Во всех городах России есть множество достопримечательностей, привлекающих туристов. Не является исключением и наш город.
История этого города богата различными событиями, которые нашли отражение в многочисленных сооружениях и памятниках.
Чтобы осмотреть все достопримечательности Екатеринбурга, нужен не один день. К тому же город расположен на границе двух континентов, и пребывая в нем можно побывать сразу в Европе и Азии.
Достопримечательности.docx
Ельцин Центр и памятник Ельцину
Начнем нашу экскурсию с Ельцин Центра и памятника Борису
Николаевичу Ельцину(улица Бориса Ельцина 3). Ельцин
Центр расположен на улице Ельцина и это совсем новенькая
достопримечательность в городе Екатеринбурге. Хотя Первый
президент России и родился в далекой деревне Бутка, но
Президентский центр (традиция американских президентов) решили
построить в Екатеринбурге.
Внешне это современное здание, со стильным фасадом, расположенное
в одном из лучших мест города — на берегу пруда. Это здание также
известно оригинальным освещением фасада, площадь которого более
2000 квадратных метров и состоит он из 28 километров светодиодных
лент (художник по свету из Германии Штефан Хоффман), поэтому
особенно красиво здание смотрится вечерами. Кстати, вечернюю
прогулку вдоль набережной городского пруда рекомендую каждому
гостю — это самое приятное для пеших и велосипедных прогулок место
в Екатеринбурге.
В Ельцин Центре обязательно посетить музей, один из самых
профессиональных музеев в России, где жизнь Первого Президента
России представлена в семи эпизодах, в истории семи дней. Также в
Центре находится большой книжный магазин, с отличным выбором
художественной, публицистической, исторической литературы. В
наличии пара магазинчиков с сувенирами, с такими современными, но,
определенно, на любителя подарками.
Есть несколько различных заведений, где можно перекусить: это и
буфет, и детское кафе, и кафе, и огромный, всегда полупустой
ресторан. И, хотя в меню ресторана прослеживаются явные претензии
на современную русскую кухню, мне еда в БарБорисе не нравится, о
более приятных и аутентичных заведениях, где можно попробовать
уральскую кухню, я расскажу чуть позже. Но в Ельцин Центре вы
можете попробовать творожное печенье от Наины Иосифовны Ельциной, жены Первого Президента России или черемуховый
торт от нее же.
В Ельцин Центре проводится много мероприятий самого разного
уровня: от заседаний Правительства Свердловской области до рок-
концертов. Входя и выходя из Центра Ельцина вы обязательно
пройдете мимо памятника Борису Ельцину, выполненному из белого
мрамора, который в народе называют «мелок». Памятник
Президенту был установлен раньше, чем был открыт Центр, и на него
время от времени покушались вандалы, то синей краской обольют, то
еще как-нибудь попробуют испортить, потому что фигура Первого
Президента России до сих пор в глазах россиян выглядит
неоднозначно: для кого-то это политик, которому удалось провести
Россию без революций через сложный переходный период, а для кого
— это человек, который разрушил гигантскую Российскую Империю,
создаваемую в течении столетий, преобразованную в советское время
Советский Союз.
От памятника Ельцину идем по улице Ельцина к центру города,
к Площади 1905-ого года. На улице Ельцина есть еще несколько
объектов, связанных с жизнью и работой Бориса Николаевича:
например, наш «Белый дом» (это такая российская традиция, что в
каждом региональном центре есть свой «Белый дом») — первый
небоскреб Екатеринбурга(расположен на улице 8 Марта 2). Он еще
интересен тем (хотя вход с другой стороны улицы), что в этом
комплексе жил Б.Н. Ельцин, когда он был Первым секретарем
Свердловского обкома Коммунистической партии.
По пути к площади нам встретятся еще несколько интересных объектов
(экскурсовод может об этом рассказать или вы можете почитать об
этом в нашем путеводителе «Наш Екатеринбург. Больше чем
Красная Линия»), а мы идем на Площадь 1905 года, где все еще
стоит Владимир Ильич Ленин, как памятник, и прекрасное здание
сегодняшний екатеринбургской мэрии.
Здание мэрии и Площадь 1905 года Все-таки главное украшение центральной площади города — здание в
красно-серых тонах, богато декорированное и сохранившее в себе,
иногда незаметно для неискушенного взгляда, следы нескольких
прошедших столетий.
Почти 200 лет на этом месте были Гостиные ряды, которые пару раз
перестраивались. В 1902 году случился большой пожар, а уже в 20-е
годы на площади вырос 5-этажный монстр из стекла и бетона в стиле
конструктивизма. На нижних этажах были магазины, а в верхних —
городской совет депутатов трудящихся. В 1947 году здание опять
начали перестраивать, а сегодняшний вид в стиле «сталинского
ампира» Горсовет обрел лишь в 1954 году — по проекту Г.А.
Голубева в центре здания была построена башня с золоченым шпилем
и часами-курантами: диаметр циферблата — 3,5 метра, длина часовой
стрелки — 1,6 метра, а минутной — 1,9 метра.
Полюбуйтесь парадными колоннами, барельефами на фасаде,
гипсовыми скульптурами на крыше, изображающими представителей
различных трудовых профессий, панно «Салют Победы».
Внимательному глазу откроются исторические детали, барельефы
известных свердловчан, мемориальные доски. В народе здание
называют Серым домом. Предлагаю посвятить несколько минут
рассматриванию этой всей декорации: фигурные карнизы, медальоны и
барельефы, очень много всевозможных фигур — военный, колхозница,
металлург — на крыше здания. Мне очень нравится рассматривать эти
детали, потому что они очень трогательные. Это здание еще интересно
и тем, что в него можно спокойно зайти с улицы и походить по
коридорам. В здании нет пропускного режима, можно сходить и в
столовую мэрии, попробовать, что едят на обед «слуги города».
