Дорожная карта по работе с одарёнными детьми в начальной школе.
Оценка 4.6

Дорожная карта по работе с одарёнными детьми в начальной школе.

Оценка 4.6
doc
14.04.2022
Дорожная карта по работе с одарёнными детьми   в начальной школе.
дорожная карта работы с одаренными детьми.doc

                              

 

 

 

 

 

Дорожная карта по работе с одарёнными детьми

 

 

в начальной школе.      

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Цель:

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

 

Задачи:

-       развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

-       стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном  самовыражении;

-       внедрять в практику  ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

-       обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую  поддержку одаренных детей;

-       организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

     -    предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся,       

     -    помочь одарённым детям в самораскрытии .

Планируемый результат:

      -     раскрытие творческого потенциала личности обучающихся;

     -     развитие их познавательных и творческих способностей.

 

 

      Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

 

Категории одаренных детей

 

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.

 

Одаренным и талантливым детям

свойственны следующие черты:

·       Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

·       Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

·       Не могут четко развести реальность и фантазию.

·       Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

·       Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

·       Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

·       Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

1. Познавательные способности и навыки

§  Владение большим объемом информации.

§  Богатый словарный запас.

§  Перенос усвоенного на новый материал.

§  Установление причинно- следственных связей.

§  Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

§  Умение делать выводы.

§  Умение интегрировать и синтезировать информацию.

§  Участие в решении сложных проблем.

§  Организация информации.

§  Умение улавливать сложные идеи.

§  Умение замечать тонкие различия.

§  Чувствительность к противоречиям.

§  Использование альтернативных путей поиска информации.

§  Анализ ситуаций.

§  Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

§  Умение предвидеть последствия.

§  Умение рассуждать.

§  Построение гипотез.

§  Применение идей на практике.

§  Способность к преобразованиям.

§  Критичность в мышлении.

§  Высокая любознательность.

2.Творческие способности

§  Способность рисковать.

§  Дивергентное мышление.

§  Гибкость в мышлении и действиях.

§  Быстрота мышления.

§  Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

§  Богатое воображение.

§  Восприятие неоднозначных вещей.

§  Высокие эстетические ценности.

§  Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

§  Реалистическая Я-концепция.

§  Уважение к другим.

§  Терпимость к особенностям других людей.

§  Склонность к самоанализу.

§  Терпимое отношение к критике.

§  Готовность делиться вещами и идеями.

§  Настойчивость в выполнении задания.

§  Независимость в мышлении и поведении.

§  Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

§  Соревновательность.

§  Чувство юмора.

§  Уверенность в своих силах и способностях.

§  Внутренняя мотивация.

 

          Согласно новым ФГОС принципы педагогической

деятельности в работе с одаренными детьми следующие:

 

        -  принцип максимального разнообразия предоставленных

       возможностей для развития личности;

-  принцип  возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей     через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения(высшим уровнем реализации которых, является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);

         -  принцип создания условий для совместной работы учащихся

         при минимальном участии учителя;

         -  принцип свободы выбора учащимися дополнительных

образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

             Выявление одаренных детей начинается со знакомства с психологом при поступлении в 1 класс нашей школы и в дальнейшем эта работа продолжается и осуществляется на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность: испытывают радость от добывания знаний.

 

Стратегия работы с одаренными детьми

 

 
         Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

         Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

         Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

 

 

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Деятельность учителя

         Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.

         Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.

         Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.

         Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).

       Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:

   контроля по результатам (итогового контроля);

   процессуального контроля;

   предметного контроля.

       Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.

       Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.

       Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.

       Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.

       Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.

        Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.

       Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

      

Формы работы с одаренными учащимися.

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

 - конкурсы;

 - интеллектуальный марафон;

 - участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

 

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе  

  Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

 

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся            начальной  школы

 

               Предметная  неделя

Представление широкого спектра форм внеурочной

деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной

области.

Развитие творческих способностей учащихся.

              

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой

и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического

мышления учащихся в процессе творческого поиска и

выполнения исследований.

               Кружки, студии, внеурочная деятельность

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

                Индивидуальная  работа

Занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной

траектории

Создание портфолио одаренных детей

  

             Поощрение одаренных детей

-  Награждение учащихся на итоговой линейке.

                    Работа с родителями одаренных детей

-  Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

-  Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

-  Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.      

 

                   Карта одарённого ученика

 

1.Фамилия, имя, отчество учащегося:_________________________________

__________________________________________________________________

2.Состав семьи, ее структура, статус (ФИО родителей, полная, не полная, многодетная):______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Жилищно-бытовые условия:_______________________________________

__________________________________________________________________

4.Взаимоотношения в семье (доверительные, основанные на взаимопонимании, теплые): ________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье (наблюдались/не наблюдались:_____________________________________________________

5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)___________________

_________________________________________________________________

6.Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.)_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Характер ребенка: (перечислить качества личности)___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Положение ребенка в коллективе (пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Учебная деятельность (успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам, средний балл):

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Мотивация обучения (высокая, хорошая школьная мотивация, положительная, низкая, посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Способности к обучению (высокие, средние, низкие) _________________

__________________________________________________________________

12.Познавательный интерес (высокий, средний, низкий)_________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

13.Трудовая деятельность (наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное): _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности: спортивная, художественная и др.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Дополнительные сведения, указанные учителем:_____________________

__________________________________________________________________

 

                 Программа работы с  одаренными учащимися в школе

 

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

сентябрь

2

Подбор диагностик психологом школы для выявления одаренных детей. Выявление особо одаренных детей, диагностика типа одаренности.

сентябрь

3

Составление списков мотивированных учащихся

сентябрь

4

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность

сентябрь

5

Работа с родителями, анкетирование, опросы.

в течение года

6

Организация индивидуальной и групповой работы

в течение года

7

Участие в научно - исследовательских

конференциях учащихся районного  и городского уровня.

сентябрь -февраль

8

Школьный тур предметных олимпиад.

ноябрь

9

Участие в муниципальном туре предметных

олимпиад.

по плану

10

Оформление стенда «Победители олимпиад»

после объявления результатов

11

Интеллектуальные игры в рамках предметных

недель.

предметные недели по графику

12

Участие в дистанционных Всероссийских конкурсах-олимпиадах.

в течение года

13

Вовлечение учащихся в проектную деятельность.

в течение года

14

Создание банка нестандартных заданий по предметам.

ноябрь-май

15

Подготовка, подбор материала, консультации,

оформление работ на научно-практическую

конференцию.

Разработка и проведение цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать »

в течение года

16

Конкурсы. Выставки. Праздники.

в течение года

17

Участие в школьном дне здоровья. Участие в школьном конкурсе плакатов и рисунков по экологии.

в течение года

18

Награждение, поощрение победителей

олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.д.

май

19

Наработка психологических рекомендаций

для педагогов при работе с одаренными детьми.

В течение года

20

Награждение родителей благодарственными

письмами, грамотами.

май

 


Дорожная карта по работе с одарёнными детьми в начальной школе

Дорожная карта по работе с одарёнными детьми в начальной школе

Цель: Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении…

Цель: Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении…

Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами

Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами

Умение улавливать сложные идеи

Умение улавливать сложные идеи

НОУ ; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения (высшим уровнем реализации которых, является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка); - принцип создания условий для совместной…

НОУ ; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения (высшим уровнем реализации которых, является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка); - принцип создания условий для совместной…

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы

Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы

Научное общество учащихся 

Научное общество учащихся 

Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т

Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т

Программа работы с одаренными учащимися в школе № п/п

Программа работы с одаренными учащимися в школе № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2022