Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
25.01.2023
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.
Как организовать образовательное пространство, что повысить творческие способности обучающихся? Современные педагогические технологии помогут в этом
Обобщение опыта.doc

Управление образования Верхнеуральского муниципального района Челябинской области

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Межозёрная средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

Подготовила :  Душкина Вера Николаевна,
 учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

                                                    МЕЖОЗЁРНЫЙ

2022

          Каким будет мир через десять лет при таком стремительном ускорении информационного и технологического развития? Каким должен быть выпускник школы, чтобы успевать шагать в ногу со временем?  

         Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

Но в результате работы с учениками  (бесед, анкетирования), с коллегами, с родителями мною были выявлены  следующие противоречия:

·        между  набором теоретических знаний, приобретенных на уроках, и трудностями в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций;

·        между базой знаний, умений и навыков, которые закладывает традиционная школа, и постоянно меняющимися требованиями  современного общества;

·        между резким падением интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, и, как следствие, снижением грамотности и требованиями государственной целевой Программы «Русский язык»;

·        между низким уровнем языковой культуры многих школьников, косноязычием, засоренностью и примитивизмом их речи и настоятельной необходимостью выполнения каждым норм литературного языка;

·        между снижением интереса к чтению и пересказу прочитанного у обучающихся и требованиями образовательного стандарта по развитию речи;

·        между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и целями, которые ставит общество, родители и сами ученики, - получение востребованных знаний, полезных практических навыков.

 

Одним из перспективных направлений в плане решения этих противоречий является осуществление компетентностного подхода в обучении.

Ведущий теоретик и практик компетентностного подхода в обучении Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, академик международной педагогической академии Москвы, в этой связи заметил следующее: «В содержание образования входят не столько знания о действительности, сколько сама действительность». То есть наша традиционная триада (ЗУН) дополняется новой дидактической единицей: опыт деятельности .

Исходя из этого определяю цель своей работы:

 

v Формирование личности ученика, способного  творчески мыслить, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию, владеющего нормами литературного языка и умениями применять их в собственной речевой практике. Развитие языковых способностей каждого ученика и оказание помощи школьникам в поиске своего пути к самореализации.  

  Я ставлю перед собой следующие задачи:

v вовлечение  каждого учащегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины;

v  развитие коммуникативных способностей детей, навыков взаимодействия в коллективе  в рамках детской организации;

v развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;

v формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка

v создание условий для наиболее полного выявления творческих  способностей  учащихся  через организацию в школьном коллективе литературно-публицистической деятельности;

v  формирование  активной жизненной позиции и толерантности учащихся;

v  интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по повышению  языковой культуры школьников;

v воспитание умения анализировать и оценивать события окружающей жизни с точки зрения общепринятых этических норм, умение отстаивать свою точку зрения; 

v приобщение подрастающего поколения к культуре информационной системе общества, оказание помощи  в выборе профессии.

       В основе  работы  - личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, философии, психологии, языкознания, поэтому её можно определить как репродуктивно - рационализаторскую. 

          Опираюсь на педагогические теории:

·       теорию компетентностного подхода в образовании , разработанную докт. пед. наук, членом-корреспондентом Российской академии образования А.В.Хуторским.

·       теорию личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская, Я.С.Якунина, А.В.Петровский,С.В.Панюкова, В.В.Сериков и др.)

·       теорию творческого развития индивидуума (Ф.Баррон, Е.В.Бондаревская, И.П. Волкова И.П. Иванова.) 

·       теорию системно-деятельностного подхода  (Л. С.  Выготский,  А. Н.  Леонтьев,  П. Я.Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.)

 

    педагогические технологии:

·       исследовательского обучения   (Дж.Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.)

·       проектная деятельность

·       сотрудничества (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн и др)

·       развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧЧиП)

     (Ч. Темпл, К.Мередит, Д Стилл, Д. Огл, А.Бутенко, Е.Ходос)

·       информационные технологии

 

В федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Научить русскому языку - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной. В более детализированном и конкретизированном варианте перечень выглядит следующим образом:

•Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).

•Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.)

•Исследовательские.

•Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

•Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач).

•Организационные (работа с людьми).

•Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

•Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.)

•Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»).

•Решение проблем, как управление действиями по тем задачам, пути решения которых хорошо известны учащимся и проверены ими же в ситуации, приближенной к реальной

Я рассмотрю реализацию в своей педагогической деятельности следующих ключевых компетенций: коммуникативных, лингвистических, языковых, культуроведческих.

- Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

-   Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.

- Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

    Основными задачами предмета «русский язык» в школе являются: изучение русского литературного языка; развитие устной и письменной речи учащихся. Я обучаю детей языку для того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации.

    Для формирования языковой и речевой компетенции я использую уроки с использованием художественного текста для анализа, устные и письменные работы малой формы: сочинения-миниатюры, художественные зарисовки; речевой самоконтроль письменных работ.

   Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К. Д. Ушинским в его «Первоначальной грамматике». В ней он впервые использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления. Именно в процессе анализа текста формируется языковая, коммуникативная, этнокультурная и другие компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика.

   Создание собственных текстов — следующий этап на пути к развитию коммуникативной культуры. Для формирования коммуникативных умений и навыков, развития речевых навыков и творческих способностей использую работы малых жанров: сочинения-миниатюры, зарисовки. Создавая работы, ребята постигают окружающий мир, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, его культуру, познают себя как личность.

   Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное, — это тоже одно из направлений речевого развития учащихся. Нужно отметить, что такая работа необходима для ребят, которым трудно справиться с написанием текста. Допуская речевые ошибки, они нуждаются в корректировке работ, а главное, им нужно научиться видеть эти погрешности.

   Умения и навыки, формируемые на таких уроках, дают возможность применить свои знания в определённых жизненных ситуациях, и как следствие, нет состояния непонимания: зачем нам это всё? Такие уроки дают моим ученикам возможность думать свободно, говорить и писать свободно, непринуждённо, эмоционально, анализировать образцовые тексты, создавать собственные, формируя при этом свой стиль.

    Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает и личностно-ориентированный подход при обучении русскому языку, разработку общих и частных вопросов обучения, решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

      В чём же отличие традиционного и компетентностного подходов в образовании? Главная идея традиционного подхода: знания приводят к личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Изменения в заказе общества на образование его граждан связываются с необходимостью освоения способов деятельности, обусловленных минимально необходимыми (стандартными) требованиями для жизни и деятельности в различных сферах этого общества. Сегодня считаются актуальными умения выпускника школы практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно (при сохранении традиционно сильной составляющей отечественного образования – его фундаментальности).

 Важно отличать компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания  позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Что отличает КОЗ от традиционного задания?

Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку кото­рых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение дей­ствий, подбор моделей, создание соб­ственного алгоритма), умения работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.

Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию.

В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале.

В-четвертых, КОЗ имеет следующую структуру:  стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания); инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).

К структурным элементам КОЗ также предъявляются определенные требования.

Стимул должен содержать описание какой-либо жизненной (проблемной) ситуации.

Задачная формулировка

· точно указывает ученику на ту деятельность, которой он должен заняться;

· должна быть истолкована единственным образом;

· должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;

· должна быть учащемуся интересна;

· должна соответствовать возрасту учащегося;

· должна точно соотноситься с инструментом проверки. Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.

Главные требования, предъявляемые к источнику информации:

- Источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности.

- Чтобы оно было надежным, учитель должен отбирать источники, которые, по его сведениям, не были бы знакомы учащимся.

- Важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах.

- Желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).

- При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся.

- Важно учитывать возрастные и гендерные, а также конъюнктурные интересы.

- Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту.

Среди основных ключевых компетенций в системе образования выделяются коммуникативные. Реализация коммуникативных компетенций предполагает следующий опыт деятельности у учащихся:

– понимание текста,

– работа с информацией,

– риторическое взаимодействие с другими людьми,

– публичное выступление (речь),

– публичное художественное чтение,

– самовыражение в литературном произведении,

– чтение графика, диаграммы и таблицы данных.

Понимание текста.

В системе проверки речевой подготовки выпускников  особое место занимает задание, предполагающее создание небольшого по объему (от 150 слов) письменного высказывания на основе исходного незнакомого текста. Т.е речь идет о такой основополагающей компетенции как понимание прочитанного. Эта нелегкая речевая задача может быть успешно решена только компетентным выпускником. Его компетентность базируется на

- теоретических знаниях;

- психологических установках;

- умениях и навыках;

- личностных качествах;

- алгоритме деятельности и опыте его реализации.

Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции:

1) лингвистическая компетенция:

- знания о системе языка (знания по фонетике, лексике, словообразованию,

морфологии, синтаксису);

- умение применять эти знания в работе с языковым материалом (опознавать,

классифицировать, анализировать языковые явления);

2) языковая компетенция:

- практическое владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы – орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической;

- владение нормами письменной речи – орфографическими и пунктуационными;

3) коммуникативная компетенция:

- владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об уместном использовании в нём средств языковой и речевой выразительности) и умениями применять их к анализу и конструированию текста;

- владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении,слушании, говорении, письме).

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию

Динамика формирования компетенций  школьников зависит от организации процесса обучения. На уроках русского языка ребята часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии, помогающие формировать языковую компетентность

проблемное обучение

 
 

 

 

 

 

 

 


Рефераты, доклады, мини-исследования, проекты    исследовательские работы,    анализ текста, критические     статьи…

     

создание проблемных  ситуаций, задания, требующие  творческого подхода; проблемно-поисковые уроки  

 

  

Внутренняя: неодинаковость усвоения; деление на группы, диф.задания, профильное и предпрофильное обучение

 

рефлексивное обучение

 
                                    

 

 

 

 

 

 

 

 


                                    установление обратной связи;

                            выявление уровня понимания;

                            развитие личностных качеств;

                            логический анализ деятельности;

                            корректировка результата; создание

                            здоровьесберегающей среды.

 

Психологические приемы

 

1.     Здоровый образ мыслей. (установка на внимание, развитие воли, способности сосредоточиться на уроке, не отвлекаться, необходимые физминутки)

2.     Шоковая терапия. (трудные задания для сильных детей, с которыми они не могут справиться; задания для слабых детей, которые они способны выполнить на «5»)

3.     Снежный ком. (развитие трудолюбия; по мере выполнения заданий они усложняются до таких заданий, с которыми дети справляются с трудом)

4.     Позитивная критика. (самоанализ деятельности на уроке; оценка товарища)

5.     Ремарка самому себе. (вывод, который делает ученик для себя в конце урока)

6.     Падение, с которого начинается полет. (анализ собственных психологических ошибок; рефлексия неудач)

7.     Добрая жизнь с запретов. (правила поведения и общения на уроке)

 

 

Приемы, формирующие предметные компетенции

 

1.     Работа с афоризмами ( написание сочинений -рассуждений)

2.     Ум ошеломленный (новая информация, поданная эффектно)

3.     Это же Ум знает что (перепутанная информация)

4.      Талончик на успех (дифференцированные задания)

5.     Создание тезиса

6.     Слово – ассоциация – образ (комплексный анализ слова и текста)

7.     Ум – хорошо, а два – лучше  (работа в парах или в группах)

8.     Круги на воде (создание текста при помощи односоставных предложений)

9.     Синтаксическая пирамида

10. Сочинения различных жанров и видов (до 10 видов: сочинение –повествование, сочинение – рассказ, сочинение – сказка, сочинение – рассуждение, сочинение – описание, продолжи по началу, закончи сочинение, сочинение – рецензия, сочинение – анонс, сочинение с грамматическим заданием …)

 

Формы организации деятельности

 

 

 

 

 

 


Урок – сказка, урок – конференция, урок – лекция, урок самостоятельного поиска, урок  творчества, урок – экзамен, урок – дискуссия, урок – отчет, урок – семинар, урок без учителя, урок – конкурс, интегрированный урок, урок-соревнование, урок-путешествие,  урок-игра.

