Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"
Оценка 4.7

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК
9 кл
23.02.2018
Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"
Представлена разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди" по программе Г. И. Даниловой Цель урока: формирование устойчивого понимания различий между ветхозаветными и новозаветными нравственными требованиями к человеку через обращение к зарубежным и русским живописным и литературным источникам. Задачи урока: Развивать умения работать с интернет-ресурсами, музыкальными фраг¬ментами, формируя навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала. Воспитывать культуру восприятия произведений искусства, познавательную деятельность учащихся по¬средством включения их в поисковую работу с использованием сети Интернет.Цель урока: формирование устойчивого понимания различий между ветхозаветными и новозаветными нравственными требованиями к человеку через обращение к зарубежным и русским живописным и литературным источникам.
attachment_916197106.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение             "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"             с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край  Разработка урока МХК  для 9 класса на тему:            «НОВОЗАВЕТНЫЕ ЗАПОВЕДИ»             по программе Г. И. Даниловой                                                                          Учитель музыки   и  МХК                                                                      Трушина Светлана Юрьевна Тип   урока:  урок изучения нового материала. Форма урока: урок­исследование. Цель   урока:  формирование     устойчивого     понимания     различий   между ветхозаветными  и  новозаветными   нравственными   требованиями   к   человеку через   обращение   к   зарубежным   и   русским   живописным   и   литературным источникам. Задачи урока: Развивать   умения   работать   с   интернет­ресурсами,     музыкальными   фраг­ ментами,   формируя   навыки   сбора,   обработки   и   систематизации,   анализа информационного материала.  Воспитывать культуру восприятия произведений искусства,   познавательную деятельность   учащихся   посредством   включения   их   в   поисковую   работу   с использованием сети Интернет. Оборудование:  компьютеры, подключенные к Интернету; мультимедийный проектор; папка урока. Подготовительный этап работы:  определение темы и целей урока; обзор сайтов по теме урока; создание списка сайтов, с которыми будут работать учащиеся; подбор заданий с учетом возможностей выбранных сайтов, целей и задач урока; подготовка папки урока, представляющей собой материалы для урока и ученические работы, выполненные в ходе урока. Структура урока:  Введение в тему «Новозаветные заповеди любви».  Проблемная лекция с элементами беседы по плану:  Интерпретация живописных образов, иллюстрирующих Притчи Иисуса Христа.  Поиск   в   сети   Интернет   живописных   и   поэтических   иллюстраций   к новозаветному сюжету «Тайная вечеря».  Работа с понятиями  «иуда­предатель», «иудин поцелуй» в контексте анализа фрески Джотто «Поцелуй Иуды».  Групповая   работа   по   составлению   задания   к   кроссворду   «Распятие. Детали, отсутствующие в Евангелии» с помощью словарей поисковой системы Яндекс.  Соотнесение   библейского   сюжета   «Воскресение»   с   музыкальными фрагментами.  Поиск   в   сети   Интернет   живописных   и   музыкальных   фрагментов   к новозаветному сюжету «Воскресение».  Формулирование новозаветных заповедей.  Подведение   итогов   урока:   выявление   различий   ветхозаветных   и новозаветных заповедей.  Посещение виртуальной галереи.   Объяснение домашнего задания. Интернет­ресурсы:     1529/mxk/arxitekt/arch3. ­   галерея   сайта   «Агиограф».       s.   ru/sch techno. //school http: htmhttp://www.museum.ru/N22388  .  agiograf  .  globalfolio      ://   www  http   .  net   /  poet    .  org   ://   palomnic http   ­  music    .  classic ­   сайт   классической   музыки.    ://   www  http   /  index people  .  com   .  htm ­ энциклопедия замечательных людей и идей.      .  yandex  .  slovari   www    эмблема».  ­«Духовная колыбель». Поэтические странички.  .  ru  ­   энциклопедия   «Символы,  .  ru   /  dict  /  encsym     www   .  abc   ­   знаки, Иллюстративный ряд:  Ван Гог. «Добрый самаритянин».  Доменико Фетти. «Притча о потерянной драхме».  П. Брейгель­старший. «Притча о слепых».  Якопо Пальма­младший. «Блудный сын».  А. Дюрер. «Блудный сын пасет свиней (Раскаяние блудного сына)».  Рембрандт. «Возвращение блудного сына».  Мурильо. «Возвращение блудного сына домой».  Джотто. «Поцелуй Иуды».  Дионисий. «Распятие».  Рембрандт. «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине».  Икона «Спас в силах».                                                  Ход урока Звучит   музыка   «Аве,   Мария»,   на   фоне   которой   иллюстрируются произведения. 1.       Введение в тему урока. Учитель. Какое чувство пытались запечатлеть мастера на этих полотнах? Ученики. Любовь. Учитель. К кому  может быть адресовано это чувство?  Ученики. К родителям, возлюбленной, Богу. Учитель. Есть ли такие правила, которые стали бы основополагающими для многих   людей;   те   законы,   которые   мы   могли   бы   предъявить   к   каждому человеку? Ученики. Это заповеди, изложенные в Библии. Учитель. Какие заповеди вы знаете? Ученики. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира (идола). Почитай имя Божие. Помни день субботний и святи его. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего. Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Учитель. Кто является создателем этих заповедей?  Ученики. Моисей. Учитель. В какой священной книге мы с ними знакомились?  Ученики. В Ветхом Завете. Учитель . Итак, мы с вами знаем ветхозаветные заповеди.  Тема нашего урока звучит как «Новозаветные заповеди».  Сформулируйте цель урока. Ученики. Определить различие ветхозаветных заповедей от новозаветных. Учитель.   Чтобы   достичь   цели,   мы   должны   обратиться   к   живописным, литературным и музыкальным источникам. 2. Проблемная лекция с элементами беседы. Учитель. Как излагал свое учение Иисус Христос? Ученики. В беседах с учениками, в проповедях перед народом. Учитель.   Одна   из   вершин   учения   Иисуса   Христа   ­   знаменитая   Нагорная проповедь. С ней вы знакомились на уроках литературы. Вот некоторые из ее постулатов: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Учитель. Форма, которую Иисус Христос выбирает для своих проповедей, ­ притча. Вспомните, какие притчи вы знаете? Учащиеся.   «Притча   о   блудном   сыне»,   «Притча   о   сеятели»,   «Добрый самаритянин», «Притча о слепых», «Притча о потерянной драхме». Учитель.­  Самая   распространенная   из   них,   к   которой   обращались   многие художники, ­ «Притча о блудном сыне». Эта история постоянно привлекала внимание художников. Передайте кратко содержание этой притчи. Краткое изложение притчи. Учитель.   На   этот   сюжет   голландским   художником   Рембрандтом   написана знаменитая   картина,   а   также   малоизвестная   для   вас   картина   ­   испанским художником Мурильо.  На чем сконцентрировали свое внимание Рембрандт и Мурильо? Учащиеся. Рембрандт обращает внимание на состояние персонажей ­ отца и сына, а  также  свидетелей  этого события.    Мурильо   передает  содержание притчи: слуги несут новые одежды блудному сыну, старший сын сдержанно принимает   брата,   а   на   заднем   плане   ­   изображение   ведомого   на   заклание теленка ­ жертвы, принесенной во искупление греха. Учитель.   На   пятый   день   после   входа   в   Иерусалим   состоялась   пасхальная трапеза, получившая название «тайной вечери». Какое событие произошло во время этой трапезы, ставшее впоследствии главным таинством христианской церкви? Учащиеся. Причащение. Учитель. Во время тайной вечери Христос предрекает, что один из апостолов предаст   его.   Веками   тайная   вечеря   привлекала   внимание   христианских художников. Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст. Для вас следующее задание: подберите иллюстративный и поэтический ряд по данному сюжету из Нового Завета. Определите, какой драматический момент лег в основу выбранных вами иллюстраций. На каких деталях этого сюжета заостряют внимание художники и поэты? Работа с поисковой системой Яндекс и со списком сайтов. Демонстрация одной из работ. Учитель.   Мы   часто   слышим:   «иуда­предатель»,   «иудин   поцелуй».   Какое значение приобрели эти выражения и с чем это связано? Учащиеся.   Имя   Иуды   стало   синонимом   предателя,   а   «иудин   поцелуй» употребляется в значении «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви и дружбы». Иуда указал на Иисуса Христа поцелуем. За предательство Иуда получил 30 сребреников. Учитель. Слух о великом чуде стал распространяться по всему Иерусалиму. Враги Иисуса Христа испугались, что народ последует за ним, и решили убить Иисуса Христа. Последнюю неделю (она получила название Страстной) земной жизни Иисуса Христа   каждый   день   происходили   важные   события.   Днем   Он   учил   в иерусалимском храме, а ночи проводил вне города. Именно в эти дни один из 12  апостолов Иуда Искариот предложил синедриону предать своего Учителя. Как это удалось сделать Иуде, вы вспомните, посмотрев на известную фреску Джотто «Поцелуй Иуды». Что противопоставляется в знаменитой фреске? Учащиеся. Здесь противопоставляются уродливая голова Иуды и прекрасная голова Иисуса Христа. Учитель. Что означает выражение «идти на Голгофу»? Учащиеся.  Нравственные страдания, мучения. Учитель. Понтий Пилат не хотел проливать кровь безобидного, но побоялся толпы, которая требовала распятия Иисуса. И римский прокуратор Иудеи вынес   приговор   ­   смерть   на   кресте.   В   русской   культуре   немало художественных произведений, так или иначе связанных с распятием Иисуса Христа. По эмоциональной силе хочется выделить стихотворение В. Набокова «Мать», отрывок из которого я представляю вашему вниманию. Смеркается. Казнен. С Голгофы  отвалив,  спускается толпа, виясь между олив,  подобно медленному змею;  и матери глядят, как под гору, в туман  увещевающий уводит Иоанн  седую, страшную Марию. Уложит спать ее, и сам приляжет он,  и будет до утра подслушивать сквозь сон  ее рыданья и томление. Что, если у Нее остался бы Христос  и плотничал, и пел? Что, если этих слез  не стоит наше искупленье? Учитель. В чем смысл страдальческой смерти Иисуса Христа? Учащиеся. Своей смертью Иисус Христос искупил грехи всех людей. Учитель.   Распятие   Иисуса   Христа   на   кресте,   свершившееся   на   Голгофе, описывают   все   евангелисты   ­   их   рассказы   отличаются   лишь   некоторыми деталями.   В   живописных   интерпретациях   встречаются   и   такие   детали, которых нет ни у одного евангелиста. Работа со словарями поисковой системы Яндекс. Учитель. В воскресенье рано утром женщины, пришедшие помазать Иисуса Христа   благовонным   миром,   обнаружили,   что   гроб   господен   пуст.   Ангел сообщил им, что Иисус Христос воскрес. прослушивание Воскресение Иисуса Христа на третий день после его смерти является чудом. Ни один их евангелистов не описал самого акта Воскресения Христа. Оно прошло никем не видимым. Как Христос восстал из гроба, в каком он был виде,   куда   отправился   ­   все   это   навсегда   останется   тайной.   О   том,   что Христос   воскрес,   можно   было   заключить   по   его   дальнейшим   явлениям   в течение   сорока   следующих   дней;   описания   некоторых   из   них   оставили евангелисты, и эти описания стали основой живописных полотен. Вашему вниманию предлагаются некоторые иллюстрации этого сюжета. Ваша задача   ­   внимательно   рассмотреть   их,  прослушать   варианты   предложенной музыки   и   объяснить,   какой   из   музыкальных   фрагментов   мог   бы проиллюстрировать новозаветный сюжет «Воскресение». Просмотр   иллюстраций   сюжета   «Воскресение», предложенной музыки, объяснение своего выбора. Учитель.   «И   вывел   их   воин   из   города   до   Вифании   и,   подняв   руки   Свои, благословил   их...   