На площади 1905 года много интересных объектов, но мы идем
дальше. На площади мы поворачиваем налево, переходим пешеходный
переход, и если вы уже проголодались, то я советую зайти в небольшой
ресторанчик со странным названием 26/28 на улице Ленина. Почему его
так назвали? Потому что в общем-то он расположен между 2 домами,
ресторанчик не очень большой, человек на 30-40, в центре зала
расположена по сегодняшним модным тенденциям открытая кухня и в этом ресторанчике вы можете попробовать современно уральскую
кухню, цены здесь невысоки, на 1000 рублей можно плотно пообедать-
поужинать вместе с отличным российским вином.
Если не голодны, то сворачиваем с проспекта Ленина, и спускаемся
вниз по широкой лестнице, и тогда вы окажетесь в самой древней
части города Екатеринбурга, с левой стороны
ограниченной плотиной. Горожане называют ее с легкой любовью
«плотинка».
Исторический сквер Екатеринбурга
Именно с этого места начинался город Екатеринбург, и начинался он
с плотины, перегородившей реку Исеть. Говорят, что в теле
существующей плотины все еще лежат старые лиственничные стволы
еще того времени. Плотина продолжает функционировать, а когда-то
работающий на этом месте завод был частично снесен и частично
превращен в исторический памятник.
Екатеринбург, сегодня самый большой и самый комфортный город
на Урале, начинает свою историю с желания императора-
реформатора Петра I построить на Урале самый крупный
железоделательный завод в России и в Европе, и при нем создать
административный центр, объединяющий под своим руководством все
уральские казенные заводы. Из этого центра должно было
осуществляться руководство развитием всего Урала. Первая попытка
императора оказалась неудачной: Уктусский завод, построенный в
1704 году на месте впадения речки Уктусски в реку
Исеть (территория сегодняшнего Екатеринбурга), был сожжен
башкирами в 1718 году и пришел в упадок. В 1720 году Петр
Первый посылает на Урал своего сподвижника Василия Татищева с
целью привести в порядок горнозаводские дела.
Василий Татищев (1686-1750) московский дворянин, с 18 лет
преданный соратник Петра Первого. В 1720-1723 г.г. и в 1734-1739
служил на Урале, возглавляя Горнозаводское правление.
Многогранный ученый: им были написаны много научных трудов по истории, экономике, географии. Василий Татищев дал научное
обоснование тому, что Уральские горы являются естественной
природной границей между Русью и Сибирью, и по
вершинам Уральского хребта проходит граница Европы и Азии.
Василий Татищев сразу понимает, что будущего у Уктусского
завода нет, и начинает искать место для нового завода. Место он
нашел на берегу реки Исеть и приступил к строительству: расчистил
строительную площадку, заготовил штабеля строительной древесины.
На свою беду он не поладил с любимцем Петра I, могущественным
уральским заводчиком Никитой Демидовым, ведь пушки и ядра с
демидовских заводов были главным аргументом в войне со шведами.
Берг-Коллегия отзывает Василия Татищева с Урала.
Заменил Татищева на строительстве завода и города по поручению
Петра генерал Георг Вильгельм де Генинн, прибывший на Урал в
конце 1722 года во главе команды из специалистов: чертежников,
проектировщиков, строителей фортификационных сооружений. Георг
Вильгельм де Генинн (1676-1750) прекрасно знал горное дело,
металлургию, под его руководством были построены пушечный
литейный двор в Санкт-Петербурге (1712), Сестроецкий (1721) и
Олонецкие заводы.
Весной 1723 года одновременно со строительством самого крупного в
России железоделательного завода началось и строительство города,
имя которому дали в честь любимой жены Петра и в честь святой
Екатерины – Екатеринбург. Более лучшего места для строительства
было трудно найти: полноводная Исеть, вокруг богатые леса, много
руды.
Екатеринбург является первым промышленным городом мира, потому
что здесь, впервые в мире, массовое промышленное производство
стало центром и смыслом городского поселения, на века определив
вектор развития этого человеческого поселения. Не торговля, как было
часто в истории человечества, не административный центр, а именно
производство определило характер города.
Для Екатеринбурга характерна и мультипликация принципа
формирования города вокруг производства: через 200 лет после основания на его окраинах появляются
соцгородки: «Уралмаш», «Эльмаш», чуть позднее — «Химмаш».
Позднее по этому самому принципу будут
построены Чикаго, Дейтройт, но первым был Екатеринбург,
опередивший промышленную революцию на 150 лет.
Сегодня рядом с плотиной много интересных мелочей — капсула
времени, барельефы, но мы поворачиваем и идем по правому берегу по
небольшому парку, в котором там и сям разбросаны большие валуны,
на самом деле это не просто валуны, это образцы самых известных
уральских пород. На некоторых камнях, к сожалению, таблички сбиты,
но на большей части они сохранились, поэтому по пути можно
совершить маленькую геологическую экскурсию, пока не дойдем
до Музея изобразительного искусства, который под руководством
очень сильной команды во главе с Никитой Копыриным в последнее
время превратился в музей №1 города Екатеринбурга.
Музей изобразительного искусства
и Каслинский павильон
В Музее изобразительных искусств есть несколько очень
интересных коллекций, в том числе знаменитый ажурный
чугунный Каслинский павильон, ставший вершиной мастерства
каслинских мастеров. изготовленный специально для международной
промышленной выставки в Париже в 1900 году.
Восстановленный Каслинский чугунный павильон сегодня является
единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна в
музейной коллекции (что и подтверждает ЮНЕСКО).