 

элективные курсы: «Трудности ЕГЭ», «Журналистика-это интересно»;

кружок «Юный журналист»

индивидуально-групповые занятия «Лингвистическая сказка»,

 

 

Например, урок – соревнование в 7 классе по теме «Наречие»  «проходит» в редакции газеты и завершается домашним заданием: взять интервью и подготовить к публикации в рубрике “Кто есть кто”, “Человек недели”, “Человек года”. Урок-соревнование  «В редакции газеты» (приложение 1)

            Я придерживаюсь такого мнения, что любая деятельность по выполнению творческого задания должна стать личностно значимой для ученика. Выполняя творческое задание, которое выбрал сам, ученик «раскрывается» как личность, например, на уроке- обобщении  изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина проводила состязание, в котором участвовало две команды. Ребята активно участвовали во всех конкурсах. Состязание  закончилось конкурсом капитанов «Градоначальник должен действовать через посредство мероприятий» (Василиск Бородавкин), в котором проверялось знание современной политической жизни и в России и мире. Учащиеся 10 класса Мурсалимов В. и Галина А  рисовали иллюстрации к сказкам  М.Е. Салтыкова- Щедрина и  сопровождали  их комментариями. Класс высоко оценил их работы, и авторитет этих ребят вырос. Ученики 9 класса Люник Д. и Боярских Н, мечтающие  о  профессии журналиста, подготовили репортаж с места происшествия после прочтения главы «Фаталист» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)        Среди 10 классов проводился опрос: «Какой литературный герой мог бы смело шагнуть и адаптироваться в современном мире XXI  века?», в котором участвовали учащиеся 10 В и 10 Б классов. Результатом этого опроса стал творческий проект «Герой в зеркале времени» (Приложение2). В работе над этим проектом участвовали ребята 10 в и 10 б классов, что способствовало укреплению дружбы и взаимопонимания, а также расширению образовательного пространства. Цель работы над проектом:

1.     Рассмотреть, как литературный герой отражается в зеркале времени;

2.     Выяснить, способен ли  данный тип адаптироваться в современной жизни.

Ребята анализировали материал, знакомились с модой,  эпохой, в которой, жили герои, участвовали в фотосессиях, составляли презентации и фильмы, с использованием современной музыки, которая отвечает настроениям того времени. После кропотливой работы над проектом и публичной защиты был проведен повторный опрос, отвечающий на главный вопрос проекта  «Какой литературный герой мог бы смело шагнуть и адаптироваться в современном мире XXI  века?». Большинством голосов был признан Чичиков, а Болконский, напротив, утратил свои позиции, а вот Обломов вполне, по мнению ребят, мог бы прижиться в наше время.

  Проектная деятельность очень интересна детям. При изучении бессмертного произведения Ф.М.Дрстоевского «Преступление и наказание» весь класс был увлечен работой над проектом "Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова, пока мир стоит"

       На уроках литературы и русского языка  с 5 класса провожу конкурсы творческих работ. Например, в 6 классе после изучения жанровых, композиционных, сюжетных особенностей баллады дети сочиняют  сначала по опорным словам, а затем и самостоятельно свои балладыДети охотно сочиняют сказки на лингвистические темы. И даже в 10 классе не уходят от этого жанра.

После прочтения «Песни о Гайавате» Шибеко Даша, очень тихая девочка, сочинила стихотворение, которое на уроке мы перечитывали несколько раз, что очень способствовало росту ее самооценки.             

 Как мы читали «Песнь о Гайавате»

 

Прочитали мы, ребята,

Песнь о славном Гайавате,

Об индейце Гайавате и о подвиге его,

Как сразился он бесстрашно

С Меджисогваном ужасным,

С злобным старым чародеем под названием Перо.

 

На своей пироге быстрой

Плыл всю ночь по речке чистой

Славный, сильный Гайавата, плыл навстречу

он врагу.

Перебил гадюк лиловых

Вражьих слуг семиметровых.

И стрелою прямо а темя– бац Жемчужному Перу!

Все тут в классе зашумели,

Одобряли, как умели:

«Во мужик! Нормальный парень,

Круто врезал, не слабак!»

Даня с Ваней, Стас с Рустамом

Кончив спор, сказали прямо:

« Нам самим такой товарищ пригодился

бы вот как!

 

Все мальчишки тут по классу

Взглядом рыщут: кто похож

Хоть на каплю, хоть немножко

С Гайаватой кто-то схож?

Тот несмелый, тот несильный,

Этот мелкий, этот трус.

Этот вовсе некрасивый,

У того кривой прикус.

Да расслабьтесь вы, ребята!

Вы для нас, для всех девчат

Все вы словно Гайаваты.

Но в ответ они молчат…

                                               Шибеко Дарья, 8 в класс

 

       В 6 классе провожу конкурс на самый лучший портрет части речи. Ребята рисуют часть речи такой, какой она возникает в их воображении, а потом защищают свои рисунки.

       В начале учебного года вместо традиционного «Как я провел лето» предлагаю тему «Лето – это маленькая жизнь» (строчка из песни прекрасного барда О.Митяева), эта тема предполагает рассказ не только о проведенных где-то каникулах, но и о лете как совершенно особой, прекрасной для всех поре.

         Уже с 5 класса начинаю анализировать текст изложения с точки зрения понятия «тип речи». Предлагаю найти отрывки, отражающие особенности описания, повествования и рассуждения. Затем  ставлю задачу включить в данный текст самостоятельно составленное описание внешности, обстановки, предмета, последовательности действий, рассуждений или рассказа о событии.

