Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"
Оценка 4.6

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 5
6 кл—9 кл
22.02.2018
Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
3 Икона Богоматери.docx
СИМВОЛИКА ИКОН. ЧТО ОЗНАЧАЮТ ИКОНЫ Понедельник, 24 Ноября 2014 г. 20:42 + в цитатник  Цитата сообщения Любовь_Суфранова  Прочитать целиком    В свой цитатник или сообщество!   Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец   имел   задачу,   которая   определялась   особенностями   средневекового миропонимания: ­ вывести сознание человека в мир духовный, ­ изменить сознание, ­ возбудить ощущение реальности идеального мира, ­помочь человеку найти свой путь преображения. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание.   Тогда   многие   не   умели   читать,   но язык   символовпрививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.   Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.   Каждый предмет в иконе ­ символ: Дуб – древо жизни.   Дом – символ домостроения, созидания. Гора – символ возвышенного, знак духовно­нравственного восхождения. Красный крест  – символ мученичества (и Возрождения).   Цветок   анемона –   знак   скорби   Марии,   матери   Христа   (обычно   на   иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника. Юноша с трубой – ветер. Пеликан – символ чадолюбия. Золотой венец – символ духовной победы. Правая   и   левая   сторона   на   иконе   или   фреске –   тоже   зачастую   символичны. Средневековый   зритель  знал, что  слева от  Христа  –  девы  неразумные,  справа – разумные. Два­три дерева ­ символизируют лес. Луч   с   небесных   сфер –   символ   Святого   духа,   Божественной   энергии,   которая совершает чудо воплощения Божества в человеке. Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.   Также   иногда   иконописцы   применяли   разные символические   изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием: Золотой крест, якорь и сердце ­  означают веру, надежду и любовь. Книга – дух премудрости. Золотой подсвечник – дух разума. Евангелие – дух совета. Семь золотых рогов – дух крепости. Семь золотых звезд – дух ведения. Громовые стрелы – дух страха Божия. Лавровый венок – дух радости. Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.   На иконах могут быть изображены церковные таинства: Сосуд с водой – таинство крещения. Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания. Чаша и дискос – таинство причащения. Два глаза – таинство покаяния (исповеди). Рука благословляющая – таинство священства. Рука, держащая руку – таинство венчания. Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).   Обучаясь   у   византийцев,   русские   мастера­иконописцы   приняли   и   сохранили символику   цвета.   Но   на   Руси   икона   не   была   такой   пышной   и   строгой,   как   в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.   Цвет в иконе: Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует   Божественную   энергию   и  благодать,  красоту   мира   иного,  самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик   и   икон   позволял   почувствовать   сияние   Бога   и   великолепие   Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император   мог   подписывать   указы   пурпурными   чернилами   и   восседать   на пурпурном   троне,   только   он   носил   пурпурные   одежды   и   сапоги   (всем   это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали   пурпурной   тканью.   Этот   цвет   присутствовал   в   иконах   на   одеждах Богоматери – царицы Небесной. Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным   огнем   сияют   крылья   приближенных   к   престолу   Бога   архангелов­ серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни. Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На   иконах   и   фресках   святых   и   праведников   обычно   изображали   в   белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились  пелены  младенцев,  души  умерших  людей  и  ангелы.  Но  белым  цветом изображали только праведные души. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой. Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды,  вечного   обновления.  Зеленым   цветом   писали   землю,  он   присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Серый ­ цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. Основой   цветовой   символики   православной   иконы,   как   и   всего   церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для   изображения   Пресвятой   Богородицы   характерны   темно­вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно­синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды  вообще у древних народов. Образу   Спасителя   присущи   темно­коричнево­красный   хитон   и   темно­ синий гиматий (плащ,   накидка).   И   здесь,   конечно,   присутствует   определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба). У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно­красный хитон — символ Его человеческой природы.  Темно­красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства. Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика   цвета   здесь   тоже   строго   фиксирована.   Чтобы   понять,   почему   белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень. Особо   важное   значение   в   иконописи   придается   золочению.   Фон   икон   для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая   инокопь   (инакопь,   ассист   —   графическое   выражение   световых   бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий   отблеск   благодатной   энергии.   Последовательность   золочения   имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Обратная перспектива   Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте. В   иконе   наоборот:   все   линии   сходятся   к   человеку   и   он   оказывается   перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой. Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний». Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы. Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него. Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы   приближало   зрителя   к   изображенному   образу,   пространство   иконы   словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.   Небо и земля в иконе   Веками   Русь   переживала   тяжелые   испытания:   войны,   разрушения,   голод.   Дни благополучия   были   редкими   и   недолгими.   Но   даже   в   самые   мрачные   времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем­то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи   она   называется   «позем»   и   пишется   обычно   зеленым   или   коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.   Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.     Типы изображения Богородицы Икона Богоматери под названием «Семистрельная» была написана более пятисот  лет назад северорусским художником. Она считается чудотворной, поскольку перед ней свое исцеление получили многие люди. Мало кто знает истинное значение этой  иконы и, в частности, семи мечей, изображенных на ней… Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak­839527­chto­oboznachayut­7­mechey­na­ ikone­bogomateri#ixzz4cP0OW9ds Традиционно Богоматерь на всех иконах изображается с маленьким Иисусом  Христом или другими святыми. На Семистрельной иконе, где ее пронзают семь  мечей, она находится в полном одиночестве. Мечи, пронзающие Богоматерь с обоих боков и посередине, означают боль и печаль, которые Пресвятой Деве Марии  довелось пережить на земле. Считается, что эта икона способна сотворить семь  чудес – однако только тем людям, которые владеют знаниями о ключах Соломона.  Те, кто знают царский Соломонов ключ, могут узнать по Семистрельной иконе  будущее на семь лет вперед. Семистрельная икона смягчает сердца – поэтому перед ней молятся о мире во  время войны, о умиротворении непримиримых врагов, ниспослании терпения, а  также исцелении от холеры и хромоты. Число «семь» выбрано для нее не случайно – святой Симеон Богоприимец пророчествовал об испытании оружием, через которое  должна пройти душа Богоматери. Семь мечей – невыносимая душевная скорбь,  которую Мария испытала во время распятия, мучений и смерти своего  божественного сына. Типы изображения Богородицы  Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта. Он   представляет   собой   Богородицу,  с  приподнятыми   и   раскинутыми   в  стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От   прочих   иконографических   типов   изображения   Богородицы,   Оранту   отличает величественность и монументальность.   Также   основным   типом   изображения   Богородицы   является Одигитрия – путеводительница Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены   прямо   к   зрителю.   Это   строгое   и   величественное   изображение,   где особенно Божество Иисуса Христа. Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная   нежность   Богоматери   и   Младенца.   Здесь   подчеркивается   естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"

Дополнительный материал к урокам истории по теме "Культурное наследие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018