Кстати, в этом же зале находится богатая коллекция Каслинского
литья, названного так по месту изготовления на заводе в городе
Касли, а так же образцы литья менее известного, но от этого не менее
интересного завода в городе Куса.
В музее есть неплохой книжный и сувенирный магазинчик. Выйдя из
музея пройдем по маленьком мостику через забранную в каменные
берега Исеть, которая здесь особенно бурно устремляет свои воды вниз по течению и пойдем по левому берегу, сразу перед нами Музей
архитектуры, а чуть дальше и выше — музей Природы. В общем,
здесь, пожалуй, самая высокая концентрация музеев в городе на
квадратный метр. Все они расположены в зданиях бывшего завода.
Еще раз полюбуемся на бурлящий воду, падающую через прорез
плотины и на расположенный на самом почётном месте у воды
– камень-родонит, добытый у южных границ Екатеринбурга, который
по-уральски называется орлец. Говорят, название связано с тем, что
орлы любят украшать свои гнёзда кусочками родонита, и легендой о
том, что родонит делает подрастающих орлят сильными и смелыми.
Потом и местные жители стали класть орлец в колыбельки к детям –
чтобы в силе и смелости не уступали орлам.
В чем символизм родонита, помещенного на Плотинке — в колыбели
города — понятно уже без лишних объяснений. А мы поднимемся по
лестнице, которая ведет к Музею водонапорной башни, за которой
стоит памятник отцам-основателям города Татищеву и Де
Геннину.
Памятник Татищеву и де Геннину
Памятник основателям города был установлен 14 августа 1998 года
к 275-летию Екатеринбурга на площади Труда. Автор памятника —
московский скульптор П.П. Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы
в литейном цехе завода «Уралмаш» и собран из 19 частей.
Василий Никитич Татищев и Вилим Иванович Де Генинн — «птенцы
гнезда Петра Великого», уникальные личности, высоко образованные и
с разнообразными интересами и знаниями исторические персоны,
равные по уровню интеллекта и энергии своему Великому императору
Петру. Татищев и де Генинн, по историческим документам — вроде
бы не друзья, которые по иронии судьбы и в соответствии с
исторической правдой, стоят здесь бок о бок высоко над Исетью и
смотрят на своих потомков, давшим серьезным историческим
личностям смешные мультяшные прозвища — Бивис и Баттхед. Продолжая экскурсию, мы будем время от времени сталкиваться с
объектами, дающими Екатеринбургу звучные и громкие имена. Если
вы еще не знали, то знакомьтесь — «Екатеринбург — столица
конструктивизма».
Екатеринбург — столица
конструктивизма
За памятником отцам-основателям расположена небольшая площадь
Труда и маленькая часовня, которая напоминает о том, что когда-то на
этом месте стоял главный храм Екатеринбурга. На площади
расположен и фонтан «Каменный цветок».
Фонтан был построен в 1960 году по проекту архитектора Деминцева:
струи воды били из бетона. Через два года его перестроили по
мотивам сказов Бажова. Так как устанавливали фонтан в советское
время перед зданием обкома КПСС, то и сегодня на каждом четном
лепестке цветка советская пятиугольная звезда чередуется с серпом и
молотом на нечетном. Над лепестками поднимаются пшеничные
колосья, из сердцевины цветка летом бьет струя воды. Чугунный
цветок отлит в Каменске-Уральском, и покрашен в зеленый цвет.
Последние лет 20 между верующими и неверующим идет борьба за
этот фонтан, кто победит в этой борьбе пока не понятно.
Справа и слева от площади вы увидите здания, которые чем-то похожи
друг на друга, а похожи они своими ярко выраженным геометрическим
формам (здания словно собранны из детского конструктора: вот
кубики, вот цилиндры, вот элементы-уголки), характерному обнажению
конструкции и отказа от украшений (красота здания – в его
функциональности!), контрасту глухих поверхностей стен с большими
площадями остекления («ленточными окнами»).
Здание через дорогу — Главпочтамт (Ленина 39), немного напоминает
трактор, было построено в 1934 году, и в нем все время находилось
центральное почтовое отделение Екатеринбурга, но, наверное, никто
и не помнит, но в нем планировался и детский сад для детей
сотрудников Дома Связи, и спортивный зал. Тогда здание называлось Дом Связи(такое название было в тренде: неподалёку
строились Дом печати, Дом юстиции, Дом контор, Дом
обороны и Дом промышленности).А здание справа — Дом
Советов (Ленина 34) – именно таким было исходное название этого
здания — примечателен в первую очередь тем, что именно здесь
начинал свою политическую карьеру первый Президент Российской
Федерации Борис Николаевич Ельцин. А ценители архитектуры
вспомнят, что комплекс облисполкома – это самое крупное
административное здание Свердловской области, построено стиле
конструктивизма. Здание построено по плану «Большой Свердловск»,
предполагавшему формирование нескольких общественных и
административных центров по улице Ленина.
Оба здания — яркие представители стиля «конструктивизм», широко
распространенного в мире в 20-30 годах прошлого
столетия. Екатеринбург в последнее время активно продвигается как
«столица конструктивизма» в России, так как в городе сохранилось
около 140 объектов этого стиля строительства. Конечно, у меня на этот
счет есть свое собственное мнение, потому что и в Москве и в других
городах России и мира сохранилось достаточно объектов
конструктивизма и, может быть, в лучшем состоянии.
А мы с вами идем мимо фонтана и мимо маленькой часовни по
пешеходному переходу к зданию Главпочтампта, здесь мы
видим чугунный люк, который обозначает центр Екатеринбурга. А
мы поворачиваем налево и, мимо любимого студентами
радиофака памятника Александру Попову, идем к 100-летнему
красивому зданию, которое стоит высоко над дорогой.
