Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
история +1
Взрослым
25.02.2018
Представлена Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу" для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы
Цель игры :
-воспитание чувства гордости за историческую судьбу малой родины, интереса и сопричастности к истории своего края;
-развитие мотивации к поиску новой информации по теме.Цель:
воспитание чувства гордости за историческую судьбу малой родины, интереса и сопричастности к истории своего края, развитие мотивации к поиску новой информации по теме.
attachment_1175743123.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Сюжетно игровая программа на тему:
«Казачьему роду нет переводу»
для учащихся 78 классов общеобразовательной школы
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки Цель:
воспитание чувства гордости за историческую судьбу малой родины,
интереса и сопричастности к истории своего края, развитие мотивации к
поиску новой информации по теме.
Звучит походная казачья песня «Вспомним, братцы, русских славу».
На сценическую площадку выходят ведущие: казак и казачка.
Казачка: День вам добрый, народ честной (кланяется).
Казак. Здравия желаю! (берет под козырек).
Казачка: Эй, кто тут будет казачьего роду, племени? Признавайтесь, у
кого в роду казаки были?
Казак: Кто считает себя «вольным человеком»? Весь вольный народ я
приглашаю
Казачка: Да ты сначала проверочку сделай, каки они таки казаки? Да что
про казачество знают.
Казак: Это нам недолго. Ну вот...
1.Назовите имена предводителей казачества и первых пришельцев на
Сибирскую землю? (Илья Муромец, А.Попович, Добрыня Никитич, Ермак,
Бекетов, Хабаров, Муравьев).
2 Какими путями (способами) шли казаки по Сибири в Забайкалье? (По
рекам на стругах, плотах, по суше конным, пешим).
3.На какое время в старину присваивалось звание «казак»? (Пожизненно).
4.Как называлось поселение, где проживали казаки? (Станица).
5.Как назывался не большой конный отряд казаков, отправляющийся на
службу? (Караул).
6.Как назывался командир, возглавляющий казачье войско в станице?
(Атаман).
7.Какие вы знаете воинские звания в казачестве? (атаман, есаул, сотник,
десятник, писарь, казначей).
8.Как называлось холодное оружие казака? (шашка, пика)
Казак: Всех , кто правильно ответил на вопросы, прошу выйти на круг.
(Совет старейшин вручает бутафорский крест «За возрождение
казачества»). Атаман: Братья казаки, сестры казачки! Казачьему роду нет переводу!
Молодцы не подвели атамана.
Казак. Разойдись, братва!
Ведущий ЗКВ (Забайкальского казачьего войска).
Сегодня у нас в станице праздник, а на праздниках забайкальские казаки
устраивали смотры, на которых проверяли выучку, сноровку, а уж казакам
радость то какая, разговоров на весь год до следующего смотра.
Казак'. Устроим и мы свой смотр. Каждый казачий смотр начинался и
заканчивался строевой песней, что и я предлагаю сделать каждому
караулу.
Атаман: Станичники! К смотру песни, строя готовсь!
(слышатся голоса, по залу идет группа детей казаков)
Сотник (командует):
Сено солома!
Сено солома,
Атьдва!
Атьдва!
Сено солома!
Ах, канареечка жалобно поет. (Группа казачат поет)
Раз поет.
Два поет,
Атьдва!
Атьдва!
Сено солома!
Сено солома!
Атаман: Смирно!
Сотник: (отдает честь, рапортует) Атаман, отряд сотника Полухина
хождению обучается.
Атаман: Вольно! Что ты это казакам на ноги всякую дрянь навязал?
Сотник: Никак не дрянь, атаман.
Атаман: Как так не дрянь? Казаков позоришь! Устав не знаешь?
Сотник: Никак нет! Это чтобы казакам было легче учиться!
Атаман: (усмехается) Даа! Дела. Продолжай сотник Полухин, пусть
привыкают к дисциплине, к порядку.
Сотник: Шагом марш!
Сено солома! Сено солома,
Атьдва!
Атьдва!
Сено солома!
Ах, канареечка жалобно поет (казачата поют)
Раз поет.
Два поет,
Атьдва!
Атьдва!
Сено солома!
Сено солома! (уходят).
Атаман: Сотникам доложить о готовности к смотру.
Сотник: (отдает честь атаману). Атаман, сотня к смотру готова. Разрешите
показаться. ,
Атаман: Разрешаю! Действуйте!
Сотник: Песню запевай! (каждая группа сотня представляет казачью
песню).
Атаман: Казаки, на станичную строевую песню становись!
Сотник: Песню запевай «Солдатушки, бравы ребятушки»!
Атаман'. Разойдись!
Казак ЗКВ: Добрые молодцы, Забайкальские казаки, образец вы показали,
дисциплину соблюдали.
Член совета старейшин.
В смотре песни, строя вы постарались. Теперь докажите свое умение. Я
вручаю вам «Наказную грамоту», здесь прописаны задания казачьим
отрядам.
Атаман: Работу мы справим ладно. Чтоб на душе было отрадно. Верно,
говорю, станичники?!
Казак ЗКВ: (читает «Наказную грамоту»).
Задание № 1 « Застава» — смотр сноровки.