Стал   отдаляться   от   них   и   возноситься   на   небо.   Они поклонились   Ему   и   возвратились   в   Иерусалим   с   великою   радостью»   (Лк. 24:50­52). О каком сюжете говорится в Евангелии от Луки? Учащиеся. Вознесение Иисуса Христа. Учитель. Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа ­ это произошло сорок дней спустя после Воскресения: «...явил Себя живым, по страданиям  Своем, со  многими  верными  доказательствами, в  продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Теперь   вы   сами   должны   подобрать   иллюстративный   ряд   и   музыкальные фрагменты к этому сюжету и объяснить свой выбор. Работа с интернет­ресурсами. Учитель. Вспомните, пожалуйста, между кем заключался договор в Ветхом Завете? Учащиеся. Между Богом и народом. Учитель. А в Новом Завете? Учащиеся. Между Богом и человеком. Учитель. В  Ветхом Завете основной упор делается на справедливость, то есть на воздаяние человеку по заслугам. Иисус Христос ставит на первое место милосердие, когда любовь и сострадание к человеку не зависят от его заслуг. Единственным   основанием   для   милосердия   является   их   вера   в   Отца небесного. В своем учении Иисус Христос утверждает добро и добродетель не простым отрицанием   зла.   Он   формулирует   основное   правило   нравственности   на принципиально другом уровне: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Учитель. Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью, Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить! К. Р. ­ великий князь К. А. Романов В основе этики Иисуса Христа лежит этика любви. Своей жизнью и смертью Иисус Христос показал, какая должна быть любовь:  смиренна, деятельна, бескорыстна. ­ Как вы понимаете эти слова? Учащиеся.   Смиренная   любовь   заключается   в   служении   другим   людям. Деятельная   любовь   направлена   на   оценивание   человека   по   делам. Бескорыстная любовь должна быть направлена на тех, от кого не может быть никакой корысти: на обездоленных, изгнанных, отверженных. Учитель. Но главное испытание для человека ­ это отношение к врагу. Как нужно относиться к врагам своим? Учащиеся. Любить врагов своих. Учитель.   «Любите   врагов   ваших,   благотворите   ненавидящим   вас, благословляйте проклинающих вас» (Лк., 6, 27­28). Давайте подведем итог нашей работе. В чем же различие ветхозаветных заповедей от новозаветных? Учащиеся. В основе новозаветных заповедей лежит закон любви отдельной личности к Богу, к людям. Учитель.  Любовью к ближним пламенея, Народ смиренью Он учил, Он все законы Моисея  Любви закону подчинил. Так писал известный поэт А. Толстой.   Две   тысячи   лет   нравственные   ценности   христианства   являются основополагающими   правилами   жизни   для   многих   людей.   Законы христианской   этики   приобрели   для   миллионов   жителей   земли общечеловеческую   значимость,   стали   требованиями,   предъявляемыми   к каждому человеку. А   сейчас   я   приглашаю   вас   совершить   экскурсию   по   виртуальному   музею «Религиозные   сюжеты   в   русской   живописи».   Давайте   посмотрим,   как   к интерпретации библейских сюжетов подходят русские художники. Посещение виртуальной галереи. Беседа. Учитель. Запишите домашнее задание (по выбору): Подготовить список сайтов с аннотациями по теме сегодняшнего урока. Выбрав   один   из   сюжетов   Нового   Завета,   не   рассматриваемых   на   уроке, подобрать иллюстративный, поэтический и музыкальный материал.                                        Источники: 1. Мировая художественная культура. 7­9кл.:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений  / Г.И. Данилова.­15­е изд.,  стереотип.­М:  Дрофа, 2013 г. 2.Информационные технологии на уроках   МХК /авт. Сост. Н В Киселёва.­2­ е изд.­ Волгоград: Учитель, 2011 3. Заповеди Божии.         http://azbyka.ru/zapovedi­bozhii

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"

Разработка урока МХК для 9 класса на тему: "Новозаветные заповеди"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018