Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +1
Взрослым
25.02.2018
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Цель:
Рассказать о семейно- бытовом обряде в казачестве, связанном с рождением и крещением ребенка».
Дети по понятиям казаков - признак «благословения Господня над семьёй». Неимение детей считалось Божьим наказанием.
Семейные казаки проводили дома мало времени. Казачки всю любовь к мужу, который зачастую нёс ратную службу вдали от родного очага, переносили на детей. Существовали многочисленные обряды и суеверия, выражающие материнские тревоги.Цель:
Рассказать о семейно- бытовом обряде в казачестве, связанном с рождением и крещением ребенка».
attachment_914682075.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Дополнительный материал к факультативу
«Духовная культура казаков»
на тему:
« Семейнобытовые обряды казаков.
Обряды, связанные с рождением
и крещением ребенка». Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки
Цель:
Рассказать о семейно бытовом обряде в казачестве, связанном с
рождением и крещением ребенка».
Дети по понятиям казаков признак «благословения Господня над семьёй».
Неимение детей считалось Божьим наказанием.
Семейные казаки проводили дома мало времени. Казачки всю любовь к
мужу, который зачастую нёс ратную службу вдали от родного очага,
переносили на детей. Существовали многочисленные обряды и суеверия,
выражающие материнские тревоги.
Вынашивающая дитя казачка не должна была в праздник крутить гужвы2
или перешагивать через какуюнибудь веревку, что вело, по поверьям, к
рождению младенца с кривыми руками или ногами. Запрещалось шить или
вязать в церковные праздники. Этим будущая мать могла «зашить» ребенку
глаза, и он мог родиться слепым. Беременной казачке, предписывалось
внимательно смотреть по сторонам. Считалось, что если мальчик
перешагнет казачке через ноги, то могут быть тяжелые роды.
Обязательным было посещение церкви, но и там надо быть настороже. Если
беременная казачка присутствовала на похоронах, то из церкви ей нужно
было выйти раньше, чем вынесут гроб, чтобы не родить мертвого ребёнка.
Существовало много примет и обычаев, связанных с родами и ограждением
новорожденного от сглаза. Казачки всегда рожали дома, время родин
скрывали от посторонних. Для облегчения родов развязывались узлы,
пояса, расплеталась коса.
Новорожденного до 6 недель старались не показывать посторонним,
поэтому видеть его в первые дни могли только родные. Ставни в доме
закрывались, пеленки не вывешивались на улицу, а позже их нельзя было
оставлять сушиться в ночь. Плохим знаком считалось соприкосновение с
черной кошкой, в этом случае пеленки выбрасывались.
Чтобы у ребенка был спокойный и крепкий сон не разрешалось качать
пустую люльку, также старались не допустить, чтобы ребенок смотрел в
зеркало. Со дня крещения на ребенке постоянно был крест и пояс.
Крещение новорожденных
Таинству Крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что
до этого у младенца нет души, а дети, умершие некрещёными, не явятся на
страшный суд.
Перед тем как нести младенца в церковь, его клали в передний угол
горницы завернутым в овчинную шубу. При этом говорили: «Определи ему,
Господи, талант и счастье, добрый разум, долгие века! И пусть ребенок
будет также лохмат (т.е. богат), как эта шуба!».
После этого бабушка младенца подносила его родителям со словами:
«Благословите, родители, принять крещеную веру, как от рождения, так и
до крещения, как от крещения, так и до венца, как от венца, так и до конца
жизни быть чистым и непорочным».
Путь от родного дома до церкви, в день крещения считался тяжким и
опасным делом. По представлению людей нечистые силы расставляют на
протяжении всего пути бесчисленные ловушки. Существовало поверье, что
если при выходе из дома встретится казак, то ребенок будет счастливым,
если казачка
несчастным. Если попадется животное будет богатым, встретится
пьяница будет пьяницей. Если на пути в церковь встретится птица
будет блудником.
Имя ребенку давали по воле родителей, но чаще по имени святого, в день
которого младенец родился, «а то ангел плакать будет».
Существовали приметы, связанные с самим обрядом крещения. Если после
погружения в святую купель, младенец «поджимался», то верили, что он
будет живучим, если вытягивался жилец будет недолгий.
