Древняя Спарта 5 класс урок истории
Оценка 4.6

Древняя Спарта 5 класс урок истории

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
5 кл
15.02.2023
Древняя Спарта 5 класс урок истории
урок по истори 5 кл.docx

Конспект урока истории – 5 класс

Тема: «Древняя Спарта»

Тип урока: комбинированный

По дидактической цели: урок освоения новых знаний.

 

Обучающие цели: формировать у учащихся представление о  спартанском государстве через изучение истории Древней Спарты, раскрыв характерные черты и особенности её развития;

Развивающие цели: создать условия для развития мышления учащихся через анализ исторического материала, развитие памяти и внимания через работу с картой и хронологией событий

Воспитательные цели: через познание истории Древней Спарты воспитывать чувства уважения  к истории  других народов, чувство патриотизма на примерах любви спартанцев к своей Родине; способствовать воспитанию здорового образа жизни.

 

Результаты УУД

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.

Формы организации учебной деятельности  учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ресурсное обеспечение:

1. Оформление доски: дата, тема, план, понятийный ряд, «спартанский щит», плакат с девизом: “ У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта”

2. Техническое обеспечение: экран, мультимедийное оборудование.

3. Дидактические материалы: учебник для 5 класса: Ф.А. Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира» (Русское слово), мультимедийная презентация к уроку.

4. Раздаточные материалы: сравнительная таблица для заполнения, исторический документ из хрестоматии для 5 класса.

 

Основные понятия, изучаемые на уроке: олигархия, илоты, лаконичная речь, спартанское воспитание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.Организационный момент

 

II.Опрос-переход к новому материалу - стадия вызова.

1.Опрос предлагается с помощью приема «верные и неверные утверждения».

-  На прошлом уроке  вы изучали Афинский полис и говорили о законах Солона, которые  повлияли на жизнь в Афинском полисе. Напомните, что такое «полис»?

- Зная это, вы  легко ответите на мой  вопрос: « Была ли в древности Греция единым государством?»…

Посмотрим, что вы усвоили об Афинском полисе.

1.Верите ли вы, что Афинский полис располагался в Северной Греции?..... (нет, в Средней Греции).

2.Верите ли вы, что в области Аттика, где располагались Афины, природные условия были благоприятны для занятия земледелием?  (нет, В Аттике было мало плодородных почв, мало рек, много гор; очень жарко. Земледельцы Аттики выращивали оливки и виноград, но и это было очень трудно).

  3.Верите ли вы, что демос - это знать в Афинах? (нет, демос – народ);

 4. Верите ли вы, что демос в Афинах до законов Солона участвовал в     

              управлении? (нет).

 5. Верите ли вы, что архонт Солон отменил долговое рабство? (да. Рабы - чужеземцы?).

  6. Верите ли вы, что законы Солона заложили в Афинах основы

               демократии? (да)

  7. Верите ли вы, что в Греции, помимо Афинского полиса,

               другие города-государства? (да)

 

2.Определение темы и плана (задач) урока

А) тема

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство (обращаюсь к плакату с девизом). На предыдущем уроке вы изучали Афинское государство. Следовательно, по логике девиза, какой полис сегодня будет объектом нашего изучения? (Спарта)

- А темой нашего урока будет…? (Древняя Спарта)

Б) план урока

- При изучении Афинского полиса, какие основные вопросы вы рассматривали?

1. Географическое положение.

2. Население.

3. Занятия населения.

4. Государственный строй.

- Соответственно, по этим же вопросам  мы будем характеризовать Спартанский полис, и сравним эти два знаменитых полиса – Афины и Спарта.

3. Создание проблемной ситуации

-  Еще афинский стратег Кимон говорил, что Афины и Спарта -«это две ноги, на которых стоит Эллада», «два коня, запряженные в одну колесницу».

- Значит, какие отношения должны были сложиться между этими городами? (дружеские)

 -  С другой стороны, жители Афин и Спарты часто высмеивали друг друга, а одна из многочисленных войн этих городов продолжалась 30 лет.

- Какое, из моих слов, наблюдается противоречие, какой возникает вопрос?

- Почему Афины и Спарта часто ссорились?

- Какие у вас будут версии решения этой проблемы? (Возможно, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.)

 

III. Изучение нового материала – стадия осмысления

1)         Географическое положение Спартанского государства.

 Учитель сообщает первый вопрос плана урока:   «Географическое

положение Спартанского государства», совмещая  рассказ с показом на  исторической карте (слайд)

- Предки спартанцев (греки-дорийцы) пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров Пелопоннес, лишь узкий Коринфский перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе область Лаконию.

Поисково-исследовательский этап

- На рабочем месте у вас лежит сравнительная таблица, которую вам необходимо заполнить, работая в паре.                                                  

2) Население.

При рассмотрении второго пункта плана «Категории населения» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (пункт 1, стр.151), дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, категории населения записать в таблицу.

1. Кого называли илотами?  (Илоты – рабы (жители Греции), принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)

2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

- Кому принадлежали илоты? (государству)

3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними.)

- Чем объяснить жестокость спартанцев? (Илотов было в несколько раз больше, приходилось удерживать их силой).

- За что афиняне презирали спартанцев? (Возвращение к проблеме. За то, что спартанцы поработили греков).   

