Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Оценка 4.8

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
МХК
9 кл
23.02.2018
Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал по МХК для 9 класса к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры» Цели и задачи: -ввести учащихся в атмосферу русской старины; -расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси; -рассказать о воплощении этого события в произведениях культуры и искусства;Цели и задачи: -ввести учащихся в атмосферу русской старины; -расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси; -рассказать о воплощении этого события в произведениях культуры и искусства;
attachment_1056547586.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                               «Средняя   общеобразовательная казачья школа»        с. Знаменка,    Нерчинский район,   Забайкальский край          Дополнительный материал  по  МХК                для  9 класса  к   разделам    «Язык  изобразительного искусства» и                  «Азбука архитектуры»                                                  на тему:     «Русская старина. Искусство киевской Руси.   Принятие христианства. Азбука архитектуры»          по программе Г. И. Даниловой Учитель музыки и  МХК                                                                       Трушина Светлана  Юрьевна Цели и задачи: ­ввести учащихся в атмосферу русской старины; ­расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси; ­рассказать   о   воплощении   этого   события   в   произведениях   культуры   и искусства; ­пробудить   у   учащихся   интерес   к   древности,   к   красоте   духовных ­потребностей наших предков; ­раскрыть значение основных архитектурных терминов. Оборудование и материалы:   диафильм «Азбука архитектуры», символ   Киева   ­   памятник   основателям   города,   альбом   «Русская   пра­ вославная   церковь»,   фотографии   «Золотых   Ворот   Киева»,   Софийского собора в Константинополе, Киеве, портрет княгини Ольги. Оформление   доски:  тема,   цели   урока,   демонстрационный   материал, основные опорные понятия, краткие выводы. Приемы   и   методы:   лекция   учителя   с   элементами   беседы   и   де­ монстрацией   необходимых   материалов,   иллюстрирующих   содержание урока.                                        Ход урока I. Общая характеристика Древнерусского государства. Киевская Русь ­ древнерусское государство, которое сформировалось в IX в.   В 988 г. на Руси было принято христианство. Оно пришло к нам из далекой   Византии   (восточной   части   распавшейся   еще   в   IV   в.   Римской империи).   Столицей   Восточной   части   стал   город   Константинополь, названный   на   Руси   Царьградом  (по   просьбе   учителя   учащиеся вспоминают  известные  хрестоматийные  строчки из «Песни  о вещем Олеге» А. С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда...»). Христианская вера узаконила и ввела в систему исторически закономерный распад мироощущения. Боги   покинули   Олимп   ­   они   стали   чисто   духовными   существами, свободными от уз плоти, тела. Материальная красота стала рассматриваться как символ. Христианство допускало возможность «одухотворения» тела, перехода его в нетленное состояние. Признавало телесное воскресение мертвых. Византийское искусство питалось христианским учением о торжестве духа и тела. Было символом духовного блаженства. Сама церемония богослужения была примером тончайше разработанного «символического искусства». Когда   послы   Киевского   князя   Владимира   в   X   в.   побывали   в Константинополе на богослужении в соборе Св. Софии, они не знали, на земле они или на небе. По преданию, это и послужило одной из причин тому, что Русь приняла христианство. В связи с этим Киевская Русь оказалась вовлеченной в мощный культурный поток   византийско­славянского   мира,   в   сферу   восточнохристианской культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой переработки родилось то оригинальное и самобытное искусство, которое мы называем древнерусским. Без учета его особых признаков невозможно его полноценное эстетическое восприятие. Это   искусство   обслуживало   религиозные   потребности   общества.   Тесно связано   с   религией   тематикой,   содержанием,   формой   и   призвано сосредоточить   мысли   и   чувства   человека   на   «неземном», «невещественном».   