|
Дорожная карта по работе с одарёнными детьми
в начальной школе.
Цель:
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи:
- развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
- обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
- организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся,
- помочь одарённым детям в самораскрытии .
- раскрытие творческого потенциала личности обучающихся;
- развитие их познавательных и творческих способностей.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
Одаренным и талантливым детям
свойственны следующие черты:
· Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
· Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
· Не могут четко развести реальность и фантазию.
· Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
· Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
· Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
· Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1. Познавательные способности и навыки
§ Владение большим объемом информации.
§ Богатый словарный запас.
§ Перенос усвоенного на новый материал.
§ Установление причинно- следственных связей.
§ Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
§ Умение делать выводы.
§ Умение интегрировать и синтезировать информацию.
§ Участие в решении сложных проблем.
§ Организация информации.
§ Умение улавливать сложные идеи.
§ Умение замечать тонкие различия.
§ Чувствительность к противоречиям.
§ Использование альтернативных путей поиска информации.
§ Анализ ситуаций.
§ Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
§ Умение предвидеть последствия.
§ Умение рассуждать.
§ Построение гипотез.
§ Применение идей на практике.
§ Способность к преобразованиям.
§ Критичность в мышлении.
§ Высокая любознательность.
2.Творческие способности
§ Способность рисковать.
§ Дивергентное мышление.
§ Гибкость в мышлении и действиях.
§ Быстрота мышления.
§ Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
§ Богатое воображение.
§ Восприятие неоднозначных вещей.
§ Высокие эстетические ценности.
§ Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
§ Реалистическая Я-концепция.
§ Уважение к другим.
§ Терпимость к особенностям других людей.
§ Склонность к самоанализу.
§ Терпимое отношение к критике.
§ Готовность делиться вещами и идеями.
§ Настойчивость в выполнении задания.
§ Независимость в мышлении и поведении.
§ Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
§ Соревновательность.
§ Чувство юмора.
§ Уверенность в своих силах и способностях.
§ Внутренняя мотивация.
Согласно новым ФГОС принципы педагогической
деятельности в работе с одаренными детьми следующие:
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения(высшим уровнем реализации которых, является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
- принцип создания условий для совместной работы учащихся
при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей начинается со знакомства с психологом при поступлении в 1 класс нашей школы и в дальнейшем эта работа продолжается и осуществляется на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность: испытывают радость от добывания знаний.
Стратегия работы с одаренными детьми
|
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Деятельность учителя
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.
Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:
контроля по результатам (итогового контроля);
процессуального контроля;
предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.
Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.
Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся начальной школы
Предметная неделя
Представление широкого спектра форм внеурочной
деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной
области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой
и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического
мышления учащихся в процессе творческого поиска и
выполнения исследований.
Кружки, студии, внеурочная деятельность
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Индивидуальная работа
Занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной
траектории
Создание портфолио одаренных детей
Поощрение одаренных детей
- Награждение учащихся на итоговой линейке.
Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.
Карта одарённого ученика
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:_________________________________
__________________________________________________________________
2.Состав семьи, ее структура, статус (ФИО родителей, полная, не полная, многодетная):______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Жилищно-бытовые условия:_______________________________________
__________________________________________________________________
4.Взаимоотношения в семье (доверительные, основанные на взаимопонимании, теплые): ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье (наблюдались/не наблюдались:_____________________________________________________
5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)___________________
_________________________________________________________________
6.Воспитательный потенциал семьи (высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.)_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Характер ребенка: (перечислить качества личности)___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Положение ребенка в коллективе (пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Учебная деятельность (успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам, средний балл):
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Мотивация обучения (высокая, хорошая школьная мотивация, положительная, низкая, посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Способности к обучению (высокие, средние, низкие) _________________
__________________________________________________________________
12.Познавательный интерес (высокий, средний, низкий)_________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13.Трудовая деятельность (наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное): _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности: спортивная, художественная и др.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Дополнительные сведения, указанные учителем:_____________________
__________________________________________________________________
Программа работы с одаренными учащимися в школе
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми |
сентябрь |
2 |
Подбор диагностик психологом школы для выявления одаренных детей. Выявление особо одаренных детей, диагностика типа одаренности. |
сентябрь |
3 |
Составление списков мотивированных учащихся |
сентябрь |
4 |
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность |
сентябрь |
5 |
Работа с родителями, анкетирование, опросы. |
в течение года |
6 |
Организация индивидуальной и групповой работы |
в течение года |
7 |
Участие в научно - исследовательских конференциях учащихся районного и городского уровня. |
сентябрь -февраль |
8 |
Школьный тур предметных олимпиад. |
ноябрь |
9 |
Участие в муниципальном туре предметных олимпиад. |
по плану |
10 |
Оформление стенда «Победители олимпиад» |
после объявления результатов |
11 |
Интеллектуальные игры в рамках предметных недель. |
предметные недели по графику |
12 |
Участие в дистанционных Всероссийских конкурсах-олимпиадах. |
в течение года |
13 |
Вовлечение учащихся в проектную деятельность. |
в течение года |
14 |
Создание банка нестандартных заданий по предметам. |
ноябрь-май |
15 |
Подготовка, подбор материала, консультации, оформление работ на научно-практическую конференцию. Разработка и проведение цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать » |
в течение года |
16 |
Конкурсы. Выставки. Праздники. |
в течение года |
17 |
Участие в школьном дне здоровья. Участие в школьном конкурсе плакатов и рисунков по экологии. |
в течение года |
18 |
Награждение, поощрение победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.д. |
май |
19 |
Наработка психологических рекомендаций для педагогов при работе с одаренными детьми. |
В течение года |
20 |
Награждение родителей благодарственными письмами, грамотами. |
май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.