Дополнительный материал к уроку по теме:«В.П.Астафьев «Царь-рыба»
Речь пойдёт об уроке по произведению В.Астафьева «Царь-рыба», удостоенному Государственной премии СССР за 1978 год.
В.Астафьев – художник, идущий от личного биографического опыта к широким обобщениям, к сущности человечности. Корни его творчества уходят в мир детства, деревни, сибирской природы. Его жизненный опыт – тяжёлая юность и участие в Великой Отечественной войне – определяет многие особенности стиля писателя: частое повествование от «я», отсутствие эпического спокойствия, обращение к очерковой, публицистической манере, значительную роль образа автора – повествователя, позиция которого активна и последовательна. Она обнаруживается в неповторимо впечатляющих астафьевских пейзажах, в публицистических отступлениях, в постоянстве нравственных принципов человеческого общежития, которые раскрываются через судьбы героев.
Работа над
книгой «Царь-рыба» Астафьева может сыграть значительную роль в нравственном,
гражданском воспитании молодёжи, а также познакомит школьников с творческой
манерой самобытного советского художника. Уроку ( 1 или 2 академических часа, в
зависимости от объёма включенного материала ) предшествует достаточно
длительная подготовка. Так как обеспечить школьников текстами произведения
трудно, необходимо сообщить им о времени проведения урока не менее, чем за
месяц. В зависимости от задач, которые намерен решить учитель на уроке по книге
« Царь-рыба», резервов времени и особенностей класса для обязательного
прочтения могут быть рекомендованы все разделы книги. Основания для подобного
вычленения заключены и в особенностях композиции самого произведения, лишённого
сквозной сюжетной линии, разделенного автором не на главы, а на рассказы («
Повествование в рассказах» - так определил жанр Астафьев).
Главная задача урока - выявить нравственные законы, определяющие отношения
человека и мира, в котором жизнестойкость нашего « единого человечьего
общежития».
Вопрос, определенные в результате предварительной беседы учителя с учащимися,
предлагаются всему классу. Над отдельными из них ( по собственному выбору )
ученики работают более углубленно, их выступления на уроке могут быть оформлены
в виде специальных сообщений или докладов.
Классу предлагались следующие вопросы:
О чем говорит глава « Уха на Боганиде»? В чем смыл сопоставления Акима и Гоги
Герцева? Почему так много внимания уделено образам браконьеров? Как решает
автор проблему « человек и природа»? Что можно сказать об авторе-рассказчике?
Для ответа на поставленные вопросы учитель рекомендует прочитать рассказы « Уха
на Боганиде», «Поминки», «Рыбак Грохоталов», «У золотой карги», «Царь-рыба»,
«Сон о белых горах», «Нет мне покоя». Работа над произведением начинается
задолго до урока. Учитель направляет внимание школьников на отдельные
существенные аспекты вопроса, выбранного ими для углубленного анализа.
Благодаря этому поиск учащихся оказывается в нужном русле и основные проблемы
входят в структуру размышлений самих ребят, а не преподносятся на уроке
учителем. Среди дополнительных вопросов могут быть следующие: в чем особенности
астафьевского видения мира? В чём смысл двукратного обращения автора к образу
цветка в главе « Уха на Боганиде»? О каком браконьерстве идёт речь в книге? Что
входит в содержание понятия «природа» для Астафьева? Как ответить на вопросы,
заданные автором в конце произведения?
Учитель должен ясно представлять себе основные проблемы, которые будут поставлены на уроке, их решения и выводы, к которым он приведёт класс. Но в том-то и заключается сложность и ценность подобных уроков, что учитель не может заранее предположить всего, что скажут школьники. Необходимо дать ученикам возможность свободно и полно высказываться, не направляя и не подавляя их мысль дополнениями и замечаниями. Лишь по окончании ответа учитель выделяет, подчёркивает интересные, существенные для общего хода анализа положения, иногда тактично направляя их.
Урок начинается с воссоздания учащимися общих читательских впечатлений о произведении в целом. Подобная задача возвращает школьников к живым переживаниям, испытанным при чтении книги, активизирует личностный подход к произведению, настраивает на откровенный, вдумчивый разговор о нём.
« Произведение интересное, даже неожиданное. Никогда не встречался с такими героями, как Аким. Не совсем разобрался в этом характере, но он меня чем-то очень привлекает».
« книга поразила мастерством описания природы. Сама по себе эта природа для нас, городских жителей, непривычна, кроме того, она изображена, нарисована Астафьевым так ярко. Пожалуй, я не назову другого современного произведения, где была бы так же объёмно написана природа».
« Меня очень привлекла книга силой, смелостью, с которой писатель говорит об охране природы. Очень понравилась глава «Уха на Боганиде» проблемой доброты, солидарности людей».
