Практика:  Показ   способов   изменения   построек:   замена   одних   деталей другими,   надстраивание   их   в   длину,   высоту.   Выполнение   заданий   «Низкая   и высокая башенка», «Короткий и длинный поезд».   Развитие желания сооружать постройки   по   замыслу.   Обыгрывание   построек,   объединение   их   по   сюжету: дорожка   и   домики   –   улица;   стол,   стул,   диван   –   мебель.   Выполнение   заданий «Детский развлекательный городок», «Кукольный домик». 3. Модуль II. «Умный малыш» 3.1.  Цель и задачи Цель  обучения по данному модулю  ­   обеспечить художественное познание мира через вовлечение в игровую деятельность. Задачи: 1. Ближе познакомить детей с предметами ближайшего окружения. 2. Научить различать геометрические фигуры, составные части предметов. 3. Вовлечь   в   игровую  познавательную  деятельность,   коллективное творчество. 4. Привить устойчивое желание узнавать что­то новое. 5. Познакомить с действиями сравнения чисел  (равенства­ неравенства,        больше ­ меньше).  6. Привить навыки работы с множеством предметов (считать предметы в      пределах 10).  7. Дать понятие, что такое интонация. Привить детям навык  пользоваться      ею для выражения своих эмоций.  8. Познакомить с названиями всех окружающих его предметов: мебель,    посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растения, животные,     явления природы. 3.2. Учебно­тематический план модуля II № п/п Наименование темы Количество часов Всего Теор.  Практ. 1 Общие   понятия. Свойства   предметов:   цвет, форма, размер, материал и др.  2 Числа   и   операции   над   ними. Количественный и порядковый счёт в пределах 10.  3 Пространственно­временные 18 32 13 2 4 2 16 28 11 представления. Уточнение   отношений:   на   – над ­ под, слева ­ справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра.  Геометрические   фигуры   и   величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке   предметы   одинаковой   формы. Знакомство   с   геометрическими   фигурами: квадрат, треугольник, четырёхугольник.  Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка,   обведение   по   контуру,  лепка, конструирование из различных материалов).    прямоугольник,   4 5 6 Связная устная речь: ­  знакомство   с   формой   общения:   «вопрос­ ответ», диалогической речью; ­   составление  предложений,   распространение предложений; ­   составление  рассказа­описания,  рассказа   по сюжетной   картинке,   по   серии   картинок, творческих рассказов. 28 3 25 34 19 3 4 31 15 Итого: 144 18 126 3.3. Содержание модуля II Тема 1. 1. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Теория:  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу Практика: совокупностями   предметов   или   фигур, обладающими общим признаком. Составление совокупности по данному признаку.  Знакомство   с Выделение   части   совокупности.   Сравнение   двух   совокупностей.   Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей. Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины   и   их   измерение.   Числовой   отрезок.   Поиск   и   составление закономерностей.   Поиск   нарушения   закономерности.  Пальчиковая   гимнастика «Гусеничка». Работа с формочками для теста.  Тема 1.2.  Числа и операции над ними. Теория:  Количественный   и   порядковый   счёт   в   пределах   10.   Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название и последовательность от 1 до 10.  Практика:  Использование   различных   анализаторов   при   счёте.   Наглядное изображение   однозначных   чисел   совокупностями   предметов,   костями   домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах   10.   Наглядное   изображение   сложения   и   вычитания   с   помощью совокупностей   предметов.  Простые   задачи   на  сложение   и   вычитание   чисел,   их графическая   интерпретация.  Выполнение   задания   «Тортик»,   «Звёздное   небо». Рассматривание работ.  Тема 1.3. Основные формы (шар, палочка, цилиндр) Теория: Многообразие форм в природе, окружающем мире, сказках. Практика:  Узнавание   круглой,   овальной,   прямоугольной   формы   в окружающих предметах. Дидактическая игра «Изобразительный конструктор» ­ складывание предметов разной формы из геометрических фигур, вырезанных из картона.   Лепка   круглой   и   овальной   формы,   выполнение   заданий   «Огурцы», «Бараночки», «Неваляшка», «Снеговичок». Выявление многообразия и богатства форм в природе. Рассматривание изображений насекомых и животных, узнавание в разных частях тела животных геометрических фигур.  Лепка фигуры насекомого и животного   по   частям.   Выполнение   заданий   «Жучок»,   «Гусеничка»,   «Зайка», «Собачка». Создание объёмных форм – цилиндра (палочка, колбаска), шара (мяч, яблоко),   диска   (блинчик,   лепёшка).   Работа   над   зрительным   контролем   –   надо раскатывать ладошкой. Преобразование палочки в кольцо. Показ, рассматривание, обследование   предметов.   Выделение   его   основных   частей.   Лепка   заборчиков, пирамидок, мячиков, грибов, снеговиков. Лепка сказочных персонажей (колобок и заяц).  Рассматривание и обсуждение работ. Тема 1.4. Пространственно­временные представления.   