Основы духовно-нравственного образования
Мотивация
Определение
Содержание
Совесть – категория духовная
Методология духовно-нравственного образования
Отличие отечественной педагогики от гуманистической
Великие люди России о воспитании и образовании
Науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце, учение образует ум, а воспитание – нравы. В.И. Даль
Без добродетели нет ни славы,ни чести.
Генералиссимус А. В. Суворов
Не отчаивайтесь, грозные бури обратятся к славе России. Адмирал ФФ. Ушаков
«Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете»
В.В.Путин, Президент Российской Федерации
Первостепенная задача современного образования – воспитание нравственного человека, гражданина, патриота
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
Из преамбулы Закона Российской Федерации об образовании
«Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности…, духовности и культуры».
Из Концепции модернизации
Российского образования
« Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью… Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, с учётом отечественного опыта и традиций».
Из Национальной доктрины
образования в Российской
Федерации
Русская Православная Церковь о духовно-нравственном воспитании
Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Школа станет мертвенной, а труд её безрадостным, если она будет передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Христианская антропология
Дух = душа ?
Духовный = культурный?
Дух |
Душа |
Тело |
Психея – богиня души (греч.) Психологические свойства – проявления души
Материя (научн.), плоть – (религ.),
земля (библейское)
Нематериален
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
Бог
Евгений Санин, современный поэт. г.С.- Петербург
Как уводили нас от Бога –
За годом год, десятки лет,
Уча со школьного порога,
Что Бога не было и нет!
Как уводили нас от веры,
Икон, молитвы и Креста,
Считая дни от новой эры,
А не от Рождества Христа!...
А мы без истинного Света,
Взрослея, становились злей.
О Господи, прости за это
Обманутых учителей!
Смерть противна богодан-ной человеческой природе
Господь вложил в человека душу бессмертную, живую
Не ешь плодов с дерева познания добра и зла: смертию умрёшь.
Все люди проходят через смерть
Икона Успения Богородицы.
Человек создан быть бессмертным: тело – душа - дух
Понятие души в религиозном христианском осмыслении
Состояния человека
Молитва
Тонкий сон
Глубокий
сон
Бодрствование
1
2
3
4
1. Человек не спит, мозг посылает сигналы.
2. Человек спит, сигналы отсутствуют.
3. Человек спит, мозг работает.
4. Человек не спит, сигналы от мозга не поступают.
Определение духовно-нравственного воспитанияЛевчук Д.Г. и Потаповская О.М.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у него
Нравственных чувств
Нравственного облика
Нравственной позиции
Нравственного поведения
Практическая работа в группах или парах
Задание.
Работая в парах или группах, постарайтесь заполнить таблицу
1. Какие главные нравственные чувства есть у человека?
2. Перечислите основные свойства нравственного облика.
3. Что свидетельствует о наличии (или отсутствии) нравственной позиции у человека, что лежит в основе нравственной позиции?
4. Какое поведение человека мы можем назвать нравственным?
Нравственные чувства | Нравственный облик | Нравственная позиция | Нравственное поведение |
Нравственные чувства Совесть Долг Ответственность Гражданственность Патриотизм | Нравственный облик Терпение, Милосердие Кротость Незлобливость | Нравственная позиция | Нравственное поведение |
Содержание духовно-нравственного образования |
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ
ЗАДАЧ
ВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ,
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ
ПОСЕЩЕНИЕ
ВОСКРЕСНЫХ
ШКОЛ
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕДЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
КЛАССНАЯ (ГРУППОВАЯ) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Методология духовно-нравственного образования
Человек — это своего рода микрокосмос, в нем соединены материальные и духовные начала.
Человек — это высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу и подобию Божию и наделенное бессмертной душой, разумом, волей, способностью к творчеству и Богообщению. Человек соединяет в себе три начала: дух, душу и тело
Личность обрела безусловный характер, ее пределы и возможности заданы свыше, внечеловеческой силой. Ее признаки носят только позитивный характер: духовность, нравственность, развитость сознания и самосознания, воля и творчество, свобода и способность любить вплоть до самопожертвования.
Развитие - процесс достижения природным человеком заложенного в нем образа Божия в его реальной земной жизни.
«Формирование» — это непосредственное воздействие педагога на учащегося с целью придания ему задуманных или заказанных качеств.
Формирование — это педагогическое и только педагогическое действие.
Религия, культура и сам учитель-профессионал (или родитель, как воспитатель) — вот три силы, три основы формирования и развития ребенка.
