Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».
Оценка 5

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Оценка 5
Мероприятия
docx
история +1
Взрослым
25.02.2018
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды». Цель: Рассказать о свадебном обряде казаков, о забайкальских свадебных казачьих традициях . Казаки – народ, исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру. Силой, скрепляющей общину, семью и всё казачье общество, является любовь к своему народу и своим ближним, христианская нравственность и казачий обычай.Рассказать о свадебном обряде казаков, о забайкальских свадебных казачьих традициях .
attachment_505658411.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение              "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"                с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край    Дополнительный материал к факультативу              «Духовная культура казаков»                                  на тему:          « Семейно­бытовые обряды казаков.                  «Свадебные обряды».                                                                                 Трушина Светлана Юрьевна                                                                                     учитель музыки   Цель: Рассказать  о  свадебном  обряде казаков,   о  забайкальских   свадебных  казачьих  традициях . Народная  свадебная   обрядность,  как   и   все   семейно­бытовые   обряды   была   пронизана Православием. В   старину   очень   красиво   проходили   такие   обряды   как   сватовство   (сватанье),   сговор, девичник (девишник), сама свадьба. Девичник проходил три дня. С песнями заплетали невесте косу и украшали ее лентами, на вечерке пели песни, плясали и угощались. На второй день невеста ездила по гостям, к своим родным и подружкам, прощалась со своей «волюшкой». На   третий   день   к   невесте   приходили   подруги   для   расплетания   косы.   Расплетая   косу, девушки пели грустные песни и называли имя подружки. Каждая из девушек расплетала часть косы и одаривала невесту, которая, в свою очередь, дарила подружкам свои ленты. Невеста вела себя тихо и скромно, плакала, даже если выходила замуж по любви. С   течением   времени   многие   обрядовые   действия   были   безвозвратно   утрачены,   но некоторые обычаи остались. Так же, как и раньше, свадьбу гуляют три дня, проводят выкуп невесты. Во время этих обрядов используются старинные пословицы и поговорки. Свадьба у казаков ­ очень сложный, красочный и выразительный ритуал, сопровождаемый многочисленными песнями, танцами, представлениями. Забайкальская   казачья   свадьба­это   переплетение   обычаев   донских   казаков   и   местных жителей. Парни   редко   женились   на   тех   девушках,   с   которыми   встречались   до   свадьбы.   Они старались выбрать невесту из другой станицы, так как такие родственники считались более почетными. В старину выбор невесты принадлежал всецело родителям жениха. Они старались женить сына до выхода на службу, чтобы в семье осталась работница. Часто казака женили в 15­16 лет и молодая жена нередко была старше своего мужа. Рассказывают, что в старину молодой казак, не подозревая о своей скорой свадьбе, бегал в длинной рубахе без штанов с прочими детьми и играл в бабки. Прямо с игры его вели домой и надевали штаны, халат (праздничная одежда), сапоги и везли на смотрины. Кража   невесты   является   старинным   обычаем.   Случалось   это,   когда   парень   и   девушка любили друг друга, но родители невесты противились браку. Девушка тайком покидала отцовский дом и венчалась с милым без родительского согласия. Похищение девушки было небезопасно для жениха. Позже   похищение   невесты   сделалось   обычным   явлением,   но   потеряло   прежнее   свое значение.   «Воровская»   свадьба   устраивалась   с   целью   уменьшить   расходы   со   стороны родителей   невесты:   они   отказывали   сватам,   дабы   не   тратиться   на   девичник,   свадьбу. Случалось, что девушку крали сразу, не посылая сватов. После   побега   девушки   из   дома,   родственники   жениха   сразу   шли   к   ее   отцу   просить подписку   о   согласии.   Будущий   тесть,   получив   ведро   водки,   давал   согласие   и благословение. Сватовство. Жених   или   его   родня   подробно   узнавали   о   достоинствах   приглянувшейся   девушки   и засылали сватов. Важно   отметить,   что   казаки   народ   гордый,   горячий,   но   во   всех   обычаях   были   очень сдержанны и старались не обидеть друг друга. Именно поэтому даже отказ сватам давался так, чтобы не оскорбить людей. Молодой казак, которому приглянулась девушка, вместе с отцом приходил в дом будущей невесты   ­   «чайку   попить».   