Древо жизни или моя семья
Оценка 4.6

Древо жизни или моя семья

Оценка 4.6
doc
30.11.2023
Древо жизни или моя семья
древо жизни или моя семья.doc

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Разработка открытого мероприятия

 

«Древо жизни, или моя «СемьЯ!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: преподаватель

обществознания

Павлова М.В.

 

 

    

 

 

 

Барнаул,

 2016

 

 

    Преобразования общественной жизни России конца 20 века привели не только к критике советского прошлого страны, но и падению общечеловеческих ценностей, к отрицанию некоторых направлений воспитания граждан. К таким потерянным направлениям можно отнести морально-нравственное, патриотическое, религиозное воспитание. В настоящее время, когда страсти несколько остыли, стало ясно, что молодое поколение утратило уважение к родине, людям старшего поколения, семейным, культурным традициям. Сегодня задача педагога не только подготовить образованного, творчески мыслящего человека, но и привить элементарные нравственные качества: любовь, сострадание, уважение, понимание, доброту. А начинаться все должно с любви к маме,  семье, родному краю. Именно семья, семейное воспитание способствуют формированию  человеческих ценностей и становлению культуры.

Очевидно, что перед сферой образования сегодня стоят задачи воспитания у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.  Как известно, одним из условий успешной социализации, является создание в будущем,  так называемой социальной ячейки общества – семьи, благополучной семьи. Много говориться  сегодня о крушении традиционных ценностей семьи (неполные семьи, одинокие мамы, гражданские браки, откладывание рождения детей на «потом», нежелание молодых людей создавать семью, падение рождаемости, девальвация смысла семейной жизни, снижение уважения к старшим членам семьи и т.д.).  Принимая во внимание актуальные проблемы современных семей в России, желание привить подросткам традиционные семейные ценности – стало аргументом для проведения данного мероприятия.

    Семейное воспитание является одним из актуальных направлений  воспитательной работы в работе со  старшим возрастным звеном.

     Целесообразно проведение мероприятия в форме тематической мини – композиции с элементами дискуссии. Это в свою очередь придает значимость обсуждаемой темы и призывает к активной работе  всех обучающихся, ребята являются полноправными организаторами и ведущими  мероприятия.

    Методическая разработка познавательного мероприятия «Древо жизни, или моя «СемьЯ!» предназначена в качестве практической помощи классным руководителям и мастерам производственного обучения для работы с подростками.

     В доступной форме излагается материал сценария, предложены примерные вопросы для беседы на семейную тематику.

 

Цели:

-формирование навыков анализа документов семейных архивов;

-формирование навыков исследовательской, творческой работы обучающихся (составление генеалогического древа семьи, эссе «Мои предки» и т.д.);

-освоение знаний о сущности семьи, ее традиций, ее значение в жизни человека.

-развитие навыков работы с дополнительной литературой;

-развитие навыков выступления с докладом, сообщением.

-привитие навыков объективного суждения и аргументированного ведения дискуссии.

-развитие интереса к семейным традициям, истории происхождения фамилий, имен.

- воспитание любви к родителям и членам семьи обучающихся, чувства гордости за свою семью.

-осознание чувства ответственности за создание семьи, сохранение семейных уз и воспитание детей в семье.

- воспитание правовой культуры семейных отношений.

 

  Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями.

 

  Оформление: эпиграф, цитаты о семье, выставки:  «Моя фотография в семейном альбоме», «Корнями дерево сильно».

 

 

   Описание мероприятия:

   За месяц обучающимся предлагается выполнить задания (по выбору):

1)составить генеалогическое древо своей семьи;

2)провести мини - исследование «происхождение моей фамилии»;

3) написать эссе «Мои предки».

    Лучшие работы представляются на выставке, а также озвучиваются  обучающимися в ходе мероприятия.

    Заранее выбираются ведущие, знакомятся со сценарием. Назначаются чтецы, танцевальные пары (по необходимости).

   На мероприятие приглашаются родители обучающихся, преподаватели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит песня в исполнении Л. Долиной «Погода в доме».

