Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"
Оценка 4.8

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история +1
Взрослым
25.02.2018
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии" Данный материал может быть использован в работе с детьми по изучению казачества. Основу казачьей духовной жизни составляло православие, именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.Данный материал может быть использован в работе с детьми по изучению казачества.
attachment_1168860502.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение              "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"                с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край      Дополнительный материал к факультативу              «Духовная культура казаков»                                  на тему:  «КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ НЕ КАЗАК! ПРАВОСЛАВИЕ В КАЗАЧЕСТВЕ»                                                                                                     Трушина Светлана Юрьевна                                                                                     учитель музыки Основу казачьей духовной жизни составляло православие, именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней. В отличие от некоторых других слоев русского общества, среди казаков досоветского   времени   безбожников   не   было.   Православие   определяло   и освещало весь земной жизненный путь казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение, весь ежегодный круг обрядов. В   состав   русского   казачества   вливалось   немало   представителей   других народов России. Но, несмотря на это, многие исследователи отмечают, что инонациональное   влияние   на   русские   группы   казаков   было   небольшим, чаще всего внешним. Отмечалось, что «прежде всего Православная вера налагала   на   них   (нерусских   казаков)   первый   отпечаток   цивилизующего начала народности великорусской» (Н.Харузин). Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько­нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись   крестами,  заключали   дружбу  «по   фоб»,  «ибо   крест   ­  великое дело. Многие   моральные   стороны   жизненного   уклада   определялись   понятием греха.   Так   грехом   считались:   кровосмесительные   браки;   аборты; неисполнение   предсмертной   воли   родителей;   злопамятность:   «казаки, народ незлобивый, гнев прошел ­ и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому, что мы прощаем на земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божию». Тяжелым   грехом   считалось   неуважительное   отношение   к   родителям, говорили, если «отца не почел, значит, Бога не почел» Ни одно серьезное дело не начиналось без родительского благословения. Умерших родителей обязательно   поминали,   жених   и   невеста   посещали   могилы   родителей накануне свадьбы. Бывали   случаи   родительского   проклятия,   такого   человека   считали пропащим,   и   если   материнское   проклятие   можно   было   отмолить,   то проклятие отца оставалось на всю жизнь: «Мать скажет слово в сердцах, а потом сама же отмаливать начнет, и Господь простит. А если отец проклял ­ тут и конец, и рад бы, да не воротишь. Господь уже не будет после этого судить». Вера   играла   важнейшую   роль   и   в   правосудии.   Судьи   садились   за   стол, перекрестившись и попросив у Бога благословения. Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих   случаях   вор   не   решался   на   такую   клятву   и   признавался   в преступлении. Если виновный не отыскивался, служили молебны Иоанну Воину и ставили свечу «вверх ногами». Вора старались не ругать, желали ему   добра,   служили   молебны   за   его   здравие,   чтобы   его   (виновного) замучила совесть. Нередко это приводило воров к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию. Церковь для казаков ­ самое главное достояние станицы, строили церковь обычно   всем   обществом.   Освоение   новых   земель   всегда   начинали   со строительства   церкви   или   часовни.   Так   поступали   и   казаки   зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине. При переселении «намоленные» древние дедовские храмы разбирались и переносились на новые места за тысячи верст. При этом даже гвозди для крепления   крыши   и   креста   перековывались   из   тех,   что   были   в   старых храмах. С   Днепра   и   Дона   церкви   несли   в   Сибирь,   где   не   было   недостатка   в строительном   лесе.   Дело   не   в   материале,   а   в   том,   что   по   казачьим понятиям, Родина там, где стоят родные церкви. Переселяясь, они несли родину с собой. Ярким примером этой традиции служит церковь на Сахалине, принесенная из Кубани. Утверждают, что в первый раз она была поставлена в XVI веке на Днепре или Тереке. По преданию, уходя в поход на Наполеона, казаки поклялись на Евангелии выстроить новый каменный собор после победы, но после возвращения из Парижа пожадничали и поставили церковь деревянную. Каков же был их ужас, когда только что освященная церковь сгорела от удара молнии. Страх Божий и раскаяние казаков были так велики, что был возведен   каменный   Новочеркасский   собор,   который   стал   третьим   по величине   в   России   ­   после   Храма   Христа   Спасителя   и   Исаакиевского собора. Содержание   церквей   в   надлежащем   виде   производилось   на   средства станичников.   