Музей Истории камнерезного и
ювелирного искусства и дом
Севастьянова
Почему я считаю, что надо обязательно зайти в этот музей? Потому что
вся история Уралаи Екатеринбурга всегда была тесно связана с
камнерезным и ювелирным искусством. Мы ведь с Вами знаем, что Уральские горы очень богаты минералами, драгоценными и
полудрагоценными камнями. Не все знают, но есть у нас и минералы и
драгоценные камни, которые впервые были найдены и описаны
на Урале.
Например, александрит, этот роскошный драгоценный камень,
впервые был найден на Урале. По одной из версий александрит был
открыт финским минералогом, членом-корреспондентом Петербургской
Академии наук Нильсом Норденшёльдом, который 17 апреля 1834
года он нашёл странный по цвету зеленый камень.
Сначала Норденшильдрешил, что это не вполне чистый изумруд.
Однако измерение твёрдости камня дало высокие значения: 8,5 вместо
7,5 (обычной для изумруда). Поздним вечером Норденшильд стал
любоваться камнем при зажжённых свечах. Но в руках у учёного вместо
зелёного камня был ярко-красный кристалл. Так был
открыт александрит, названный в честь будущего царя Александра
II, праздновавшего именно в этот день своё совершеннолетие.
Музей камнерезного искусства не очень большой, всего 8 залов, и,
как большинство екатеринбургских музеев, расположен в
приспособленном здании, в здании бывшей Горной аптеки (1820-е гг.,
архитектор — М.П. Малахов), но коллекция музея очень богатая.
Особенно «опасно» посещение музея для девушек — накопленные
десятилетиями лучшие образцы уральского ювелирного искусства
сильно впечатляют.
Очень рекомендую посетить «Изумрудную комнату», в которой
представлено около 400 экспонатов из фондов музея. Среди них
минералогические образцы изумрудов, в том числе уникальные
«Новогодний» и «Звездарь»; бериллов, аквамаринов, фенакитов,
александритов, драгоценные камни Малышевского
месторождения разной чистоты и огранки, ювелирные произведения
знаменитой московской фабрики И.П. Хлебникова, известных
ювелиров уральской школы Л.Ф. Устьянцева, А.С. Панфилова, ОАО
«Ювелиры Урала».Выйдя из музея мы сразу увидим веселый
нарядный, выстроенный в мавританско-готическом стиле дом
Севастьянова (сам Севастьянов никогда в этом доме не жил) — который так украшает набережную города. За домом
Севастьянова поворачиваем направо и перед вами
расстилается панорама Екатеринбургского пруда уже с левого
берега.
Набережная городского пруда,
кинотеатр «Космос» и кораблик «Динамо»
Пруд не очень большой, в нем всего лишь 0,7 квадратных километра,
но вы увидите, что он очень красив и зимой, и летом, а особенно
прекрасно на пруду встречать закаты. Сколько бы раз в Интернет не
выкладывали картинки тех закатов, каждый раз они вызывают
восхищение. Мы идем вдоль пруда ориентируясь еще на один образчик
конструктивизма — здание Динамо, которое как маленький голубой
кораблик виднеется на стрелке пруда.
Рядом с ним виден прекрасный образец советского архитектурного
искусства — громадный кинотеатр «Космос». Но мы не дойдем до
этих зданий, полюбуемся ими издалека, как и зданием резиденции
Губернатора Свердловской области, размещенной в доме
Тарасовых — старинной, уважаемой, купеческой, старообрядческой
семьи, несколько поколений которой жили в Екатеринбурге. Мы
повернем переулок для того, чтобы попасть в Литературный квартал.
Литературный квартал и тропа любви
Литературный квартал в Екатеринбурге — уникальное явление для
всей России. Здесь, на небольшом пространстве расположено один из
крупнейших литературных музеев России — объединённый музей
писателей Урала, созданный в 1980 году на базе нескольких
литературно-мемориальных музеев: мемориальный дом-музей Д.Н.
Мамина-Сибиряка (с него-то всё и началось!) – он стоит отдельно от
других музейных зданий (по адресу Пушкина 27), литературно-
мемориальный дом-музей Ф. М. Решетникова (Пролетарская 6) –
узнаётся издалека по верстовым столбам, установленным возле
дома, музей «Литературная жизнь Урала XX века» (Пролетарская
10) – занимает самое красивое и необычное здание в стиле «модерн» (именно здесь недавно открылся виртуальный зал «Музей
уральской фантастики») и музей кукол и детской книги «Страна
чудес»(Пролетарская 16) – самый детский из всех музеев и самый
юный (открыт в мае 2000 года) из них.
Также в состав объединённого музея писателей Урала входит
абсолютно виртуальный музей А.П. Гайдара. Вы ведь знали,
что Гайдар уральский писатель? Тогда вам просто необходимо
прогуляться по просторам виртуального музея!
На территории Литературного квартала также располагается парк с
летней эстрадой, выполненной в стиле начала ХХ века, и Камерный
театр, входящий в структуру Объединенного музея писателей
Урала. Театр был открыт в 1998 году (к 275-летию Екатеринбурга)
спектаклем для детей «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова.
В каждом уважающем себя российском городе должен быть памятник
Пушкину, по той лишь простой причине, что Пушкин – это наше ВСЁ!
Именно памятником Александру Пушкину (1999 г.), установленному
в честь 200-летия поэта, заканчивается екатеринбургская улица
Пушкина, некогда Соборная, что замечательно, улицу переименовали
в столетний юбилей поэта, в 1899 году. Пушкин у нас
необычный, Пушкин у нас очень романтичный.
