Конспект урока истории – 5 класс
Тема: «Древняя Спарта»
Тип урока: комбинированный
По дидактической цели: урок освоения новых знаний.
Обучающие цели: формировать у учащихся представление о спартанском государстве через изучение истории Древней Спарты, раскрыв характерные черты и особенности её развития;
Развивающие цели: создать условия для развития мышления учащихся через анализ исторического материала, развитие памяти и внимания через работу с картой и хронологией событий
Воспитательные цели: через познание истории Древней Спарты воспитывать чувства уважения к истории других народов, чувство патриотизма на примерах любви спартанцев к своей Родине; способствовать воспитанию здорового образа жизни.
Результаты УУД
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ресурсное обеспечение:
1. Оформление доски: дата, тема, план, понятийный ряд, «спартанский щит», плакат с девизом: “ У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта”
2. Техническое обеспечение: экран, мультимедийное оборудование.
3. Дидактические материалы: учебник для 5 класса: Ф.А. Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира» (Русское слово), мультимедийная презентация к уроку.
4. Раздаточные материалы: сравнительная таблица для заполнения, исторический документ из хрестоматии для 5 класса.
Основные понятия, изучаемые на уроке: олигархия, илоты, лаконичная речь, спартанское воспитание
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Опрос-переход к новому материалу - стадия вызова.
1.Опрос предлагается с помощью приема «верные и неверные утверждения».
- На прошлом уроке вы изучали Афинский полис и говорили о законах Солона, которые повлияли на жизнь в Афинском полисе. Напомните, что такое «полис»?
- Зная это, вы легко ответите на мой вопрос: « Была ли в древности Греция единым государством?»…
Посмотрим, что вы усвоили об Афинском полисе.
1.Верите ли вы, что Афинский полис располагался в Северной Греции?..... (нет, в Средней Греции).
2.Верите ли вы, что в области Аттика, где располагались Афины, природные условия были благоприятны для занятия земледелием? (нет, В Аттике было мало плодородных почв, мало рек, много гор; очень жарко. Земледельцы Аттики выращивали оливки и виноград, но и это было очень трудно).
3.Верите ли вы, что демос - это знать в Афинах? (нет, демос – народ);
4. Верите ли вы, что демос в Афинах до законов Солона участвовал в
управлении? (нет).
5. Верите ли вы, что архонт Солон отменил долговое рабство? (да. Рабы - чужеземцы?).
6. Верите ли вы, что законы Солона заложили в Афинах основы
демократии? (да)
7. Верите ли вы, что в Греции, помимо Афинского полиса,
другие города-государства? (да)
2.Определение темы и плана (задач) урока
А) тема
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство (обращаюсь к плакату с девизом). На предыдущем уроке вы изучали Афинское государство. Следовательно, по логике девиза, какой полис сегодня будет объектом нашего изучения? (Спарта)
- А темой нашего урока будет…? (Древняя Спарта)
Б) план урока
- При изучении Афинского полиса, какие основные вопросы вы рассматривали?
1. Географическое положение.
2. Население.
3. Занятия населения.
4. Государственный строй.
- Соответственно, по этим же вопросам мы будем характеризовать Спартанский полис, и сравним эти два знаменитых полиса – Афины и Спарта.
3. Создание проблемной ситуации
- Еще афинский стратег Кимон говорил, что Афины и Спарта -«это две ноги, на которых стоит Эллада», «два коня, запряженные в одну колесницу».
- Значит, какие отношения должны были сложиться между этими городами? (дружеские)
- С другой стороны, жители Афин и Спарты часто высмеивали друг друга, а одна из многочисленных войн этих городов продолжалась 30 лет.
- Какое, из моих слов, наблюдается противоречие, какой возникает вопрос?
- Почему Афины и Спарта часто ссорились?
- Какие у вас будут версии решения этой проблемы? (Возможно, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.)
III. Изучение нового материала – стадия осмысления
1) Географическое положение Спартанского государства.
Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Географическое
положение Спартанского государства», совмещая рассказ с показом на исторической карте (слайд)
- Предки спартанцев (греки-дорийцы) пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров Пелопоннес, лишь узкий Коринфский перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе область Лаконию.
Поисково-исследовательский этап
- На рабочем месте у вас лежит сравнительная таблица, которую вам необходимо заполнить, работая в паре.
2) Население.
При рассмотрении второго пункта плана «Категории населения» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (пункт 1, стр.151), дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, категории населения записать в таблицу.
1. Кого называли илотами? (Илоты – рабы (жители Греции), принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)
2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)
- Кому принадлежали илоты? (государству)
3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними.)
- Чем объяснить жестокость спартанцев? (Илотов было в несколько раз больше, приходилось удерживать их силой).
- За что афиняне презирали спартанцев? (Возвращение к проблеме. За то, что спартанцы поработили греков).