Но   вместе   с   тем   древнерусское   искусство   тесно связано   с   жизнью,   отражает   мысли   и   чувства,   интересы   и   настроения, волновавшие средневековое общество. Изучая древнерусское искусство, мы изучаем духовную жизнь Руси. Древнерусское искусство следовало  канону ­  правилу, традиции, форме. Явление   это   очень   сложное.   Он   (канон)   дисциплинировал   художника, направляя его поиски, воспитывал зрителя. Особенностью древнерусского искусства является еще одна характерная черта ­ имперсональность («безымянность») ­ порождение средневекового мировоззрения   и  культового  назначения  искусства. Роль   творца   церковь отводила себе. Строили для кого, а не кто. Искусство не просто обслуживало религиозные потребности общества, но непосредственно  служило   церкви  как   главнейшему   идеологическому институту феодального общества и находилось под его контролем. Таковы   условия,   в   кбторых   развивалось   древнерусское   искусство, оставившее нам бесценное художественное наследие. 2. Сватовство в Константинополе. Принятие   христианства   на   Руси   тесным   образом   связано   с   именем Киевского князя Владимира. Но история знает, что первой испытала на себе обряд крещения его бабка ­ княгиня Ольга. Предание нарекло ее хитрою, в истории она осталась мудрою, а церковь величала ее святою. Правила она на Руси с 945 по 966 гг. Древнерусское государство представляло тогда собой лоскутное одеяло. Каждый удельный князек в своем удельном огороде считал себя главнее, сильнее, способнее соседа. Ольга   понимает,   что   во   многом   виновата   экономическая   и   финансовая неразбериха. Именно Ольга вводит такое понятие, как «компромисс». В   годы   ее   правления   происходит   невероятное   для   Древней   Руси:   на двадцать   лет   наступает   мир.   Страна   не   воюет   ни   с   одним   из   соседних государств. Невеселое наследство осталось Ольге и в делах международных. Не с руки молодой Руси было ссориться с могущественной Византией. А ведь муж ее Игорь   нарушил   мирный   договор,   пошел   походом   на   Царьград.   Теперь Византия   смотрит  на   Русь  исподлобья.  Торговли   никакой.  Купцов  либо побивают, либо продают в рабство. Недолго колебалась Ольга... Не страшил ее долгий путь. Первое   посольство   в   Царьград   кончилось   неудачей:   византийский император ее не принял. Ни с чем домой воротилась. Прошло еще несколько лет, снова решила: надо ехать. Русь и Византию того времени можно было сравнить с двумя женщинами: совсем молодой, неопытной и взолю пожившей, погулявшей. Первая ­ вся юность, порыв, когда шагается бодро и весело, уверенно. На ней   простая   холщовая   одежда,   но   разве   молодость   требует   украшений? Ошибки и промахи еще не страшны: есть время исправить, а ясный ум подскажет, как в дальнейшем их избежать. Все ­ впереди! Вторая  женщина ­ не то. Ее тучное  и грузное тело страдает от тысячи недугов. Эта старая красотка изводит пуды косметики, чтобы замазать бледность и глубокие морщины. Она сказочно богата, но дорогие ткани и материи не могут вернуть ей и доли прежнего очарования. И теперь в   ожидании   близкого   конца   стала   она   особенно   жадна,   ненасытна, вероломна и развратна. Такой   увидела   Ольга   Византию.   Самое   большое   и   могущественное государство земли клонилось к упадку, цвело последним цветом. Изумил Ольгу Константинополь. Каменные громады дворцов, храмов, огромные площади с памятниками. Очень удивили княгиню жесткие кусочки полотна, сшитые между собой ­ книги называются! На простой доске человечье лицо несказанной прелести ­ икона. Ничего этого Русь еще не знает. Но было еще одно ­ зачем приехала Ольга в Византию. Ее широкие преобразовательные меры на Руси требовали новой, объединяющей всех русских, идеологии. В Европе уже нашли такую основу ­ христианство. Византия было его центром. Поэтому Ольга решила сама принять христианство в Константинополе, подать пример своему двору и всем русским людям. Наконец, 9 сентября 955 г., в среду, в тронном зале дворца состоялся императорский прием. Все при виде императора рухнули оземь. И только  Ольга  стоя приветствовала его легким, изящным поклоном. Перед   богоподобным   императором   Константином   Багрянородным, которому в 955 г. стукнуло 50 лет, стояла посланница далекой державы. Увидев   необыкновенно   красивую   и   неотразимую   женщину,   женатый христианин,   которому   не   полагалось   иметь   нескольких   жен,   предлагает Ольге руку и сердце. Что должна была ответить Ольга? Отказать ­ значит оскорбить   императора,   и   тогда   конец   всем   планам   на   сближение   с Византией,   на   крещение   с   патриаршего   благословения   своей   языческой родины. Как быть?  