"Дорога и ее элементы"
Оценка 4.8

"Дорога и ее элементы"

Оценка 4.8
doc
23.04.2020
"Дорога и ее элементы"
Дорога и её элементы.doc

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

 

Цели: сформировать у учащихся представление о значении но­вых терминов: тротуар, пешеходная дорожка, обочина, проезжая часть; научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторож­ность.

Оборудование: макеты и рисунки улиц и дорог; толковый сло­варь С. Ожегова.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Сообщение темы урока

- Отгадайте загадку.

Протянута нитка,

Но в клубок не собрать. (Дорога.)

А чем улица отличается от дороги? Какие части, элементы раз­личают на ней? Об этом мы поговорим на уроке.

III.        Знакомство с новым материалом

Давайте обратимся к словарю за толкованием этих слов.

(Дети ищут в словарях толкование слов «улица» и «дорога».)

Улица - это ограниченное зданиями и сооружениями простран­ство, по которому проходит городская дорога.

Дорога - полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

Дорога имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили, автобусы, мотоциклы и другие транспортные средства. По краям проезжей части тянутся тротуары, покрытые, как правило, асфаль­том. Тротуар отделяется от дороги бордюрным камнем высотой 15-20 см. Делается это для стока воды с тротуара и, конечно же, для безопасности пешеходов. Ни одна машина не имеет права двигаться по тротуару, кроме специальных машин: пожарных, милицейских, медицинских, аварийных служб. Правила дорожного движения раз­решают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентироваться и уйти от опасности.

На некоторых улицах тротуары еще отделяют от проезжей части металлическими ограждениями. Эти ограждения устанавливают для того, чтобы не было неожиданного выхода пешеходов на проез­жую часть, что очень опасно. Ни взрослые, ни дети не имеют права перелезать через эти ограждения.

Для того чтобы у недисциплинированных людей было поменьше соблазна сходить с тротуара в любом месте, на улицах с большим движением начали устраивать железные ограждения, через которые не перешагнешь.

Ведь даже самый бессовестный нарушитель не полезет же через ограду на виду у прохожих!

Бывают ограждения и временные - в тех местах, где ремонтиру­ют участок покрытия или открывают чугунные крышки колодцев, ве­дущих в подземные каналы для водопроводных или газовых труб.

В этих случаях ставят не железные ограды, а ярко выкрашенные желтой краской деревянные заборчики или маленькие пирамидки. Они видны издали, а как стемнеет, на них зажигают еще красные лампочки.

- А все ли улицы одинаковые?
(Выслушиваются высказывания детей.)

Улицы в городе разные по величине. Самые короткие улицы на­зываются переулками. По переулку обычно проезжает мало машин, и в них не отводят специальных мест для перехода, но и здесь надо быть внимательным.

Самые широкие и длинные улицы в городе называются про­спектами.

- А как называют место, которое пересекают сразу много улиц?
{Площадь.)

Верно. От площади в разные стороны расходятся узкие и широ­кие улицы. На площадях обычно устанавливают памятники, и они принимают красивый, нарядный вид, особенно в праздники. Каждая

площадь, как и улица, имеет свое название. Самая главная площадь страны находится в Москве и, наверное, известна всем: это Красная площадь.

-     А какая площадь есть в нашем городе? (Ответы детей.)

-     Есть ли у нас проспекты? Какие? А переулки? Знаете ли вы их названия?

(Звучит рассказ о самой известной улице города, почему она по­лучила такое название, что на ней находится, чем она знаменита.)

- Как называется место пересечения двух или нескольких улиц?
{Перекресток.)

(Вспоминают правила перехода через перекресток.) Поиграем в игру «Вопрос - ответ». Вспомните, что на дороге есть линии.

- Как они называются? (Линииразметки.)

_ цт0 так0е осевая линия? (Белая линия вдоль проезжей части.)

-     Какими бывают осевые линии? (Сплошные и прерыви­стые.)

-     Какую осевую линию транспорт может переезжать, а какую нет? (Прерывистую может, а сплошную - нет.)

.    - Зачем нужны осевые линии? (Чтобы машины из разных по­токов не сталкивались.)

-     Что такое «островок безопасности»? (Самое безопасное для пешехода место на проезжей части улицы.)

-     Где на проезжей части улицы находится «островок безопас­ности»? (На середине проезжей части улицы.)

-     Для чего нужен «островок безопасности»? (Чтобы пешехо­ды, неуспевшие перейти широкую улицу при зеленом свете, могли в безопасном месте дождаться, пока снова загорится зеленый свет светофора.)

-     За пределами населенного пункта городская дорога (улица) кончается и переходит в загородную. Вспомните и назовите элементы загородной дороги. (Проезжая часть, обочина, кюветы.)

-     Вспомните, как следует продвигаться по загородной дороге? (Надо идти по обочине против движения транспорта, что-

1 бы видеть его приближение.)

Встречное движение важно и в тех случаях, когда по дороге приближается крупногабаритный транспорт, занимающий почти всю ширину проезжей части.

IV. Физкультминутка

Это трасса мотокросса.

Крутятся вперед колеса.

Если их назад вращать,

Мотоцикл поедет вспять.

(Вращение прямыми руками вперед и назад.)