Теория: Уточнение отношений: на – над ­ под, слева ­ справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра. Практика:  Равномерное   чередование   декоративных   элементов   (круги, палочки, шарики) в один ряд и объединение их в группы с учетом содержания задания.Установление   последовательности   событий.   Последовательность   дней   в неделе. Последовательность дней в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Выполнение заданий: «Домик для зайчика», «Новый год у елочки». Коллективное рассматривание выполненных работ. Тема  1.5. Сложные предметы (из 2­3 частей)   Теория:  предметы   на   основе   шарообразных   и   цилиндрических   форм. Составление предмета из отдельных частей – конструктивный характер лепки.  Практика:  Рассматривание   игрушек  (цыплёнок,   зайчик,   самолёт,   лесенка). Учить делить кусок пластилина на три неравные части(большая – для туловища, поменьше   –   для   головы,   совсем   маленькая   –   для   ушей,   хвоста).   Передача некоторых   характерных   особенностей   формы   ушей,   хвоста,   клюва.   Обучение приёмам присоединения, прищипывания, оттягивания, защипывания. Выполнение заданий «Неваляшка», «Снеговик», «Мишка­неваляшка», «Зайчик». Показ более сложной   техники   в   лепке   –   изображение   предметов   из   3­4   частей,   разных   по величине и форме. Учить действовать и ладонями и пальцами. Выполнение заданий «Башенка»,   «Погремушка»,   «Самолёт»,   «Угощение   для   кукол».   Коллективная работа «Снеговики и зверюшки на новогодней полянке». Тема 2.1. Геометрические фигуры и величины Теория: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Практика:  Обучение   способу   предварительного   выкладывания   деталей разной   формы,   величины,   цвета   на   листе;   раскладывание   их   в   определённой последовательности, составляя предмет. Наклеивание полученного изображения на бумагу. Формировать навык аккуратного пользования клеем: намазывать его тонким   слоем   на   обратную   сторону   наклеиваемой   фигуры;   прикладывать стороной,   намазанной   клеем,   к   листу   бумаги   и   плотно   прижимать   салфеткой. Выполнение работ «Неваляшка», «Снеговик», «Зонтики», «Машины», «Бабочки».  Тема 2.2.  Орнаментирование круглой и прямоугольной формы Теория:  Чувство   ритма.   Равномерное   чередование   предметов   при изображении   их   в   один   ряд   и   объединение   их   в   группы   с   учетом   содержания работы. Практика: Заполнение плоскости листа однородными по форме предметами разной  величины, задания:  «Шарики  и мячики», «Солим  помидоры», «Соберем грибочки».   Особенности   заполнение   плоскости   листа   предметами   разными   по форме   и   размерам,   выполнение   заданий:   «Мои   игрушки»,   «Угощаем   чаем», «Крошки – осьминожки». Коллективное рассматривание и обсуждение работ. Тема 3.1. Основные объёмные фигуры (кубик, кирпичик, цилиндр, пластина) Теория: Разнообразие форм в окружающей обстановке.  Практика:  Совершенствование   конструктивных   умений.   Различение, называние   и   использование   основных   строительных   деталей   (кубик,   кирпичик, пластина,   цилиндр).   Сооружение   новых   построек   на   основе   ранее   полученных умений. Выполнение заданий «Домики для трёх поросят», «Самолёт», «Машина». Дидактическая игра «Сложи узор из палочек». Тема 3.2. Связная устная речь Теория: Дидактическая игра «А что получится, если…?» Практика: ­ обучение ответам на вопросы, диалогической речи;         ­ обучение составлению предложений, распространению предложений; ­ обучение составлению рассказа­описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов. Тема 3.3. Развитие мышления, внимания, памяти. Теория:  Практика: ­ выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; ­ выделение одинаковых предметов из группы предметов; ­ выделение лишнего предмета; ­ объединение различных предметов в группы; ­ выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Тема 3.4. Величина построек (большая, длинная, высокая, узкая) Теория: Рассматривание и обсуждение картинок «Улица», «Комната», «Лес». Практика:  Показ   способов   изменения   построек:   замена   одних   деталей другими,   надстраивание   их   в   длину,   высоту.   Выполнение   заданий   «Низкая   и высокая башенка», «Короткий и длинный поезд».   Развитие желания сооружать постройки   по   замыслу.   Обыгрывание   построек,   объединение   их   по   сюжету: дорожка   и   домики   –   улица;   стол,   стул,   диван   –   мебель.   Выполнение   заданий «Детский развлекательный городок», «Кукольный домик». 4. Условия реализации программы 4.1. Психолого­педагогические условия Выполнение   задач   программы   и   достижение   ведущей   цели   возможно   при соблюдении следующих условий:  создание   атмосферы   творчества,   сотрудничества,   поощрения   инициативы детей;  организация   разнообразной   художественно­прикладной   деятельности   с учётом интересов детей;  использование   различных   обучающих   игр,   сюжетно­ролевых   ситуаций, сюрпризных моментов, элементов театрализации;  создание развивающей среды, обогащающей детей яркими впечатлениями. 4. 2. Материально­ техническое оснащение программы. Занятия с дошкольниками в объединении проводятся в специально оборудованном помещении,   соответствующем   санитарно­гигиеническим   нормам:   помещение стулья)   отвечают   требованиям, хорошо   проветривается,   хорошо   освещено.   