          С 5 класса использую понятие - жанр. Мы анализируем газетные статьи, а работу над описанием  сочетаю с освоением жанра репортажа, например сочинение- описание школы будущего я построила как репортаж,         в 7 классе сочинение по  репродукции картины А.Сайкиной «Детская спортивная школа» ребята выполняли, представляя себя репортерами спортивного журнала.      Публицистические сочинения, или сочинения в газетных жанрах, относятся к сочинениям по личным наблюдениям и впечатлениям. Газетные жанры глубоко затрагивают интересы ребят и приобщают их к жизни государства. Здесь процесс обучения и воспитания наглядно сливается воедино. Начала  я эту работу с 5 класса, но боле углубленно занялась этим с 8 класса.

Для обучения сочинениям в газетных жанрах в течение учебного года реально есть возможность выделить ограниченное количество времени, отведенного на развитие речи.

Учебно-тематический план занятий обучения сочинениям в газетных жанрах

Класс

Кол-во часов

Программный материал

Приобретаемые умения и навыки при работе над сочинением.

5-8 класс

По 3 часа

Малый газетный жанр- заметка:

-заметка в газету информационного характера;

-заметка дискуссионного характера;

-навык сжатого изложения;

-навык выборочного изложения;

-навык описания обстановки, пейзажа по личным впечатлениям;

-навык написания сочинения-рассуждения;

-умение обобщать, давать свое резюме.

9-11 класс

По 3 часа

-Заметка с выводами и предложениями как жанр публицисти-ческого стиля

-Отзыв о двух или нескольких произведе-ниях современной литературы.;

-публицистическое сочинение на морально-нравствен-ную тему.

-Аннотация на произве-дение, отзыв о несколь-ких произведениях со-временной литературы

-сочинение-рецензия на текст  публицисти-ческого  стиля речи

-сочинение  - рецензия  обзорного характера на тексты разных стилей  речи, сопоставитель-ный анализ новинок современной литературы

- умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

-навык анализа текста;

-навык написания отзыва;

-написание текстов, используя публицистический стиль.

-написание сочинения-рассуждения

Сочинения в газетных жанрах отвечают духу современной школы. Начатая на уроке, работа находит естественное продолжение уже в новых формах, не менее интересных для школьников, во внеурочное время. Сочинения в газетных жанрах проводятся не только с целью знакомства с новым материалом, но и с целью развития творческих способностей учащихся, с

целью совершенствования навыков устной и письменной речи, которые проверяются во время государственной (итоговой) аттестации

     Важным этапом в жизни школьника является государственная (итоговая) аттестация  (9 и 11 класс). У многих ребят большие затруднения вызывает творческая часть работы (написание изложения и сочинения).Мною разработана система уроков по подготовке к написанию изложения (Приложение 4) При подготовке к экзаменам требуется постоянная тренировка в языковом анализе и развитии коммуникативных умений. Ребенок должен уметь быстро и рационально читать.

      Мною было проведено исследование «Как я быстро и внимательно читаю», которое позволяет сделать вывод, что 59 % учащихся (из 69 учеников) имеет низкий уровень чтения и понимания текста. Чтобы справиться с этой проблемой  я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (приложение5), которая  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Критическое мышление  помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

Особенности организации. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов

     Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Я использую следующие приемы:

·        Прием  “Покопаемся в памяти ”

·        Прием   “Ассоциация”

·        Прием  “Ключевые слова”

·        Прием  “Перепутанные логические цепочки”

·        Прием «Инструкции»

     Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Целесообразно использовать следующие приемы:

·        Прием «Корзина» идей, понятий, имен…-

·        Прием «Составление кластера»

·        Прием «Пометки на полях»

·        Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

·        Прием «Лекция со стопами»

       Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Мною используются приемы:

·        Прием «Написание синквейна»

·        Прием «Фишбоун»

·        Прием «Написание эссе»

·        Прием  «Шесть шляп критического мышления»

·        Прием  «Самоанализ»

На своих уроках я апробировала многие приемы, некоторые из них более интересны детям, некоторые менее, но все они способствуют достижению намеченных целей.

              Ребята на экзамене должны написать сжатое изложение, а для этого необходимо полноценное понимание исходного текста. Значительно осложняет выполнение этого вида работы наличие в тексте незнакомых слов, поэтому постоянно веду работу по обогащению словарного запаса школьников. Это не только важнейшее условие совершенствования личных речевых достижений, но и непременное условие эффективного общения, предполагающего адекватное восприятие и понимание устной речи и текстового материала. На экзамене разрешено пользоваться словарями (толковым, орфографическим, словарем синонимов), но как показывает практика, девятиклассники крайне редко используют их на экзаменах, поэтому я на уроках вырабатываю привычку обращаться к лингвистическим словарям и овладевать навыками работы с ними. Использую такую форму работы, как исследование «Энциклопедия  одного слова» (приложение3), которая предполагает наблюдение за словом. Ребята сначала исследуют слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), работают со многими видами словарей, а потом изучают то, как живет слово в сказке, в стихах, в песне, как может ранить или, наоборот, сделать счастливым. Для выполнения задания предлагаю план-схему («шаги»), что помогает все собранные материалы расположить в определенной системе.

Исследование «Энциклопедия одного слова»

Копилка слов: родина, жизнь, человек, детство, совесть, сердце, след, дорога, глаза, солнце, осень, весна, зима, лето, мама, любовь, начало, сказка, память, чувство, жадность, здоровье.

 

СХЕМА- ПЛАН

 

1.     Слово…. И его лексическое (ие) значение (я).

2.      История слова…

3.      Слово… и «слова – родственники» (однокоренные.

4.      Слово… и его синонимы.

5.     Слово… и его антонимы.

6.     Слово… во фразеологических оборотах.

7.     Слово… и слова (сочетании) - рифмы.

8.     Слово… в русском фольклоре:

                      В пословицах и поговорках;

                      В загадках;

В скороговорках;

В притчах и легендах;

Приметах и обычаях;

В народных играх;

Хороводах;

В русских народных песнях;

В народных сказках

 

9.     Соответствия слову … в пословицах и поговорках народов мира.

10. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)

11. Слово …в текстах художественной литературы.

12. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

13. Слово… в названиях картин художников.

14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.

15. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки)

16. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся (нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой – нибудь художественный текст, связанный с этим словом)

Например, "Что вы можете сказать о слове медведь?". Дети отвечают, что в этом слове 7 букв, 6 звуков, 2 слога, 2 орфограммы, "это дикое животное" (лексическое значение уточняем в словаре), обозначает предмет, отвечает на вопрос: кто? Переносится медведь, пишется и произносится по-разному и так далее. Далее учащиеся добавляют, что это имя существительное, нарицательное, одушевлённое, мужского рода, единственного числа, подбираются родственные слова (медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник, медвежатина), синонимы (косолапый, Топтыгин, Михайло Потапович, хозяин леса), антонимы, фразеологизмы (медвежья услуга, медвежий угол, медвежьи объятия, медвежья болезнь), подходящие по смыслу слова (белый, бурый, гималайский), выявляется этимология (от общеславянского "мед" и "ед" в значении медоед; "мед" и "ведает"), обращается внимание на многозначность слова, подбираются загадки ("Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой"), пословицы (делить шкуру неубитого медведя; медведь на ухо наступил), песни ("Раз морозною зимой", "Где-то на белом свете" и другие) и стихотворения ("Косолапый мишка по лесу идет", "Уронили мишку на пол" и другие).

В последнем разделе ребята придумывают свои стихотворения с этим словом, мини-сказки, этюды, хокку. Пытаются здесь же использовать необычные эпитеты, сравнения, олицетворения. Например, "Если он голодный и злой, сразу он начинает реветь. Этот зверь – хозяин лесной, называется он - …медведь" Закончив свою исследовательскую работу, ученик на уроке проводит её презентацию, отвечает на вопросы слушателей. И здесь прослеживается взаимообучение, ведь докладчик должен не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели, в свою очередь, должны не просто понять и запомнить услышанное, но и, проанализировав, задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела ребёнком прилагаются умственные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности. После презентации, устраиваем выставку ученических работ "Уголок исследователей".

Исследование фразеологизмов мы проводим по следующей схеме:

1. Угадывание фразеологизма по рисунку (если по рисунку угадан не был, то осознается в контексте).

2. Значение фразеологизма.

Значение фразеологизма выясняется самостоятельно по картинке-иллюстрации, по тексту, затем уточняется по фразеологическому словарику. При выяснении значения фразеологизмов-идиом, то есть неразложимых по смыслу фразеологических единиц, в которых слова-компоненты непонятны для восприятия (например, бить баклуши) необходимо установить сначала значение непонятного слова баклуши, а потом значение всего фразеологизма в целом.

3. Этимологическая справка.

Дети выясняют, наводят справки о происхождении и историческом развитии отдельных фразеологизмов. Всё это помогает осмысленному восприятию фразеологизмов, более точному их использованию в речи.

4. Фразеологизмы – синонимы.

При подборе фразеологизмов-синонимов учитель проводит вместе с учениками сравнение данных фразеологизмов и обращает внимание учащихся на оттенки значений и особенности употребления этих оборотов речи.

5. Фразеологизмы – антонимы (аналогичная работа).

6. Использование фразеологизмов в литературе (сказках, произведениях А.С.Пушкина и так далее).

7. Моё творчество:

- Составление предложений и текстов с данным фразеологизмом.

Очень важно, чтобы ученики не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей же речи. Для этого самостоятельно составляют предложения (на первом этапе) и тексты, в которых были бы использованы изученные фразеологизмы.

Например, "Утром маме я принёс манной каши с гулькин нос". Сочинение: "Однажды я пришёл в школу и вижу: Никита сидит хмурый и злой. Вот думаю, явно он сегодня не в своей тарелке. И только на следующий день я снова увидел его весёлым и радостным" и так далее.

- Придумывание своих собственных фразеологизмов.

В глазки стучаться – быть на видном месте (из тинейджерского лексикона). Как кошку в воду опустили – брыкаться, кричать. Как в панцире – защищён от внешних воздействий. Рот намылить – отказаться от только что сказанного и так далее.

Изучая и работая с фразеологизмами, учащиеся "сделали открытие" - все фразеологизмы можно поделить на группы:

1. "Из истории", "из мифов", "из библии", "из природы", "из литературных произведений";

2. "Русские" и "нерусские" (заимствованные из других языков);

3. "Литературные" и просторечные (например, хлопать ушами, где раки зимуют и так далее).

Кроме этого школьники узнали, что фразеологизмы, оказывается, могут быть многозначными.

Например, "не в своей тарелке" – 1) в плохом, подавленном настроении; 2) неудобно, скованно, неуверенно себя чувствовать.

Такие творческие исследовательские работы в системе приводят:

- к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством;

- к формированию самостоятельности, уверенности, ответственности;

- развивается потребность в самостоятельном поиске, учении; а также развиваются ум, воля, чувства, нравственные представления, растёт устойчивый интерес к знаниям, учение становится радостным (радость от свободного умственного труда, творчества и общения);

-к стремлению к сотрудничеству.

 

  Я  разработала комплекс уроков, в которых показана система работы над сжатым изложением с использованием технологии РКМЧЧиП.

           Использую технологию «Коллективный способ обучения» Ребята работают индивидуально или в группах по 3-6 человек, при этом акцент делается на их самостоятельную деятельность. Ребята выбирают подтему общей темы, над которой предстоит работать всему классу. После этого в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Таким образом,  каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Кроме того, в группах организуются дискуссии, обсуждения, которые позволяют каждому ученику познакомиться с работой другого

       Интегрирую работу в группах различными способами: даю возможность проверить домашнее задание в парах; провожу самодиктант словарных слов, в мини-группах.            