 

Ведущий 1. Каждый из нас мечтает о счастье, и для каждого оно свое. Однако веками признано, что одним из обязательных его компонентов является семья. Это и надежный тыл от жизненных неурядиц, и место, где тебя поддержат, когда трудно или совсем плохо, где разделяют твою радость, и будут гордиться тобой. А ещё семья – это дети, неуемные и хлопотливые, но придающие ей великий смысл. В хорошей семье не обижают стариков, скрашивают их старость, обращаются к их жизненной мудрости. И даже стряслась какая-то беда, и весь мир отвернулся от тебя, семья будет за тебя бороться и останется рядом до конца.

Ведущий 2. Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли слова Николая Михайловича Карамзина «Государственное правило ставит уважение к предкам, в достоинство гражданину образованному», и это не случайно. Ведь издавна считалось, что незнание своих предков приравнивается к отсутствию образования. Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал её друзьям.

Ведущий 3.Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков, которым они поклонялись и приносили дары. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил, о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи: «Честь – превыше всего», «Делами славен». И русским людям небезразлична была собственная родословная, о чем свидетельствует отрывок из письма Ивана Грозного Шведскому королю «Пишешь ты нам, что отец твой - венчанный король, а мать твоя - венчанная королева: но хоть отец твой и мать – венчаны, но предки – то на престоле не бывали! А уж если ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали. И где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим.

Ведущий 1. Сто лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране семьи  могли быть  по 10, 20 и более человек.…Представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушка, бабушка, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк.… Жили весело.

 Ведущий 2. Ведь мы не хотим, чтобы нас называли так же, как в старину на Руси: «Иванами, не помнящими своего родства». Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками - кровью: бабушки, дедушки, дяди, тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. В каждой семье есть свои герои, которыми можно гордиться. Это защитники родины, это труженики, посвятившие жизнь трудному, но полезному делу. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.

Ведущий 3.  Сегодня, в наш прагматичный век, просто необходимо восполнить пробел по утраченному и начать надо с  истории своей семьи.

 Наши ребята с интересом занимались изучением своих корней. Мы попросим их кратко рассказать о самых интересных страничках их семьи.

 

Выступают обучающиеся со своими родословными.

 

Ведущий 2. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители не владеют в достаточной степени знаниями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Ведущий 3. Важно не просто создать семью, а суметь создать гармоничные отношения в этой семье. Искусству создания семьи, благополучной семьи, надо учиться. Учиться, читая умные книги, наблюдая за окружающими людьми, семьями близких, родных, знакомых. В наше время, когда  существует дефицит доброты, сочувствия, сопереживания, мы как никогда должны быть необыкновенно человечными, доброжелательными ко всем окружающим. Очень красиво об этом сказал в, своем стихотворении Булат Окуджава «Пожелания друзьям».

 

Звучит стихотворение «Пожелания друзьям».

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью-

поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись, раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг друга потакая,-

тем более что жизнь короткая такая.

 

Ведущий 1. Давайте немного побеседуем. Можно я вас кое о чем спрошу. Попробуйте ответить честно и откровенно.

    -Кто-то из ваших родственников живет далеко? Пишете ли вы им письма или поздравительные открытки?

    -Знаете ли вы откуда родом ваши родители? бабушка с дедушкой?

    - Кто предложил дать вам имя, которое вы носите?

- Вспомните случай, когда вы сумели помочь кому-то из близких и этим     доставили ему и себе удовольствие?

 

 

Звучит стихотворение о семье.

 

Самое ценное на свете,
Где жизнь и сущность бытия,
Где радостно смеются дети –
Твоя счастливая семья.
Если печаль средь дня тревожит,
Страх одолеть решил тебя,
Проблемы пережить поможет,
Поверь, только твоя семья.
Года уходят безвозвратно…
Седеет голова моя,
Но так спокойно и приятно -
Со мной всегда моя семья!

Ведущий 2.На Руси в семьях всегда  царило чувство уважения к старшим членам семьи: слово отца было законом для сына. Самым же дорогим и любимым человеком в каждой семье, конечно же, была и есть мама. Мама, мамочка, сколько тепла таит это слово! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети - самое дорогое для матери. Мама – первый друг и учитель, она всегда поймёт, утешит, поможет.

 

Звучит песня о маме.

 

Ведущий 3. Сколько тревог выражается на лице матери во время болезни малютки, как пламенно молит она господа сохранить маленькую, драгоценную жизнь! Так проходит много дней и ночей. Но вот малышка вырастает и идет в школу. Опять тревоги и горячая материнская молитва… Вот он юноша, взрослый мужчина… Он женат, растит детей и давно забыл старушку мать в её тихой комнатке… Её забыли, но она помнит.