Техническое   оснащение   и   мебель (столы,   предъявляемым   к   детскому оборудованию.   В   помещении   предусмотрены   места   для   хранения демонстрационного,   раздаточного  материалов   для   творческой   деятельности, имеется музыкальный центр, магнитная доска. Для   организации   работы   по   программе   используются   разнообразные материалы и инструменты, позволяющие увлечь детей, побудить их к активному действию, экспериментированию:  для  развития   мелкой   моторики   рук–   пластилин,   мука,   соль,   наборы стеков, наборы для теста (формочки, скалки, резаки для теста), мелкий бросовый материал (пуговицы, бусины, зёрна, семена);   ножницы, клей­карандаш по количеству детей, бумага белая и цветная, обои, картон, оберточная, гофрированнная,  писчая бумага;   Для   выполнения   заданий   по   конструированию   –   пластмассовые, деревянные, железные, пластизолевые конструкторы разного размера и комплектаций; наборы палочек разной фактуры и длины.  Индивидуальные рабочие тетради для детей: индивидуальные тетради в  Письменные клетку, принадлежности   по   количеству   детей:   простой   карандаш,   цветные карандаши, линейка, ластик.  индивидуальные   тетради   в   линейку.  ­Счетные   палочки, раздаточный материал к занятиям. Наглядно­методический материал  геометрическое   лото,  демонстрационный   и Для   организации   занятий   с   детьми   имеются   наборы   дидактических   игр, наглядный   материал   –   репродукции   картин,   фотографии,   произведения декоративно­прикладного искусства, муляжи фруктов и овощей. Материалы   для   занятий   с   детьми   предоставляет   администрация   ДДТ «Кировский» и родители.  5.  Методическое обеспечение программы  5.1.  Инструкция по технике безопасности .    Для   того,  чтобы   ребенок   свободно   мог  реализовать   возникший   у  него замысел, нужно:  дать ему  знания и  навыки   работы  с  различными  изобразительными материалами (бумагой, красками, карандашами, восковыми мелками, пластилином, солёным тестом);   научить работать с различными  инструментами и приспособлениями (ножницы,   стеки,   палочки,   кисти,   ватные   палочки,   штампики, поролоновые тампоны, отвёртки). ПРАВИЛА техники безопасности на занятиях  1. Заниматься  активной познавательной  деятельностью следует по 20 – 30 минут. 2. Рабочее   место   должно   быть   удобно   организованным   и   хорошо освященным. Помещение должно регулярно проветриваться. 3. 4. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами,   стеками,   карандашами,   кистями,   ватными   палочками, штампиками. 5. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по зрительной   мышечной   системы профилактике   переутомления   обучающихся, а также упражнения на релаксацию. 6. По окончании работы необходимо убрать  своё  рабочее место. 5.2. Дидактические материалы Педагогическая драматургия, дидактические игры. Игра   –   ведущий   тип   деятельности   в   дошкольном   возрасте,   создающий уникальные условия для эмоционального, а затем и интеллектуального освоения ребенком окружающего мира и формирования умения ориентироваться в нем. С помощью  игры,  разнообразных   игровых  приемов,  дети   вступают   на   занятиях   в активные   взаимодействия   с   предметами,   явлениями   природы,   сказочными персонажами, принимают на себя различные роли, перевоплощаются. Для этого используется   достаточно   широкий   спектр   театрально   –   игровых   средств: интонирование голосом, шумовые эффекты, мимика, жест, пластика тела. Вот   некоторые   из   игр,   которые   автор   предлагает   для   развития   детей младшего школьного возраста: 1) Игра     сказку».  «Сложим     передают   друг   другу   «Волшебную   палочку»   и   складывают   сказку, постепенно развивая  сказочное действие. Задача педагога следить за тем, чтобы каждый ребенок логично продолжал повествование, включая в него своей   жизненный   опыт,   ставя   себя   на   место   персонажа,  не  был   к  нему равнодушен. поочередно Дети   2) Игра   «Живые   картины».  Детям   предлагается   репродукция   картины или   группа   народных   игрушек.   Они,   вживаясь   в   образ   героев, должны построить сюжет и продолжить действие. 3) Игра «Ассоциации». Произвольный кусок пластилина или теста являются импульсом   для   работы   воображения,   дети   доводят   его   до   какого­либо образа известными им способами. 4) Игра «Ошибки в узоре».  На карточке изображён узор из геометрических фигур.   нарушающие симметричность  узора.  Игра позволяет ребенку обнаружить связь между ритмическими движениями и изображением, развивает фантазию.   Дети   рассматривают   и   находят   ошибки, 5) Игры   цветом.  Дети   ищут   и   называют   знакомые   цвета   и   оттенки   в природе. Методом смешивания цветов пластилина получают «радужные» оттенки. Окрашивая солёное тесто красками, получают различные цвета и оттенки. "Смотрят" на  мир  через   цветные   очки   и   описывают   изменение цвета. 7) 6) Игра   «Придумай   игрушку».   Соединением   знакомых   фигур   получаем новый   образ.   Это   поначалу   знакомые   образы,   а   затем   переходим   на фантазийный этап в поделках и постройках. .