Линии сравнения |
Афины |
Спарта |
Население |
Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). |
рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы |
3) Занятия населения
а) Анализ видеофрагмента из кинофильма «300 спартанцев» об объединении сил греков и спартанцев против персидского нашествия.
- Что вызвало разочарование у греков? (Количество спартанцев: всего 300 человек)
- Какое занятие у спартанцев было самым главным? (война)
- Какая сторона выглядит более убедительной, эффективной в войне? (спартанцы - военные профессионалы)
- Многословны ли спартанцы? (нет) Такую речь называют лаконичной.
б) Работа с иллюстрацией учебника (стр. 153)
- Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. (шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса).
- Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему спартанцы носили во время войны красную одежду? (Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем).
Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.
Линии сравнения |
Афины |
Спарта |
Занятия |
Садоводство, мореплавание, виноградарство, скотоводство, основные занятия - ремесло и торговля. |
Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Проведение физкультминутки (слайд)
- Встаньте. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
4) «Община равных». Управление.
Работа с документом.
- Почему спартанцы называли свой полис «общиной равных»?
- Какие качества более всего ценили спартанцы, а какие презирали?
- Кто управлял Спартой?
Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.
Предлагаю внести новые полученные данные в таблицу.
Линии сравнения |
Афины |
Спарта |
Государственный строй |
Демократия |
Олигархия - власть немногих. |
Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов. В 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.
-Что будем считать итогом проделанной работы? (сравнили Афины со Спартой, выявили отличия)
5) Воспитание спартанцев.
Работа с документом.
- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
- Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
- Какую главную цель преследовали спартанцы прри воспитании подрастающего поколения?
- Как в спартанцах воспитывалась выносливость и неприхотливость?
-Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?
IV. Закрепление
- Завершает наш урок рассказ барона Мюнхаузена. (Приложение 2)
- Вопрос: что в рассказе барона Мюнхаузена не соответствует действительности?
Рефлексивно-оценочный этап
Самооценка: как я усвоил материал.
Учитель:
- Если вам понравился урок, я предлагаю «метнуть копье» в спартанский щит. Прикрепить копье в зависимости от достигнутых результатов (от центра или к центру).
V. Домашнее задание
Учитель организует запись домашнего задания
-Прочитать параграф 27.
-Рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте.
-Выучить термины.
Рассказ барона Мюнхаузена
Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города. Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.
Современный историк о спартанском обществе.
Спартанцы называли свой полис «общиной равных». Среди них действительно не было ни богатых, ни бедных. Каждый считал себя равным другому. Спартанцы жили в одинаковых домах, ели скудную пищу, носили простую одежду. Вместе тренировались и питались, делали необходимый взнос в общий котел продуктами. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслами и торговлей, так как владение богатством было незавидным и бесславным. Они презирали: слабость, трусость, накопительство, роскошь, пустые слова. Ценили – силу, мужество, выносливость, бесстрашие.
Управление:
Совет старейшин – играл в обществе главную роль, решал все вопросы. Состоял из 30 спартанцев, из которых 28 человек - не моложе 60 лет. И два человека – цари.
Цари (2 человека) – не полновластны, в военное время командовали войском. Образ жизни такой же, как у всех.
Народное собрание – не играло большой роли в управлении государством. Созывали только при необходимости. Например, для выбора старейшины взамен умершего. Голосовали криком, а значит мнение каждого не учитывалось. Избранным считался тот, за кого громче кричали.
В Спарте не было ни демократии (народовластия), ни царской власти.
Вопросы к документу
- Почему спартанцы называли свой полис «общиной равных»?
- Какие качества более всего ценили спартанцы, а какие презирали?
- Кто управлял Спартой?
Древнеримский историк Плутарх о воспитании подрастающего поколения в Спарте
Чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы – главная цель спартанского воспитания.
Новорожденного мальчика приносили старейшинам на осмотр. Слабого или больного по решению старейшин сбрасывали в пропасть. Малыш, получивший право на жизнь, оставался у родителей до семи лет. Затем государство забирало его в школу. По существу это был военный лагерь с очень суровыми порядками. Учили воинскому искусству, маршировать, петь воинственные песни. Науки не изучали.
Спартанцы целый год носили один-единственный плащ. Молодые люди спали на тростниковых жестких подстилках. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. Воровство не считалось позорным, но попавшихся жестоко наказывали за несообразительность.
Вопросы к документу
- Какую главную цель преследовали спартанцы при воспитании подрастающего поколения?
- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
- Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
- Как в спартанцах воспитывалась выносливость и неприхотливость?
Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Линии сравнения |
Афины |
Спарта |
Население
|
|
|
Занятия
|
|
|
Государственный строй
|
|
|
Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Линии сравнения |
Афины |
Спарта |
Население
|
|
|
Занятия
|
|
|
Государственный строй
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.