А те, у кого с воображением хорошо, могут себе представить и Тропу
любви, которая пролегала между этими особнячками в Литературном
квартале. По ней влюбленный и еще неизвестный писатель Мамин-
Сибиряк ходил к хозяйке уютного особняка на Толмачева 41, в котором
жила Мария Якимовна Алексеева, первая гражданская жена
писателя и первая его Муза. Большая любовь породила скандал на весь
Урал, потому что Мария Алексеева была замужней женщиной с тремя
детьми, а сбежала с начинающим литератором. Все горнозаводское
общество было шокировано, вот и сбежали влюбленные из Нижнего
Тагила в Екатеринбург и поселились порознь, чтобы не дразнить
общественность. Мария Алексеева с детьми в доме, который
сейчас музей литературной жизни Урала XIX века, а Дмитрий
Мамин с матерью и сестрой снял комнату неподалеку — в особняке,
где живет музей куклы. Наверное, садами и огородами, влюбленный и ходил от мамы к Марии Якимовне и обратно. Мария Алексеева подарила
Мамину сюжеты для его романов: и «Приваловские
миллионы» и «Заводское гнездо». Но эта любовь закончилась, тропа
заросла.
Храм-на-Крови
Из Литературного квартала мы идем к огромному православному
собору. Этот храм носит имя Храм-на-Крови и это самая известная и
самая печальная достопримечательность города Екатеринбурга,
знакомая всему миру.
Храм-на-Крови расположен по адресу Святой квартал 1, хотя в
некоторых справочниках его адресом значится Толмачёва 34.
Противоречия в этом нет – ещё в 2003 году главой
города Екатеринбурга был подписан документ о том, что несколько
зданий, входящих в комплекс Храма-на-Крови (Елизаветинская
часовня, Патриаршее подворье, Храм-на-Крови) будут находиться
на улице Святой квартал. Было как-то уж очень цинично в качестве
адреса храма, построенного на месте расстрела Царской семьи,
называть улицу имени одного из убийц.
Храм построен на том месте, где до 1977 года стоял дом инженера
Ипатьева, выбранный в 1918 году в качестве тюрьмы Николая II и его
семьи. Именно здесь Царская семьявстретила свою последнюю Пасху,
именно здесь жена и дети поздравляли Николая II с его 50-летним
юбилеем, именно здесь – в подвале Ипатьевского дома – в ночь с 16
на 17 июля 1918года закончился их земной путь. Сначала домом
гордились, потом его стыдились, а потом в 1977 году по
распоряжению Бориса Ельцина снесли. Территория превратилась в
пустырь (как-то не решались на этом месте что-либо строить),
притягивающий зевак, туристов и немногочисленных
паломников.Храм-На-Крови строили долго. В 1992 году заложили
первый камень в основание будущего храма, а рядом возвели
деревянную часовню в честь только что канонизированных
преподобномученицы Елизаветы и
инокини Варвары – Елизаветаприходилась родной сестрой убитой в Ипатьевском подвале императрице Александре, и судьба ее
оказалась не менее трагична. После закладки камня строительство
застопорилось, как собственно и многое в 90-е годы. Возобновилось
строительство только в 2000 году, после причисления Царской
семьи к лику святых и визита в Екатеринбург Патриарха Алексия II –
он заложил на месте строительства памятную капсулу, и процесс
пошел.
Через три года храм был готов — выполненный в византийском стиле,
пятикупольный, двухэтажный, большой и нарядный. Изначально
планировалось строить по другому проекту – храм-свечку с одним
куполом, более строгий и печальный. В 2003 году был освящен верхний
храм, в 2010 году– нижний.
Храм-на-Крови прочно вписался в картину
современного Екатеринбурга. Сегодня это непременный объект
посещения всех экскурсий и паломнических поездок, каждый год
на Светлую седмицу гостеприимно распахивающий вход на свою
колокольню (самую удобную и безопасную в городе, если подниматься
туда с детьми), когда любой желающий может подняться и звонить
сколько хочется и как хочется. На Рождество возле храма ежегодно
проходит фестиваль ледовых скульптур «Вифлеемская звезда» —
кроме тематических конкурсных фигур непременно появляется
рождественский вертеп и детские горки, а в июле сюда стекается
множество паломников, чтобы пройти крестным ходом от Храма-на-
Крови до Ганиной ямы в ночь с 16 на 17 июля. Повседневная
жизнь Храма-на-Крови – это не только ежедневные богослужения, но
и работа различных воскресных школ и курсов, включая не имеющую
аналогов певческую школу Октоих, школу звонарей и школу иконописи.
Усадьба Харитонова и Харитоновский
парк,
где затерялись следы Кыштымского зверя
Главное украшение Вознесенской горки, самая знаменитая
усадьба
Екатеринбурга, прославившаяся своими хозяевами, гостями и архитекторами, полная загадок, увековеченная в литературных
произведениях, красиво расположенная и достаточно хорошо
сохранившаяся. Появлением такой достопримечательности в нашем
городе мы обязаны одному из богатейших уральских купцов-
старообрядцев Льву Ивановичу Расторгуеву (1769-1823). Карьеру
свою он начинал с должности мелкого служащего в лавке
купца Злобина, специализировавшегося на винных откупах со
складами по всей стране, в том числе и на Урале. На винной
торговле Расторгуев расторговался до вполне солидного капитала, что
позволило ему купить несколько уральских заводов
(Каслинский, Кыштымский), и несколько крупных участков земли, на
которых были обнаружены месторождения золота.
У солидного человека и жильё должно быть соответствующее.
Поэтому Лев Расторгуевприобрёл участок земли на Вознесенской
горке и приступил к возведению каменного двухэтажного дома –
главного здания будущей усадьбы. Длилось строительство усадьбы со
всеми её службами практически четверть века – сам Лев Иванович до
его завершения дожить не успел.
