Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы , и профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на культуре , традициях , эстетическом воспитании и художественном развитии. Где , если не в школе , можно дать эту культуру именно каждому ? С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур , как исчезла система пионерской , комсомольской работы, в школе образовался вакуум , который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит , чтобы изучить физику , химию , биологию … и уходит.
Духовная культура личности
Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу
искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы , и
профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на культуре ,
традициях , эстетическом воспитании и художественном развитии. Где , если не в школе ,
можно дать эту культуру именно каждому ? С тех пор как в школе исчезли подпорки всех
идеологических структур , как исчезла система пионерской , комсомольской работы, в
школе образовался вакуум , который не может сейчас быть заполнен окончательно.
Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит ,
чтобы изучить физику , химию , биологию … и уходит.
«Красота спасёт мир» – с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые – и с
привычной иждивенческой ноткой : есть на кого свалить заботу – красота спасёт и вытянет
нас из болота , в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь
красоте тоже нужна помощь ! Человека и страну спасёт только дело.
Школе необходим психолог . С одной стороны , школьный психолог – узкий
специалист : он детский психолог . с другой стороны , он специалист широкого профиля :
также социальный психолог , социолог , специалист по научной организации ученического
и учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в
самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и
профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки
преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть ,
что без решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем
эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно
неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального
уровня педагогов – единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда
одно эстетически неразвитое поколение «воспитывает» другие.
Экспрессанализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л) или правой
(П) ? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами
на какойлибо предмет. Поочерёдно закрывайте то один , то другой глаз. Предмет
смещается , если вы закрываете правый глаз или левый ,
В. Станьте в «позу Наполеона» , скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху ?
Теперь посмотрите , что у вас получилось.
ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые
Нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный , энергичный, артистический. При общении с таким человеком
не мешают решительность и чувство юмора.ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок , контактен , медленнее
привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП аналитический склад ума, основная черта – мягкость , осторожность.Избегает
конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин.Характерны подверженность
различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.
В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
Среди женщин встречаеться примерно вдвое чаще , чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип , наоборот , более характерен для мужчин. Отличается
независимостью , непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространённых типов.Он эмоционален, легко контактирует
практически со всеми.Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен.Требует особо
бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив , энергичен, трудно поддаётся
убеждению. Несколько консервативен изза того, что нередко пренебрегает чужим
мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный , но ненавязчивый .Внутренняя агрессивность прикрыта
внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при
этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие , простота , некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость , доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий
тип , у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным
поступкам.Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью поновому взглянуть на вещи. Ярко выраженная
эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Приложение № 2.
Художник или мыслитель.
Ответьте на следующие вопросы.Категорическому отрицанию соответствует
0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если , например , первый же вопрос поставит
вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не
торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов , то в вашем распоряжении все
остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за
настроение”.
1.У меня преобладает хорошее настроение.
2.Я помню то,чему учился несколько лет назад.
3.Прослушав раздругой мелодию,я могу правильно воспроизвести её.
4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7.Я легко запоминаю незнакомые лица.
8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьито идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 ( левое полушарие) и
3,4,6,7,10 ( правое полушарие).
1. Если ваш “левополушарный “ (Л) результат более , чем на 5 баллов превышает
“правополушарный” (П) , то значит , вы принадлежите к логическому типу мышления.
Вы в общемто , оптимист и считаете , что большую часть своих проблем решите
самостоятельно.
Как правило , вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и
житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию.Испытываете больше
доверия к информации , полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности,требующие логического мышления. Если
профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам
повезло.Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук,
конструктором,
программистом ЭВМ,
пилотом,водителем,чертёжником…
организатором
производства,
2. П больше Л.Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель
этого типа склонен к некоторому пессимизму.Предпочитает полагаться больше на
собственные чувства,чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не
обманывается.Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в
неблагоприятных условиях ( шум, различные помехи и т.п.).Его ожидает успех в таких
областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению,художник,
актёр, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком , в равной степени сочетающим в себе признаки логического и
художественного мышления , открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха
там , где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно,
цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в
экстремальной ситуации.Управленец и испытатель сложных технических систем,
лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия
противоположных типов мышления.