Игра «Волшебные цилиндры».  Детям предлагаются цилиндры различной величины и фактуры. Это могут быть контейнеры от «киндер­сюрприза», цилиндры от конструктора, цилиндры готовые из бумаги. Дети достраивают образ с помощью пластилина, бумаги. 8) Пластическая   игра.  Показать   как   дерево   живет,   как   оно   растет, спит, как оно грустит, радуется, волнуется (тело ­ ствол, руки — ветви, ладони — листья). 9) Пластическая игра.  Подвигайтесь, как  будто  вы  резиновые,  стеклянные, деревянные, железные, ватные и т.д. Предложите детям показать, как падает листок, снежинка, как летит птица, мотылек, как крадется лиса, прыгает заяц и т.д. 10)   Движение под музыку.  Изобразить движением тела, рук, мимикой  лица настроение,   характер   музыкального   произведения,   который  вы   в   нем увидели. 11) С   целью   развития   логического   мышления   на   наглядном   материале, воспитания интереса к предмету и процессу обучения в целом, курс «Раз ­ ступенька, два – ступенька» дополнен блоком игровых занимательных задач для   дошкольников,   которые   активизируют   мыслительную   деятельность ребёнка,   учат   детей   планировать   свои   действия,   обдумывать   их, догадываться   в   поисках   результата,   проявляя   при   этом   творчество. Опираясь на существенные признаки предметов, дети разгадывают загадки и учатся составлять их с помощью учителя. 12) В   разделе   подразумевается   практическая   работа   с   палочками   и геометрическими фигурами. Работа   с   палочками   представляет   группу   задач   на   составление   заданной фигуры из определённого количества палочек, задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек и задачи на смекалку,   решение   которых   состоит   в   перекладывании   палочек   с   целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. 13) Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений   способствуют   развитию   у   детей   пространственных представлений,   элементов   геометрического   воображения,   выработке практических   умений   в   составлении   новых   фигур   путём   присоединения одной из них к другой. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию   и   замыслу.   Они   учатся   умению   решать   задачи   путём целенаправленных   практических   проб   и   обдумывания   хода   решения, ограничивать количество проб за счёт обдумывания хода поисков, догадки.           В   задачах   разной   степени   сложности   занимательность   привлекает внимание   детей,   активизирует   мысль,   вызывает   устойчивый   интерес   к предстоящему поиску решения. 5.3.  Диагностические материалы  В начале и в конце обучения по каждому модулю дети выполняют задания, на основании   которых   проводится   итоговая   диагностика   успешности   усвоения детьми   учебной программы. Диагностические задания направлены на выявление уровня развития: ­ видов   речевой   деятельности:   умения  слушать,   говорить,   свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. ­ фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); ­ фонематического анализа (умение делать звуко­буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); ­ умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; ­ подготовленности  руки   к   письму   («печатание»   букв,  цифр,   слов, предложений, рисование геометрических форм); ­ математических представлений о числах и цифрах, знаках; ­ умения решать и составлять арифметические задачи; внимания, наблюдательности, логического мышления; ­ В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком заданий определены три уровня их оценки: низкий, средний, высокий. Низкий уровень («Н») ­   предполагает практически невыполнение ребенком задания даже с помощью педагога. Средний   уровень   («С»)   –предполагает   выполнение   задания   ребенком   с помощью педагога. Высокий уровень («В») – ребенок выполняет задание самостоятельно. Критерии оценки успешности усвоения программы модуля I: I.Умение   правильно   держать   в   руке  карандаш,  ножницы   и   бумагу,   пользоваться стеками, кистью, пластичными материалами. Знание и сознательное применение основных цветов. Умение действовать двумя руками одновременно. Умение   узнавать   и   изображать   геометрические   фигуры   (круг,   квадрат, II. III. IV. прямоугольник, треугольник). Критерии оценки успешности усвоения программы модуля II: Знание и сознательное применение основных цветов, форм. I. II. Координация движений: ловкость пальцев и глазомер. III. Умение узнавать и изображать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). IV.  Умение изображать предметы сложной формы с помощью геометрических фигур. Работа по картинкам, схемам.   Результаты диагностики сводятся в таблицу: № Фамилия,  имя I Нач. года Кон. года II Нач. года Иванов С. н с с 1 2 3 К о н. г о д а с Успешность   развития   ребёнка   в   рамках   данной   программы   обеспечивается тем, что психодиагностика, обучение, воспитание и развитие детей находятся в тесной   интеграции.   Диагностическая   работа   проводится   не   обособленно   от воспитательно­образовательной   практики,   как   это   обычно   происходит,   а непосредственно   в   процессе   педагогической   работы   с   детьми.   