       

    Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

      

3)      Занятия населения

а) Анализ видеофрагмента из кинофильма «300 спартанцев» об объединении сил греков и спартанцев против персидского нашествия.

- Что вызвало разочарование у греков? (Количество спартанцев: всего 300 человек)

- Какое занятие у спартанцев было самым главным? (война)

- Какая сторона выглядит более убедительной, эффективной в войне? (спартанцы - военные профессионалы)

- Многословны ли спартанцы? (нет) Такую речь называют лаконичной.

 

б) Работа с иллюстрацией учебника (стр. 153)

- Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. (шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса).

- Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему спартанцы носили во время войны красную одежду? (Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем).

Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.

 

Линии сравнения

Афины

Спарта

Занятия

Садоводство, мореплавание,  виноградарство, скотоводство, основные занятия - ремесло и торговля. 

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

 

Проведение физкультминутки (слайд)

 - Встаньте. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

 

4)      «Община равных». Управление.

Работа с документом.

- Почему спартанцы называли свой полис «общиной равных»?

- Какие качества более всего ценили спартанцы, а какие презирали?

- Кто управлял Спартой?

Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Предлагаю внести новые полученные данные в таблицу.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Государственный строй

Демократия

Олигархия - власть немногих.

 

Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов.  В 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

-Что будем считать итогом проделанной работы? (сравнили Афины со Спартой, выявили отличия) 

    5)     Воспитание спартанцев.

Работа с документом.

- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Кто нес большую ответственность за воспитание  родители или государство?

- Какую главную цель преследовали спартанцы прри воспитании подрастающего поколения?

- Как в спартанцах воспитывалась выносливость и неприхотливость?

 

-Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

IV. Закрепление

- Завершает наш урок рассказ барона Мюнхаузена. (Приложение 2)

- Вопрос: что в рассказе барона Мюнхаузена не соответствует действительности?

Рефлексивно-оценочный этап

Самооценка: как я усвоил материал.

Учитель:

- Если вам понравился урок, я предлагаю «метнуть копье» в спартанский щит.  Прикрепить копье в зависимости от достигнутых результатов (от центра или к центру).

V.  Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

-Прочитать параграф 27.

-Рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте.

-Выучить термины.

 

Рассказ барона Мюнхаузена

Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города. Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.

 

 

 

Современный историк о спартанском обществе.

 

Спартанцы называли свой полис «общиной равных». Среди них действительно не было ни богатых, ни бедных. Каждый считал себя равным другому. Спартанцы жили в одинаковых домах, ели скудную пищу, носили простую одежду. Вместе тренировались и питались, делали необходимый взнос в общий котел  продуктами. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслами и торговлей, так как владение богатством было незавидным и бесславным. Они презирали: слабость, трусость, накопительство, роскошь, пустые слова. Ценили – силу, мужество, выносливость, бесстрашие.

Управление:

Совет старейшин – играл в обществе главную роль, решал все вопросы. Состоял из 30 спартанцев, из которых 28 человек -  не моложе 60 лет. И два человека – цари.

Цари (2 человека) – не полновластны, в военное время командовали войском. Образ жизни такой же, как у всех.

Народное собрание –  не играло большой роли в управлении государством. Созывали только при необходимости. Например, для выбора старейшины взамен умершего. Голосовали криком, а значит мнение каждого не учитывалось. Избранным считался тот, за кого громче кричали.

В Спарте не было ни демократии (народовластия), ни царской власти.

 

 

Вопросы к документу

- Почему спартанцы называли свой полис «общиной равных»?

- Какие качества более всего ценили спартанцы, а какие презирали?

- Кто управлял Спартой?

 

 

 

 

Древнеримский историк Плутарх о воспитании подрастающего поколения в Спарте

 

Чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы – главная цель спартанского воспитания.

Новорожденного мальчика приносили старейшинам на осмотр. Слабого или больного по решению старейшин сбрасывали в пропасть. Малыш, получивший право на жизнь, оставался у родителей до семи лет. Затем государство забирало его в школу. По существу это был военный лагерь с очень суровыми порядками. Учили воинскому искусству, маршировать, петь воинственные песни. Науки не изучали.

Спартанцы целый год носили один-единственный плащ. Молодые люди спали на тростниковых жестких подстилках. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. Воровство не считалось позорным, но попавшихся жестоко наказывали за несообразительность.

 

 

Вопросы к документу

 

- Какую главную цель преследовали спартанцы при воспитании подрастающего поколения?

- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Кто нес большую ответственность за воспитание  родители или государство?

- Как в спартанцах воспитывалась выносливость и неприхотливость?

Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде

 

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

 

 

 

 

 

Занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде

 

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

 

 

 

 

 

Занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй

 

 

 

 

 


 

Конспект урока истории – 5 класс

Конспект урока истории – 5 класс

Ход урока: I . Организационный момент

Ход урока: I . Организационный момент

Какие у вас будут версии решения этой проблемы? (

Какие у вас будут версии решения этой проблемы? (

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета

Рефлексивно-оценочный этап Самооценка: как я усвоил материал

Рефлексивно-оценочный этап Самооценка: как я усвоил материал

Древнеримский историк Плутарх о воспитании подрастающего поколения в

Древнеримский историк Плутарх о воспитании подрастающего поколения в

Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде

Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023