НОД в подготовительной группе «Дорожная азбука».
Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дороге и улице.
Образовательные задачи:
1. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
2. Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
3. Закреплять знания детей о сигналах светофора.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания.
2. Развивать мышление, память, внимание, устную речь.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
2. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
ü Познавательное развитие;
ü Художественно-эстетическое развитие;
ü Речевое развитие;
ü Социально-коммуникативное развитие,
ü Физическое развитие.
Тип занятия – занятие обобщения, систематизации и развития умений.
Вид занятия – сюжетно - игровое.
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Время: 30 минут.
Активизация словаря: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, проезжая часть, обочина, тротуар.
Методы – словесные, практические, исследовательские, игровые, наглядные.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:
Целеполагание и мотивация: сюрпризный момент, использование игр, загадок, показ слайдов, комментирование.
Активизация детской деятельности: игра «Паровозик», беседа, загадки, создание развивающей среды, дидактические игры, постановка проблемного вопроса, решение дорожных ситуаций.
Организация практической деятельности: использование игр: «Ловкие водители», «Собери дорожный знак», работа дидактическими пособиями, комментирование, загадки о видах транспорта в сказках.
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация выбора, физкультминутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: поощрение, похвала, взаимопомощь детей.
Предварительная работа:
ü Наблюдения за автомобилями, за проезжей частью;
ü Рассматривание знаков дорожного движения по дороге из детского сада домой.
ü Знакомство детей со светофором, его работой, с «зеброй», знаками «Пешеходный переход», «Автобусная остановка» и т.д.
ü Беседы о правилах дорожного движения;
ü Чтение стихов и загадок по теме ПДД.
ü Разучивание песен;
ü Разучивание танцевальной композиции.
ü Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме «Безопасность на дороге!».
Оборудование и материалы:
ü загадки о видах транспорта из сказок;
ü разрезные карточки с изображением дорожных знаков;
ü загадки о дорожных знаках;
ü ноутбук, слайды с моделированием дорожных ситуаций;
ü мяч для игры «Ответь на вопрос».
ü 2 самоката для игры «Ловкие водители», кегли;
ü нагрудные знаки: «Знатоки правил дорожного движения».
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: активный, любознательный, эмоционально отзывчивый, коммуникативный.
Интеллектуальные: активное участие в деятельности; умение делать выводы; самостоятельные действия.
Физические: развитие двигательной активности.
Вводная часть (организационный момент).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в очень интересное путешествие. В ходе нашего путешествия мы проедем несколько станций, где вам будут предложены различные задания.
Нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать друг другу. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сядем в весёлый паровозик и отправимся в интересное путешествие.
Основная часть.
Станция №1 «Загадки о видах транспорта из сказок».
Воспитатель:
ü На чём ехал Емеля к царю во дворец?
ü Какой вид транспорта подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
ü На чём летал старик Хоттабыч?
ü На чём добралась Золушка во дворец на бал?
ü Любимый вид транспорта кота Леопольда?
ü Личный транспорт бабы Яги?
Ответы детей.
Молодцы! И наш «Паровоз» отправляется на другую станцию.
Станция №2 «Собери дорожный знак» (разрезные картинки).
Воспитатель достает из конверта разрезные дорожные знаки.
Воспитатель: Здесь дорожные знаки. А что же с ними случилось? Их кто-то разрезал?
Что мы можем сделать, чтобы исправить ситуацию? Нам их надо сложить, и посмотреть, что получится.
Воспитатель: Как интересно! Что получилось?
А как эти знаки называются, и почему они разной формы?
Ответы детей.
Молодцы! Второе задание выполнено, двигаемся дальше, согласно маршруту.)
Станция № 3 «Загадки о дорожных знаках».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.
Загадки по ПДД:
1. Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… («Пешеходный переход».)
2. А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. («Пешеходная дорожка».)
3. Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
4. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
6. Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
5. Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
6. Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Дети «Паровозиком» едут на другую станцию.
Станция №4 «Красный, желтый, зеленый».
Воспитатель: Станция называется. «Красный, желтый, зеленый». Что это может быть, как вы думаете?
Сначала послушайте мою
загадку.
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…
Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Сейчас я вам расскажу сказку о заветных огоньках
светофора.