Она   становится базой   для   надежного   прогнозирования   и   создает   реальные   возможности   для корректировки процессов обучения и развития. Диагностическая игра «Изобразительный конструктор» Цель:  Выявить и закрепить знания детей о пропорциях фигуры человека и животного. Способствовать формированию у детей образного мышления.   Материал:  Наборы   геометрических   фигур   из   картона   (12   штук)   разного цвета, размера и формы, листы бумаги белого цвета формата А4.          Методика проведения: С помощью геометрических фигур дети на листе А4  создают изображения, согласно полученного задания, затем они поочередно дают  словесное описание созданного ими образа и обсуждают работы друг друга.             Игровые задания: 1. Собери   фигуру   человека   (мужчина,   женщина,   ребенок,   великан,   гномик, толстяк и т. д.). 2. Собери фигуру животного (медведь, жираф, верблюд, крокодил и т. д.). 3. Посади лес  Королевы Осени (Лета, Весны,  Зимы), Феи  Радости (Печали, Счастья, Нежности). 4. Создай тематическую композицию: сказка («Колобок», «Айболит» и т. д.), танец  (быстрый, медленный, балет, дискотека и т. д.). 5. Создай   беспредметную   тематическую   композицию   (Добро,   Зло,   Тишина, Буря и т. д.). Диагностическая игра «Эй, посуда, ты откуда» Цель:  Выявить   и   закрепить   у   детей   знания   законов   композиционного построения, закрепить навыки эмоционально­образного восприятия формы, цвета.  Материалы: наборы силуэтов посуды (ваз, кувшинов, чашек, бокалов и т. д.) разной величины, формы, цвета, вырезанные из картона; листы бумаги белого цвета формата А3.   Методика проведения:  Дети  получают наборы силуэтов посуды, и им  предлагается выполнить игровое задание. Выполнив задания, дети поочередно  представляют их. В конце занятия проходит коллективное обсуждение работ.          Игровые задания: 1. «Узнай,   кто   я?».   Опираясь   на   выразительные   свойства   цвета   и   формы, определить   схожесть   какого­либо   предмета   посуды   с   кем­то   из   своих знакомых, со сказочным персонажем, с каким­либо животным. 2. Используя   несколько   фигур,   создай   сюжетную   композицию:   «семейный портрет», «день рождения», «царь и придворные», «ссора», «танец» и т. д. Диагностическая изобразительно­пластическая игра  «Фигуры – марионетки»   Цель:  Закрепить знания детей о пропорциях человеческого тела. Выявить образы. эмоционально­выразительные умение Материалы: Картон белого цвета, листы цветного картона. создавать     детей     Методика проведения: I этап: Дети выполняют игровые задания на листах  цветного картона используя фигуру­марионетку. II этап: Представление и  обсуждение работ.                                                                                                              Игровые задания: 1. Изобрази бег, полет, падение и т. д. 2. Изобрази силача, гимнаста, клоуна и т.д. 3. Изобрази танец (быстрый, медленный, спортивный, балет и т. д.). 4. Передай радость, грусть, задумчивость, агрессию и т. д. Психолого­педагогическое наблюдение Интеллектуально­творческий   потенциал   личности   не   может   быть   сведен   к какой­то одной характеристике, это сложная система психических характеристик. Для выявления уровня развития этого потенциала необходимо: 1. Оценить уровень развития каждой характеристики; 2. Сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. В   результате   мы   получим   нечто   вроде   «портрета   личностного   потенциала ребенка». Выделим в три группы черты личности ребенка, которые могут быть легко наблюдаемы педагогом: 1. Характеристики сферы умственного развития: ­ оригинальность мышления (способность выдвигать новые идеи), ­ гибкость мышления (способность легко переходить от явлений одного класса к другому, устанавливать ассоциативные связи), ­ продуктивность (беглость, генерирование большого числа идей), ­ способность к анализу и синтезу (способность решать логические задачи и проблемы), ­   высокая   концентрация   внимания   (склонность   к   сложным   и долговременным задачам), ­ память (способность запоминать факты, абстрактные символы, знаки) 2. Характеристики сферы личностного развития: ­ увлеченность содержанием задачи (интерес к содержанию), ­   перфекционизм   (стремление   добиваться   высокого   качества   продукта собственной деятельности), ­ нонконформизм (стремление к самостоятельности, независимости), ­соревновательность   к   конкурентным   формам   (склонность взаимодействия), ­ широта интересов (стремление попробовать свои силы в разных видах деятельности). 3. Метапредметные характеристики: ­ любопытство (познавательная потребность),      ­ сверхчувствительность к проблеме (способность выявлять проблему), ­ способность к прогнозированию (способность предвидеть результат), ­   словарный   запас   (умение   выстраивать   сложные   синтаксические конструкции, придумывать новые слова для обозначения воображаемых событий), ­ способность к оценке (критическое мышление). Оценка   данных   характеристик   потенциала   ребенка   проводится   по пятибальной шкале: «5» – Оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении; «4» ­ Свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко; «3» ­ Оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; «2»   ­   Более   ярко   выражено   и   часто   проявляется   свойство   личности противоположное оцениваемому; «1»   ­   Четко   выражено   и   часто   проявляется   свойство   личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; «0» ­ сведений для оценки данного качества нет. Оценивание предполагает наблюдение за ребенком, беседы с ним, изучение под данным   углом   зрения   продуктов   его   изобразительной   деятельности,   анализ особенностей   его   общения   со   взрослыми   и   сверстниками.   