Моделирование художественного произведения
Оценка 4.8

Моделирование художественного произведения

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
28.02.2017
Моделирование художественного произведения
Материал представляет итог работы по реализуемой авторской программе "Моделирование художественного текста как способа целостного анализа произведения". По результатам работы на основе данной программе была дана серия открытых уроков, а также проводились творческие мастерские в рамках реализации муниципальной проблемной группы "Текстопорождение: опыт, проблемы и перспективы". Данная система работы привлекает многих педагогов города Северска.
Вершинина Л.М. Моделирование ХП .doc
«Моделирование художественного текста как способ целостного представления об авторской концепции  произведения» Вершинина Лидия Михайловна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 88 имени А.Бородина и  А.Кочева» Северск    формирование   умений    Цель:  формирование   методических   умений   анализа   поэтического   текста   с   целью создания теоретической  и практической основы текстопорождения (написание сочинения   –   размышления),   философского представления об авторском замысле. Задачи: ­развивать   стремление  к пониманию,  изучению  основных  принципов  учебно ­ интеллектуальных умений   (формирование компетенций по         приобретению знаний): а) анализ художественного текста (реконструирование) б) интерпретация художественного текста в) систематизация по заданной схеме рассуждения или алгоритму ответа г) моделирование по заданной схеме рассуждения или алгоритму ответа д) обобщение по заданной схеме рассуждения или алгоритму ответа.   ­смоделировать урок ­ практикум с элементами проектно­ исследовательской деятельности   произведения и эпизода художественного текста.  Адресат:   Учителя русского языка и литературы.  Данная     методическая     разработка   дает   представление   о   Аннотация:   моделировании художественного текста как  инновационном подходе к   анализу текста и создании рабочего материала,   создает   целостное     представление о произведении, систематизирует дальнейший ход исследовательской       работы над художественным произведением.    Актуальность:  Возможность   для   учителя   при   современном   подходе   к обучению систематизировать и развивать в работе культурно ориентированные принципы:   принцип   картины   мира;   принцип   целостности   содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип   ориентировочной   функции   знаний;   принцип   опоры   на   культуру   как мировоззрение и как культурный стереотип. ­создание   модели   ответа   ­   моделирование   конфликта   лирического Моделирование художественного текста      Модель мира, на наш взгляд, это емкое и целостное представление ученика о   системе   координат,     представленных   автором   в   художественном   тексте. Смоделировать можно все. Общая модель для работы: конфликт характер  природу дух тело чувство космос  время место        Форма   окружности   –   это   и   есть   зрительное   выражение   целостности представления   поэтики   художественного   текста   и   его   архитектоники. Окружность – это модель обобщения, завершенности увиденных наблюдений, а также   возможности   выстроить   свои   знания   в   ассоциативную   и   подтекстовую цепочку.   Вот   каким   образом   можно   представить   один   из   вариантов моделирования текста главы поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Модель конфликта первой части поэмы  «Долой вашу любовь!» 1913 – встреча с  Лилей  Брик в  поезде       «Я»         «Иду красивый»  «Любеночек» «Как голова  казненного»  «Подкашиваются   ноги»      «Выскочу!»           «Выскочу!»                «Выскочу!» К о н ф л и к т «Она» 1915 – Вошла резкая  как «Нате!»,  муча перчатки  замши: «Знаете  – я выхожу  замуж» создана   поэма­протест,   которую   он посвятил  Лиле с ее  разрешения С ю ж е т   ф а б у л а          Окружность – это внутреннее и внешнее пространство текста, вне ее –   т.е. внетекстовая   архитектоника   художественного   произведения, биографический,     исторический,   культурологический,   литературоведческий контексты прочтения, внутри окружности «Что?» и «Как?» изображает автор. Зрительно это обозначается совершенно явно. Модель мира может строиться по принципу антитетичности: Я – Они,  т.е. личность – мир,   например,   в  поэме В.   В.   