Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
17.04.2017
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Ивлева Э.И. Полысаево Шк. 17.docx
1
Дошкольное и начальное образование –
единый развивающий мир
Э.И. Ивлева,
г. Полысаево, Кемеровская
область
Школа и детский сад два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и
умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития
познавательных интересов и познавательной активности, т.е. от развития
умственных способностей ребенка.
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина,
дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого
развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны
жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном
пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не
нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается
наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время
необходимость сохранения целостности образовательной среды относится
к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Принятие
новых стандартов ФГОС НОО и ФГОС ДО является важным моментом для
продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов
положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы
образования.
Основанием преемственности разных ступеней
образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет
непрерывного образования – формирование умения учиться.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны,
дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного
детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка,
служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны,
начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка
дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Общетеоретическое
определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на
необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют
его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо с вами знаем, что в
дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. У дошкольников личностный компонент
универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной
готовностью ребенка к школьному обучению степенью сформированности
внутренней позиции школьника.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
Критерий Я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к
школе, чувство необходимости учения. Я готов к познанию! Проявление
особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий,
что проявляется, вопервых, в предпочтении уроков «школьного» типа
урокам «дошкольного» типа; вовторых, в наличии содержательного
представления о подготовке к школе. Я – субъект детского сообщества!
Ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям деловому
сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний.
В ФГОС ДО задан «портрет» ребёнка семи лет, представленный его
социальнонормативными возрастными характеристиками возможных
достижений. «Портрет» является целевым ориентиром современного
дошкольного образования и базисом развития ребёнка, на который
опирается учитель начальной школы и развивает далее на новом
содержании, в адекватных технологиях.
Согласно ФГОС НОО требования к результатам обучающихся
рассматриваются с позиции метапредметных, предметных и личностных
результатов. Следует заметить, что портрет выпускника ДОО по основным
позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы.
Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества
личности. Под предметными результатами в дошкольном возрасте могут
подразумеваться те знания, умения и навыки, которыми ребенок
овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных
областей, а также овладение различными видами детской деятельности;
под метапредметными – предпосылки универсальных учебных действий;
под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально
волевого,
Именно такая
образовательная деятельность должна быть организована в рамках любой
вариативной формы дошкольного образования. Чтобы сделать переход
детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться
к новым условиям, учителя школы должны знакомиться с формами,
методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая
разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А
ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной
жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие
представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к
морально – нравственного развития. школе, желание учиться. Формы осуществления преемственности могут
быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи,
стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного
процесса. Наше образовательное учреждение, как и другие школы,
взаимодействует с близлежащим детским садом №2, из которого
поступают воспитанники детского сада. Ежегодно заключается договор о
сотрудничестве детского сада с начальной школой. Организация работы
по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем
основным направлениям:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники,
Прощание с Азбукой, выпускной в детском саду и начальной школе) и
спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастерклассы;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых
уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования
играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями
школы;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей.
Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально
решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе
партнерских позиций. Давайте бережно передавать друг другу хрустальный
сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и
действие, с высокой степенью сознательности и ответственности. Как в
дошкольном учреждении, так и в школе образовательновоспитательный
процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка. Литература
1. Бадулина, О.М. К проблеме преемственности дошкольного начального
образования [Текст] О.М. Бадулина //Начальная школа.2002. №1.
2. Головина, Е. А. У нас хорошо! (К вопросу о преемственности между детским
садом и школой) [Текст] Е.А. Головина //Начальная школа плюс До и После. –
2002. №7.
3. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнѐрства.
[Текст] /под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
3. Качур, Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их
решения
ИД «Первое сентября».:
[festival.1september.ru/articles/562010]. — 2013.
4. Носоурова, Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ [Текст]
Т.П. Носоурова //Начальная школа плюс До и После. – 2003. №10.
[Электронный ресурс]
//
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.