    Дети, не забывайте своих родителей!

 

Звучи стихотворение Расула Гамзатова «Мама».

 

По-русски мама, по-грузински нана,
А по-аварски - ласково баба.
Из тысяч слов земли и океана,
У этого - особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг,
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово,
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня.

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски мама, по-грузински нана,
И по-аварски - ласково баба

 

Ведущий 1. Не может быть большой и искренней любви в той семье, где правят эгоизм и самолюбие. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение, уважение семейных традиций.

   Мы предлагаем вам отправиться «по волнам нашей памяти», (в увлекательное путешествие по древу жизни.) Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говориться о семье. Сейчас я начну пословицы, а вы попробуйте вспомнить и досказать её до конца…

         - В гостях хорошо, …   а дома лучше.

         - Не красна изба углами,… а красна пирогами.

         - Хозяюшка в дому,… что оладушек в меду.

         - Каково на дому,… таково и самому.

         - Не нужен клад,… коли в семье лад.

         - Русский человек без семьи… не живет.

         - Добрая кума прибавит… ума.

          - У кого есть дед,… у того есть обед.

          - Братская любовь пуще каменной…стены.

         - Зять на двор… пироги на стол.

Ведущий 2 «Послушай, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он родня», поется в популярной песне Владимира Высоцкого. А вот что за родня – шурин,  знает не каждый. К сожалению сегодня, когда семьи далеко не так велики и патриархально прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили свое значение и определение его зачастую затруднительно. Мы порой не знаем,  как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она – жена брата моего мужа. Итак, заглянем в «словарь родства»    и  определим понятия:

        Свекор – это…отец мужа

        Свекровь – …мать мужа

        Тесть – …отец жены

        Теща – …мать жены

        Сват – …отец одного из супругов

        Зять –…. муж дочери

        Невестка –… жена сына

        Деверь –… брат мужа

        Золовка – ...сестра мужа

        Шурин –… брат жены

        Свояченица –… сестра жены

        Свояк –… муж свояченицы

        Кузина –… двоюродная сестра

Ведущий 3. В поговорках и пословицах отображается все многообразие семейных отношений, например:

         1.У лихой свекрови и сзади глаза

         2. Зять и шурин – черт их судит

         3. Сношенька у свекра – госпоженка

         4. Горько живется от мачехи пасынку

         5. Бабушка щиток, кулак молоток

Ведущий 1. И действительно семьи у всех разные. Для одних семья убежище от житейских неурядиц, для других – театр военных действий

А что для вас семья? счастье? любовь? что нужно сделать, чтобы семья была счастливой? Продолжите фразу.

 

Отвечают гости в зале.

 

1)      Семья для меня означает…

2)      Я хочу создать такую семью, в которой…

3)      Любовь – это…

4)      Я хочу, чтобы в моей семье…

5)      Родители, бабушка, дедушка – это мои…

6)      Дети в семье должны…

7)      В крепкой семье -…

8)      Счастливые семьи те, в которых…

9)      Для меня счастье означает…

Ведущий 2.  Все вы по – своему правы, в определении семейного счастья. В разные времена известные люди не раз своими цитатами пытались определить  эталон счастливой семьи. Примеры вы видите в оформлении нашего мероприятия. Предлагаем еще один очень красивый так называемый «рецепт счастья»

Ведущий 3. Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, щедрости, посыпьте добротой и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. И намажьте на кусок отпущенной вам жизни.

Ведущий 1. Стихи о любви, песни, простые слова и, конечно же, танец любви  «вальс» - это еще один рецепт создания счастливой, крепкой семьи, ведь семья, как ячейка общества, и определяет крепость, нерушимость любой державы.

 

Исполняется танец «Вальс».

     

Ведущий 1. В конце мероприятия, без всяких комментариев, мы прочитаем вам небольшую притчу, которую вы, наверное, слышали.

 

Чтение притчи « Старый дед и внучек».

 

   Ведущий 2.  Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика, за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

     Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Ведущий 1. Будем надеяться, что сегодняшнее мероприятие для одних возможно послужит поводом задуматься «уважительно ли я отношусь ко всем членам своей семьи?» у других -  еще более разовьет интерес  к изучению истории  семьи, третьим  - привьет чувство гордости за свою семью и огромное желание создать самую счастливую семью в мире.

