Духовно-нравственное образование в России

  • ppt
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Духовно-нравственное образование в России.ppt

Духовно-нравственное
образование в России

Основы духовно-нравственного образования

Мотивация
Определение
Содержание
Совесть – категория духовная
Методология духовно-нравственного образования
Отличие отечественной педагогики от гуманистической

Великие люди России о воспитании и образовании

Науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце, учение образует ум, а воспитание – нравы. В.И. Даль

Без добродетели нет ни славы,ни чести.
Генералиссимус А. В. Суворов

Не отчаивайтесь, грозные бури обратятся к славе России. Адмирал ФФ. Ушаков

«Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете»
В.В.Путин, Президент Российской Федерации

Первостепенная задача современного образования – воспитание нравственного человека, гражданина, патриота

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
Из преамбулы Закона Российской Федерации об образовании

«Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности…, духовности и культуры».
Из Концепции модернизации
Российского образования

« Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью… Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, с учётом отечественного опыта и традиций».

Из Национальной доктрины
образования в Российской
Федерации

Русская Православная Церковь о духовно-нравственном воспитании

Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Школа станет мертвенной, а труд её безрадостным, если она будет передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Христианская антропология

Дух = душа ?
Духовный = культурный?

Дух

Душа

Тело

Психея – богиня души (греч.) Психологические свойства – проявления души
Материя (научн.), плоть – (религ.),
земля (библейское)

Нематериален

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ

Бог

Дух

Душа

Тело

88%

12%

?

Евгений Санин, современный поэт. г.С.- Петербург

Как уводили нас от Бога –
За годом год, десятки лет,
Уча со школьного порога,
Что Бога не было и нет!
Как уводили нас от веры,
Икон, молитвы и Креста,
Считая дни от новой эры,
А не от Рождества Христа!...
А мы без истинного Света,
Взрослея, становились злей.
О Господи, прости за это
Обманутых учителей!

Смерть противна богодан-ной человеческой природе

Господь вложил в человека душу бессмертную, живую

Не ешь плодов с дерева познания добра и зла: смертию умрёшь.

Все люди проходят через смерть

Икона Успения Богородицы.

Человек создан быть бессмертным: тело – душа - дух

Понятие души в религиозном христианском осмыслении

Состояния человека

Молитва

Тонкий сон

Глубокий
сон

Бодрствование

1

2

3

4

1. Человек не спит, мозг посылает сигналы.
2. Человек спит, сигналы отсутствуют.
3. Человек спит, мозг работает.
4. Человек не спит, сигналы от мозга не поступают.

Определение духовно-нравственного воспитания Левчук Д.Г. и Потаповская О.М.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у него
Нравственных чувств
Нравственного облика
Нравственной позиции
Нравственного поведения

Практическая работа в группах или парах

Задание.
Работая в парах или группах, постарайтесь заполнить таблицу
1. Какие главные нравственные чувства есть у человека?
2. Перечислите основные свойства нравственного облика.
3. Что свидетельствует о наличии (или отсутствии) нравственной позиции у человека, что лежит в основе нравственной позиции?
4. Какое поведение человека мы можем назвать нравственным?

Нравственные чувства
………………….………………….
………………….

Нравственный облик
………………….
………………….
………………….

Нравственная позиция
………………….
………………….
………………….

Нравственное поведение
……………………………………………………….

Нравственные чувства

Совесть
Долг
Ответственность
Гражданственность
Патриотизм


Нравственный облик

Терпение,
Милосердие
Кротость
Незлобливость

Нравственная позиция

Способность различения добра и зла
Проявление самоотверженной любви
Готовность к преодолению жизненных испытаний

Нравственное поведение

Готовность служения людям и Отечеству
Проявление духовной рассудительно-сти, послушания и доброй воли.

Содержание духовно-нравственного образования

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ
ЗАДАЧ

ВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ,
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ

ПОСЕЩЕНИЕ
ВОСКРЕСНЫХ
ШКОЛ

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕДЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

КЛАССНАЯ (ГРУППОВАЯ) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА

Методология духовно-нравственного образования

Человек — это своего рода микрокосмос, в нем соединены материальные и духовные начала.
Человек — это высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу и подобию Божию и наделенное бессмертной душой, разумом, волей, способностью к творчеству и Богообщению. Человек соединяет в себе три начала: дух, душу и тело

Личность обрела безусловный характер, ее пределы и возможности заданы свыше, внечеловеческой силой. Ее признаки носят только позитивный характер: духовность, нравственность, развитость сознания и самосознания, воля и творчество, свобода и способность любить вплоть до самопожертвования.

Развитие - процесс достижения природным человеком заложенного в нем образа Божия в его реальной земной жизни.

«Формирование» — это непосредственное воздействие педагога на учащегося с целью придания ему задуманных или заказанных качеств.
Формирование — это педагогическое и только педагогическое действие.
Религия, культура и сам учитель-профессионал (или родитель, как воспитатель) — вот три силы, три основы формирования и развития ребенка.