Но   в   момент   «знакомства»   ни   сватовстве,   ни   о   свадьбе   не говорилось ни слова. Казак как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху ­ донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась   на   вешалку,   о   сватовстве   не   могло   быть   и   речи.  Для   большего   успеха   в сватовстве, они, при входе в дом невесты старались незаметно опрокинуть вверх дном ступку, приговаривая при этом: «Брошу тут без дна, будут отец и мать без ума». Вначале ведут разговоры о постороннем, когда же их начинают угощать чаем, сваты встают: «Мы не чай пришли пить, а о деле говорить! Сватушко и сватьюшка, мы пришли с добрым дельцем, со сватаньем вашей дочери за.. .(такого­то)».  Родители невесты никогда сразу не давали ответа. На следующий день сваты приходили снова. Родители, ссылаясь на молодость дочери или какие­либо другие обстоятельства, пытались   навести   справки   о   женихе.   При   согласии,   назначали   время   «рукобитья» (заручения, или пропивания, так как в этот день «пропивают» невесту). В день рукобитья определяется день свадьбы и, в знак окончательного решения, молятся перед иконами с зажженными свечами. В Нерчинском округе в день рукобитья привозили ведро водки и товар (принос) невесте: шали, материал на платье и рубашку, так как невеста в первую брачную ночь должна быть в сорочке жениха. Невеста одаривает жениха кисетом или шелковым платком. После молитвы отец невесты, взявши в правую руку платок, соединял правые руки жениха и невесты и говорил будущей родне: «Вот вам мое дитя, где руки ­ там и голова. Будьте в надежде,   будьте   уверены   в   моем   дите».   Родители   жениха   разбивают   руки   будущих супругов, то же делает и мать невесты. Затем   начиналось   угощенье.   Ходили   по   гостям,   ко   всем   родственникам   невесты.   Пир продолжался 2­3 дня. Невеста   в   песнях   высказывает   свое   предположение   о   приезжих   гостях   и   упрекает родителей за то, что поторопились выдать свою дочь, как бы желая сбыть ее с рук. Что уте гости, уте званые? Что за купцы, да и за торговые? Уж чем ты с ними торгуешься? Уж чем же ты переторговываешь? Уж не мной ли, красной девицей? Не моей ли косой русою? Не сдавайся ты, родимый батюшка, На их­то слова ласковые, На поклоны­то пренизкие. Просватанную девушку освобождали от тяжелой работы по дому, она шила себе платье и белье. Родители чаще отпускали дочь к подругам, родственники устраивали в ее честь вечерки. Поездки по родственникам имели и практическое значение, так как везде невеста получает подарки платками, материалами, деньгами, а иногда и животиной. В начале девичника устраивали предсвадебную стряпню, обязательно готовили курники и рассольники. Без них свадьба не свадьба; готовили их и у невесты и у жениха. Курники и рассольники   ­   это   пироги   из   пшеничной   муки,   отличаются   они   формой   и   начинкой. Курники делали по форме круглой миски и начиняли ячменной крупой, а рассольники ­ продолговатые и начинялись осердием. Заготавливали их в большом количестве, чтобы хватило   на   весь   девичник   и   свадьбу.   Перед   употреблением   курники   и   рассольники разогревают и обливают начинку салом или супом. Едят ложкой прямо из корки, как из миски. В день приготовления собираются почти все женщины станицы, и каждая несет что может: масло, муку, мясо, сало и прочее. Во время стряпни женщины поют. В песнях описывается девичья жизнь невесты, ее приготовление к встрече жениха. Косокрашение (красить ­ украшать косу) и есть начало девичника. В этот день подруги или родственницы невесты, «зваты», разодевшись в лучшие платья, заходят в каждый дом и говорят: «Милости просим к нашей девице на косокрашенье». Невеста в это время сидит в кути, закрывшись большим платком. Она расстается со своей девичьей волей и девичьей красотой и проливает слезы до самого отъезда к венцу. Подруги берут ее под руки, выводят на середину хаты. Невеста падает в ноги перед отцом и матерью и просит благословения: Благослови­ка меня батюшка, На сей день Господний! Благослови­ка, родимая матушка, Под накидочку шелковую, Пресвятую мать Богородицу. Продолжая песни, невеста изливает в них жалобы на своего отца и мать за то, что они отдают ее в чужие люди, как бы стараясь избавиться от нее.  