Благодарим всех, кто принял участие, а также тех, кто посетил наше мероприятие.

     

Звучит песня Л. Долиной « Погода в доме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.            Методика проведения классных часов со старшеклассниками.

2.            М.Ю. Женило. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев Ростов – на Дону. Феникс 2006.

3.            Р. Гамзатов. Четки лет. Лирика. Москва «Художественная литература». 1986.

4.            М. Станеки – Козвоски. Мой  Мир и я. 1994.

5.            Т. Келши. «Семейная летопись». Воспитание школьников №7. 2004.

6.            Г. Городинская. «Летопись моей семьи». Воспитание школьников №4. 2005.

7.            Н. Погорелова «В международный день семьи». Воспитание школьников №6.2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации обучающимся по изучению истории своей семьи

Глава 1. Откуда есть и пошла фамилия.

 

Свою первую страницу начни с происхождения своей фамилии, составления таблицы родословной семьи, то есть перечня поколений, устанавливающих твоё происхождение.

Что же такое родословная?

Когда-то о человеке, не дорожащем старыми родственными связями, а так же прошлым своего рода, своей Родины, древние славяне говорили: «Иван, не помнящий родства», не признавал и не уважал людей своего рода (родни), его считали опаснее врага.

Родством называют связь между людьми, основанную на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а так же на брачных семейных отношениях. Отсюда выражения: «родственник», «родственные связи», «родственность», «родненький», «родня», «Родина».

При создании схемы-таблицы родословного дерева постарайся не забыть своих сестёр, братьев, данные о маме (в том числе о её фамилии до замужества), папе, тётушках и дядюшках своих, бабушках и дедушках и т. д. Если что - то не известно твоим близким, забылось, то поставь знак «?» или напиши «данных нет».

После составления родословной попробуй расписать, откуда произошли фамилии твоих предков, близких родственников. Это интересно.

Теперь кратко пометь для себя: откуда они родом, чем занимались (занимаются сейчас), где жили (живут), где, когда и какое образование получили (а может и не были грамотными), запиши случаи, факты из их жизни, биографии.

Чтобы привести весь полученный материал в порядок, попробуй себе в помощники взять историю нашей Родины, а точнее её основные события, прошедшие в XX (20) веке.

(Если имеются какие - либо данные об остальных представителях родословной, опиши их, пользуясь образцом схемы).

Глава 2. Начало XX века.

Что ты узнал о жизни своих предков (прадедушек, прабабушек) в начале XX века? Данные о них: фамилии, имена, отчества, даты  рождения и смерти, где жили; чем занимались, какие семейные реликвии от них сохранились; из какой они семьи (крестьянской, батрацкой, рабочей, богатой или зажиточной, из интеллигентов...), на кого работали, чем владели, какое образование имели?

Попробуй описать их быт, увлечения, состав семьи. Как на их жизнь влияли царские порядки (покажи на примерах)?

Если сохранились какие - нибудь вещественные материалы того времен, реликвии (вещи, свято хранимые, как память о прошлом), приложи их к альбому, опиши их происхождение. Если данные материалы очень объёмны (крупные вещи, одежда, иконы и др.) попроси родителей сделать их фотокопий, фотографии приложи к альбому. Если таковых материалов не сохранилось или не нашлось, аккуратно врежь из старых журналов или газет картинки того времени и вклей их в альбом.

Ты сумел вызнать о местах, рождения, жизни своих предков? Молодец!

Было бы отлично, если бы данные названия отметить на карте России того времени. Подготовь материалы (названия городов, посёлков, сёл, губерний, где жили твои предки), и на специально изготовленной тобой контурной карте, отметить эти названия. Тебе станут более близкими эти места, где возможно ты никогда не был, где находятся твои истоки, корни родословной.

Если воспоминания связаны с какими-либо историями, случаями, происходившими в жизни твоих предков, опиши их. В данное время появились первые тракторы на селе, другие механизмы, строились дороги, заводы, организовывалось социалистическое соревнование, рождались различные трудовые почины. Укажи, если нашёл, информацию о них.

Глава 3. Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны.

 

(1941 -1945 гг.)

22 июня 1941г. фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Вместе с гитлеровскими воинскими частями в боевых действиях против СССР приняли участие армии Венгрии, Италии, Финляндии - союзники Германии. Против нашей годины было брошено 190 дивизий, 5, 5 млн. человек. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Почти каждый второй погибший в этой войне - гражданин нашей страны.