И сказала она императору: «Я ­ язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе не крещусь!». После   крещения   император   и   Ольга,   нареченная   теперь   Еленой,   долго беседовали, и не мог не удивляться Константин Багрянородный глубине и разумности ее мыслей, достоинству, с которым держала она себя с ним, и снова предложил он ей: Хочу взять тебя в жены себе.... Ольга улыбнулась и покачала головой: Это невозможно теперь.    Ты же крестил меня.  Ты ­ мой крестный отец.    Как же ты можешь стать мне мужем? Тогда   понял   император,   что   перехитрила   его   княгиня.   Ловко,   изящно, красиво, но перехитрила, и теперь уже делать нечего. В самом деле, закон христианской веры строжайше запрещает брак между людьми, связанными обрядом крещения. Ольга уплывала в далекую суровую Русь навстречу будущим испытаниям и невзгодам, бесконечным трудам и планам. Своим крещением Ольга нанесла ощутимый удар оппозиции, державшейся старой, языческой веры. Вместе   с   христианством   привнесла   Ольга   в   Киев   культурные   навыки, незнакомые   ранее.   Церковная   служба   не   могла   обойтись   без   церковных книг,   а   храм   ­   без   икон.   Так   стала   внедряться   на   Руси   письменность, иконопись, храмостроительство,  где русский творческий гений нашел себе громадное поле деятельности. Прошло 33 года, и внук Ольги ­ Владимир крестил Русь. Он дал новый отсчет  ее  истории,  культуре  и  государственности.  Это  было   достойным завершением трудной миссии, начатой отважной женщиной в Византии. А   женой   князя   Владимира   стала   внучка   Константина   Багрянородного, сердце которого пленила когда­то красавица из страны россов по имени Ольга. 3 . Киев ­ «мать городов русских». Политическим и культурным центром Русской земли Х­Х1 вв. был Киев ­ «мать городов русских». Широко   и   величественно   раскинулся   на   берегах   полноводного   Днепра древний   и   вечно   юный   Киев.   Памятники   седой   старины   и   новостройки слились здесь в неповторимый ансамбль. Основателями   города   по   преданию,   описанному   Нестором   в   «Повести временных   лет»,   являются   три   брата   ­  Кий,   Щек,   Хорив   и   сестра   их Лыбедь.  (Один из учеников пересказывает историю основания Киева, а учитель   показывает   картонный   макет   памятника   основателям города.) На   въезде   в   город   встречали   гостей   Золотые   Ворота   города.   Самым величественным каменным сооружением до сих пор является Софийский собор.  О русском каменном зодчестве мы будем говорить на следующем уроке,   а   сегодня   познакомимся   с   отдельными   терминами   архитектуры, которые помогут нам лучше понять самобытное и неповторимое искусство Древней Руси. 4. Просмотр диафильма «Азбука архитектуры». Выводы. Расцвет молодой русской культуры и искусства в эпоху Киевской державы был удивительно бурным и одновременно органичным. Искусство   Киевской   Руси   было  первым   и   определяющим   этапом  в многовековой истории Древнерусского государства. Переплавив,  растворив   в  себе   разнообразные   художественные   влияния  ­ византийское,   южнославянское   и   в   какой­то   мере   романское,   Киевская Русь  создала   такую  систему  общерусских  художественных  ценностей, которая   навеки   наметила   пути   развития   искусства   отдельных   земель   и княжеств. Если Киев называли «матерью русских городов», то киевское искусство можно назвать «матерью древнерусского искусства».                                          Источники: 1.  Мировая художественная культура. 7­9кл.:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений  / Г.И. Данилова.­15­е изд.,  стереотип.­ М: Дрофа, 2013 г.  2.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева ­М, 1998   3.  Реферат: Древнерусское искусство: https://domashke.net/referati/referaty­po­kulture­i­iskusstvu/referat­ drevnerusskoe­iskusstvo

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»

Дополнительный материал  к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018