Маяковского     «Облако   в   штанах»,     первой     ее   части     «Долой   вашу любовь!»,  это  выглядит  так: Поэт о себе в первом лице – бесконечно много напоминаний о «Я», а она представлена одной репликой. Любви больше нет,  для Маяковского это катастрофа мирового масштаба, для нее – обыденность. Явно   выделен   внешний   конфликт   главы,   сюжетная   организация   текста   и фабульное   его   выражение.   Внутренний   конфликт   лирического   героя   также можно считать с данной модели.         Моделируя   эпизод   эпического   художественного   произведения, показывая внешнюю и внутреннюю архитектонику эпизода,   проследим, каким образом строятся две разные модели по роману М. А. Булгакова «Белая  гвардия».  Первая модель романа М. Булгакова «Белая гвардия» «Внутренняя архитек­ тоника эпизода «Ут­ ром   14   декабря   в Александровской гимназии»  отобра­ жает   экзистенциаль­ ный взгляд автора на события,   происходив шие   14   декабря   в Александровской гимназии   Киева,   на роль интеллигенции в этом   историческом событии,   на   расста­ новку   основных   сил противоположных сторон   драматичес­ ких   столкновений   в России. Выделен фи­ лософский   подтекст прочтения   эпизода, соотнесены   истори­ ческие   лица   и   вехи России   с   социаль­ ным   потрясением декабря 1918 года на Украине.   Выделены художественные детали,   подчеркива­   ющие   катастрофу,   но   определены   обще­   человеческие ценности,   которые   сохранила   белая   гвардия.   Таким   образом,   выявлено авторское отношение к  изображаемому  и опреде­ лена способность автора, как создателя, в нахождении модели  онтологической будущности России.  Вторая модель  – это проявление умения учащихся вписать эпизод в контекст всего романа, определить его границы и установить эстетические, композиционные, идейные   связи.   Выявлен   тот   факт   в   процессе   моделирования   внешней архитектоники   эпизода,   что   данный   фрагмент   романа   является кульминационным  в развитии сюжета. Как нити,   связывают  художественные детали   этого   эпизода   все   произведе   ние   в   целом.   Социальные   явления­«С», историзм изо бражаемого­«И», философский подтекст и скрытые ассоциации ­«Ф»,бытопись, трансформируемая в знаки и коды бытия­«Б». Модель места эпизода в контексте всего романа  «Белая гвардия» «Модель конфликта поэтического текста «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчева» Цель проекта: 1. Определить роль конфликта в архитектонике стихотворения. 2. Сформулировать основной конфликт Художественного текста,  опираясь на образно­ассоциативную лексику. Задачи проекта: 1. Отработать умения выделять лирический сюжет. 2.      Закрепить   умение  –  обозначение   составляющих   образа   лирического «Я». 3. Акцентировать   внимание   на   значении   ассоциации   в   создании представления о конфликте. План работы: 1шаг   Определить основной конфликт лирическое я – лирический герой           субъективное начало – объективное начало Внутренние конфликты героиня героиня автор он мир героиня 2 шаг 3 шаг 4 шаг онтологическое начало во взгляде поэта (+) экзистенциальное представление о мире (­) Классифицировать семантические единицы (лексику), несущие 1. 2. Соотнести с данными конкретными лексическими единицами  ассоциации и мотивы, ими вызванные. Сделать письменный или устный вывод о конфликте. К О Н Ф Л И к Т             Схема   моделирования   художественного   текста   может   задавать   самые   раскрывающие разнообразные   параметры   анализа.   Это   и   топосы,     являющиеся пространство   в   произведении,   и   предметы   интерьера,   художественными деталями, через которые автор как через семантические коды   и   знаки   приводит   читателя   к   самым     главным   смыслам.   После детального  рассмотрения  текста  эта  кажущаяся  механистическая   работа должна быть продолжена.   Путем проговаривания каждой составляющей модели и составления мини­выводов, основывающихся на семантических знаковых ассоциациях, мотивации автора и общей архитектонике текста, пишется   текст   квази­исследования.   Сначала   это   должны   быть     тексты, составленные вместе с учителем. Эту работу проводить в системе, если хотите добиться от воспитанников полноценных, серьезных, оригинальных, а самое главное, мировоззренческих текстов.

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения

Моделирование художественного произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017