Вот вам «кони» (стулья, к спинке которых привязаны макеты деревянных
коней). Ваша задача «заарканить коня» (Арканверевка, свитая из конских
волос, с петлейудавкой на конце.) Казаку предоставляется право только
одного броска. Выигрывает отряд, который наберет большее количество
попаданий, (идет игра соревнование).
Атаман: Помните, станичники! «Казак без коня, что птица без крыльев». Казак. Кто поймает коня будет верховым, кто не сумеет останется
пешим.
Член совета старейшин подводит итоги соревнования.
Казак ЗКВ: «Джигитовка» смотр на ловкость. Как бывало в старину,
казак на всем скаку коня выхватывал шашку из ножен и рубил лозу под
корень. В полевых условиях школы предлагаю паре казаков (один в роли
коня, другой наездника) на скаку «срубать» собрать городки.
Сотник: Братья казаки, кто «пеший», кто «верховой», приготовились,
начали! (идет борьба за первенство)
Атаман: «Казак в седле —дело семечки» (подведение итога второго
тура смотра).
Казачка: Спасибо, казаки, насмотрелись. Куча мала народ звала. Добрые
казаки, пригласите и добрых казачек, а вы отдохните, сил наберитесь.
Казак: Ваша очередь, сестры казачки, показать таланты.
Казак ЗКВ: (к зрителям) Умение поговорить, побалагурить в казачьей
среде ценилось очень высоко. Казаки большую часть своей жизни
проводили в походах, а женщины, девушки творили свои забавы.
(Перекличка побасенок)
1.«Тпру»
Едет с поля подвода. В подводе казачонок сидит. Стал в станицу заезжать и
не может лошадь остановить.
«Дяденька», просит прохожего,«Скажи моему коню «тпру».
«Тпру». А что сам то?
У меня губа болит.
2.«Охотник»
Приехал казак на озеро. Смотрит стая уток сидит. Выстрелил из ружья и
мимо. Махнул рукой и говорит: «Дикая она, дикая и есть..Повернулся и
уехал домой ни с чем.
3.«Как Митьку то зовут».
Поехал дед Федор в станицу перепись семьи производить. Всех переписал,
а как младшего внука зовут забыл. Прискакал старый казак, забегает в
дом:
Бабка, как Митьку то зовут?
Дак, Митькой же и есть.
Тьфу ты, нехай его.
4.«Пришла сказать». Заглянула кума к куме. Поздоровались, чаю напились, разговор завели.
Я ведь, кума, к тебе на минутку. Пришла сказать: баня то у тебя горит?
Вскочила хозяйка, схватила ведро, бежать собралась.
Да не ходи уж теперь кума, поди, все сгорело.
5.«Семь Ваньзев».
Ехали семь Ваньзев на одной телеге. Подошел к ним один мужик, выпряг
лошадь из телеги и увел. А они сидят и говорят:
«Семеро не один хоть телегу, не отдадим».
Казак. Ну и вратьто научились!.
Казачка. Чисты, лучисты говоритьто речисты.
Казак ЗКВ. Так или не сяк, а дело не ждет. Наше следующее задание
«Силовое». Надо сесть на стулья друг против друга, поставить ноги между
коленями партнера и преодолевая его сопротивление, стараться развести
колени на ширину плеч. Сдвигать с места ступни не разрешается. Затем
поменяться исходными положениями и повторить упражнение.
(идет борьба за первенство, совет старейшин подводит итоги конкурса).
Казак ЗКВ. Следующее задание «Сотник». Приглашаю сотников
померяться силой молодецкой.
Ход игры: Два игрока стоят в центре круга на корточках. Выставив ладони
вперед, толкают соперника в ладони или в плечо. Увертываясь от толчков,
каждый старается вытолкнуть соперника за круг или опрокинуть его.
(идет борьба, подведение итога соревнования)
Казак: Братва! Казаки! Слово прошу. Нынче на праздник народ славный
собрался. Все важные, желанные. Посадили мы их на скамьи тесовые, а
теперь им слово даем.
Казачка: Мы послухаем да похлопаем. Хорошо казаки поют.
(Народная песня «При лужке» звучит в исполнении гостей)
Атаман: Любят казаки повеселиться, поплясать, шутками покидаться.
Казак ЗКВ: Эх, братва! Слышали, как народ гуляет, старинные песни нос i
Казак: Слышали далеко за крышами, а наши пока молчат.
Казачка'. А мы сейчас тоже споем и спляшем.
(инсценируется казачья песня «Во кузнице»)
Казак ЗКВ: Ну, паря, молодцы! Станица на затеи горазда.
Атаман: Смотр казачьих отрядов закончен. Благодарствуем за пока i.
теперь послушаем судейский «сказ».
(Совет старейшин объявляет победителей смотра, вручает призы). Казак ЗКВ: Мы благодарим всех участников, гостей казачьего смотра
который показал, что «Казачьему роду нет переводу»
Казачка: Гуляй, казак, да дело не забывай. До свиданья, до встречи.
Казак: Конец делу венец!
(звучит мелодия песни «Вспомним братцы русских славу».
Источники:
1. Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная
культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. Чита: УМЦКиНТ,
2009. с.
2. Батькова М.Ю. Казачьему роду нет переводу.
http://nerchs9.ucoz.ru/publ/kazachemu_rodu_net_perevodu/11045
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Сюжетно - игровая программа на тему: "Казачьему роду нет переводу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.