Весть о начале войны заставила весь советский народ встать на защиту Отечества. Это героический подвиг всего народа, всей страны.

Узнай, как и когда пришла весть о войне в село, город, дом, где жили твои предки. Где они или их родители в это время работали, чем занимались, каков был состав семьи, какими были планы на будущее? Что означала для них «вера, в социализм»?

Как отправляли на фронт? Где был призывной пункт? Как это происходило?

Кто из родственников воевал на фронтах Великой Отечественной войны? откуда и когда призван, его возраст на этот момент? В каком периоде, в каких сражениях участвовал?

Опиши известные тебе: факты, подвиги близких на фронте, приложи фотографии, письма, другие материалы об этом. Если имеются награды, боевые ранения, опиши их, сделай копии документов по данным материалам.

Попробуй вместе с учителем истории (по рассказам близких) составить карту сражений, в которых приняли участие твои близкие в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Если живы родственники - участники войны, побеседуй с ними, запиши их рассказы о войне, сражениях, условиях жизни бойцов, ранениях, освобождении СССР, известиях о Победе, возвращении на Родину, домой. Приведи примеры фронтового фольклора.

Попробуй описать свое отношение к данным фактам.

 

 

 

 

Глава 4. Как ковалась Победа в тылу?

В годы Великой Отечественной войны Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Несмотря на то, что все сильные и крепкие мужчины ушли на фронт, страна продолжала строить и жить, помогая приблизить победу. Символом тыла стал лозунг: «Все для фронта, все для Победы!»

Во вражеском тылу развернулась широкая волна партизанского движения, а внутри мирного тыла шла серьезная боръба за укрепление нашей армии, за сохранение независимости нашей Родины передачу всех сил и средств фронту. Это подлинный героизм. Люди не доедали, не досыпали, забыли про отдых и отпуска. Дети работали,    учились ради одной цели - приблизить Победу, помочь Красной Армии.

Война не обошла каждую семью. Трагедия стоила жизни более 20 млн. наших советских людей, разных возрастов и национальностей, погибших в войну.

Что же прошло в твоей семье в это время? Кто остался в семье твоих близких после отправки на фронт защитников Отечества? Как жили в тылу, работали, учились?

Кто из близких помнит данные события истории тыла? Что и где происходило с ними в это время?

Как и чем, они помогали фронту (посылали тёплые вещи, письма на фронт, отдавали свои сбережения для строительства военной техники, работали, заменив ушедших на фронт)?

Какими были в это время порядки, условия труда и быта? Как помогали беженцам, переселенцам?

Как воспринимались вести с фронта, письма родных и близких; как встречали демобилизированных досрочно по болезни воинов с фронта?

Приведи факты, примеры, найди вещественные свидетельства и фотоматериалы в подтверждения рассказам. Опиши фольклорные материалы.

Глава 5. Моя семья в послевоенное время

1945 - 1960-е годы.

 

Окончилась Великая Отечественная война, но страна оказалась в разрухе, руинах, нищете. Многие воины вернулись с фронта раненными, больными. Отдельные после фашистских концлагерей в «карантин» советских ГУЛАГов (концлагерей сталинского типа) из - за боязни сталинского руководства, что вернувшиеся из плена будут агентами Германии. Это осложнило проблемы восстановления народного хозяйства страны.

Как же данные события прошли через историю твоей семьи? Чем занимались в эти годы твои бабушка и дедушка? Как они участвовали в восстановлении страны? Где, кем и как работали? Как относились к труду? Много ли зарабатывали, чем им платили? Какими поощрениями был отмечен их труд. Приведи примеры, факты их трудовой деятельности.

Как жили, трудились, учились люди впервые послевоенные годы? Что двигало их интересами, мыслями? К чему они стремились? Традиции: времён: обычаи, фольклор, изменения в быту.

 

 

Глава 6. Семья, где родились и выросли мои

родители.

Твои родители родились в послевоенные годы. Они так же имеют свои черты, характерные события. Страна вышла из послевоенной разрухи, стали возводиться новые здания школ, детских садов, больниц, клубов, строятся заводы, фабрики, появилась новая техника. В домах даже сельских жителей заиграли радиолы (проигрыватели с радиоприёмниками), катушечные магнитофоны, засветились голубые экраны черно - белых телевизоров. Были и проблемы этого времени.