Собирались   со   всех   приношения   ­   хлеб,   полотно   и   др. Собранное продавали с торгов. Например, в станице Митякинской на Дону 20   октября   считалось   «кормным   воскресением».   До   начала   литургии прихожане   ссыпали   перед   западными   дверями   церкви   пшеницу.   После литургии   духовенство   над   хлебом   служило   благодарственный   молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В станице Ярыженской Хоперского округа у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся,   корову   и   т.д.   в   дар   церкви.   Иногда   сборы   на   церковь   определял провести   станичный   сход.   Могли   часть   общественной   земли   сдавать   в аренду,   чтобы   на   вырученные   деньги   построить   храм,   мыли   и   убирали церкви казачки по желанию. Казаки старались заботиться о своем духовенстве. На его долю выделялись обычные казачьи и особые паи, вознаграждения за требы, общественные молебны. Часто ему приносили от себя добровольные пожертвования. Веками   вырабатываемое   казачье   народное   сознание   опиралось   в   своих духовных   поисках   на   православные   каноны,   тем   же   путем   шли   казачьи «законоучители» ­ всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью   ­   воля.   Но   воля   понималась   не   как   свобода   от   законов,   а   как свобода.  Алмазов Б. А. «Казаки»       Самой страшной изменой считалась измена вере. Еще в двадцатых годах на Кубани можно было видеть, как старики в воскресный день ложились на землю у входа в церковь и вся станица через них перешагивала. Это был «охряны» ­ казаки, в турецком плену принявшие ислам. До конца своих дней они не могли входить в храм, но за покаяние казаки хоронили их на общем кладбище. Считалось, что и в Царствии Божьем они будут со своим народом. Воля понималась и как свобода от мирских соблазнов, первый из которых — богатство и его сатанинское воплощение­деньги. Разбогатевший   казак   в   базарный   день   шел   на   ярмарку,   сбрасывал   свою предназначенную  для  боя,  обязательно  чистую  одежду  и  покупал  самое дорогое платье. Нарядившись, нанимал музыкантов, которые сопровождали его целый день, а казак «гулял», то есть ходил по ярмарке, угощал всех вином   и   лакомствами,   покупал   детям   игрушки,   старикам   обновки. Наконец, истратив все деньги, выбрасывал оставшуюся мелочь «на драку» и садился в своем роскошном платье в бочку с дегтем в знак презрения к земной красоте. Затем облачался в свою привычную одежду и уезжал в степь.  Таких  казаков  не только  никто  не осуждал, но  ими  гордились  и приводили в пример детям. Свою жизнь казак понимал как служение Богу (в нем видел основу всей жизни,   справедливости   и   любви)   оружием,   воинским   мастерством. Служение же от работы отличалось тем, служили на пределе возможного, получая   за   это   жалование,   т.е.   сколько   дадут,   в   основном   «для исправности», чтобы казак мог поддерживать  свою боеготовность. Идея воинского   служения   в   церкви   воплощалась   в   том,   что   у   казаков   было принято входить в храм с холодным оружием и во время чтения Евангелия чуть   обнажать   клинок   или   класть   руку   на   рукоять   сабли   «чтобы   сталь слушала». Знамена   и   иные   реликвии   сохранялись   в   храмах.   Храмы   ­   от   главного войскового   до   часовни­   были   органичной   частью   повседневной   казачьей жизни.   Церковь   никогда   не   стояла   вне   интересов   станичного   или хуторского   общества,   что   и   отражалось   в   характерных   для   казачества обычаях. Так, после объявления о войне двери всех казачьих храмов не затворялись.   В   них   непрерывно   читались   молитвы,   причем   по   ночам молитвы   читались   стариками   и   «старцами»   ­   особым   родом нищенствующих,   ведших   полумонашеский   образ   жизни   при   церквях, инвалидами­казаками. Особо   отмечалось,   что   после   возвращения   с   войны   казаки   обязательно делали   «вклады»   ­   на   колокола,   церковную   утварь,   дорогие   оклады   на иконы и священные книги, строили новые соборы и церкви. Вера в то, что Господь всегда рядом, постоянно оберегает и хранит воина, никогда не оставляла казаков. Твердая вера в то, что убитый за правое дело, за слабых и обиженных, за Веру Христову казак,  сразу идет в рай, что  «смерть   задруги   своя»  освобождает   его   от   всех   грехов,   делала   его бесстрашным в любом бою.                                           Источники: 1.Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная  культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. ­ Чита: УМЦКиНТ,  2009. ­ с. 2.  Трушина С.Ю  Программа факультатива "Духовная культура казаков" http://uchportfolio.ru/materials/show/69623 3. В.Ф.Бондарев.  Сборник материалов . Православие и традиции  казачества  http://pokrovkorsakov.mrezha.ru/index.php?catid=51:konf&id=181:2010­06­ 05­08­55­17&Itemid=92&option=com_content&view=article 4. Казаки и православие http://kubanpokrov.ru/index.php/2011­04­14­19­34­21/38­2011­04­14­10­20­ 12/51­2011­04­14­18­31­58.html

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: "Казак без веры не казак! Казачество в православии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018