Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Оценка 5

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
17.04.2017
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Ивлева Э.И. Полысаево Шк. 17.docx
1 Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир                                                Э.И. Ивлева,                                                                     г. Полысаево, Кемеровская область                        Школа и детский сад ­ два смежных звена в системе образования. Успехи   в   школьном   обучении   во   многом   зависят   от   качества   знаний   и умений,   сформированных   в   дошкольном   детстве,   от   уровня   развития познавательных интересов и познавательной активности, т.е. от развития умственных способностей ребенка.         По   определению   выдающегося   детского   психолога   Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить   общей   жизнью,   развиваясь   и   обучаясь   в   едином   образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее   сложным   и   уязвимым.   И   не   случайно   в   настоящее   время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Принятие новых стандартов ФГОС НОО и ФГОС ДО является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов положено начало к обеспечению преемственности  двух звеньев системы образования.   Основанием   преемственности   разных   ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.      Преемственность   –   двусторонний   процесс.   С   одной   стороны, дошкольная   ступень,   которая   сохраняет   самоценность   дошкольного детства,   формирует   фундаментальные   качества   личности   ребёнка, служащие  основой  успешности  школьного  обучения.  С другой  стороны, начальная   школа   как   приёмник   подхватывает   достижения   ребёнка­ дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Общетеоретическое определение   «готовности   к   школе»   характеризуется   как   развитие   на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться.  Мы хорошо с вами знаем, что в дошкольном   возрасте   у   детей   формируются   лишь   предпосылки универсальных учебных действий. У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению ­ степенью сформированности внутренней позиции школьника.       Критерии сформированности  внутренней позиции школьника таковы: Критерий   Я   хочу   учиться!   Характеризует   положительное   отношение   к школе, чувство необходимости учения. Я готов к познанию! Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что   проявляется,   во­первых,   в   предпочтении   уроков   «школьного»   типа урокам   «дошкольного»   типа;   во­вторых,   в   наличии   содержательного представления о подготовке к школе. Я – субъект детского сообщества! Ребенок   отдает   предпочтение   коллективным   занятиям   деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний.         В ФГОС ДО задан «портрет» ребёнка семи лет, представленный его социально­нормативными   возрастными   характеристиками   возможных достижений.   «Портрет»   является   целевым   ориентиром   современного дошкольного   образования   и   базисом   развития   ребёнка,   на   который опирается   учитель   начальной   школы   и   развивает   далее   на   новом содержании, в адекватных технологиях.      Согласно   ФГОС   НОО   требования   к   результатам   обучающихся рассматриваются   с  позиции  метапредметных,  предметных   и  личностных результатов. Следует заметить, что портрет выпускника ДОО по основным позициям   так   же   совпадает   с   портретом   выпускника   начальной   школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности. Под предметными результатами в дошкольном возрасте могут подразумеваться   те   знания,   умения   и   навыки,   которыми   ребенок овладевает   по   ходу   освоения   содержания   конкретных   образовательных областей, а также овладение различными видами детской деятельности; под метапредметными – предпосылки универсальных учебных действий; под   личностными   –   характеристики   мотивационного,   эмоционально­ волевого,   Именно   такая образовательная деятельность должна быть организована в рамках любой вариативной   формы   дошкольного   образования.   Чтобы   сделать   переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к   новым   условиям,   учителя   школы   должны   знакомиться   с   формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление  самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью   школьников   дает   возможность   расширить   соответствующие представления   воспитанников   детского   сада,   развить   у   них   интерес   к   морально   –   нравственного   развития. школе,   желание   учиться.   Формы   осуществления   преемственности   могут быть   разнообразными,   и   их   выбор   обусловлен   степенью   взаимосвязи, стилем,   содержанием   взаимоотношений   участников   образовательного процесса.   Наше   образовательное   учреждение,   как   и   другие   школы, взаимодействует   с   близлежащим   детским   садом   №2,   из   которого поступают воспитанники  детского сада. Ежегодно заключается договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой.   Организация работы по преемственности   детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям: 1. Работа с детьми: • экскурсии в школу; • посещение школьного музея, библиотеки; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; •   совместные   праздники   (День   знаний,   посвящение   в   первоклассники, Прощание с Азбукой, выпускной в детском саду и начальной школе) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников. 2. Взаимодействие педагогов: • совместные педагогические советы (ДОУ и школа); • семинары, мастер­классы; • проведение диагностики по определению готовности детей к школе; •   открытые   показы   образовательной   деятельности   в   ДОУ   и   открытых уроков в школе; • педагогические и психологические наблюдения. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: 3. Сотрудничество с родителями: •   совместные   родительские   собрания   с   педагогами   ДОУ   и   учителями школы;  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов; • консультации с педагогами ДОУ и школы; • встречи родителей с будущими учителями; • дни открытых дверей.    Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций. Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд   по   имени   «РЕБЕНОК»,   тщательно   продумывая   каждое   слово   и действие, с высокой степенью сознательности  и ответственности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно­воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка. Литература 1.   Бадулина,   О.М.   К   проблеме   преемственности   дошкольного   начального образования [Текст]  О.М. Бадулина  //Начальная школа.­2002.­ №1. 2. Головина, Е. А. У нас хорошо! (К вопросу о преемственности между детским садом и школой) [Текст]  Е.А. Головина //Начальная школа плюс До и После. – 2002. ­ №7. 3.   Детский   сад   и   школа   будущего:   основы   сотрудничества   и   партнѐрства. [Текст]  /под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011. 3.  Качур, Е. Н. Проблемы   преемственности   детского   сада   и школы.   Пути   их решения   ИД   «Первое   сентября».: [festival.1september.ru/articles/562010]. — 2013. 4.  Носоурова, Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ [Текст] Т.П. Носоурова  //Начальная школа плюс До и После. – 2003. ­ №10.  [Электронный   ресурс]  //

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017