«Очень заинтересовал меня образ Гоги Герцева. Хочется поговорить о нём побольше. Вообще все характеры Астафьева неоднозначны, всё время чувствуешь, что это не придуманные экспонаты и не просто живые, а живущие люди».
Предметом углубленного анализа становится глава «Уха на Боганиде». Учитель объясняет причину выбора этой главы тем, что она была особо выделена большинством учащихся, что именно в этой главе начинается история главного героя произведения Акима, и, наконец, тем, что сам Астафьев определяет её как центральную в книге. О чём же она? Вот основные положения, содержащиеся в выступлениях учащихся.
«Уха на боганиде» - глава о тяжёлой жизни «северного человека», о том, что помогает ему не просто выжить, а остаться человеком».
«Дело в том, что в бригаде, работавшей на Боганиде, не было подлецов, лентяев, хапуг, их просто выгоняли или она переделывались».
«Это глава о доброте и солидарности трудового народа, о жизнетворной силе человеческой чуткости, помогающей преодолеть самые страшные испытания жизни. Это глава о том, как доброта рождает доброту».
«Отношение взрослых к детям вырастает в отношении детей к взрослым: опекают детей рыбаки. И не просто опекают, а относятся уважительно, тактично. Делают вид, что малыши всерьёз помогают им вытащить сети, и что они совершенно незаменимы при варке ухи. Заботится о подростках уже не на Боганиде капитан Олсуфьев. А дети, в свою очередь, отвечают тем же взрослым: ухаживает за инвалидом Кирягой деревягой и за все детворой посёлка девочка Касьянка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестёр мальчик Аким».
В
размышлениях Астафьева, отмечают учащиеся, постоянно слышится пульс нашего
времени, дыхание советского уклада жизни, реализующего основные принципы человечности.
Объясняя, почему первыми кормят артельной ухой детей, рыбак говорит: «… здесь
тебе не становище, здесь бригада, бригада советская, между прочим. В советской
же державе всегда и всё вперёд отдавалось о должно отдаваться детям, потому как
дети есть наше будущее». Астафьев рассказывает об интернате, в который уезжают
учиться старшие ребята, о детском доме, спасшем братьев и сестёр Акима,
ремесленном училищу, которое кончает Касьянка, школе шофёров, где учится Аким.
- Какие моменты в этой главе вам особенно запомнились? – Лучше чтобы учащиеся
по памяти воспроизвели запомнившееся. Это активизирует непосредственные
читательские переживания, возбудит воссоздающее воображение. Школьники говорят
и о кругах золотого жира, плавающих на поверхности, закипевшей ухи, о рыбьих
хвостах, вылезающих из котла, о протянутых вперёд руках ребёнка, осторожно
несущего невыносимо горячий котелок, о животных, к которым так добры люди, о
красоте тундра и т.д.
- В чём же особенности астафьевского видения мира? – спрашивает учитель. Школьники отмечают почти осязаемую вещественность, объёмность всего, о чём говорит писатель, заинтересованное, доброе отношение художника ко всему его окружающему, указывают на то, что Астафьев утверждает неповторимость всего в мире, значимость каждого элемента.
- Среди явлений окружающего мира, - замечает учитель, - автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры. В чём же смысл столь настойчивого обращения писателя к образу цветка?
«Это как будто цветок и не цветок, а пушистый птенец, что-то живое. И чем-то он, по-моему, даже внешне напоминает Акима. Именно Аким и увидел его ещё мальчиком, ранней весной, истощённый страшной голодной зимой, когда он мог думать только о чём-нибудь съестном. Казалось бы, ничего не должен замечать вокруг, но увидел этот цветок с льдинкой в середине и забыл обо всём, кроме этого чуда стойкости. Судьба цветка чем-то напоминает судьбу северного человека. Он побеждает вечный холод мерзлоты, вбирая в себя тепло мира, солнца, хранит его и передаёт семенам… «Каждую весну всходили и освещали холодную полуночную землю цветки с зеркальной льдинкой в венце».»
Далее учитель подводит итог:
- Писатель постоянно говорит об устойчивости неиссякаемой «воспроизводящей себя силе народной жизни», о её надёжности, постоянстве, о той жизнестойкости народа, в основе которого лежит не только воля, трудолюбие, мужество, но и солидарность, чуткость, человечность. И прошедший через самые сложные испытания жизни, но согретый людской теплотой будет думать о мире, как думает о нём Аким, обращаясь памятью к прошлому мир – «это артель, бригада, мир – это мать, которая даже веселясь, не забывает о детях… мир и труд – вечный праздник жизни!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.