Музыкально - экологический проект "Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание" Музыкально - экологический проект "Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 29.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проекта. Недостаточные знания детей об окружающем их мире, это одна из самых актуальных, на сегодняшний день, тема. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Музыка в этом процессе играет особую и важную роль, чтобы дети через образы музыкального искусства увидели всю красоту окружающего их мира и стали на его защиту.
Иконка файла материала Проект экология.docx

 

МБДОУ Детский сад №4 "Сказка" с.Чикола

Музыкально - экологический проект

"Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"                                                                                                                              

           

 

                                                                                   Подготовила музыкальный руководитель

                                                                                               Гуларова Л.Ю.

Музыкально-экологический проект

 «Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание».

 Подготовила музыкальный руководитель Гуларова Л.Ю.

 

«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняться образы,
в которых воплощается Родина»  
   В.А.Сухоминский

 

Актуальность проекта.

 Недостаточные знания детей об окружающем их мире, это одна из самых актуальных, на сегодняшний день, тема. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Музыка в этом процессе играет особую и важную роль, чтобы дети через образы музыкального искусства увидели всю красоту окружающего их мира и стали на его защиту.

Цель проекта. Воспитание гармонически развитой личности, постижение мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей у детей.

 Задачи проекта.   Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной); знакомство детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек; углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года; формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.

 Тип проекта творческий, познавательный. Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексная — разные виды деятельности; познавательная, театрализованная; художественная; музыкально-ритмические, творческая, групповая.

Участники проекта: дети  младшей группы; музыкальный руководитель;  родители.

Формы проведения: познавательные занятия (проведение занятий экологического направления);  выставка работ (аппликации);

 Наблюдения, пение с движениями на участке детского сада.  

акции (изготовление кормушек, скворечников).

 Продолжительность проекта: 1.04.2022г -12.04.23г.

По длительности: краткосрочный.

Предполагаемый результат. Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание: накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру; совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.

Этапы работы над проектом:

 1Этап. Информационно-аналитический

 Изучение  программы по экологическому воспитанию.

 IIЭтап. Технологический

  Подбор музыкального репертуара,  разработка  конспектов интегрированных занятий с использованием музыкальных произведений экологического содержания.

IIIЭтап. Практический

 Включение воспитанников в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

 IVЭтап. Тематическое занятие «Вот какие птички, птички – невелички».

 Создание   диска с голосами животных, птиц, природных явлений и музыки о природе, классическая музыка «Времена года»;

Экологическая акция - накорми птиц (сделать кормушки с родителями);  берегите птиц (сделать скворечники с родителями).

Аппликация с родителями («Воробьи»);

 Консультации.  «Экологическое воспитание »

Тематическое занятие  « Вот какие птички, птички невелички»

 

                                              План работы

Дата

                        Содержание деятельности

Цели

1.04.19

 

 

      Беседа «Времена года»

Слушание музыки « Весною»муз.С.Майкапара

Разучивание хоровода «Весна» муз.Т.Вилькорейской.

Разучить первый куплет песни «Воробьиная песенка»      муз.Е.Шаламоновой

Знакомить детей со звуками природы.

2.04.19

 Изготовление кормушек родителями совместно с детьми для птиц

Объединение родителей и детей в совместной деятельности.

3.04.19

 

 

 

 Беседа «Птицы»

Слушание музыки «Воробей»  муз. А.Руббаха

Разучить второй куплет песни «Воробьиная песенка» муз. Е.Шаламоновой.

Игра «Птички летают» муз. Л.Банниковой.

Расширять представления детей о природе.

4.04.19

 

 

 Беседа на прогулке «Охрана животных и птиц»

 Подкармливаем птиц в кормушках.

Отработать движения игры «Птички летают».

Проявление доброжелательного отношения к окружающему миру.

5.04.19

 

 

  Вспомнить на прогулке первый куплет песни

«Воробьиная песенка». муз.Е.Шаламоновой

Отработать движения хоровода «Весна» муз.Т.Вилькорейской.

Приобщение детей к миру природы через музыку.

8.04.19

 

 

 

Беседа «Первый весенний цветок»

Слушание «Подснежники» муз.В.Калинникова

Работа над второй частью хоровода «Весна»

Разучить второй куплет песни «Воробьиная песенка» муз.Е.Шаламоновой.

Обучать детей песням, танцам, музыкально-творческим проявлениям.

9.04.19

Аппликация с родителями («Воробьи»);

 

Побуждать детей к творческой самореализации с родителями, через художественно-творческую деятельность.

10.04.19

Тематическое занятие « Вот какие птички, птички -    невелички»

 

 

 

Расширять представления о простейших связях в природе, учить детей внимательно слушать и наблюдать,  обогащать детей эмоциональными впечатлениями.

 

11.04.19

Подкармливаем птиц на прогулке.

Вспомнить два куплета песни.

Проявление доброжелательного отношения к окружающему миру.

12.04.19

Танцуем, играем, поем на прогулке ( по желанию детей)

Закрепить знания детей о природе  через музыку.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание  это не только привитие ребёнку любви и бережного отношения к природе. Это – познание ребёнком себя как части природы, ощущение единства всего живого на Земле. И первые шаги в этом направлении необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.

Как рассказать малышу о тайнах природы, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым продолжает ещё идти.

Пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через общение с  животными и растениями, игру и прекрасный мир искусства – живопись, музыку.

        Яркие краски, красивые мелодиирадуют и привлекают ребёнка, пробуждают его воображение, фантазию, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада, и пение птиц.

Откройте детям мир музыкального творчестваС помощью игр:

Спросите малыша - на каком инструменте лучше всего изобразить голоса и шаги птиц и зверей? Слон трубит, медведь рычит, дятел клювом стучит /труба, барабан, ксилофон/.