В другой песне невеста обращается к матери и просит расчесать ей косу: Благослови­ка, Господи, изукрасите  Мне трубчатую косу  Всякими алыми цветочками, Обдерными ленточками  Со кисточкой со жемчужною! Мать подходит к дочери и расплетает ей часть косы, затем невеста приглашает сестру, подруг изукрасить ее русую косу. Подруги вплетают ей в косу кисть, сделанную из бисера и украшенную лентами, надевают ей на голову венок из цветных лоскутов. Затем подруги поют песни, «припевают» к косе всех родственников, знакомых. Каждый кош «припоют» к косе, подходит к невесте, целует ее и делает ей подарок. Все это пение с угощениями затягивается до вечера, после чего следует вечорка с танцами. 11одруги стараются приметь к косе тех, кого не было днем: Не   скупитеся,  откупитеся! Не  всех­то нас по имени называем, Не   всех­то вас по отчеству величаем. Каждый старается сделать подарок невесте. На другой день у невесты продолжается «вытье», опять «припевают» к косе. Изукрасьте, мои подруженьки, Мою да буйную головушку  Отборными да алыми лентами  И кисточкой жемчужною! Мне не долго жить красоваться  Во хорошей да девьей красоте: Во первый да последний раз! Одевшись, невеста со своими подругами идет в гости к близким родственникам и подругам, по дороге поют. Косу расплетают в день увоза невесты или в день прихода жениха. Этот грустный для невесты момент—расставание с девичьей жизнью — сопровождается также песнями. В них изливается беспокойство девушки перед новой, неведомой жизнью. Подруги окружают ее. Невеста приглашает отца, мать, братьев, сестер расплести ей косу, «прикликает» к косе. Теперь каждый «припетый» к косе снова подходит к невесте, целует ее, кладет на поднос подарок и расплетает часть косы. Подруги же, между тем, постоянно подплетают косу вновь, дабы было, что расплетать другим. После того, как всех припоют к косе, невеста «закрывает красоту». Это самая тяжелая минута для девушки. Теперь она расстается навсегда со своей девичьей красотой. В этот момент она признается перед всеми, сохранила ли свою девственность или потеряла. Невеста просит благословения, отец зажигает перед иконами свечу. У невесты, сохранившей целомудрие, кисть из бисера, украшавшая ее косу, подвешивается перед иконами; в противном случае сестра оставляет эту кисть у себя. Баня для невесты ­ как бы последняя ступень расставания с девичеством. Перед отправкой в баню подруги берут веник, садятся вместе с невестой в передний угол, украшают веник лентами. Невеста просит сестру истопить ей баню: Истопи­ка, родимая сестрица, Мыльну парную банечку  Мне помыться, побелиться  Со моими со подруженьками  Во первой­то да во последней  девьей красоте Сестра кладет на поднос веник, украшенный лентами, и мыло. Кто­нибудь из подруг берет водку, наливку и пиво, невесту ведут под руки. Она теперь уже не поет, а только рыдает, девушки за нее поют. В бане наполняют рюмку водкой и выливают ее на каменку. Вернувшись   в   дом,   девушки   накрывают   столы,   невеста   садится   и   просит   расчесать   ей волосы: Учеши меня, родимая сестрица, Мелким рыбьим гребешком; Уплети, моя родимая сестрица. Мелким зернышком. Свадебные приготовления жениха. В то время как невеста устраивает свои прощальные торжественные поездки и оплакивает с подругами свою лучшую пору, воспевая при этом косу как символ девичьей жизни, то жених занят сбором свадебной свиты или дружины. Дружина эта называлась «поездом», а члены   ее   «поезжанами».   Возглавлял   поезд   «тысяцкий».   Сваха,   поезжане,   дружки   и подружья  ­  из  родственников.  Дружка,  распорядитель   свадьбы, следил   за  соблюдением обычаев, поддерживал веселье свадебного пира, поэтому выбирают особо красноречивого. Накануне отправки жениха за невестой готовят не только курники и рассольники, но и похлебки из мяса, студень, жарят мясо, из гречневой муки пекут каравай, а из пшеничной ­ сладкий пирог с начинкой из молотой черемухи. Вечером, накануне отправки жениха за невестой, устраивается вечеринка ­ «столы». Стол накрыт белой скатертью, уставлен тарелками с мясом и студнем, облитыми горчицей. Все это накрыто белыми полотенцами. Каждый из поезжан, приодетый, причесанный, старается запрячь  и оседлать лучшего  коня. К дугам подшиваются   колокольчики и ленты,  челки лошадей перевязываются лентами. Усадив поезд, дружка обращается к родителям жениха: «Благословите, родимый батюшка и   родимая   матушка,   споначаловать!»   ­   «Бог   благословит»,   ­   отвечает   отец.   