Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
МХК
9 кл
23.02.2018
Дополнительный материал по МХК для 9 класса к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Цели и задачи:
-ввести учащихся в атмосферу русской старины;
-расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси;
-рассказать о воплощении этого события в произведениях культуры и искусства;Цели и задачи:
-ввести учащихся в атмосферу русской старины;
-расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси;
-рассказать о воплощении этого события в произведениях культуры и искусства;
attachment_1056547586.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Дополнительный материал по МХК
для 9 класса к разделам
«Язык изобразительного искусства» и
«Азбука архитектуры»
на тему:
«Русская старина. Искусство киевской Руси.
Принятие христианства. Азбука архитектуры»
по программе Г. И. Даниловой Учитель музыки и МХК
Трушина Светлана Юрьевна
Цели и задачи:
ввести учащихся в атмосферу русской старины;
расширить знания учащихся об истории принятия христианства на Руси;
рассказать о воплощении этого события в произведениях культуры и
искусства;
пробудить у учащихся интерес к древности, к красоте духовных
потребностей наших предков;
раскрыть значение основных архитектурных терминов.
Оборудование и материалы:
диафильм «Азбука архитектуры»,
символ Киева памятник основателям города, альбом «Русская пра
вославная церковь», фотографии «Золотых Ворот Киева», Софийского
собора в Константинополе, Киеве, портрет княгини Ольги.
Оформление доски: тема, цели урока, демонстрационный материал,
основные опорные понятия, краткие выводы.
Приемы и методы: лекция учителя с элементами беседы и де
монстрацией необходимых материалов, иллюстрирующих содержание
урока.
Ход урока
I. Общая характеристика Древнерусского государства. Киевская Русь древнерусское государство, которое сформировалось в IX
в. В 988 г. на Руси было принято христианство. Оно пришло к нам из
далекой Византии (восточной части распавшейся еще в IV в. Римской
империи). Столицей Восточной части стал город Константинополь,
названный на Руси Царьградом (по просьбе учителя учащиеся
вспоминают известные хрестоматийные строчки из «Песни о вещем
Олеге» А. С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на
вратах Цареграда...»).
Христианская вера узаконила и ввела в систему исторически закономерный
распад мироощущения.
Боги покинули Олимп они стали чисто духовными существами,
свободными от уз плоти, тела.
Материальная красота стала рассматриваться как символ.
Христианство допускало возможность «одухотворения» тела, перехода его
в нетленное состояние. Признавало телесное воскресение мертвых.
Византийское искусство питалось христианским учением о торжестве духа
и тела. Было символом духовного блаженства.
Сама церемония богослужения была примером тончайше разработанного
«символического искусства».
Когда послы Киевского князя Владимира в X в. побывали в
Константинополе на богослужении в соборе Св. Софии, они не знали, на
земле они или на небе.
По преданию, это и послужило одной из причин тому, что Русь приняла
христианство.
В связи с этим Киевская Русь оказалась вовлеченной в мощный культурный
поток византийскославянского мира, в сферу восточнохристианской
культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой переработки родилось то оригинальное и самобытное искусство, которое мы называем
древнерусским.
Без учета его особых признаков невозможно его полноценное эстетическое
восприятие.
Это искусство обслуживало религиозные потребности общества. Тесно
связано с религией тематикой, содержанием, формой и призвано
сосредоточить мысли и чувства человека на «неземном»,
«невещественном». Но вместе с тем древнерусское искусство тесно
связано с жизнью, отражает мысли и чувства, интересы и настроения,
волновавшие средневековое общество.
Изучая древнерусское искусство, мы изучаем духовную жизнь Руси.
Древнерусское искусство следовало канону правилу, традиции, форме.
Явление это очень сложное. Он (канон) дисциплинировал художника,
направляя его поиски, воспитывал зрителя.
Особенностью древнерусского искусства является еще одна характерная
черта имперсональность («безымянность») порождение средневекового
мировоззрения и культового назначения искусства. Роль творца церковь
отводила себе. Строили для кого, а не кто.
Искусство не просто обслуживало религиозные потребности общества, но
непосредственно служило церкви как главнейшему идеологическому
институту феодального общества и находилось под его контролем.
Таковы условия, в кбторых развивалось древнерусское искусство,
оставившее нам бесценное художественное наследие.
2. Сватовство в Константинополе.
Принятие христианства на Руси тесным образом связано с именем
Киевского князя Владимира. Но история знает, что первой испытала на себе обряд крещения его бабка
княгиня Ольга.
Предание нарекло ее хитрою, в истории она осталась мудрою, а церковь
величала ее святою.
Правила она на Руси с 945 по 966 гг.
Древнерусское государство представляло тогда собой лоскутное одеяло.
Каждый удельный князек в своем удельном огороде считал себя главнее,
сильнее, способнее соседа.
Ольга понимает, что во многом виновата экономическая и финансовая
неразбериха.
Именно Ольга вводит такое понятие, как «компромисс».
В годы ее правления происходит невероятное для Древней Руси: на
двадцать лет наступает мир. Страна не воюет ни с одним из соседних
государств.
Невеселое наследство осталось Ольге и в делах международных. Не с руки
молодой Руси было ссориться с могущественной Византией. А ведь муж ее
Игорь нарушил мирный договор, пошел походом на Царьград. Теперь
Византия смотрит на Русь исподлобья. Торговли никакой. Купцов либо
побивают, либо продают в рабство.
Недолго колебалась Ольга... Не страшил ее долгий путь.
Первое посольство в Царьград кончилось неудачей: византийский
император ее не принял. Ни с чем домой воротилась.
Прошло еще несколько лет, снова решила: надо ехать.
Русь и Византию того времени можно было сравнить с двумя женщинами:
совсем молодой, неопытной и взолю пожившей, погулявшей.
