Дополнительное образование как ресурс профориентации обучающихся

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публик.24.02.docx

«Дополнительное образование как ресурс профориентации обучающихся»

1.  Формирование максимально разнообразных представлений о мире профессий.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления:

1.     Информационно-просветительское. Цель — создать у обучающихся максимально чёткий и конкретный образ основных типов профессий.

2.     Диагностическое. Использование различных сборников, тестов и анкет, помогающих определить уровень развития профессионально важных качеств.

3.     Консультационное. Предоставление учащимся материалов по интересующей профессии: профессиограммы, данных об учебных заведениях, где готовят по данной профессии, и периодических изданиях, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

4.     Обучающее (формирующее). Обучение учащихся компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система мер (социально-экономических, психологопедагогических, медико-физиологических), способствующих развитию профессионально значимых качеств и надпрофессиональных компетенций обучающихся, формированию индивидуальной образовательной траектории необходимой для осуществления осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Базовыми направлениями современной профориентационной работы в образовательных учреждениях, по мнению И.В. Бузуновой, являются: 1. Интересы и навыки будущего – развитие надпрофессиональных компетенций, интересов и мотивации, включая развитие познавательной деятельности и формирование психологического компонента деятельности.

2. Отрасли и профессии будущего – формирование представлений о будущем, осознание трендов и специфики развития современного мира.

3. Допрофессиональные опыты (модули) – знакомство с реальностью профессионального мира, опыт исследовательской и проектной деятельности (освоение универсальных типов деятельности), практические встречи с профессионалами

4. Технология профессионального выбора – освоение ориентационных схем и принципов активного выбора (Как выбирать? Какие нужны навыки и знания для 9 этого?). Данное направление предполагает развитие представлений о себе, знание себя (в том числе профессий в своей семье)

Одним из важных элементов осуществления целенаправленности и организованности профориентационной работы в учреждении дополнительного образования является программное обеспечение образовательного процесса. Современные тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий определяют изменения в подходах к проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Эффективным инструментом в данном контексте выступает компетентностный подход, который обеспечивает:

 - ориентированность содержания программы на развитие ключевых компетенций обучающихся;

- направленность программы на решение задач профессионального самоопределения обучающихся за счет освоения ими современных социальных практик;

- расширение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с целью формирование метапредметных компетенций в сфере каких-либо знаний.

 

2.  Ориентировка обучающихся на профессиональное и личностное самоопределение.

При разработке содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  необходимо учитывать современные проблемы профессионального самоопределения личности обучающегося:

 - учет только одного фактора при выборе будущей профессии; - ориентация на профессии и профессиональный рынок «вчерашнего дня»;

 - разрыв между представлениями о профессиях, своем будущем и реальными условиями социальной и экономической жизни;

- отсутствие у обучающихся способности действовать в ситуации неопределенности.

При этом именно модульное проектирование образовательной программы позволяет рассматривать ее как инновационную практику в профориентационной работе учреждения дополнительного образования детей. Модульный принцип построения общеобразовательной общеразвивающей программы определяет создание наиболее благоприятных условий развития личности ребенка за счет вариативности содержания, ориентации на индивидуальные потребности и уровень базовой подготовки, гибкости управления образовательным процессом.

Следует отметить, что в содержание модульной общеобразовательной общеразвивающей программы изначально заложены условия для овладения ребенком теми видами деятельности, которые определяют возможность его ориентации в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, где обучающийся выступает как активный создатель этих отношений. Модульность программы является отражением личностно-ориентированного подхода в образовании, в котором обеспечение развития и саморазвития личности обучающегося, происходит выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и предоставления ему возможности выбора индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом ,основополагающим фактором в профориентационной работе становится необходимость обновления дополнительных общеобразовательных программ за счет введения новых образовательных областей, реализации разноуровневого, комплексного подходов, развития и поддержки проектной деятельности обучающихся.

3.  Включение обучающихся в социально-значимую деятельность.

Социально-значимая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей».

В учреждениях дополнительного образования ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей. Учащимся предлагаются специализированные, интегрированные и комплексные программы обучения, которые способствуют приобретению качеств, необходимых для жизни в обществе.

Основные виды деятельности , которые можно отнести к социально значимым:

· общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии лиц, заинтересованных в активизации общественной инициативы для решения какой-либо социально-педагогической проблемы;

· благотворительная деятельность, осуществляемая из чувства сострадания, нацеленная на помощь нуждающимся слоям населения;

 · добровольное социальное служение, оказание помощи и поддержки социально уязвимым, малообеспеченным гражданам и другим лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

 · социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурным ценностям.

Наиболее распространенные формы социально значимой деятельности школы:

· социально-значимые проекты, реализуемые школой;

· благотворительные акции, ярмарки;

· волонтерство;

 · мероприятия досугово-познавательного характера, проводимые для родителей, учащихся, жителей микрорайона (концерты, дни открытых дверей и т. д.).

Социально значимую деятельность необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее положительного влияния на развитие личности и социальных систем, то есть в аспекте развития просоциального поведения учащихся, направленного на сохранение и укрепление существующих социальных систем.

Я. Рейковский выделил 3 уровня просоциального поведения по критерию соотношения «Я» и «Другие»:

1. Альтруистическое поведение (бескорыстная самоотдача, самопожертвование, отказ от собственных интересов в пользу других людей).

2. Помогающее поведение (учет потребностей и проблем другого человека и содействие их успешному разрешению, при этом интересы других людей могут частично преобладать над собственными интересами субъекта).

3. Кооперативное поведение (сотрудничество, сочетание своих и чужих интересов в достижении общего результата).

Социально-значимая деятельность должна обеспечить формирование у старшеклассников устойчивых ориентаций и установок на патриотизм, гражданственность, укрепление семейных связей, заботу о своем здоровье и окружающих людей, выработать личную ответственность за настоящее и будущее страны, способствовать определению жизненных целей после окончания школы, их реализацию в профессиональной деятельности на благо общества.

Социально значимая деятельность обеспечивает два результата:

 · общественный – позитивные изменения в социальной среде (преодоление социальных проблем, улучшение положения отдельных лиц или групп и др.);

· педагогический – проявление просоциальной активности обучающихся, самореализации детей в социально приемлемых формах, усиление сопричастности общественным процессам и проблемам установления связи учащегося с культурной, общественной, политической жизнью общества и государством.