Почему так долго? Возможно, потому, что большая часть усадьбы была
спрятана под землей: в виде обширных подвалов и разветвлённой сети
поземных ходов — то ли для старообрядческих служб и собраний,
которые властями не приветствовались, то ли для хранения «золотого
запаса» (легенды о пока не найденных расторгуевских кладах до сих
пор будоражат воображение).
Второй причиной затянувшейся стройки могла быть туманная история с
её архитектором: ходили слухи, что за солидную
взятку Расторгуев выписал из Тобольской тюрьмыссыльного
зодчего, имя которого осталось тайной. Мастер с энтузиазмом принялся
за дело, вложив всю свою душу в новое творение. А купец данное слово
не сдержал – отправил архитектора обратно в тюрьму. Впавший в
отчаяние зодчий до тюрьмы не доехал – покончил с собой прямо в
дороге, перед смертью прокляв и дом, и всех его обитателей.
Лев Расторгуев скоропостижно скончался при странных
обстоятельствах в самом расцвете сил, оставив богатое наследство двум дочерям и молодой супруге (которая весьма подозревалась в
причастности к безвременной кончине мужа). Недостроенная усадьба
перешла к его старшему зятю – Харитонову, именно при нём дворцово-
парковый ансамбль приобрёл законченный вид, с парком в английском
стиле (английский стиль предполагал наличие водоёма – пришлось
выкопать искусственное озеро), конюшней, хозяйственным двором,
воротами и оградами с кованой решеткой и домовой старообрядческой
церковью под куполом главного здания. На последней стадии
строительства свой вклад в формирование облика усадьбы внес
выдающийся екатеринбургский архитектор Михаил Малахов.
Наследники жили на широкую ногу — устраивали балы и массовые
гуляния, и даже принимали у себя в 1824 году
императора Александра I, совершавшего поездку по стране. Но в 1836
году оба расторгуевских зятя – Харитонов и Зотов, с легкой
руки Мамина-Сибиряка получивший прозвище «Кыштымский
зверь» — были сосланы в Финляндию (вместо каторги), где следы их
затерялись. А усадьба стала постепенно приходить в упадок, наводя на
мысль о том, что может быть, и было оно – проклятие сгинувшего
архитектора.
Чёрный тюльпан и Дом Офицеров
А мы, мимо памятника комсомольцам, которые браво шагают от одной
церкви к другой, по маленькому скверу выйдем на улицу Тургенева,
мимо деревянного кружевного дома, в котором когда-то был частный
театр Коляды (у нас в городе не только частные музеи есть, но и
частные театры), спустимся по улице Первомайской до полного
тревожной трагедии памятника «Чёрный тюльпан». Это мемориал
уральским воинам- интернационалистам, находится на площади
Советской Армии в квадрате улиц Луначарского — Первомайская.
В Екатеринбурге понятия — «воинский долг» и «воинская часть»
всегда имели огромное значение, поэтому появление этого памятника у
нас неслучайно. В 1991 году «афганцы» объявили конкурс на создание памятника
солдатам и офицерам, погибшим в ходе локальных военных
конфликтов на территории других государств. В конкурсе приняло
участие 15 проектов. После нескольких туров победил тандем
архитектора Андрея Серова и скульптора Константина Грюнберга.
Строительство памятника было начато в 1992 году.
Памятник представляет собой стилизованное пространство грузового
военно-транспортного самолёта, перевозившего на Родину тела
погибших солдат и офицеров. Такие самолёты сами «афганцы»
называли «Чёрными тюльпанами».
В центре композиции — скорбно склонившаяся фигура сидящего
солдата с автоматом, вокруг которого установлены имитирующие
каркас фюзеляжа самолёта металлические пилоны с именами
уральцев, погибших во время боевых действий в Афганистане. На
десяти пилонах памятника 240 фамилий свердловчан, погибших в
Афганистане. 5 августа 1995 года состоялось торжественное открытие
памятника.
По предложению ряда организаций ветеранов боевых действий и семей
погибших на Северном Кавказе, в 2003 здесь же открылся памятник
воинам, погибшим на Кавказе, в Таджикистане и в других горячих
точках России и стран СНГ году. Автором нового памятника стал
также Андрей Серов. Композицию мемориального комплекса
дополнила 5-метровая стела из красного гранита, которую разрезает
символический горный разлом. Вокруг стелы вертикальные плиты с 413
фамилиями погибших свердловчан – военнослужащих и сотрудников
МВД, ФСБ, ФПС, ГУИН Минюста.Напротив комплекса памяти «Черный
тюльпан» находится Окружной Дом офицеров(Первомайская 27),
историко-архитектурный памятник федерального значения,
построенный в Екатеринбурге в 1932 — 1941 годах архитектором В.В.
Емельяновым. В 1937 году недостроенный клуб профсоюза работников
просвещения передали УралВО. Военные в то время в Советском Союзе
были элитой, поэтому для них был построен помпезный Дом
Советской Армии. Огромное здание в стиле советской неоклассики
украшено элементами, характерными для зданий РККА (Рабоче- Крестьянская Красная Армия) в 1930-е годы — башни, шпили,
геральдическая эмблемы в скульптурной отделке. В правом крыле
здания располагается Музей истории Уральского Военного Округа.
Во внутреннем дворике Музея выставлены образцы тяжелой военной
техники.
Квартал светлого коммунистического
будущего
А теперь у нас есть отличная возможность пройти рядом со светлым
коммунистическим будущим — элитным кварталом, который был
построен как прообраз города будущего и строился он для чекистов.
Расположение Городка Чекистов в то время вблизи вновь
строящегося делового центра социалистического Свердловска
неслучайно: сотрудники НКВД — ОГПУ жестко контролировали ход
строительства.
Городок Чекистов проектировался как резиденция командного
состава этой службы. Он был построен по проекту архитекторов И.П.