Когда возвращались из церкви в дом, младенца, обернув овчиной, снова
клали в передний угол и повторяли Господу просьбу о милости к младенцу.
Праздновались крестины не очень шумно. Приглашались только родные и
самые близкие знакомые. Более обеспеченные казаки приглашали попа. В
красном углу садились кум и кума, с ними рядом священник. Кушанья
подавались легкие, в большинстве закуски, потому что основу стола
составляли хмельное и чай.
Важно отметить значимость крестильной рубашки для казака. Такую
рубашку шила и дарила крестная. Надевалась она 1 раз в момент
крещения ребёнка, и после этого всю жизнь сохранялась. После смерти 3 . Годовалого
человека эта рубаха сжигалась вместе с первой прядью волос и вещами
(письмами, нательной одеждой, постелью). Иногда, если казак погибал на
службе, в походе, а мать продолжала ждать сына, крестильную рубашку
клали матери в гроб.
Обряд стрижки волос
Некоторые обряды были цикличными и имели значительную
протяженность во времени. К ним можно отнести ритуальную стрижку
мальчика.
Волос в традиционной культуре у многих народов мира имел сакральное
значение. Например, в Древней Индии усы носили «кшатрии» в
большинстве своём военное сословие. Таким образом, видно, что усы и
борода издревле ассоциируется с мужеством.
В казачьей среде волосы также носили глубинный смысл. Это
подтверждает сохранявшийся во всех казачьих землях, древнейший обычай
ритуальной стрижки. Мальчика стригли в первый раз, когда ему
исполнялся год
Этот обряд описан в древнерусский летописях как великокняжеский. До
сих пор остается неизвестен тот факт, где прародина этого обряда, пришел
ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Возможно, он был общим для
всех дружинников
казачонка на женской половине дома усаживали на кошму4, и крестная
мать срезала пряди волос, которые потом на протяжении всей жизни
сохранялись за именной иконой.
Подстриженного мальчика женщины передавали мужчинам, которые несли
его к церкви там находился неоседланный конь. Казачонка сажали верхом
на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали
первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по мельчайшим
приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву—
будет жив; заплачет, повалится с коня — быть убитому. Коня обводили
вокруг церкви. Потом отец брал сына на руки, а крестный надевал на них
портупею с шашкой.
У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Передавая ребенка,
казак приговаривал: «Казака принимайтя! Да за ним поглядайтя! Чтобы
был не квелый, до всякой работы скорый, чтобы Богу молился да сабле
учился! Чтобы малых не забижал, старших уважал, а к родителям был
почтительнай...» Крестная принимала от отца амуницию и передавала крестному со
словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно.
Сохраняй ее до срока».
Крестный отец, принимая оружие, хранил его и вручал крестнику в
семнадцать лет, после того, как «малолетка» приписывали к полку. Он же
должен был обучать крестника всем церковным обычаям, но в большей
степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть
излишне строг и чрезмерно мягок — поскольку это его плоть и кровь, а
крестный—духовный отец будет и строг и справедлив.
Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны, чаще
всего, дарил старший в роду. Это, как правило, были шаровары, без
которых обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все
поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.
Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но,
как правило, лет с трехпяти казачонка уже приучали к верховой езде
(трёхлетки уже сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по
улицам, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной).
Вторая ритуальная стрижка в семь лет. Бритоголовым он шел в
первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. В этот день
дома, после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские
сласти, мальчик собирал постель и переходил из детской в комнату
братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежду, выбрасывая
все, что считали излишне теплым и мягким. «Все! говорили они. Учись
служить! Чай, теперь ты не дитятко, а полказака!»
С этой минуты мальчика могли наказать только мужчины (или, если отец
погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его
Кошма толстая войлочная подстилка из валяной овечьей или верблюжьей
шерсти.
воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.
«Смотри, говорил отец, тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство».
Таким образом, в десять лет ребенок уже полностью понимал меру
ответственности и действительно был опорой дома и семьи.
Третий раз казака стригли в 19 лет: при зачислении на службу и
приведении к присяге. За 12 дня перед присягой соблюдался строгий пост. Казак шел с отцом и крёстным в баню, где его стригли наголо, одевали во
всё чистое и новое. К присяге он шёл бритоголовым, это означало его
расставание с гражданской жизнью и вступление в военную. Теперь главной
заботой его и его семьи были «справа» и снаряжение на службу. За два года
до призыва на полевую службу он должен был многому научиться, многое
собрать и отрастить чуб.