Дружка раскрывает стол и начинает угощенье. Собравшиеся женщины в песнях восхваляют жениха и поезд. В награду им все бросают медные деньги в чашу с пивом. После угощения дружка обращается к родителям жениха: «Батюшка родимый, матушка родимая! Благословите нашего новобрачного, князя молодого, садиться   на   перины   перовые,   на   подушки   пуховые,   ехать   в   чистые   поля,   в   широкие раздолья. Как свою суженную получить; и ехать к Божьей церкви, под злат венец встать, закон Божий принять, у отца, у матери, и святому Евангелию преклониться, назад к отцу, матери   воротиться,   на   обреченные   места   встати   перед   святыми   иконами,   свечами воскоярыми». Отец берет икону и благословляет сына, то же делает и мать. Икону отдают полудружке и едут за невестой. Дружка   защищает   наговорами   поезжан,   лошадей:   «Господи   Иисусе   Христе!   Буди   мне милостив провести мне, рабу Божию, пути и дороги чисты и гладки, бежать лошадям, не спотыкатися,   никакой   силы   дьявольской   не   боятися.   Пошли   мне,   Господи,   святых угодников твоих Фрола и Лавра; да оградят они лошадей крестом твоим и запечатают своим благословеньем. Во веки веков. Аминь.» После обережи и отпускных молитв свадебный поезд пускается в путь за невестой. Приезд жениха Дружка с полудружьем идет к невесте справиться о ее здоровье и сообщить о приезде жениха. Их угощают чаем, а они дарят девушкам конфеты. В доме невесты накрывают столы, приглашают гостей на вечеринку. Брат невесты идет приглашать жениха. Невесту окружают подруги, снова пение сопровождается ее плачем. Она сетует на то, что ей приходится расставаться с подругами и родными. Перед тем как идти к невесте на вечеринку, дружка снова ограждает свой поезд молитвами и заговорами, читая их про себя: «Господи Иисусе, Сын Божий, благослови меня, раба Божьего, на сей день начатии дело и кончати благими и добрыми делами, заговорить рабов Божьих (имена) молитвами твоими: от колдунов, от ведьм, от колдуниц, от чародеек, от чародеев, от лихоеев, от шептуниц по солнцу и по месяцу, по частям и по светлым звездам. Заклиная я, раб Божий, именем Твоим: будут они передо мной немы, глухи и слепы. Сам, Владыко ­ человеко­любиче, прийди на тайный брак у раба Божия (имя). Запрети всякое колдовство и еретичество. Развей прах вихрем. Аминь». Подойдя к дому невесты, дружка, взявшись за скобу двери, читает три раза: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». «Аминь» отвечают изнутри дома. Женщины приветствуют жениха песнями. Только после третьего выхода невесты жених здоровается с ней. Невеста угощает его водкой и дарит ему платок или кисет; жених в свою очередь одаривает ее. За стол усаживаются в определенном порядке: впереди идет дружка, за ним подружка, прочие поезжане, тысяцкий, жених и сваха. Каждый садится на свое место. Дружка стоит у края стола ­ распоряжается. Когда садится за стол невеста, жених старается сесть на ее платье, чтобы в жизни иметь верх над своей женой (с этой же целью во время венчания жених старается перешагнуть через порог церкви правой ногой прежде невесты, спешит ранее стать ногой на платок, разостланный под ноги венчаемых). Столы накрыты так же, как и у жениха на вечеринке. За столом всецело распоряжается дружка: он открывает полотенца, испрашивать благословения у отца невесты, первый берет кусок мяса, и только после этого начинают, есть и остальные. Дружка следит за порядком, за сменой кушаний. В самом начале «стола» брат и сестра невесты угощают жениха водкой, а он делает им подарки, как бы покупая право сидеть со своей невестой, их сестрой. Жених и невеста едят одной вилкой, из одной тарелки, пьют водку из одной рюмки. Во   время   «стола»   женщины   поют,   в   песнях   они   восхваляют   жениха   и   весь   его   поезд. Каждый,   кому   пропета   песня,   кладет   монету   в   чашку   с   пивом.   После   вечерки   столы убирают, и девушки, снова окружив невесту, «припевают» к косе поезд жениха и других, кто не был припет раньше. Жених со своим поездом собирается уходить, но ему поют до трех раз: Свет, сударь (имя, отчество), воротись: Свет (имя), душа (отчество) стосковалася, Из окошка в окошко бросалася, Все окошки у батюшки повыбила. Жених каждый раз возвращается и целует невесту.                                         Источники: 1.Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная культура / Сост.:  Карпова М.М., Филатченко И.А. ­ Чита: УМЦКиНТ, 2009. ­ с. 2  Круглое Ю. Г. Жанровый состав обрядового фольклора //Русские обрядовые песни.­М.,  1982.­С. 5­19.  3. Аркин Е.А. Сибирская казачья станица: традиции быта и фольклора. //Материалы  третьего научно­практического семинара Западно­Сибирского регионального вузовского  центра по народной культуре. Омск, 1996. ­ С. 30­33. 4. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАЗАКОВ http://www.liveinternet.ru/community/990286/post192386781

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: « Семейно-бытовые обряды казаков. «Свадебные обряды».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018