        Разбила класс на 5 групп (5 по 5 человек, 1-4 человека). Пробовала разные принципы деления класса. Но мне понравился следующий: сначала в 6 колонок выписала учеников с высоким уровнем обученности, затем средним и с низким уровнем обученности, потом обратила внимание на то, что в некоторых группах одни мальчики или девочки – заменила. Сначала, пока дети привыкали к новым формам работы, не создавала постоянных групп, меняла состав, но принцип оставался прежним. Потом группы работали в одном составе несколько уроков, пока я видела, что ребята сработались и научились помогать друг другу. Такие группы называют базовыми. Они хороши для усвоения нового материала, выполнения домашнего задания, подготовке к контрольным работам и тестам, пр.     Такие базовые группы помогают ребятам ближе сдружиться и перенести свои навыки сотрудничества не только на уровне учебной деятельности, но и на другие отношения. Создавала малые группы по 2 человека

        Предоставила учащимся возможность самим определять роль каждого для выполнения задания. Организатор (т.е. тот, кто следит за активностью своих партнеров по группе); контролер (отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы); редактор (кто следит за правильностью выполнения задания); лидер (руководитель).         

Моим ученикам нравится работать в сотрудничестве. Особенно тогда, когда они видят друг друга, а не затылки товарищей. Столы расставляются таким образом (под углом один к другому, либо по два стола вместе), чтобы можно было рассадить детей по пять человека (шесть групп). Они стараются выполнять правила работы в группе:

o   работать в группе с любым партнером (мини-группы 2 человека);

o   работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;

o   вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

o   испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

       Миссия учителя заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Моя позиция как учителя состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности

Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться самые разнообразные методики, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность учащихся. Это требование реализует

 деятельностный  подход в обучении, который  заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, приводящие его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставила меня  перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно».  Но обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1)ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2)создаёт в результате свой образовательный продукт,
3)с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4)переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5)рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Предлагаю  урок по русскому языку для 6 класса по теме «Указательные местоимения».

Цели урока:

1.     Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений.

2.     Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.

3.     Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

Урок начинается с вопроса:

  • Чем замечателен сегодняшний день?

Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны.

Текст о весне записывается тетрадь:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Задание классу:

  • Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

  • Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
  • Найдите местоимения, укажите разряды.
  • Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.

Беседа на повторение:

  • Что такое местоимение?
  • Какие разряды изучили?
  • Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.

Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.

Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.

1.      Следить за собой.

2.     Подготовить кое-что.

3.     Кто здесь?

4.     Остановиться у них.

5.     Не загорел никто.

6.     Сколько-нибудь книг.

7.     У кого спросить?

8.     Дружить с ними.

9.     Никаких трудностей.

10. Увидеть нечто.

11. Сколько сделал?

12. Сходить к вам.

13. Ничего не знать.

14. Владеть чем-либо.

15. Дом, который стоит у дороги.

16. Прийти за тобой.

17. Ни к каким преградам.

18. Кое с кем посоветоваться.

19. Узнать, кто сделал.

20. Сходить ко мне.

21. Не с кем поговорить.

22. Какой-то шорох.

23. Определить, чье гнездо.

24. Стоять возле нее.

25. Возьми себе.

1

6

11

16

21

 

2

7

12

17

22

 

3

8

13

18

23

 

4

9

14

19

24

 

5

10

15

20

25

 

Л – личные                                                  
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные

Взаимопроверка:

0 ошибок – «5»

1-6 ошибок – «4»

7-12 ошибок – «3»

 

 

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».

  Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

  • Прочитайте выразительно стихотворение.
  • Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)
  • Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

Отдыхает луг – олицетворение;

Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение.

  • Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).
  • Назовите известные разряды местоимений.
  • В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ? Какую роль они играют в тексте? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность.)
  • Предложите свое название таким местоимениям?

Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.

Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».

Исследовательское задание классу:

  • Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
  • Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):

Это этот такой столько такова та того

тут теперь там туда оттуда тогда так

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:

Вопросы для целеполагания:

  • Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».
  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на указательные местоимения.

  • Задание: прочитайте параграфы из учебников:
    М.Т.Баранов – параграф 77, стр. 184.
    В.В.Бабайцева – параграф 131, стр. 139.

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали об указательных местоимениях?
  • Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?
  • Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Баранов Михаил Трофимович, д.п.н.
Ладыженская Таиса Алексеевна, д.п.н.
Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н.
Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н.

Слова в помощь:

выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной (прил.1).

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект (прил.2).

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи.

Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

1.     Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.

2.     Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.

3.     Упражнение 439.

Итоговая рефлексия:  

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.

Вопросы о том, как организовать работу на уроке с позиций системно-деятельностного подхода, что считать продуктом деятельности ребенка и как его оценить – волнуют многих учителей. Ответ на эти вопросы можно получить на дистанционном курсе Института образования человека «Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС»,

Приложение 1

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. «Современный русский язык»

Указательные местоимения   этот, тот, такой, таков, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий имеют общее значение указания на какой-то один предмет из числа однородных. Разговорно-бытовые местоимения экий и эдакий имеют варианты экой, этакой и эдакой, употребляющиеся с восклицательным оттенком. Например: Экой ты, братец!.. (Л.); Этакий ты увалень!

К числу морфологических особенностей указательных местоимений относится наличие форм рода этот, эта, это; тот, та, то) и числа (эти, те).

Местоимение такой имеет формы рода (таков, такая, такое) и числа (такие). Склоняется оно по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный (тверской).

Местоимение таков употребляется сравнительно редко и только в функции сказуемого. Например: Таков и ты, поэт! (П.). Оно сохранилось в устойчивом словосочетании и был таков (исчез, скрылся): Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.).

Местоимения сей, оный, эдакий в современном русском языке почти не употребляются. В начале XIX в. они еще широко были распространены в книжной речи. Ср. у А.С. Пушкина: Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно, до сих пор, сию минуту и др.

 

Приложение 2

Опорный конспект:

Указательные местоимения

1.     Указывают на какой-то один предмет из числа однородных.

