Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
12.04.2018
1. Викторина по произведениям Н. В. Гоголя, изученным ранее
– Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии).
– Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818 по 1820 годы учился в городе Нежине, в Гимназиивысших наук князя А.А. Безбородько).
– Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».)
– Какую женскую роль сыгралиграл Н.В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
2. Сочинение-миниатюра: «Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли, и что перестали замечать. И сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к нравственному возрождению.
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубокой личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».
Дополнительный материал в 9-м классе.doc
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству
Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"
1. Викторина по произведениям Н. В. Гоголя, изученным ранее
– Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы
Миргородского уезда Полтавской губернии).
– Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818 по 1820 годы учился в городе Нежине, в Гимназиивысших
наук князя А.А. Безбородько).
– Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В.
Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».)
– Какую женскую роль сыгралиграл Н.В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И.
Фонвизина «Недоросль»)
2. Сочинениеминиатюра: «Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли, и что перестали замечать. И
сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к
нравственному возрождению.
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубокой личной пропасти, он стал
самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».
3. Аналитическая работа с текстом повести «Шинель»
Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно.
Вопросы для анализа
Комментарии
Какова главная тема
повести «Шинель»?
Как подчеркивается
типичность героя и
ситуации?
Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни.
«Служил в одном департаменте»,
«Когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог
припомнить», «один чиновник….»
Какая личность перед нами?
Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни – в
переписывании бумаг
Чем стала для него идея
приобретения шинели?
Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.
В чем особый драматизм
ситуации с кражей шинели?
Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против
несправедливости.
С какой целью вводится
фантастический финал?
Гоголь стремился вызвать у читателя чувства протеста против условий
жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Какой тип «маленького
человека» воплотился в
Башмачкине?
Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая
духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии
автора к «маленькому человеку» не исключает трезвого подхода к
проблеме.
4. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами» Версия: Н.В.Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что
определило трехчастную структуру поэмы.
Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской
действительности.
Во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей части
(3 том) изобразить их в «Раю».
Законченным оказался только 1й том.
5. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов
Глава 1.
«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором
(приезд Чичикова в губернский городок N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)
Композиционные звенья поэмы
Первое
Второе
Третье
Главы 26
Главы 7
10
Глава
11
Главы 26.
Изображение жизни российских помещиков.
Главы 710.
Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но
центральное место отведено изображению мира чиновников. Как помещики и чиновники воплощают социальное
зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?
Глава 11.
Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова. Уже через год после
начала работы над «Мёртвыми душами» Гоголь писал: «Если совершу это
творение так, как нужно его совершить, то … какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная
куча! Вся Русь явится в нём!»
(Письмо к В.Белинскому от 12 ноября 1836 г.)
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже!
Как грустна наша Россия!»
6. Сочинениеминиатюра «Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?»
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Ваша задача – назвать ту определенную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от
Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.
7. Зачетная работа по теме: «Как страшна наша Россия»
Задача: обобщить всё о мёртвых душах, заполнить таблицу.
Манил
ов
Коробоч
ка
Ноздр
ёв
Собакев
ич
Плюшки
н 1. Портретная галерея
2. Описание поместья
3. Жизнь крестьян
4. Отношение к предложению
Чичикова
5. Итог сделки
6. Каков герой
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.