Результаты   сводятся таблицы и представляются графически. Лист оценок (сфера умственного развития) Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 1­ оригинальность мышления, 2­ гибкость мышления, 3­ продуктивность, 4­ способность к анализу и синтезу, 5­ высокая концентрация внимания, 6­ память. Лист оценок (сфера личностного развития) Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 № 1 2 3 4 5 6 № 1 2 3 4 5 6 1. увлеченность содержанием задачи, 2. перфекционизм, 3. нонконформизм, 4. соревновательность, 5. широта интересов. Лист оценок (метаредметные характеристики) № Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 ­ любопытство, 2 – сверхчувствительность к проблеме, 3  ­ способность к прогнозированию, 4 – словарный запас, 5 – способность к оценке.  Методические   рекомендации   к   тематическим 5.4. разделам.       Иногда   дошкольная   подготовка   детей   сводится   к   обучению   их   счету,   чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов­практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что­то новое.      В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов: ­         Создается   образовательная   среда,   обеспечивающая   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса   (принцип   психологической комфортности); ­         Новое   знание   вводится   не   в   готовом   виде,   а   через   самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); ­         Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); ­         При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); ­         У   детей   формируется   умение   осуществлять   собственный   выбор   на основании некоторого критерия (принцип вариативности). ­         Процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение   детьми   собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества). Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко­буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.       Ведущей   идеей   второго   направления   программы   является   развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. «Введение в математику» Первый и второй год обучения. Общие   понятия. Свойства   предметов:   цвет,   форма,   размер,   материал   и   др. Сравнение   предметов   по   цвету,   форме,   размеру,   материалу.   Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по   данному   признаку.   Выделение   части   совокупности.   Сравнение   двух совокупностей. Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления   пар.   Равенство   и   неравенство   совокупностей.   Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины и их измерение. Числовой отрезок. Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Числа и операции над ними. Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Образование   следующего   числа   путём   прибавления   единицы.   Название   и последовательность от 1 до 10. Использование различных анализаторов при счёте. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями предметов, костями домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей   предметов.  Простые   задачи   на  сложение   и   вычитание   чисел,   их графическая интерпретация. Пространственно­временные представления. Уточнение отношений: на – над ­ под, слева ­ справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера –   сегодня   –   завтра   –   послезавтра.   Установление   последовательности   событий. Последовательность   дней   в   неделе.   Последовательность   дней   в   году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Геометрические   фигуры   и   величины. Формирование   умения   выделять   в окружающей   обстановке   предметы   одинаковой   формы.   Знакомство   с геометрическими   фигурами:   треугольник, четырёхугольник.   Составление   фигур   из   частей   и   разбиение   фигур   на   части. Конструирование фигур из палочек. 9 Развитие представлений о геометрических   прямоугольник,   квадрат, понятиях:   точка,   прямая,   луч,   отрезок,   ломаная   линия,   многоугольник, представление о равных фигурах, Подготовка руки к письму. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Все   занятия   курса   «основы   грамоты   и   подготовка   руки   к   письму»  строятся   в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов,   их   использованием   в   речи.   Учебный   материал   подаётся   в   сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные   выводы,   учиться   их   обосновывать,   выбирать   правильное   решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается творческое   мышление   ребёнка,   на   основе   которого   постепенно   складывается система   знаний   о   языке   и   формируется   потребность   владения   языком, совершенствуется   речь.  