Воспитание есть целенаправленный процесс формирования личности, согласно определенным идеям просвещения.
Воспитание — это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим рядом людям.

Образование же - это создание в человеке таких структур, которые помогли бы соединить идеологию веры с реальной жизнью самого человека, это процесс снятия противоречий между идеальной природой личности — образом Божьим и окружающей человека жизнью.

Отличие отечественной педагогики от гуманистической

Христианские добродетели
Уважение к старшим, совместный труд

Целомудрие, воздержание, самоограничение

Любовь и самопожертвование
Интерес к отечественной культуре

Общечеловеческие ценности гуманизма
Развитие творческой эгоистической личности
Вседозволенность. Удовлетворение всех потребностей
Западная психология самоутверждения
Интерес к иностранным языкам и традициям

Светская педагогика


не признает факта грехопадения человека,
считает падшее состояние человека естественным и не призывает его к восстановлению утраченного им гармонического состояния
не признаёт искупительно-благодатного состояния, не может назвать идеал воспитания
отрицает цель православного воспитания, которая заключается прежде всего в богоуподоблении, и меняет свои ориентиры в зависимости от времени и условий.
не даёт конечной цели воспитания

Православная педагогика

Человек рождается в мир повреждённый грехом
Человек может выйти из этого состояния только тогда, когда увидит пагубность и мерзость греха
Грех постоянно приводит человека к искажению истины
Человек не способен различать добро и зло
Гражданские законы не в силах удержать человека от падения
Мучительность и прелестность – основные свойства греха вообще.
Только внутреннее обновление может удержать человека от греха
Особое место в жизни человека играет духовник, педагог, воспитатель.
Педагог и священник являются субъектами воспитания.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых со-здал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю"?2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скры-лся Адам и жена его от лица Господа Бога между дере-вьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся,потому что я наг,
и скрылся. 11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты
от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена,
ко-торую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.13 И сказал
Господь Бог жене: что ты это сделала?Жена сказала: змей обольстил
меня, и я ела.14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь
ходить на чреве твоем, и будешь
есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу
между тобою и между женою, и между семенем
твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности
твоей; в болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса
жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал
тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя;
со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни
твоей; 18 терние и волчцы произрастит она тебе; и
будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,
из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Грехопадение

Тициан 1570 год

Роль идеала в русской педагогике

Чувства

Облик

Позиция

Поведение

Иисус Христос – нравственный идеал человека, в высшей степени нравственная личность

Придите ко Мне все труждающиеся и обременненые, и я успокою вас, ибо Я кроток и смирен сердцем

Последнюю заповедь ныне даю вам: любите друг друга, и по этому узнают, что вы Мои ученики

Идите и научите…
Кто не любит ближнего, как самого себя, тот не достоин Меня…
Возлюбите врагов ваших

Заповеди Божии – «инструкция по технике духовной безопасности»

Синайское законодательство Моисея
Ветхий Завет

Нагорная проповедь Иисуса Христа
Новый Завет
БЛАЖЕННЫ

Изгнанные на правду

Будут поносить

Миротворцы

Чистые сердцем

Милостливые

Алчущие и жаждущие правды

Кроткие

Плачущие

Нищие духом

Возлюби Господа Бога твоего
Не сотвори кумира
Не произноси имя Господа всуе
Помни день субботний
Чти отца и мать
Не убий
Не прелюбодействуй
Не укради
Не лжесвидетельствуй
Не пожелай чужого

Иисус Христос – Спаситель мира

Совесть – категория духовно-нравственная

Совесть – со-весть Весть – обетование о спасении.













Совесть – Слово Отца Всевышнего есть.

Правила.


Заповеди.

Закон.


Завет.

Свидетельствует

Совесть

Диктует

Тревожит

Мстит

Убаюкивает

Научает

Мучает

Тревожит

Успокаивает

Разоблачает

Беспокойная

Спокойная

Потерянная

Умиротворённая

Больная

Пропитая

Утраченная

Продажная

Развитая

Здоровая

- Дела милосердия (добрые дела): сбор вещей, денег на конкретную адресную помощь, духовное милосердие – посещение инвалидов, детских домов, проявление внимания к проблемам стариков, детей – сирот, инвалидов.
- Паломнические поездки, посещение храмов и монастырей, экскурсии, туристические походы.
- Встреча с людьми, обладающими духовным знанием и опытом (священниками).
- Встречи с интересными людьми, простыми и честными тружениками, героями, ветеранами.
- Работа в группах сменного состава, творческих объединениях.
- Просмотр и обсуждение фильмов духовно-нравственного содержания.
- Театрализация (постановка сценариев и пьес нравственного и религиозного содержания).
- Участие в народных, гражданских, религиозных праздниках Рождества, Пасхи и др.
- Участие в конкурсах, чтениях, съездах, фестивалях, выставках
- Поисковая работа, составление родословной.
- Скаутское движение

Формы работы с детьми по духовно-нравственному образованию.