Практическое упражнение

Учащиеся делятся на группы (по 5 человек) и отрабатывают движение по тротуару одной группы с правой стороны. Другая группа движется навстречу, тоже с правой стороны. Третья группа (водители) выезжает на тротуар со стороны дороги или дворов и соз­дает помехи. Игра формирует внимательность, наблюдательность, бдительность и осторожность, воспитывает дисциплинированное поведение на тротуаре.

Контрольные вопросы

1. Из каких элементов состоит улица?

2. Из каких элементов состоит загородная дорога?

3. Что такое тротуар?

4.  Почему тротуар немного возвышается над проезжей частью улицы?

5.  Для чего служат обочины на дороге?

6.  В каких случаях тротуары иногда отделяются от проезжей части металлическими ограждениями?

7.  Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (дороги)?

8.  Как нужно ходить по тротуару?

9. Почему нельзя переходить улицу бегом?
10. Что такое проспект (переулок, площадь)?

Хитрые загадки

Что находится в середине тротуара? {Буква Т.) Какие два местоимения портят дорогу? (Я-мы.)

VI. Итог урока

Нарисовать рисунок дороги с ее элементами и разметками. Под­писать все элементы дороги.

 

III. Знакомство с новым материалом

Послушаем рассказ по мотивам произведения Е.В. Борового «Что такое правостороннее движение?»

(Читает учитель или подготовленный ученик.)

Однажды встретились на неширокой лесной тропинке два человека. Каждый из них был вооружен щитом и мечом. В далекой древности все люди ходили с оружием, чтобы защищаться от диких зверей и врагов.

«Кто ты, друг или враг?» - спросил один воин.

«Кто ты, друг или враг?» - спросил другой.

Увы. Не поняли они друг друга, потому что принадлежали к разным племенам и разговаривали на разных языках. Что делать? Как посту­пить? Надо было идти вперед, но никто не хотел уступать дорогу. Долго стояли они один против другого. Нет, не упрямство руководило ими, а нежелание казаться трусом. Неизвестно, сколько бы они испытывали терпение друг друга. Наконец благоразумие взяло верх.

Каждый из путников, держа в левой руке щит и прикрываясь им, а правой взявшись за меч и отступив на шаг в правую сторону, дви­нулись вперед. Разминулись благополучно, и пошел каждый своей дорогой.

С той поры так и повелось. Встретятся на узкой тропинке путники, отступят немного вправо. Если они друзья - протянут друг другу руку а знак приветствия. Если враги - расходятся, прикрываясь щитами.

Потом появились первые города с широкими, по сравнению с лес­ными тропинками, улицами. И первые городские пешеходы, следуя примеру своих древних предков, стали ходить по улицам, придержи­ваясь правой стороны.

Затем появились автомобили. И водители, чтобы не сталкиваться и не наезжать на пешеходов, стали придерживаться правой стороны. Впоследствии правила дорожного движения закрепили собою то, что делали люди исстари.   -

- Такой порядок передвижения установлен не только у нас, но и во многих других странах мира. А вот если бы наш водитель стал придерживаться правой стороны на дорогах Англии, Да­нии, Швеции или некоторых других стран, то он непременно совершил бы аварию. Почему? (Ответы детей.) Дело в том, что в этих странах принято левостороннее дви­жение. То есть все машины и пешеходы, мотоциклисты и велоси­педисты передвигаются, придерживаясь левой стороны. И этому, естественно, есть свое объяснение.

С давних пор Англия слыла одной из сильнейших морских дер­жав. Английские корабли бороздили почти все моря и океаны. Ко­раблей было много. Случалось, что, идя навстречу друг другу, они сталкивались и разбивались. Все это происходило потому, что в те далекие времена не существовало определенных правил разъезда судов. Тогда английское адмиралтейство издало указ, в котором гово­рилось: «При встрече друг с другом корабли должны уступать один другому дорогу, отклоняясь от курса в сторону движения солнца». Коротко это означало: «Держись левой стороны!»

Как это понимать? Стань лицом к северу. Солнце движется справа налево. С востока на запад. Именно так представляют люди движение небесного "светила. Вот и приказало английское адми­ралтейство своим кораблям при встречах сворачивать влево. Впо­следствии морской закон был перенесен и на сушу. Так и повелось с тех незапамятных времен. Будь ты пешеход или водитель - при­держивайся левой стороны.

Вопросы

1. Что случилось на неширокой лесной тропинке?

2.  Как стали ходить первые городские пешеходы?

3.  Что такое правостороннее движение?

4.  В каких странах принято левостороннее движение?

5.  Что происходило с английскими кораблями?

IV.         Физкультминутка

Раз, два - хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре -Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре, пять -Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться - три, четыре И на месте поскакать. На носки, затем на пятки. Лень отбросить и опять. Раз! Подняться, подтянуться, Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.

V. Закрепление пройденного материала

Бурлит в движенье мостовая:

Бегут авто, спешат трамваи.

 Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны.


Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

А все ли улицы одинаковые? (Выслушиваются высказывания детей

А все ли улицы одинаковые? (Выслушиваются высказывания детей

Крутятся вперед колеса. Если их назад вращать,

Крутятся вперед колеса. Если их назад вращать,

Разминулись благополучно, и пошел каждый своей дорогой

Разминулись благополучно, и пошел каждый своей дорогой

Бегут авто, спешат трамваи.

Бегут авто, спешат трамваи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020