В  течение   года  (март­   апрель)   по   особому   расписанию проводятся групповые (по 2­3 человека) занятия с логопедом, с целью: выявить логопедические нарушения у детей и дать родителям конкретные индивидуальные рекомендации   по   их   устранению;   спланировать   дальнейшую   коррекционную работу педагога с первоклассниками, имеющими логопедические нарушения. Развитие речи. Обучение грамоте и чтению.  Добуквенный и буквенный период. 1.Звуки: ­ понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условные обозначения; ­ акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки;   твердые   и   мягкие   согласные;  ­  выделение   в  слове   гласных   и  согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков; ­ выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; ­ звуковой анализ состава слов; 2.Слоги: ­   понятие   «слог»,   слоговой   анализ   слов;   ­   подбор   слов   на   заданное количество слогов; ­ выделение в словах первого и последнего слогов; ­ подбор слов на заданный слог; 3.Слова: ­ выявление различий в звуковом составе слов; ­ составление слова из звуков и слогов, из первых(последних) звуков в названии картинок; ­ изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков; ­ восстановление нарушенной последовательности звуков в структуре слова; ­ последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава. 4.Связная устная речь: ­ обучение ответам на вопросы, диалогической речи; ­ обучение составлению предложений, распространению предложений; ­ обучение составлению рассказа­описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов. В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются задания на: ­ выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; ­ выделение одинаковых предметов из группы предметов; ­ выделение лишнего предмета; ­ объединение различных предметов в группы; ­ выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Работа по изучению букв и обучению чтению. 1. «Живые звуки» А, У, О, И, Й Знакомство с гласными звуками, формирование понятия «гласный звук», развивать слуховое внимание, развивать и корригировать фонематический   слух,   закрепить   зрительные   образы   гласных   букв   проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» ­ «буква». 2. «Живые звуки» Э, Ы Закрепление зрительные образы гласных букв проводить работу   по   формированию   и   дифференциации   понятий   «звук»   ­   «буква», формировать понятие «гласный звук», развивать слуховое внимание, развивать и корригировать фонематический слух. 3. Звуки и буквы­соединения букв, в слоги «буквы дружат» М, Н, Познакомить детей с согласными звуками, формировать понятие     «согласными звук», развивать слуховое внимание, развивать и корригировать фонематический слух,закрепить   зрительные   образы   согласных   букв   проводить   работу   по формированию и дифференциации понятий «звук» ­ «буква». 4.Звуки   и   буквы   М,   Н,   Т,   К   Различение   на   слух   твердые   (строгие)   и   мягкие (ласковые) согласные звуки, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов,  счетных палочек, веревочек, пластилина,  дописывание  недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками­символами. 5.Отработка   навыка   чтения   слов   с   открытыми   слогами   звуки   и   буквы   Т,   К. Закрепление   зрительные   образы   согласных   букв   проводить   работу   по формированию   и   дифференциации   понятий   «звук»   ­   «буква».   Упражнять   в подборе   картинок   к   заданному   звуку.   Развивать   внимание,   память,   мышление, мелкую моторику. 6.Звуки и буквы Б, П. Учить определять твердость или мягкость согласного звука, упражнять   в   подборе   слов   к   заданному   звуку,   формировать   умение   выполнять игровые задания творческого характера 7.Большая   и   маленькая   буква   звуки   и   буквы   Б,   П.   Формирование   понятие «согласными звук», отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами, развитие графических   навыков   (штриховки,   графическое   письмо),   чтение   обратных   и прямых слогов, односложных и двухсложных слов 8.Звуки и буквы Л, Р. Закрепление практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове. 9.Закрытый слог звуки и буквы Л, Р.Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, выкладывание букв из   отдельных   элементов,   мелких   предметов,   счетных   палочек,   веревочек, пластилина,   дописывание   недостающих   элементов,   выделение   правильно написанных   букв   среди   зеркально   написанных,   узнавание   зашумленных   букв, отождествление букв с картинками­символами  10.«Живые   звуки»   гласные   II   ряда   Я,   Ё,   Ю,   Е.   Закрепить   зрительные   образы гласных   букв   проводить   работу   по   формированию   и   дифференциации   понятий «звук» ­ «буква». Познакомить детей с гласными звуками II ряда, формировать понятие «гласный звук», развивать слуховое внимание, развивать и корригировать фонематический слух. 11.Отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами звуки и буквы В, Г Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, отработка навыка чтения. Выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек,   пластилина,   дописывание   недостающих   элементов,   выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками­символами 12.