2.     Тот, такой, этот – Р.Ч.П.

3.     Столько – Ч.

4.     Таков – Р.Ч.

5.     Устаревшие - сей, оный, экий, эдакий – Р.Ч.П.

6.     Служат для связи придаточного предложения с главным.

 

      Подход партнёрства и сотрудничества взрослого и ребёнка, учителя и ученика  стал основополагающим при рождении школьного кружка "Юный журналист". (приложение6) В условиях гуманизации нашего общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка, одним из важных средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.

       Предпосылки для этого созданы. В стране растет количество газет и журналов, теле и радиопередач, которые выпускаются детьми или при их активном участии.

        «Газета – говорил В. В. Маяковский, - наши глаза и руки, помощь ежедневная в ежедневной работе».

    Ребята принимают активное участие в издании печатного муниципального еженедельника  «Межозерный». Это первое местное издание, которое посвящено жителям поселка и о жителях поселка.                  Газета «Межозерный» зарегистрирована с 2007 года и принадлежит частному предпринимателю, проживающему в г. Учалы, издается тиражом 800 экземпляров один раз в неделю (по субботам), существует подписка на газету, типография размещается в г. Учалы. Я, как и многие жители поселка (результаты опроса показали, что 73% жителей поселка поддерживают появление местного печатного издания приложение считаю, что нам нужна своя газета, потому что в районном «Красном Уральце» недостаточное количество материалов, отражающих жизнь Межозерного.  Мы стараемся рассказать об интересных людях, ребята готовят материалы, связанные с деятельностью школы (КТД), проводят социологические опросы, занимаются сбором официальной информации, исходящей от администрации поселка и материалов рекламного характера, которые позволяют финансировать издание этой газеты. Моя идея – сделать газету «Межозёрный» интересной для широкого круга читателей и раскрыть  творческие способности учащихся в области журналистики, научить приёмам работы с газетными жанрами,  подготовить к будущей самостоятельной жизни, способствовать обеспечению успешности в социуме.

          На занятиях кружка я уделяю большое внимание  воспитанию бережного (и умелого) отношения к слову. Мною была собрана картотека специальных упражнений для  индивидуальной работы по развитию речи, которую использую и на уроках. Провожу занятия по формированию умений и навыков уверенной и успешной коммуникации, учу приёмам  создания интервью, приёмам постановки вопросов и ведению диалога, приёмам редактирования, репортажа и фотографирования. Провожу семинарские занятия, лабораторные работы и тренинги. Обучающиеся с интересом проводят блиц - опросы, берут интервью и пишут статьи, потому что это очень  интересная форма работы, которая развивает творческие способности и инициативу. Воспитание интереса к журналистской работе  пробуждает у учащихся стремление расширить свой кругозор, совершенствовать речь, быть коммуникабельными.

Ребята выполнили  исследовательскую работу  по теме «Современный газетный заголовок», в которой они анализировали заголовок газет как лексическую единицу. Для исследования были использованы газеты «Синегорье», «Красный уралец», «Губерния», «Межозерный». Ребята пришли к выводу, что газете «Межозерный» не хватает эмоциональности, образности, экспрессии.

       Моя деятельность базируется на реализации комплексно-целевых программ, по которым работает педагогический коллектив, одной из которых является программа «Одарённые  дети», способствующая развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников. В рамках районной программы «Одаренные дети» проводится конкурс «Серебряное перышко»(приложение7) в целях развития детского литературного творчества, формирования нравственной и эстетической культуры школьников.

 

В результате работы повысился уровень владения  следующими видами  компетенций:

    -  лингвистическая компетенция - умение проводить лингвистический анализ языковых явлений 

    -  языковая компетенция - практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение  в устных и письменных высказываниях языковых норм

     -  коммуникативная компетенция - владение разными видами речевой деятельности, умение воспроизводить чужую речь и создавать собственные высказывания 

      - социокультурная компетенция - осознание духовной сущности родного языка

 

 Применение указанных выше технологий  позволило  осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения  и  дало следующие результаты:

   -стабильно высокие результаты обученности  учащихся:  абсолютная успеваемость по русскому языку и литературе за 3 года обучения  100%, качественная успеваемость по предмету имеет позитивную динамику роста: с 73% до 78% по русскому языку, с 79 % до 85% по литературе.

Результы ЕГЭ по русскому языку:

Год сдачи ЕГЭ

2009-2010

2010-2011

Средний балл

55

57

 

Результаты ГИА по русскому языку:

Год сдачи ГИА

2007-2008

2008-2009

2010-2011

2011-2012

Качество

62%

64%

92%

91%

Средний балл

4,1

4,3

4,7

4,6

         Подготовила участников, призеров и победителей районных и областных конкурсов:                                             районный и областной литературный конкурс «Серебряное перышко» (Диплом  за высокие творческие достижения в областном литературном конкурсе «Серебряное перышко» Нуйкиной Екатерине , 2008 год, Диплом за высокие творческие достижения в областном литературном конкурсе «Серебряное перышко» Хажину Альберту,   III место Федоров Борис 10 класс 2012 год); 

           районный конкурс творческих работ «Чтение в жизни моей семьи» (Диплом за II место Кашиной Арине, Кадочниковой Насте, 2008 год);

зональный отборочный тур X областного фестиваля художественного творчества инвалидов «Смотри на меня , как на равного» ( благодарственное письмо Нуйкиной Екатерине, 2007 год);

районный конкурс научно-исследовательских работ «Старые фотографии рассказали»              ( Грамота за участие Кашиной Арине, Шеманиной Анастасии, 2007год);

районный  конкурс сочинений о милиции ( Грамота за участие Кокориной Алене, 2008год)

областной молодежный творческий конкурс «Война для меня- это…» (диплом за участие Душкиной А) 

районный конкурс «Перепись населения: взгляд в будущее» (II место Маврин Юрий, 2010год, I место Душкина Анна)