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
- Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
- Нет, я желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
- Друзья, огоньки, прекратите спорить! Это я - самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Так для чего же нужен светофор? (ответы).
Воспитатель: А вот что означает каждый сигнал светофора, расскажет Данил:
Красный цвет – опасный цвет.
Это значит, хода нет.
Желтый – не спешите
И сигнала ждите.
Цвет зеленый говорит,
Вот теперь вам путь открыт!
На этой станции я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка «Дорожная».
(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения).
Дорога не тропинка, дорога не канава...
Сперва смотри налево. Потом смотри направо.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз-два-три,
Покачай головой: раз-два-три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз-два-три.
Дети «Паровозиком» едут на другую станцию.
Станция №5 «Дорожные ситуации».
Слайды с моделированием дорожных ситуаций.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.
Слайд 1.
“Дорога только для машин”
Воспитатель: Обратите внимание, какое большое количество машин на
проезжей части. По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается.
Дорогу можно только переходить в указанном месте.
Слайд 2.
Воспитатель: Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару? (Придерживаться правой стороны, не толкать других пешеходов).
Слайд 3.
“Не беги через дорогу”.
Воспитатель: Скажите, разве нельзя бежать через дорогу. Что может случиться?
Сейчас мы с вами еще раз повторим правила перехода проезжей части.
Слайд 4.
“Переход проезжей части”.
Расскажите, как вы переходите проезжую часть?
1.Всегда смотри налево.
2. Затем смотри направо.
3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.
4. А сейчас вперед иди.
Слайд 4.
“Будь внимательным!”.
Воспитатель: Для чего нужно быть внимательным на дороге? (ответы детей).
Слайд 7.
“Береги свою жизнь”.
Воспитатель: Что еще нельзя делать на дороге?
Скажите, где разрешено детям играть. (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, теперь я знаю, что все вы умеете переходить дорогу.
Ну а теперь давайте закрепим правила дорожного движения.
Игра с мячом.
Воспитатель: Ребятки, встаньте по кругу, я встану в центре круга с мячом, кому из вас брошу мяч, тот должен ответить на вопрос.
1. Сколько глаз у светофора? ( три)
2. Если красный глаз горит, то о чем он говорит? (стой и жди)
3. Если желтый глаз горит, то о чем он говорит? (приготовься)
4. Если зеленый глаз горит, то о чем он говорит? (можно идти/ ехать)
5. Где автобуса мы ждем? (на остановке)
6. Где играем в прятки? (на детской площадке)
7. Пешком по улице идет? (пешеход.)
Воспитатель: В этом задании вы проявили свою наблюдательность и показали свои знания в правилах дорожного движения.
Дети «Паровозиком» едут на другую станцию.
Станция №6 «Ловкие водители».
Воспитатель: Отлично, ребята. И с этим заданием вы справились. А теперь мы проверим, какие вы хорошие водители. Дальше в путь мы отправимся на самокатах.
Игра «Прокатись, не сбив кеглю».
(Необходимо аккуратно проехать между кеглями и передать самокат следующему водителю).
Воспитатель: Молодцы! Это была последняя станция, и наше путешествие подходит к концу. Садитесь в наш весёлый паровозик, и теперь держим путь в детский сад.
Заключительная часть:
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? На какой станции вам было трудно/легко? А на какой станции вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
Вы выполнили все задания,
показали ваши знания по правилам дорожного движения. Какие вы молодцы, ребята!
И в заключении хочу с вами поиграть в еще одну игру, чтобы убедиться, что вы не
только знаете, но и выполняете все правила дорожного движения. Если вы
согласны, громко скажете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно -
для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где пешеходный переход?
Чтоб проветриться в автобусе
немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Вы хорошо справились с заданием и получаете за это нагрудные знаки: «Знатоки правил дорожного движения».
Каждый прикрепит себе значок, чтоб все видели, что вы знаете правила дорожного движения. И можете научить своих младших друзей, рассказать и объяснить, как вести себя на улицах, где можно играть. Я уверена, что вы всегда будете сами соблюдать правила дорожного движения.
Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!
Список литературы:
1. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольника»;
2. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора», «Ознакомление дошкольников с ППД»;
3. Петрова К.В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры;
4. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Издательский Дом Третий Рим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.