Попробуйте услышать музыку цветов. Сыграйте на музыкальных инструментах, как звенят цветы колокольчика и ландыша, как шелестят лепестки ромашки и с ветром улетают пушинки одуванчик /колокольчик, треугольник, маракас/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект музыкального занятия
по экологическому воспитанию в младшей группе

«Вот какие птички, птички – невелички».

 

                                                                     Составила: музыкальный руководитель

Гуларова Л.Ю.

Цели

·                    Расширять представления о простейших связях в природе, учить детей внимательно слушать и наблюдать,  обогащать детей эмоциональными впечатлениями;

·                    Развивать двигательный опыт, образное мышление, диалоговую форму речи, формировать стремление выразительно и эмоционально петь песни, начинать петь дружно, сразу после вступления, чисто интонировать, развивать вокально-хоровые навыки (звукообразование, дыхание), работать над правильной осанкой  и посадкой детей во время пения;

 

Задачи:

·                    Воспитывать бережное отношение к птицам, творческую инициативу, умение получать наслаждение от своего пения, а также радовать своим исполнением других.

·                    Воспитывать чувство любви к родной природе;

·                    Воспитывать доброе отношение к пернатым друзьям;

Вид музыкальной деятельности:  Тематическое музыкальное занятие.

                                                                  «Природа в музыке»

Оборудование:  Иллюстрации птиц, собачка, запись на слушание пения птиц, фонограмма танца «Весна», пианино.

Ход занятия:

Вход детей в зал.

Музыкально – ритмические  движения: ходьба с высоким подниманием ног, легкий бег под музыку.

Садятся  на стульчики.

Распевание.

Музыкальный руководитель:    Здравствуйте ребята!

Дети:                                                    Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:    А сейчас поприветствуем друг друга тихо, а затем громко. (Дети по показу музыкального руководителя поют тихо, потом громко).

Музыкальный руководитель:     Ребята вы заметили, как  запели птицы весной? Звонко, весело, радостно!

И к нам в гости прилетели чудесные  птички-невелички. Посмотрите, какие они красивые! Птички такие любопытные, все время вертят своими головками, вытягивают шейку и смотрят в разные стороны. Полюбуемся, как  птички.  Посмотрим, что справа, вверху, слева, внизу, потянем  шейку.

Упражнение для правильной осанки «Птичка»

(по показу музыкального руководителя дети вытягивают шею, не спеша, поворачивая голову вверх, вниз, в сторону.)

 

Музыкальный руководитель:

                                                  Чив, чив, чив! Пришла весна!

Птичкам вовсе не до сна!

Целый день они поют,

На деревьях гнезда вьют!

 

Музыкальный руководитель:      Я знаю про птичку песенку. Хотите, я вам исполню?

Слушание: песня «Птичка» муз. М. Раухвергера, сл. А.Барто.

Музыкальный руководитель:  Какая шустрая птичка в песенке! Прилетела,  посидела немножко и улетела. А куда села птичка? (ответы детей) А вы расстроились, что птичка быстро улетела? Покажите, как расстроились. (Дети говорят: «Ай!», руки поднимают к голове). Сейчас мы еще раз послушаем песенку и вы мне покажите, как вы расстроились. (Повторное слушание песенки)

Музыкальный руководитель:                     Птичка-невеличка  упорхнула  и села на веточку. А ветерок веточками шуршит:

-Ш-Ш-Ш!                                          (дети          повторяют звуки на выдохе)

                                    -Пчелка над веточкой жужжит:

                                        -Ж-Ж-Ж!           (дети  жужжат)

                                    -Птичка на веточке поет:

                                          -Чив-Чив-Чив!                                                         (дети проговаривают слова)

Музыкальный руководитель:    Птичка весело, звонко поет свою песенку. Попробуем и мы спеть также красиво. Я вам напомню  слова и мелодию куплета.

Исполнение песни «Воробышки» муз. Е. Шаламоновой.

Музыкальный руководитель:     Сейчас еще нет травки и мошек, птичкам трудно добывать себе еду. Мы можем помочь птичкам, покормить их. А они отблагодарят за это своим радостным пением. Давайте насыплем на ладошки крошек и покормим нашу птичку.

Пальчиковая игра «Накормим птичку»

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

Как подую на тебя,

Сразу, птичка, улетай!

Музыкальный руководитель:   Мы можем повеселить птичку дружным танцем «Весна»

Танец «Весна»

Музыкальный руководитель:   Хотите превратиться в маленьких птичек? Сейчас мы  покружимся  и превратимся  в птичек.

Музыкальная игра «Вот летали птички»

Вот летали птички,                                                 дети бегают по залу и машут

Птички-невелички.                                                 «крылышками»

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

 

На дорожку сели,                                                                садятся на корточки и стучат

Зернышек поели.                                                                 пальчиком по полу

Клюв, клюв, клюв,

Как я зернышки люблю.

 

Перышки почистим,                                               обеими руками отряхиваются

Чтобы были чище.

Вот так и вот так,

Чтобы были чище!

 

Прыгаем по веткам,                                                прыгают

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

 

А собачка прибежала

И всех пташек распугала.

(Воспитатель берет игрушку собачку, она лает и догоняет деток)

 

Музыкальный руководитель:    А теперь покружились, превратились   назад в деток.

Итог занятия:

Музыкальный руководитель:   Какая интересная гостья к нам прилетала! Вам было весело с ней? А что мы делали вместе с птичкой?  Мы еще встретимся с ней. Она звонко и весело будет нам петь на улице до осени.

Муз.руководитель (поет)До свидание ребята !