Антонова, В.Д. Соколова и А.М. Тумбасова в 1929—1936 годах.
Жилой комплекс охватывает территорию прямоугольного квартала с
площадью 4,1 гектара в пределах улиц Ленина, Кузнечной,
Васнецовской (ныне Луначарского) и Первомайской. Все жилые дома
комбината расположены по периметру квартала образуют
пилообразную композицию.
Десятиэтажное здание подковообразной формы предполагалось
заселить одинокими, малосемейными и командированными
сотрудников силового ведомства, ныне гостиница «Исеть». В одном из
подъездов — квартиры элитные, с большими площадями. В комплексе
было административное здание, здание Дворца культуры имени
Дзержинского (сейчас здание занимает Свердловский областной
краеведческий музей). В центре — трехэтажное здание яслей и
детского сада — первый в истории города пример совмещения
дошкольных заведений в одном корпусе, а также П-образное здание поликлиники с аптекой и стационаром. Весь комплекс был обнесен
высоким забором, круглосуточно охранялся.
У социалистического жилья не было прообразов, все делалось с нуля,
изобреталось на ходу. Главная идея была – обеспечить новых граждан
бесплатным жильем, освобожденным от предрассудков мещанского
быта. Идею не удалось реализовать – кухни пришлось отгораживать. С
30-х по 60-е годы конструктивизм был брендом Свердловска, а
здание гостиницы «Исеть», построенное в этом самом стиле, стало
архитектурным символом города. Оно печаталось на новогодних
открытках, а в 1937 году в Испании вышла марка с обликом этого
ультрасовременного по тем временам строения. Правда, взглянуть
на «Исеть» в натуральную величину шансов у испанцев почти не было
– Свердловск был закрытым городом вплоть до начала девяностых
годов.
Как отмечала известный исследователь истории архитектуры
Свердловска А.А. Берсенева, для облика города он стал воплощением
пролетарской по духу архитектуры, за много лет предугадавшей
комплексность как главную цель градостроительства нашего столетия.
К сожалению, за все время существования городка здания с
деревянными перекрытиями, и изношенные инженерные коммуникации
не подвергались капитальному ремонту.
Шигирский идол и памятник Жукову
От гостиницы Исеть всего несколько шагов до Свердловского
областного краеведческого музея (Ленина 69/10). Этот музей хранит
много интересных ценностей, но мы расскажем о самом
интересном. Большой Шигирский идол – самая древняя деревянная
скульптура на нашей планете! Сохранилось это археологическое чудо
благодаря двум факторам: идол изготовлен из долговечной
лиственницы и тысячелетия лежал в торфянике, а торф, как природный
консервант, защитил его от разложения. 24 января 1890 г. на Втором
Курьинском прииске графа А.А. Стенбок-Фермора были найдены
фрагменты деревянной скульптуры, которая вошла в мировую историю,
как Большой Шигирский идол, находку граф Стенбок- Фермор подарил Уральскому обществу любителей
естествознания (УОЛЕ). По версии известного археолога В.Я.
Толмачева высота идола составляла 5,3 м. Нижняя часть (193 см!) этой
уникальной древней скульптуры была безвозвратно утрачена.
Как же выглядит знаменитый Шигирский идол? Это толстая доска из
лиственницы, сплошь покрытая резным геометрическим орнаментом,
которую венчает голова. На широких плоскостях вырезаны лица: три на
лицевой стороне и три на обратной. В орнаменте идола ученые
выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним
(подземным) миром, а также угадываются фигуры, означающие
мужское и женское начало, животный и растительный мир. Однако не
все изображения удалось хоть как-то трактовать.
Самое последнее определение возраста скульптуры было выполнено в
Центре археометрических исследований им. Клауса-Чира
Гейдельбергского университета (Германия). Проведённый в 2015 году
радиоуглеродный анализ с уточнённой калибровочной кривой,
выполненный в Германии с использованием метода ускорительной
масс-спектрометрии , привёл к датировке 11 тыс. лет до нашего
времени. Деревянный идол уральских народов старше знаменитых
египетских пирамид почти на 6000 лет!
В Свердловской областном краеведческом музее в 2003 году был
открыт специальный зал «Шигирская кладовая», где представлены
архивные фотографии с раскопок, около шестисот уникальных
предметов с торфяника. Шигирский идол хранится в специальной
витрине при температуре +16Сº градусов, фрагменты идола
удерживаются тонкими металлическими скобами, чтобы давление на
части идола было минимально.Выйдя от Шигирского идола не
поленитесь сделать сто шагов налево и вы увидите самое правдивое
(по версии горожан) скульптурное изображение Георгия Жукова —
Маршала Победы. Надо сказать, что в 1995 году, в год 50-летия Победы
над фашисткой Германией Маршалу Жукову было установлено целых
8 памятников. Проспект Ленина: памятник Свердлову
и объекты стрит-арта
Все-таки Свердловск-Екатеринбург город терпимый и достаточно
независимый от мнений и влияний столиц и моды. И если в Москве в
1990-ые годы многие памятники советской эпохи были безжалостно
низвергнуты, то в Екатеринбурге они мирно продолжают жить на
улицах города, несмотря на поток времени. Именно поэтому на улице
Ленина, между Оперным театром и зданием
Университета продолжает звать в светлое будущее Яков Свердлов.
Это памятник не человеку, это засечка времени и напоминание о том,
как жестоки бывают революции. Памятник годами терпеливо сносит
акты вандализма, его то краской красной обольют, то матерными
словами измарают. Памятник можно назвать самым первым объектом
СТРИТ-Арта в Екатеринбурге.
