Методический материал |
Действия педагога |
Действия детей |
2 минуты.
5 минут
10 – 15 минут.
На доске висит схема дороги без разметки. На ней стоят машинки и пешеходы.
На протяжении объяснения, на экране демонстрируется фильм о дорожной разметки , в котором один вид разметки сменяет другой. Педагог останавливает показ фильма в тех места, где необходимо показать вид разметки.
Педагог показывает таблички с разметкой , о которой говорит. Прикрепляет на доску по четыре вида , с левой и правой стороны доски, для двух групп.
Небольшие дорожные знаки лежат перед магнитной доской.
5 минут.
На столах перед каждой группой лежит схема дороги, к ней прилагаются элементы дорожной разметки. Элементы разметки надо наклеить на той части дороги, где это необходимо.
3 минуты.
1 минута. |
Орг . момент:
Для проведения сегодняшнего занятия мы разделимся на две группы. (детям раздают жетоны красного и зелёного цвета, они рассаживаются за столы по образовавшимся группам.) - Вы уже многому научились, знаете, что бывают такие дорожные, в которых мы не сразу можем увидеть опасность – это «дорожные ловушки».
Повторение пройденного материала:
Для того, чтобы научиться различать опасность, угрожающую нашей жизни, вам предстоит выполнить небольшое задание. Оно потребует от вас внимания, умения работать в коллективе.
Перед вами лежат парные карточки с дорожными ситуациями – опасными и безопасными. Задание группам : разобрать карточки по группам и наклеить их на цветные планшеты, карточки с опасными ситуациями – на красный планшет, с безопасными ситуациями – на зелёный. Группа, выполнившая задание первая получает один жетон. (задание выполняют под музыку, жетон прикрепляют на магнитную доску со стороны той команды к которой он относится.) Подведение итогов задания.
- Скажите, кто и что помогает регулировать дорожное движение, облегчает работу водителей и помогает всем участникам Дорожного Движения ориентироваться в сложной дорожной ситуации?
Объяснение нового материала:
- А ещё дорожное движение регулирует разметка. - Сегодняшнее занятие посвящено дорожной разметке.
- Перед вами дорога, на которой нет никаких обозначений. - Как же определить где середина проезжей части? - Где можно переходить дорогу пешеходам? - И вот эту дорогу разметили линиями, стрелками, нанесли буквенные и цифровые обозначения.
- Это и есть дорожная разметка, она делает движение по дороге более безопасным, чтобы водители могли вовремя сориентироваться, а пешеходы найти безопасное для перехода место. Для этого и нужна разметка.
- Первые разметки появились в 1911 году на дорогах США, и нашли понимание не только водителей в Америке, но и во всём мире. - Разметка делится на горизонтальную и вертикальную.
- Вертикальная разметка – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, тоннелей.)
- Горизонтальная разметка бывает постоянной – белого и жёлтого цвета и временной – оранжевого цвета. Горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дороги.
- Сегодня мы будем говорить о горизонтальной разметке.
- Самая важная для нас разметка – линии пешеходного перехода. Это «зебра» - широкие белые полосы. На широких дорогах «зебру» иногда дополняют стрелками, которые напоминают, что при переходе, надо придерживаться правой стороны. Пешеходы не будут сталкиваться и быстрее освободят проезжую часть.
- Ещё один вид разметки: «Велосипедная дорожка» - белые квадраты наносят на проезжую часть дороги. Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. Этой разметкой пользуются велосипедисты.
- Разметка, которая помогает найти место остановки маршрутного транспорта, выглядит так: зигзагообразная линия жёлтого цвета.
- «Стоп – линия» - указывает место, где водитель должен остановиться при запрещающем сигнале светофора или при наличии знака «Движение без остановки запрещено». О приближении к «Стоп – линии» водителя предупреждает надпись на проезжей части дороги – «стоп».
- В местах слияния или разделения транспортных потоков наносится разметка, которая называется «направляющий островок». Эта разметка направляет движение транспорта и выглядит она так (показывают табличку).
- Линии запрещения остановки и стоянки наносятся у края проезжей части дороги. Сплошная жёлтая линия – запрещает остановку; Прерывистая жёлтая линия – запрещает стоянку, но разрешает короткую остановку.
- Линии, разделяющие встречные потоки ТС – разделительные полосы. Они могут быть сплошными и прерывистыми. Сплошные линии пересекать запрещено, так как при пересечении водитель попадает на встречную полосу движения и создаёт аварийную ситуацию. Прерывистые линии пересекать можно, для перестроения и обгона с обеих сторон, так как они разделяют дорогу на несколько рядов движения в одном направлении.
При помощи разметки движение на наших дорогах становится регулируемым и более безопасным.
Дорожная разметка может применяться вместе с дорожными знаками и это делает дорожное движение ещё более безопасным.
Вы уже знаете основные группы дорожных знаков, вспомните, какие дорожные знаки могут быть установлены рядом с разметкой, которая появилась на доске.
- Перед вами лежат знаки, выберите те, которые могут применяться с данной разметкой.
Рефлексия :
- А сейчас каждая группа будет наносить разметку на проезжую часть дороги. В этом вам помогут дорожные знаки, которые уже установлены, будьте внимательны.
Сложно вам было выполнять это задание? Почему?
Итог занятия: Надеюсь, что сегодняшнее занятие сделало ваши знания о ПДД более глубокими, теперь вы сможете ориентироваться в сложной дорожной ситуации не только по дорожным знакам, но и по дорожной разметке.
Домашнее задание: Обратите внимание не то, какая разметка часто встречается в нашем городе, нарисуйте её.
|
Ребята с интересом разбирают жетоны, некоторые меняются, чтобы попасть в одну групп.
Все заинтересованы заданием, стараются не ошибиться в выборе карточек, выполнить его правильно и быстро. Вспоминают уже знакомые правила ДД и сортируют карточки по цветам планшетов.
Ребята совещаются несколько секунд в группах, находят правильные ответы, выбирают, кто будет отвечать: Регулировщик, Светофоры, Дорожные знаки
Все с интересом слушают объяснение педагога, подтверждая свои знания, или удивляются тому, что не обращали внимание на разметку раньше.
Ребята радуются, узнавая некоторые виды разметки, обсуждают, где какая встречается в нашем городе.
Ребята совещаются и выбирают дорожные знаки и устанавливают их напротив разметки, с которой они могут применяться.
Обсудив, где какую разметку необходимо нанести, ребята выполняют задание. Некоторые затрудняются в правильности выбора, но подбадривая друг друга, успешно заканчивают задание. |
Тема занятия: |
«Дорожная разметка» |
Цели:
|
|
Обучающая: |
Закрепление знаний учащихся по Правилам Дорожного Движения. |
Воспитывающая: |
Воспитывать грамотных пешеходов, умеющих ориентироваться в дорожных ситуациях. |
Развивающая: |
Развивать наблюдательность, умение быть внимательными, расширять кругозор. |
Тип занятия: |
Комбинированный. |
Вид занятия: |
Игра – соревнование. |
Методы преподавания: |
Информационно – сообщающий, объяснительный, стимулирующий. |
Методы учения: |
Монологический, диалогический. |
Методы воспитания: |
Косвенное воздействие через товарищей в группе, опора на эмоциональное содержание. |
Оборудование: |
Планшеты красного и зелёного цвета, карточки с дорожными ситуациями; Мультимедийное оборудование, учебный фильм, демонстрирующий дорожную разметку; Два планшета с изображением ПЧ, набор дорожных знаков и виды дорожной разметки. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.