Драма как род литературы
Драма — самый «объективный» и наиболее сложный род литературы, изучение которого вызывает некоторые затруднения у учащихся, так как требует определенного уровня эстетического развития школьников. Анализ экзаменационных работ, устных ответов, школьных сочинений показывает, что при изучении школьного курса литературы не всегда происходит достаточно глубокое теоретическое осмысление и учёт специфики произведений драматического рода литературы, предназначенных для постановки на сцене.
Как отмечают исследователи, «сложность в постижении авторской позиции, стремление почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из действующих лиц, умение в аргументировании своих суждений пользоваться текстом, воспринимать его не локально, в пределах одной реплики — всё это определяет проблематику целостного анализа художественного текста драмы и активизации читательской деятельности на уроках литературы»
Чтение драматических произведений не входит в широкий читательский опыт школьников, и, возможно, элементы театрализации на уроках литературы, посвященных драме, способствовали бы формированию такого опыта.
Как известно, «в истории поэтики и философской эстетики мы находим, во-первых, теорию драмы как произведения, создающего особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем.
Как известно, в программу по русской литературе по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования включено определенное количество драматических произведений: комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», драма А. Н. Островского «Гроза», лирическая комедия А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — из русской классической литературы; пьеса Горького «На дне», обзор пьес военных лет, пьесы современных авторов по выбору — из литературы ХХ века.
Несмотря на небольшое количество произведений, они все же позволяют проследить развитие и преемственность художественных традиций в русской драме, как в идейно-тематическом плане, так и в художественном. Так, к примеру, чётко прослеживается сатирическая традиция русской комедии. В теоретическом плане большинство произведений, за исключением драматического творчества А. П. Чехова, можно рассмотреть на основе теории конфликта и сюжета. Анализ чеховской драмы предполагает постановку акцента на драматическом слове, в постижении рефлексии, что требует осознания особенностей новой драмы, ее отличия от классической.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.