Типология детских образов в творчестве А.Т. Аверченко
Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
doc
русская литература +2
9 кл—11 кл +1
07.02.2017
Периодизация детских образов в творчестве А.Т. Аверченко содержит три блока, которые могут быть применены к произведениям любых до- и послереволюционных авторов, а также к авторам периода русской эмиграции. Новизна типологии заключена во временном факторе, учтённом при выделении детских образов в творчестве писателя.текстовый файл
аверченко знанио.doc
Салова Ольга Ильинична
Московский государственный областной университет / факультет «Русской
литературы ХХ века», специальность 10.01.01 (русская литература)
«Рассказы Аркадия Тимофеевича Аверченко – авторское осмысление
исторических событий в России начала ХХ века»
Литература всегда являлась своеобразной «летописью» эпохи, художественно
изображая события. В свете современных федеральных государственных
общеобразовательных стандартов особенно ценным становится переосмысление ее
межпредметных связей – например, с историей.
Безусловным является отражение исторических событий – Гражданской войны
19171922(23) в России и эмиграции в творчестве Аркадия Тимофеевича
Аверченко. А любопытной в этом отражении является возможность проследить его
на примере эволюции образа ребенка. Причем этот образ нами предложено разделить
по временным характеристикам: до, во время и после революции, в период массовой
эмиграции.
«Дореволюционный ребенок», назовем его так, у Аверченко – это вполне себе
смышленый малыш, живущий жизнью, тесно связанной с родителями и взрослыми
людьми. Отражение реалий быта – праздников, традиций будних дней – важная
историческая деталь повествования.
«Революционный ребенок» это маленький человек, оказавшийся в сложной
жизненной ситуации и переживающий ее, как взрослый. Отсюда попытки найти свое
место в мире – и отстоять его, что самое главное, поскольку среди революционного
хаоса потерянными себя чувствовали, по Аверченко, в большей степени взрослые,
чем дети. Детям ориентироваться в кровавых и причудливых событиях помогает
чистая совесть и невинная душа, незамутненный страхом разум. Детство бесстрашно
и искренне, и поэтому оно свято в любом временном промежутке.
«Постреволюционный ребенок» у писателя чаще всего – подражатель
родителям и отражатель их понимания исторической действительности. Спекуляция, деловитость, попытки провести рискованные комбинациимахинации, чтобы
получить выгоду – характеристики деятельности «больших», но при изображении в
этой стихии «маленьких» негативный смысл теряется. Обоснований преобразования
негативного в позитивное несколько, и любое из них служит достаточным
оправданием поступков даже взрослого человека. Попытка заработать, чтобы помочь
близким, попытка творчества – но в причудливых послереволюционных формах, так
же причудливо понятых ребенком, подобное может быть истолковано как
проявление того светлого и прекрасного, что не в силах убить в людях даже смутное
и кровавое время.
Идеал детства, его чистоты и невинности, в сравнении с порочностью мира
«взрослых» этапа исторических преобразований, способен наиболее ярко отразить
характерные черты периода, при этом дав ему оправдание. Время нельзя считать
потерянным, если жили и росли дети.
Типология детских образов в творчестве А.Т. Аверченко
Типология детских образов в творчестве А.Т. Аверченко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.