Древнерусские воины
Оценка 5

Древнерусские воины

Оценка 5
docx
11.08.2021
Древнерусские воины
УРОК Древнерусские воины-защитники.docx

Приложение

 

 

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий, музыкоткрапии

(4 класс)

 

Тема: «Древнерусские воины-защитники»

Цель и задачи:

Ø  дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников);

Ø  повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников;

Ø  познакомить с произведением А. Мартоса – памятником Минину и Пожарскому;

Ø  развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности;

Ø  воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование: для учителя – методические таблицы, фотографии, рисунки; для учащихся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья, урок начнем,

И разговор наш поведем

О воинах Древней Руси –

Защитниках князя, страны.

II. Беседа по теме урока.

Учитель демонстрирует иллюстрации, показывающие жизнь древнерусских людей, на фоне звучания инструментальной народной музыки.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, как жили древние славяне, побываем на княжеском дворе и на торговой площади, познакомимся с одеждой и оружием русских воинов.

Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось. Это был городок внутри города. Для гонца открывали ворота. Мы видим на дворе церковь и хозяйственные постройки: поварни, конюшни, избы для приближенных, а над ними возвышается двухэтажный княжеский дворец.  На  втором этаже дворца видна открытая терраса – это сени. Они поддерживаются деревянными столбами, их окружают красивые решетки.

От княжеских хором мы отправимся к мастерам-умельцам. Ремесленный люд жил в поселениях, построенных вокруг кремля. Жили ремесленники и торговые люди в избах. Во дворе мастерская: кузнецкая, гончарная, ювелирная.

Кузнецы ковали оружия для защиты от врагов.

Учитель демонстрирует изображения древнерусских воинов и предлагает описать их одежду и оружие. (СЛАЙД)

      - Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного вида шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева – лук в особом чехле-налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

Дидактическая игра «Князь и его дружина».

Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию.

Задание: «оденьте» князя и его дружинника. (СЛАЙД)

 

Физкультминутка

Звучит запись русской народной песни «Из-за леса, из-за рощи»

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Из-за леса, из-за рощи

Вышла ротушка солдат.

Э, э, любо да люли,

Вышла ротушка солдат.

 

Вышла ротушка солдат,

Перед ротой капитан.

Э, э, любо да люли,

Перед ротой капитан.

Перед ротой капитан

Хорошо маршировал.

Э, э, любо да люли,

Хорошо маршировал.

 

Хорошо маршировал,

Родину защищал.

Э, э, любо да люли,

Родину защищал.

III. Знакомство с произведением И. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому).

Учитель демонстрирует фотографию памятника Минину и Пожарскому.

Учитель. В Москве на Красной площади воздвигнут памятник воинам – защитникам русской земли. Его автор, И. Мартос, не задавался целью воссоздать внешний облик древнерусских людей. Он обрядил Минина в короткую, с краю обшитую узором тунику, которая похожа на крестьянскую рубаху, в штаны, в каких в древности изображались скифы, подстриг его волосы в скобку, и хотя вся голова его скопирована с головы Зевса, он напоминает также и русских крестьян. Пожарский опирается о щит с иконой Спаса, а за обеими фигурами высится островерхий шлем. Всеми этими способами Мартос стремился выявить в облике русских людей то, что они похожи на античных героев. В фигурах памятника есть особенная сдержанная сила и величавая простота. В отличие от группы Минина и Пожарского, в рельефах постамента больше действия и движения. Показано, как нижегородские граждане жертвуют свои богатства на спасение отечества. Люди не просто складывают предметы и драгоценности, они приносят их на алтарь отечества, и поэтому в протянутых руках женщин есть нечто молитвенное и заклинательное.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения

«На родной земле» И. Токмаковой.


Россы победили. Тишина над лугом.

Воины расселились по смоленым стругам.

С неба ночь спускалась

Утицею серой,

Песня расплескалась

Над рекою Мерой:

– Не летай к нам издалека, черный ворон,

Не топчи земли родимой, злобный ворон,

На тебя у нас мечи да стрелы.

И не быть тебе живым да целым.

Только воин Доброгост победе не радуется,

Он вперед не глядит, все назад оглядывается,

Меч булатный сжимает рука.

Чем победа для него горька?

О своей он не думает ране:

Братья не вернулись с поля брани.

… И сошел Доброгост к Мере, прямо к самой воде.

Рассказал реке Мере о своей беде:

– Ты постой, быстра река,

Не беги, не спеши,

Ты о братьях родимых

Мне, река, расскажи.

И взметнулась вода в реке, точно конь гнедой.

– Жив твой брат Бушуй, да Ждан живой.

Ты садись-ка в челн да греби, я тебе помогу.

И увидишь ты братьев своих на моем берегу.

Челн в осоке шуршит,

Доброгост на берег спешит.


 

 

    - Какие  чувства  пробуждает  в  вас  памятник  Минину и Пожарскому  в  Москве  и  стихотворение о древнерусских воинах-защитниках?

IV. Самостоятельная работа учащихся.   Задание: изобразите  древнерусских  воинов  или  княжескую  дружину.

Требования к рисункам:

– соблюдать равновесие, соразмерность;

– оправданно заполнять лист (не мелко, не крупно);

– сюжетно-композиционный центр выделить, сюжет должен быть «завязан»;

– передать выразительность, ритмичность и пропорциональность фигур;

– уметь работать линией, контуром, пятном, штрихом, владеть материалом, изобразительной техникой;

– цветовое решение должно быть в характере героев, в контрастных или близких цветах, «теплых» или «холодных». Цвет работает на образ героя.

V. Итог урока.  Экспресс-выставка. Оценка работ, выбор лучших рисунков. Уборка рабочего места.

Домашнее задание: подобрать фотографии о храмах-памятниках древнерусских городов.


 

Приложение Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых,

Приложение Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых,

Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны

Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны

На тебя у нас мечи да стрелы.

На тебя у нас мечи да стрелы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2021