Дополнительное образование как условие успешного развития ребенка в системе дошкольного воспитания.
Сулейменова Майра Еслямовна, магистр, преподаватель спецдисциплин
Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
Сейчас требуется образование другого характера.
Необходимо предоставлять детям больше свободы и творчества,
поощрять активную мыслительную деятельность"
Н.Назарбаев
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны. Мы живем в мире современных информационных технологий. Дети, погруженные в социальные сети, перестали самостоятельно мыслить. Все необходимое для реализации различных проблем дети черпают с помощью интернета. У молодого поколения выявляются потери таких элементарных вещей, как концентрация внимания при изучении простых природных явлений (характеристика времени года), наблюдении изменения окраса листвы. Ребенок не может самостоятельно выполнить аппликацию из бумаги, придумать сюжет для нее.
Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Значение дополнительного художественного образования является одной из важнейших проблем современного общества. Дети, предоставленные сами себе, не видят творческого, эмоционального выхода, не могут реализовать свои способности. Ребенок, который не вовлечен в творческий процесс является, как «голый лист несущий ветром». Первой задачей в направленности дополнительного образования должно быть вовлечение, заинтересованность ребенка в необходимости проявить свои творческие способности, помочь ему осознать, что он может раскрыть себя в определенном направлении. Необходимо в наше время открывать, как можно больше центров детского творчества с разумной платой за занятия, обустроить условиями для необходимого творческого процесса.
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:
- приобщение детей к человеческим ценностям;
-развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
- воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
- формирование культурного поведения.
Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Дополнительное образование детей дошкольного возраста могут оказывать не только воспитатели, но и специалисты, которые работают по собственным авторским программам, по какому-либо направлению: музыкальному, художественному, эстетическому, нравственному, психологическому и другим
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели:
Ø свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
Ø ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ø единство обучения, воспитания и развития;
Ø практико - деятельностная основа образовательного процесса
Дополнительное образование дошкольников способствует:
- развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;
- развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста;
- оздоровлению детей;
- развитию психологического воспитания;
- оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста
дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Оно способствует расширению культурного пространства, самореализации личности, стимулирует ее творческое развитие.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности. Указанные факторы в полном объеме реализуются в учреждениях дополнительного образования.
Деятельность учреждений дополнительного образования дошкольников, ставших преемником системы внешкольных учреждений, сочетает в себе, с одной стороны, лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка.
В работе с дошкольниками учреждения дополнительного образования используют те же методы воспитания, что и другие социальные институты, т.е. убеждение, принуждение, поощрение и приучение. Однако сфера их применения не одинакова. Основное место в культурно-творческом развитии детей этого возраста занимает метод убеждения, как словом, так и делом. Это вполне естественно, так как посещение внешкольных учреждений не носит обязательного характера. Учитывая психологическую особенность детей к подражанию, социальные педагоги используют такую активную форму убеждения, как беседа. Тем более что для детей характерна любознательность. Удовлетворить эту потребность они могут в беседах со старшими, т.е. с родителями и педагогами. Особое место в этих беседах занимают вопросы нравственного поведения.
Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Список литературы.
1. Роль информационных технологий в системе дополнительного образования детей // Математика. Информационные технологии. Образование: Материалы региональной научно-практической конференции / ОГУ. - Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2006.
2. Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей школьников // Вестник КарГУ. Серия педагогика. - 2007. - № 2 (46) .
3. Роль педагога дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся // Вестник КарГУ. Серия педагогика. - 2007. - № 3 (47). (В соавторстве со Шкутиной Л.А., Сагиевой Л.Н.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.