Да, знакомьтесь, «Екатеринбург — столица Стрит-Арта». Если Вы
гуляете по городу зимой, то, возможно, увидите оранжевые абажуры
на паре фонарей рядом с памятником. Лет 5 назад известный стрит-
артист Екатеринбурга Тима Радя нарядил городские фонари в
домашние абажуры, и с тех пор каждую зиму горожане сами собой
восхищаются: «Ах, как мы круты, у нас есть абажуры!», хотя проходят
годы, в мире меняются тренды, сделаны тысячи новых открытий, а у
нас — абажуры. От памятника Свердлову идем в сторону Дома
Печати и заходим во двор, где находится несколько объектов стрит-
арта.
Многие объекты создаются в рамках фестиваля «Стенограффия»,
который проходит в Екатеринбурге в первые выходные июля. Первая
работа во дворе Дома Печати от уличного
художника Milky. Milky этот двор напомнил нью-йоркские дворы, где
зарождалось граффити. Работа полностью выполнена на деньги
художника.
Здесь же работа от VGA. VGA участвуют в фестивале с 2010 года,
каждый год они рисуют по городу разные маски. Например, они
рисовали маски на набережной Исети, на развязке на Большакова, в переходе на Плотинке. Работа «Маски» — это веселые фиолетовые
улыбки, зафиксировавшие веселое настроение исполнителей.
В этом дворе еще две работы и обе связаны с быками. На одной бык
нарисован на двери, которую почему-то сняли, вторая картина
родилась спонтанно, за одну ночь у Стаса Bagsиз Санкт-Петербурга и
у Никита Nomerz из Нижнего Новгорода.
Уличное искусство не вечно, в этом один из его смыслов. Многие арт-
объекты уже исчезли с улиц нашего города. К сожалению, нет ни
одного ресурса, где бы были указаны все объекты Стрит-Арта города.
Если хочется больше объектов СТРИТ-Арта то можно пройти во
двор кинотеатра «Салют», а мы идем к небоскребу Высоцкий.
Высоцкий — смотровая площадка
Наша дорога лежит по улице Красноармейской и, если вы
проголодались, самое время зайти в не очень большой, но очень
уютный ресторанчик «Пельмени Сlub». Ресторан интересен тем, что
здесь вы можете попробовать самые лучшие пельмени в городе: это и
настоящие уральские пельмени, это и сибирские пельмени, пельмени с
семгой, с олениной, есть пельмени с уткой, есть пельмени с грибами,
вареники… Лучше попробуйте сами и не забывайте, нам предстоит
долгая поездка на Уралмаш.
Мимо памятника поэту и певцу Владимиру Высоцкому, мимо
первого небоскреба «Антей», который сегодня выглядит коротышкой
рядом с младшим братом — Высоцким. У небоскреба «Высоцкий» —
очень интересная история. Во-первых, этот небоскреб запроектировали
проектанты, который никогда до этого не проектировали небоскребы, а
во-вторых, небоскреб построил человек, который до этого никогда не
строил небоскребы.
Со смотровой площадки «Высоцкого» можно увидеть не только весь
город, но и 4 водоема, которые находятся в окрестностях города.
Почему же небоскреб носит имя «Высоцкий»? На самом деле это не
имеет никакого отношения к высоте здания, небоскреб получил имя в честь поэта и певца В. Высоцкого, которого очень любит владелец
небоскреба.
Уралмаш — две легенды в одном месте —
легендарный завод заводов и самая
известная ОПГ «Уралмаш»
Для того, чтобы попасть на Уралмаш, садимся на троллейбус. Сама по
себе эта троллейбусная линия на Уралмаш — исторический объект,
ведь первые троллейбусы пошли на Уралмаш в 1963 году— сначала до
площади 1-й Пятилетки (конечная тогда называлась УЗТМ), правда на
20 лет позднее ветки на Химмаш.
Я уже говорила о том, что Екатеринбург — это город заводов. И это
сказано не для красного словца, реально наш город раньше был словно
составлен из кубиков — районов, с близко звучащими именами
— Химмаш, Эльмаш, Уралмаш. Каждый район представлял собой
раньше завод, и вокруг него — небольшой, самодостаточный (в нем
было все: жилье, школы, больницы, детсады, клубы, стадионы,
собственные отделения милиции) город, который был обязан
обеспечивать функционирование завода, потому что главной функцией
города Екатеринбурга, начиная с 1723 и до 1990-х годов, было
заводское производство.
Начать экскурсию стоит с «Музея Завода Уралмаш», а затем
подняться на трибуну рядом с памятником Серго Орджоникидзе,
чтобы попробовать охватить одним взглядом великолепный замысел
соцгородка. Главная градостроительная ось Уралмаша-города, как
продолжение центральной аллеи Уралмаша-завода,
называется проспектом Орджоникидзе. Все крупные улицы города-
сада (а для соцгородков было важно правильно организованное
пространство, с большим количеством парков и скверов), как лучи
сходятся на центральной площади, по ним народ должен был стекаться
к заводской проходной. Проект соцгородка был великолепный, правда
Вторая Мировая помешала его полной реализации, но все же, гуляя по
улицам города, еще можно найти те островки социалистического
строительства. После перестройки и развала СССР Уралмаш пострадал одни из
первых — никому не стали нужны огромные заводы и огромные объемы
производства. Уралмашевская ОПГпоявилась на небольшом
пространстве вокруг 115−й и 117−й школ Уралмаша. Пожалуй, как
сообщество молодых энергичных парней она сложилась уже к середине
90-х. Все тренировались на одном стадионе, у одних и тех же тренеров.
Типичные парни с заводских окраин, соперники «мажорной» молодежи
из центра, в какой-то момент превратились в мощную криминальную
структуру и держали в страхе весь Екатеринбург. Об этом много что
написано, особо интересующимся лучше почитать.
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Достопримечательности Екатеринбурга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.