Формирование представлений о слоговом составе слова звук и буква С Учить   проговаривать   слово   по   слогам,   «уменьшая»   предмет,   добавляя определенный   слог.   Закрепить   практическим   путем   знания   о   звуке   и   букве, развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха 13.Отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами звуки и буквы В, Г Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия   между   буквами,   отработка   навыка   чтени.   Выкладывание   букв   из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание   недостающих   элементов,   выделение   правильно   написанных   букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками­символами. 14. Чтение слогов, начинающихся с гласной буквы, звуки и буквы Д, З Продолжать   учить   читать   слоги   и   слова,   подбор   зрительного   образа   к   букве, закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц). Печатанье слогов. 15. Отработка навыка чтения по слогам звуки и буквы Ф, Х. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику, учить читать слоги и слова. Узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв. 16.Читаем короткие тексты звуки и буквы Ц, Ш. Выделение нужной буквы из ряда букв, отработка навыка чтения. Печатанье слогов, слов. 17.Звуки и буквы Ж, Ч, Щ. Ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной   картинки,   анализ   размера   и   расположения   элементов   буквы   подбор зрительного образа к букве, стихотворное описание графического образа буквы. Изображение   буквы   детьми   («живые»   буквы)   и   конструирование   букв   из элементов. 6. Рекомендуемая литература 6.1. Литература для обучающихся и родителей 1. 500 загадок для детей. – М.; 2003. 2. Анистратова А.А., Гришина Н.Н. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: Институт   инноваций   в   образовании   им.   Л.В.   Занкова.   Издателство   Оникс, 2009. 3. Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3 – 7 лет. Ярославль: Академия развития,2009. 4. Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. ­ М.: Мир книги, 2011. 5. Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ­Пресс, 2008. 6. Горичева   В.С.,   Нагибина   Н.И.   Сказку   сделаем   из   глины,   теста,   снега, пластилина.   Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов.   Ярославль: академия развития, 1998. 7. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010. 8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: академия развития, 2009. 9. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова, 2010. 10. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008. 11. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004. 12. Петрова О. Н. Поделки из бумажных шариков. – М.: АСТ­Пресс Книга, 2011. 13. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис­пресс, 2008. 14. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ­Пресс, 2011. 15. Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. – Ярославль: Академия развития, 2008. 16. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2008. 17. Шкицкая И. В. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 6.2. Литература для педагога 1. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994. 2. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998. 3. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003. 4. Васильева   М.А.,   Гербова   В.В,   Комарова   Т.С.   Программа   воспитания   и обучения в детском саду. – М.: Мозаика­Синтез, 2006. 5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994. 6.  Гатина О.И. Социально­личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. ­ №12. С.48­53. 7. Гришина Н. В. Развиваем творческие способности. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: ОНИКС, 2008. 8. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском  саду. 2007. ­ №4 С. 47­65. 9. Дмитриева   Т.С.   Современные   подходы   к   общению   одаренных   детей. //Бюллетень   программно­методических   материалов   для   учреждений дополнительного образования №4, 2001. 10. Додонов   В.   В.   Эмоция   как   ценнсть.   Популярная   хрестоматия.   –   М.: Просвещение, 1990. 11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011. 12. Критерии   эффективности   реализации   образовательных   программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно­методическое пособие / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой,   И.О.   Сеничевой,   Е.Л.   Якушевой.   СПб:   Издательство   ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. ­ 104 с. 13.  Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004. 14.Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005. 15.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000. 16.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5­7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005. 17.Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном  учреждении. – СПб.; 2012.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимашки» (Подготовка к обучению в школе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018