Первая вся юность, порыв, когда шагается бодро и весело, уверенно. На
ней простая холщовая одежда, но разве молодость требует украшений? Ошибки и промахи еще не страшны: есть время исправить, а ясный ум
подскажет, как в дальнейшем их избежать.
Все впереди!
Вторая женщина не то. Ее тучное и грузное тело страдает от тысячи
недугов. Эта старая красотка изводит пуды косметики, чтобы
замазать бледность и глубокие морщины. Она сказочно богата, но дорогие
ткани и материи не могут вернуть ей и доли прежнего очарования. И теперь
в ожидании близкого конца стала она особенно жадна, ненасытна,
вероломна и развратна.
Такой увидела Ольга Византию. Самое большое и могущественное
государство земли клонилось к упадку, цвело последним цветом.
Изумил Ольгу Константинополь.
Каменные громады дворцов, храмов, огромные площади с памятниками.
Очень удивили княгиню жесткие кусочки полотна, сшитые между собой
книги называются!
На простой доске человечье лицо несказанной прелести икона.
Ничего этого Русь еще не знает. Но было еще одно зачем приехала Ольга в
Византию. Ее широкие преобразовательные меры на Руси требовали новой,
объединяющей всех русских, идеологии. В Европе уже нашли такую основу
христианство. Византия было его центром. Поэтому Ольга решила сама
принять христианство в Константинополе, подать пример своему двору и
всем русским людям. Наконец, 9 сентября 955 г., в среду, в тронном зале
дворца состоялся императорский прием. Все при виде императора рухнули
оземь.
И только Ольга стоя приветствовала его легким, изящным поклоном.
Перед богоподобным императором Константином Багрянородным,
которому в 955 г. стукнуло 50 лет, стояла посланница далекой державы. Увидев необыкновенно красивую и неотразимую женщину, женатый
христианин, которому не полагалось иметь нескольких жен, предлагает
Ольге руку и сердце. Что должна была ответить Ольга? Отказать значит
оскорбить императора, и тогда конец всем планам на сближение с
Византией, на крещение с патриаршего благословения своей языческой
родины. Как быть? И сказала она императору: «Я язычница, если хочешь
крестить меня, то крести меня сам, иначе не крещусь!».
После крещения император и Ольга, нареченная теперь Еленой, долго
беседовали, и не мог не удивляться Константин Багрянородный
глубине и разумности ее мыслей, достоинству, с которым держала она себя
с ним, и снова предложил он ей:
Хочу взять тебя в жены себе.... Ольга улыбнулась и покачала головой:
Это невозможно теперь. Ты же крестил меня.
Ты мой крестный отец. Как же ты можешь стать мне мужем?
Тогда понял император, что перехитрила его княгиня. Ловко, изящно,
красиво, но перехитрила, и теперь уже делать нечего.
В самом деле, закон христианской веры строжайше запрещает брак между
людьми, связанными обрядом крещения.
Ольга уплывала в далекую суровую Русь навстречу будущим испытаниям и
невзгодам, бесконечным трудам и планам.
Своим крещением Ольга нанесла ощутимый удар оппозиции, державшейся
старой, языческой веры.
Вместе с христианством привнесла Ольга в Киев культурные навыки,
незнакомые ранее. Церковная служба не могла обойтись без церковных
книг, а храм без икон. Так стала внедряться на Руси письменность,
иконопись, храмостроительство, где русский творческий гений нашел себе
громадное поле деятельности. Прошло 33 года, и внук Ольги Владимир крестил Русь. Он дал новый
отсчет ее истории, культуре и государственности. Это было достойным
завершением трудной миссии, начатой отважной женщиной в Византии.
А женой князя Владимира стала внучка Константина Багрянородного,
сердце которого пленила когдато красавица из страны россов по имени
Ольга.
3 . Киев «мать городов русских».
Политическим и культурным центром Русской земли ХХ1 вв. был Киев
«мать городов русских».
Широко и величественно раскинулся на берегах полноводного Днепра
древний и вечно юный Киев. Памятники седой старины и новостройки
слились здесь в неповторимый ансамбль.
Основателями города по преданию, описанному Нестором в «Повести
временных лет», являются три брата Кий, Щек, Хорив и сестра их
Лыбедь. (Один из учеников пересказывает историю основания Киева, а
учитель показывает картонный макет памятника основателям
города.)
На въезде в город встречали гостей Золотые Ворота города. Самым
величественным каменным сооружением до сих пор является Софийский
собор. О русском каменном зодчестве мы будем говорить на следующем
уроке, а сегодня познакомимся с отдельными терминами архитектуры,
которые помогут нам лучше понять самобытное и неповторимое искусство
Древней Руси.
4. Просмотр диафильма «Азбука архитектуры».
Выводы. Расцвет молодой русской культуры и искусства в эпоху Киевской державы
был удивительно бурным и одновременно органичным.
Искусство Киевской Руси было первым и определяющим этапом в
многовековой истории Древнерусского государства.
Переплавив, растворив в себе разнообразные художественные влияния
византийское, южнославянское и в какойто мере романское, Киевская
Русь создала такую систему общерусских художественных ценностей,
которая навеки наметила пути развития искусства отдельных земель и
княжеств.
Если Киев называли «матерью русских городов», то киевское искусство
можно назвать «матерью древнерусского искусства».
Источники:
1. Мировая художественная культура. 79кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова.15е изд., стереотип.
М: Дрофа, 2013 г.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева М, 1998
3. Реферат: Древнерусское искусство:
https://domashke.net/referati/referatypokultureiiskusstvu/referat
drevnerusskoeiskusstvo
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Дополнительный материал к разделам «Язык изобразительного искусства» и «Азбука архитектуры» на тему: «Русская старина. Искусство киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.