областной конкурс сочинений «Герои Отечества –наши земляки» (Диплом Сафиной Анастасии, 2011 год) ,

областной конкурс на лучшее знание символика России (Свидетельство участника Липчевской Кристине , 2012 год, номинация «Литературное творчество»),

 XI Всероссийская акция "Спорт-альтернатива пагубным привычкам"   ( Грамота за I место )

 

 Подготовила учащихся, ставших призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады:

2010-2011 учебный год – призер I (Кукченко Д),  II степени (Свистунова М) по русскому языку (9 класс),

2011-2012 учебный  год- победитель  (Кукченко Д) и победитель в личном зачете (Свистунова М) по русскому языку(10 класс),

 призер II степени по литературе ( Сафина А. 10 класс),

 2012-2013 учебный год- победитель по русскому языку ( Свистунова М. 11класс),

 призер по литературе ( Красильникова А.10 класс, Сафина А.11 класс).                                       

Подготовила участников  международного игрового конкурса «Русский медвежонок»:

 в 2010 г. - 15 человек,

 в 2011 -17 человек,

 в 2012-18 человек;

Памятка для педагогов по реализации деятельностного подхода в образовании

·        Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

·        Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

·        Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

·        Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

·        Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

·        Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

·        Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

·        Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

·        В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

·        Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития..

·        Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

·        Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

·        Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.

2.     ГИА 2009. Русский язык, Москва, 2009.

3.     Гринина -Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах, Волгоград, 1999.

4.     Емельянова М.Л., Коршунов С.В. Из опыта создания и использования обучающей компьютерной программы по русскому языку. // Русский язык в школе. 1990. №5, с.22

5.     Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.Просвещение. 2004.

6.     Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. Волгоград, 2009

7.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, 2006

8.     Лакоценина Т.П., Алимова Е,Е, Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновацилнные уроки.Издательство «Учитель», 2007.

9.     Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М.,2002.

10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М., 1999

12.Федотовская Е.И, Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.

12. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Верхнеуральского муниципального района

Управление образования Верхнеуральского муниципального района

От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки

От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки

Формирование личности ученика, способного творчески мыслить, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию, владеющего нормами литературного языка и умениями применять их в собственной речевой практике

Формирование личности ученика, способного творчески мыслить, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию, владеющего нормами литературного языка и умениями применять их в собственной речевой практике

Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс,

Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс,

Основными задачами предмета «русский язык» в школе являются: изучение русского литературного языка; развитие устной и письменной речи учащихся

Основными задачами предмета «русский язык» в школе являются: изучение русского литературного языка; развитие устной и письменной речи учащихся

Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено

Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это…

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это…

Рефераты, доклады, мини-исследования, проекты исследовательские работы, анализ текста, критические статьи… создание проблемных ситуаций, задания, требующие творческого подхода; проблемно-поисковые уроки

Рефераты, доклады, мини-исследования, проекты исследовательские работы, анализ текста, критические статьи… создание проблемных ситуаций, задания, требующие творческого подхода; проблемно-поисковые уроки

Добрая жизнь с запретов. (правила поведения и общения на уроке)

Добрая жизнь с запретов. (правила поведения и общения на уроке)

Выполняя творческое задание, которое выбрал сам, ученик «раскрывается» как личность, например, на уроке- обобщении изучения романа

Выполняя творческое задание, которое выбрал сам, ученик «раскрывается» как личность, например, на уроке- обобщении изучения романа

Как мы читали «Песнь о Гайавате»

Как мы читали «Песнь о Гайавате»

Уже с 5 класса начинаю анализировать текст изложения с точки зрения понятия «тип речи»

Уже с 5 класса начинаю анализировать текст изложения с точки зрения понятия «тип речи»

По 3 часа - Заметка с выводами и предложениями как жанр публицисти-ческого стиля -Отзыв о двух или нескольких произведе-ниях современной литературы

По 3 часа - Заметка с выводами и предложениями как жанр публицисти-ческого стиля -Отзыв о двух или нескольких произведе-ниях современной литературы

Прием «Инструкции» Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная

Прием «Инструкции» Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная

Для выполнения задания предлагаю план-схему («шаги»), что помогает все собранные материалы расположить в определенной системе

Для выполнения задания предлагаю план-схему («шаги»), что помогает все собранные материалы расположить в определенной системе

Переносится медведь, пишется и произносится по-разному и так далее

Переносится медведь, пишется и произносится по-разному и так далее

При подборе фразеологизмов-синонимов учитель проводит вместе с учениками сравнение данных фразеологизмов и обращает внимание учащихся на оттенки значений и особенности употребления этих оборотов речи

При подборе фразеологизмов-синонимов учитель проводит вместе с учениками сравнение данных фразеологизмов и обращает внимание учащихся на оттенки значений и особенности употребления этих оборотов речи

Я разработала комплекс уроков, в которых показана система работы над сжатым изложением с использованием технологии

Я разработала комплекс уроков, в которых показана система работы над сжатым изложением с использованием технологии

Моя позиция как учителя состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности

Моя позиция как учителя состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности

Проверка степени усвоения разрядов местоимений

Проверка степени усвоения разрядов местоимений

У кого спросить? 2. Дружить с ними

У кого спросить? 2. Дружить с ними

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата

Весело-сухие – эпитет; Ветер нежен и упруг – эпитет;

Весело-сухие – эпитет; Ветер нежен и упруг – эпитет;

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Итоговая рефлексия: Что для меня самым полезным было на уроке?

Итоговая рефлексия: Что для меня самым полезным было на уроке?

Тот, такой, этот – Р.Ч.П. 2

Тот, такой, этот – Р.Ч.П. 2

Провожу семинарские занятия, лабораторные работы и тренинги

Провожу семинарские занятия, лабораторные работы и тренинги

Результы ЕГЭ по русскому языку:

Результы ЕГЭ по русскому языку:

II степени по литературе ( Сафина

II степени по литературе ( Сафина

Литература: 1. Баскаков

Литература: 1. Баскаков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023