Попробуй, определи истоки семьи, созданной твоими родителями.

Сначала опиши материал о маме, затем о папе. Приложи к альбому их детские, дошкольные и школьные фотографии, фотодокументы юности и первой любви, студенчества (если учились, получали специальность в училищах, техникумах и ВУЗах), свадебные фотографии, копии документов.

Где, когда и в какой семье они родились? Что помнят о своём детстве, играх, увлечениях, радостях, проблемах? Их интересы. Какие книги и о чём читали? Любимые песни, фильмы?

Когда, где и какое образование, специальность получили? Они мечтали об этой профессии, кто - то посоветовал или помог выбрать, а может это семейная традиция?

Как твои мама и папа познакомились, как решили создать свою семью? Сбылись ли их мечты?

Их работа. Где, кем, как и сколько лет они работают? Доходы и бюджет (средства существования) семьи. Позволяет ли зарплата иметь достаток.

семье? Как отразились перемены в жизни, сторона состояния твоей семьи (духовное, моральное, материальное)? Как решаются проблемы?

Глава 7. Семья, в которой я живу.

Страна переживает сложное время перемен.

Каждый надеется на лучшее. В твоей семье также есть свои планы. Складывается твоя жизнь, твоя биография, твоя история. Какая она?

Сначала о  себе, о своих братьях и сестрах, возраст,  увлечения, планы мечты, способности и характеры, фотографии.

Живут ли в семье (если нет, то где) твои бабушки и дедушки? Часто ли их навещаешь? Чем они занимаются? Забота о них и о себе? Их современные фотографии. Твои (твоих близких, братьев, сестёр) отношения с родителями. Чему они научили тебя? Что стараются выработать в твоём характере?

Современный труд, праздники, будни в семье, увлечения.

Подтверди интересными фактами, случаями, фото - и вещественными материалами.

Дом,  квартира, где живёшь. Твоя семья.

Когда и из чего построен? Как обустроен? Что создаёт уют в доме? Твои любимые вещи, обязанности по дому? Твоя библиотека? Что читаете, какие газеты, журналы выписываете для семьи? Любимые телепередачи, фильмы и т. дт?

Село, город в котором ты живёшь. Твоя школа, твои друзья.

 

 

Цитаты – высказывания о семье, используемые в оформлении мероприятия.

 

Семья всегда будет основой общества.

                                                                        Оноре де Бальзак.

 

 

Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

 

                                                                   Уго Фосколо.

 

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая по – своему

 

                                                                 Л.Н. Толстой.

 

В семейной жизни главное – терпение.  Любовь продолжаться долго не может

 

                                                          А.П. Чехов

 

 

Лучшая школа дисциплины есть семья.

 

                                                                 Сэмюэл Смайлс

 

 

Те, кто не любит своих ближних,  живут бесплодной жизнью и готовят себе в старости жалкое пристанище.

 

 

                                                                     Перси Биш Шелли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Преобразования общественной жизни

Преобразования общественной жизни

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями

Звучит песня в исполнении Л. Долиной «Погода в доме»

Звучит песня в исполнении Л. Долиной «Погода в доме»

В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме

В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме

Звучит стихотворение о семье.

Звучит стихотворение о семье.

Родник, услугу оказав кувшину,

Родник, услугу оказав кувшину,

К примеру: она – жена брата моего мужа

К примеру: она – жена брата моего мужа

Ведущий 1. Стихи о любви, песни, простые слова и, конечно же, танец любви «вальс» - это еще один рецепт создания счастливой, крепкой семьи, ведь семья,…

Ведущий 1. Стихи о любви, песни, простые слова и, конечно же, танец любви «вальс» - это еще один рецепт создания счастливой, крепкой семьи, ведь семья,…

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Методические рекомендации обучающимся по изучению истории своей семьи

Методические рекомендации обучающимся по изучению истории своей семьи

Ты сумел вызнать о местах, рождения, жизни своих предков?

Ты сумел вызнать о местах, рождения, жизни своих предков?

Глава 4 . Как ковалась

Глава 4 . Как ковалась

Глава 6. Семья, где родились и выросли мои родители

Глава 6. Семья, где родились и выросли мои родители

Цитаты – высказывания о семье, используемые в оформлении мероприятия

Цитаты – высказывания о семье, используемые в оформлении мероприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023