Мастер класс по теме:
«Драматизация как способ развития функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать»»
Лужиной Елены Анатольевны,
Перфильевой Алены Геннадьевны
учителей начальных классов
МОУ Школа №23 г.Черемхово
Развитие читательской грамотности является одним из компонентов функциональной грамотности школьника.
Воспитание ребенка как грамотного читателя, способного к освоению доступного для него уровня понимания текста, предполагает использование на уроках внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» целостной системы работы.
Драматизация – один из самых распространенных видов детского творчества, что может объясняться несколькими основными моментами. Прежде всего, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с его личными переживаниями, со стремлением воплотить в живые образы и действия свои впечатления от литературного творчества и окружающего мира. Тесная связь драматической формы и игры является второй причиной близости театрального творчества ребенку. Драматизация непосредственно связана с игрой – корнем всякого детского творчества, а поэтому содержит в себе элементы самых различных его видов.
Драматизация в целом и входящие в нее разнообразные приемы соответствуют специфике художественных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной грамотности учащихся.
Особый характер драматизации, используемой на занятиях внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать», состоит в том, что создается она по готовому сюжету, взятому из книги. Такой вид работы труднее для детей, чем просто чтение или даже подражание тому, что они видят в жизни: нужно хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, быть внимательным к тексту произведения (помнить, как разворачивается действие, точно передавать реплики персонажей. В этом заключается и особое значение драматизаций: они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Драматизация может проводиться на различных этапах работы над художественным произведением, но, поскольку она является упражнением синтетического характера, то наиболее интересно и эффективно использовать её на этапе вторичного синтеза, после того как проведен анализ текста.
Каждый вид драматизации имеет свои особенности подготовки и проведения, но можно выделить и общую схему работы над драматизацией на уроках чтения. Упражнения, выполняемые на том или ином этапе работы, могут иногда выступать и в качестве отдельного вида драматизации.
Выделение из текста материала, который детям предстоит драматизировать.
Чтобы научить детей находить способы образной выразительности, необходимо развивать их наблюдательность и способность к имитации: обращать внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонаций.
Основные приемы: выборочное чтение.
Интересны здесь и упражнения с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, поиграйте с ним».
Анализ литературного произведения.
О. В. Кубасова предлагает здесь такие приемы, которые при определенных условиях (например, в период обучения грамоте) могут выступать и как самостоятельные:
анализ иллюстраций с точки зрения жестов и мимики героев и воспроизведение текста на основе картинного плана;
игра-импровизация по сюжетной картинке.
При анализе литературного произведения, которое предстоит драматизировать, дети учатся не только распознавать смысловые оттенки слов, но и ставить их в нужный падеж, род, число.
Одной из форм драматизации являются мимические этюды, когда один ребенок рассказывает, а другой показывает с помощью жестов и мимики то, о чем говорится. Затем дети могут поменяться ролями.
Постановка исполнительских задач.
«Что нужно переделать, разыгрывая сценку?»
Выбор выразительных средств.
«Как это сделать?»
Пробы (этюды), анализ.
Подведение итогов, внесение коррективов.
Заключительный показ и его анализ.
Приемы драматизации, которые могут быть использованы с целью развития функциональной грамотности младших школьников.
Инсценирование - загадка («Угадай, кто я»)
Сначала нужно показать своего героя из прочитанного произведения без слов, только с помощью жестов, мимики и движений, а затем со словами. Все остальные должны отгадать, что это за герой и из какого он произведения.
Вместо точного воспроизведения слов героев произведения может быть выразительное рассказывание по ролям с использованием нужных интонаций в сочетании с движением, с дополнением реплик и слов героев.
«Живые картины»
Этот прием, активно разрабатываемый педагогами еще в конце ХIХ – начале ХХ в., предполагает изображение какого-либо действия, сцены из литературного произведения группой детей. Он же может быть использован и как основа для создания детьми собственных речевых высказываний.
Такой вид работы требует предварительной подготовки. В нее входит выбор детьми произведения для инсценирования составление «живой картины», которая должна быть достаточно проста и понятна. Затем на уроке группа детей изображает действие, а один ребенок читает текст. Особенно интересно проходит эта работа при чтении басен или сказок о животных.
Может быть и другой вариант работы: «картину» рассматривают другие учащиеся, которые пытаются догадаться, из какого произведения взят изображаемый эпизод.
Учащиеся могут составить или «немую и неподвижную картину» (термин Г. Г. Тумима), или группу в действии, в движении, отмечая целый ряд последовательных моментов – если можно так выразиться, «кинематографическую ленту».
Таким образом, могут быть инсценированы произведения, которые легко делятся на отдельные эпизоды.
Реплика-инсценировка с игрушкой или иллюстрацией, изображающего героя.
Дети рассматривают игрушку или предметную картинку и пытаются от имени героя (пугливого зайца, хитрой лисы, задиристого и хвастливого петуха, неуклюжего медведя и др.) поздороваться, попрощаться, произнести какую-либо реплику.
Например, при подготовке к драматизации сказки «Теремок» учащиеся по очереди берут в руки ту или иную игрушку или картинку и от имени разных героев спрашивают: «Кто, кто в теремочке живет?»
При этом характер героя дети стремятся передать с помощью тона, темпа, тембра, силы голоса. Более сложным вариантом является использование также жестов и мимики героя.
Работа над побасёнками
Суть приема в диалоге двух героев. Предполагается понимание детьми речевой ситуации, в которой могло возникнуть это взаимодействие.
Например, побасенка:
«– Ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А вкусный был?
– Очень!»
дает возможность восстановить участников этого разговора: один из них – это мама, бабушка или старшая сестра, другой – сын, внук или младший брат. Задание для детей состоит в том, чтобы в паре определить эмоциональное состояние каждого из героев и внешнее его выражение в жестах, мимике, позе. Затем одна-две пары могут показать этот диалог, сделав предварительно пояснение от имени кого он ведется. Остальные дети с помощью графического словаря эмоций (схематические изображения лиц с различной мимикой – «смайлики») показывают, какое настроение или чувства передают, на их взгляд, участники диалога.
Этот вид упражнения может быть использован и как самостоятельный, и как подготовительный к драматизации более развернутой формы.
Приемы театрализации
Приемы предполагают использование таких видов театра как кукольный (пальчиковый), теневой, плоскостной, театр игрушек, фланелеграф и другие, которые на уроке чтения используются чаще всего для инсценирования отдельного эпизода.
Изготовить реквизит дети могут сами на уроках технологии или дома. Например, при работе над сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» с помощью кукол или плоских, вырезанных из картона фигурок могут быть разыграны диалоги.
Как правило, такая работа предполагает в качестве предварительной творческой работы переконструирование литературного прозаического текста в драматическое произведение.
Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной
работы. Эта работа проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами школы. Это и учитель музыки, и логопед, и классный руководитель, и родители. Мы вместе с учениками выбираем репертуар, соответствующий возрасту и особенностям развития детей, распределяем роли. Вместе с детьми и родителями готовим реквизит, проводим репетиции, участвуем в представлении. Совместная деятельность помогает учащимся адаптироваться в социуме. У них ярко выражена потребность в общении как друг с другом, так и со взрослыми, развивается речь, появляется стремление к получению новых знаний.
Планирование внеурочной деятельности» Как хорошо уметь читать»
Цель: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
1 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1
1 1
1
1
1
1 |
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
2 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1
1
1 1
1 1 1 1 0,5
|
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1
1
1
2
1 1 |
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Драматизация позволяет развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств. Но главное предназначение драматизации – создание среды, которая способна формировать коммуникативные компетенции младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.