Последним, наиболее величественным зданием Растрелли был грандиозный по масштабу Зимний дворец (1754-1762 гг.), являющийся одним из центральных зданий Ленинграда. Благодаря сравнительно низкому цоколю, кажется, что многочисленные двухъярусные колонны дворца, украшающие его стены, вырастают прямо из поверхности площади и набережной. По-прежнему лепнина, вазы и статуи в изобилии украшают это величественное сооружение.
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.docx
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (Франсуа-Бартоломео де Растрелли) родился во
Франции, в 1700 году в семье итальянца скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. О его
детстве почти ничего неизвестно. 23 марта 1716 г. отец и сын Растрелли прибыли в
Петербург. Растрелли-сын в эти годы был деятельным помощником отца, выполняя
совместно с ним работы по частным заказам. Существуют сведения, что молодой
Растрелли для завершения своего архитектурного образования был послан отцом в 20-х
годах за границу. Видимо, Растрелли посетил северную Италию, Австрию, южную
Германию, где он знакомился с работами виднейших мастеров. В 1727 г., закончив своё
образование, молодой Растрелли был уже в Петербурге. Первыми работами
начинающего архитектора были постройки в Москве, куда он приехал вместе с
императорским двором по случаю торжеств при короновании императрицы Анны
Иоанновны. Дворцовые здания в Москве, построенные Растрелли из дерева, не дошли до
нас. Они носили временный характер и впоследствии были заменены другими.
Способности молодого архитектора обратили на себя внимание. Быстрота и прочность
постройки, красота и изысканность отделки, умение выполнять сложные сочетания
различных по своему характеру форм - всё это быстро выдвинуло В. В. Растрелли на одно
из первых мест среди архитекторов того времени. Дарованиями Растрелли
воспользовался всесильный фаворит императрицы Анны Иоанновны - Бирон. В 1733 г. В.
В. Растрелли был послан в Курляндию для постройки дворцов в резиденциях Бирона,
получившего титул герцога Курляндского. В Прибалтике В. В. Растрелли работал вплоть
до 1740 г., когда пал анненский временщик. За эти семь лет Растрелли выстроил Бирону
огромный дворец в Митаве и ряд усадебных дворцов в его загородных резиденциях.
В 1741 г. В. В. Растрелли возвращается в Петербург. С этого времени начинаются его
интенсивная деятельность в качестве оберархитектора двора и всё увеличивающийся
успех. Первой работой по возвращении из Курляндии была постройка Летнего дворца в
конце Летнего сада. За постройкой Летнего дворца последовал целый ряд
величественных зданий. В. В. Растрелли ведёт постройку Аничкова дворца, начатого в
своё время по проекту Земцева, проектирует и строит дворец для Воронцова,
Бестужева-Рюмина и др. Все эти постройки, несмотря на отличия друг от друга,
обладают единым "почерком", единым стилем. В них мастер выступает как зрелый,
сложившийся архитектор. Спроектированная им в 1744 г. Андреевская церковь в Киеве
показывает, что талант Растрелли достиг своего полного расцвета.
В том же 1747 г. В. В. Растрелли начинает перестройку Петергофского дворца. Скромный
небольшой дворец, выстроенный некогда Леблоном для Петра, Елизавета решила
сохранить, перестроив, однако, всё сооружение в грандиозную царскую загородную
резиденцию. В Петергофе Растрелли показал себя как одарённейший зодчий тогдашней
России. Работы по дворцу были окончены в 1752 г.
Пластика архитектурных форм была развита Растрелли в его произведении,
воздвигнутом в Царском селе, постройку которого он начинает в 1749 г. и заканчивает к
1756 г.
Большой Екатерининский царскосельский дворец растянулся на 300 метров. Огромный
парадный двор широким полукругом своих одноэтажных служебных корпусов охватил
его с западной стороны. По другую сторону дворца раскинулся знаменитый парк с
замечательными садовыми павильонами - гротом и эрмитажем. В. В. Растрелли с
большим мастерством создал план дворца. Для того чтобы дать почувствовать его
протяжённость, обилие его зал, гостиных и прочих помещений, он поместил главный
вход в правом крыле. Таким образом, попав внутрь, человек должен был пройти все
роскошно декорированные залы. Растрелли проявил себя и как искуснейший мастер
декоративного убранства. Он нигде не повторяет раз применённые формы орнамента,
резьбы, лепнины. Всё богатство и обилие декоративного искусства той эпохи было призвано, чтобы украсить здание дворца. Янтарь, золото, шёлковые ткани, гобелены,
зеркала служили средствами убранства как грандиозных зал, так и небольших
кабинетов.
С неменьшим совершенством были сделаны и садовые павильоны. В особенности
интересен так называемый эрмитаж, некогда окружённый рвами с водой. Этот
небольшой павильон представляет собой сложно скомпанованное здание, образующее в
плане косой крест, центр которого занят залом с куполом над ним. Обилие украшающих
его колонн, сочность лепнины и прочих скульптурно-декоративных форм настолько
выразительны, что, кажется, здание вылеплено, а не выстроено. Дворец представлял
собой как внутри, так и снаружи подлинную драгоценность.
Последним, наиболее величественным зданием Растрелли был грандиозный по масштабу
Зимний дворец (1754-1762 гг.), являющийся одним из центральных зданий Ленинграда.
Благодаря сравнительно низкому цоколю, кажется, что многочисленные двухъярусные
колонны дворца, украшающие его стены, вырастают прямо из поверхности площади и
набережной. По-прежнему лепнина, вазы и статуи в изобилии украшают это
величественное сооружение. Внутренние помещения дворца до пожара, происшедшего
в начале прошлого столетия, поражали роскошью своего убранства, обилием
применённых архитектурных и скульптурных деталей и форм. Дворец заканчивался уже
после смерти Елизаветы, при Екатерине II. Начало нового царствования совпадало с
изменением художественных вкусов. Богатство, сочность и сложность архитектурного
языка произведений Растрелли стали казаться назойливыми и старомодными. На смену
барокко шёл простой и ясный в своих формах классицизм. Почувствовав изменившееся
отношение, престарелый мастер уехал за границу в отпуск. Вернувшись в Россию, он
вышел в отставку. В Прибалтике он вёл ряд незначительных работ для своего бывшего
покровителя Бирона, вернувшегося из ссылки. В 1771 г. В. В. Растрелли умер.
Творчество Варфоломея Варфоломеевича Растрелли
Творчество Варфоломея Варфоломеевича Растрелли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.