Существует легенда, объясняющая ношение казаками чуба: «у казаков есть
закон личной неприкосновенности всякого, кто пришёл просить у них
убежища и защиты. У беженца никогда не спрашивали, откуда он, что
совершил, даже имени, пока сам не скажет, не пытали. Укрывали,
защищали, кормили. Нарушившего закон гостеприимства ждало суровое
наказание. Оказывается, многие беженцы были каторжане и их «клеймили»:
выжигали букву, знак на лбу, отрезали ухо, или выбривали половину
головы.
беглецами «сторожа» требовали
«свидетельствование всех казаков». Казаки выстраивались в ряд, и
присланный чиновник выискивал «беглеца». Вот здесьто для того, чтобы
скрыть в строю преступника и возник обычай прикрывать одно ухо шапкой,
а второе ухо и часть лба закрывать чубом.
Надо заметить, что чубы были не у всех. Можно выделить ряд широко
известных причесок, которые раньше носили казаки:
Посланные
за
Казакичеркасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове
ирокез.
Реже встречалась прическа «оселедец» оставление одной пряди
волос на выбритой голове так ходили только воины, («оселедец»
характерен для запорожцев.)
Казаки Дона чаще всего стриглись «в скобку» так, чтобы лицо было
обрамлено причёской, как скобой.
Казакистарообрядцы, как правило, стриглись “в скобку”, или “под
горшок”, “под арбузну корку”, когда волосы подстригаются в
кружок — ровно спереди и сзади.
Наряду с чубом неотъемлемой частью внешнего вида казаков были усы и
борода. Казаки не носили обручальных колец то, что казак женат,
показывала борода, неженатые же казаки носили только усы.
Срезанные волосы в древности имели огромную силу, поэтому их
тщательно прятали. Закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к
врагу и тот совершит над ним колдовскую порчу. По древнему обычаю, когда казаки хоронили друга, они бросали в могилу
Алмазов Б. А. «Казаки»
пряди своих волос, как бы обещая мстить врагу без пощады. Однако,
казаки, вырывавшие в знак проклятия пряди волос знали, что мстить
смертный грех, и потому считали проклятыми и себя. «Я человек
конченный говорил казак в таких случаях, и не будет мне покоя ни на
том, ни на этом свете».
Обряды, связанные с головным убором.
Папаха и фуражка всегда играли огромную роль в обрядовых действиях
казаков. Так, например, если новорожденный был слабым, и его боялись
нести в церковь, особенно, если это происходило зимой, требовали, чтобы
священник «окрестил шапку». Затем ее надевали на ребенка, и он считался
крещенным.
Интересным является обычай, когда казаки заставляли священников
венчать невесту с шапкой, в момент венчания символизирующей жениха,
бывшего в это время гденибудь в отлучке на службе, на войне.
Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню, и как только он ее надевал
считался женатым.
Головной убор убитого или умершего казака везли домой. Казак,
привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову,
молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку
перед иконой. Это означало, что защита этой семьи поручается Богу и
христианам. В поминальные дни, в родительную субботу перед фуражкой
ставили стопку вина и прикрывали ее куском хлеба. Утром хлеб
скармливали воробьям, вино выплёскивали в огонь.
У казаков Дона и Кубани существовали обряды, связывающие шапку с
рекой. Так, при возвращении с войны или службы, казаки приносили шапки
в дар родовым рекам, бросая их в волны. Если женщинавдова выходила
замуж вторично, то её новый супруг после венчания фуражку прежнего
хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нёс фуражку к реке и опускал её в
воду со словами: “Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но
честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет
тебе земля пухом, а душе райский покой”. Источники:
1.Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная
культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. Чита: УМЦКиНТ,
2009. с.
2. Трушина С.Ю Презентация на тему "Как казаки своих детей
воспитывали"
http://uchportfolio.ru/materials/show/70963
3. А. Петров Казачьи традиции. воспитание мальчика»
http://apesni.org/kazaki/avospmaltch.htm
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.