Воспитание есть целенаправленный процесс формирования личности, согласно определенным идеям просвещения.
Воспитание — это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим рядом людям.
Образование же - это создание в человеке таких структур, которые помогли бы соединить идеологию веры с реальной жизнью самого человека, это процесс снятия противоречий между идеальной природой личности — образом Божьим и окружающей человека жизнью.
Отличие отечественной педагогики от гуманистической
Христианские добродетели | Общечеловеческие ценности гуманизма |
Светская педагогика
не признает факта грехопадения человека,
считает падшее состояние человека естественным и не призывает его к восстановлению утраченного им гармонического состояния
не признаёт искупительно-благодатного состояния, не может назвать идеал воспитания
отрицает цель православного воспитания, которая заключается прежде всего в богоуподоблении, и меняет свои ориентиры в зависимости от времени и условий.
не даёт конечной цели воспитания
Православная педагогика
Человек рождается в мир повреждённый грехом
Человек может выйти из этого состояния только тогда, когда увидит пагубность и мерзость греха
Грех постоянно приводит человека к искажению истины
Человек не способен различать добро и зло
Гражданские законы не в силах удержать человека от падения
Мучительность и прелестность – основные свойства греха вообще.
Только внутреннее обновление может удержать человека от греха
Особое место в жизни человека играет духовник, педагог, воспитатель.
Педагог и священник являются субъектами воспитания.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых со-здал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю"?2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скры-лся Адам и жена его от лица Господа Бога между дере-вьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся,потому что я наг,
и скрылся. 11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты
от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена,
ко-торую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.13 И сказал
Господь Бог жене: что ты это сделала?Жена сказала: змей обольстил
меня, и я ела.14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь
ходить на чреве твоем, и будешь
есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу
между тобою и между женою, и между семенем
твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности
твоей; в болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса
жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал
тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя;
со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни
твоей; 18 терние и волчцы произрастит она тебе; и
будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,
из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Роль идеала в русской педагогике
Чувства | Облик | Позиция | Поведение |
Иисус Христос – нравственный идеал человека, в высшей степени нравственная личность | Придите ко Мне все труждающиеся и обременненые, и я успокою вас, ибо Я кроток и смирен сердцем | Последнюю заповедь ныне даю вам: любите друг друга, и по этому узнают, что вы Мои ученики | Идите и научите… |
Заповеди Божии – «инструкция по технике духовной безопасности»
Синайское законодательство Моисея
Нагорная проповедь Иисуса Христа
Новый Завет
Изгнанные на правду
Будут поносить
Миротворцы
Чистые сердцем
Милостливые
Алчущие и жаждущие правды
Кроткие
Плачущие
Нищие духом
Возлюби Господа Бога твоего
Не сотвори кумира
Не произноси имя Господа всуе
Помни день субботний
Чти отца и мать
Не убий
Не прелюбодействуй
Не укради
Не лжесвидетельствуй
Не пожелай чужого
Совесть – категория духовно-нравственная
Совесть – со-весть Весть – обетование о спасении.
Правила.
Заповеди.
Закон.
Завет.
Свидетельствует
Совесть
Диктует
Тревожит
Мстит
Убаюкивает
Научает
Мучает
Тревожит
Успокаивает
Разоблачает
Беспокойная
Спокойная
Потерянная
Умиротворённая
Больная
Пропитая
Утраченная
Продажная
Развитая
Здоровая
- Дела милосердия (добрые дела): сбор вещей, денег на конкретную адресную помощь, духовное милосердие – посещение инвалидов, детских домов, проявление внимания к проблемам стариков, детей – сирот, инвалидов.
- Паломнические поездки, посещение храмов и монастырей, экскурсии, туристические походы.
- Встреча с людьми, обладающими духовным знанием и опытом (священниками).
- Встречи с интересными людьми, простыми и честными тружениками, героями, ветеранами.
- Работа в группах сменного состава, творческих объединениях.
- Просмотр и обсуждение фильмов духовно-нравственного содержания.
- Театрализация (постановка сценариев и пьес нравственного и религиозного содержания).
- Участие в народных, гражданских, религиозных праздниках Рождества, Пасхи и др.
- Участие в конкурсах, чтениях, съездах, фестивалях, выставках
- Поисковая работа, составление родословной.
- Скаутское движение
Формы работы с детьми по духовно-нравственному образованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.