Тушева Людмила Анатольевна,
Музыкальный руководитель,
МДОУ детский сад комбинированного вида №46
г. Комсомольск-на-Амуре
«Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
«Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем он богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей…»
Б.М. Теплов
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий – это ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей, подростков и молодежи.
Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих и ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы – свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира человеческой культуры.
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становится наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живёт. Условия эти – положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование важных для социализации детей качеств и способностей, естественно, требует новых решений в области воспитания детей, привидения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени.
Создавая проблемные ситуации, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, мы обязаны мягко, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная среда, в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности ребёнка, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения.
Особые требования можно предъявить и к личности самого педагога осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, своё предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я»: жить, следуя своей природе, научиться различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный. Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам приобщиться к национальной духовной культуре – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребёнком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через неё ребёнок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность – удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребёнка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью по развитию творческих способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые в непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших – это «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терёшечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
В своей работе при подготовке постановок я стараюсь использовать следующие методы:
· Метод имитации – Метод имитации заключается в том, что и педагог и воспитанник – оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляцию и модуляцию голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т.д.). Для педагога при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребёнка (не «сюсюкать», не «лялякать»). Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, но и в школе).
· Метод разговора (беседы) – Более сложный по выполнению метод обучения для ребёнка – это метод разговора, его ещё называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребёнка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.
· Метод пересказа – Дошкольников пятого - седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями) тренирующего их связную речь. Метод пересказа состоит в том, что педагог читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или даёт словесное описание какого-либо предмета, животного, которого не видели, и подводит их к тому, чтобы они захотели:
1. задать вопросы по ходу рассказа педагога;
2. повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).
Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребёнок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнёс педагог; пересказывает же ребёнок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребёнком и его пересказом должно пройти некоторое время. В методике разработаны многие приёмы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.
· Метод сочинения (рассказывания) – Наибольшую самостоятельность речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что педагог поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов (вещей, животных, растений).
Все описанные выше методы обучения детей предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно.
Все знают, что рождение языка в человеке – природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка.
Ребёнок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщённые, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребёнку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Например, этюд на выражение эмоции радости и удовольствия «Вкусные конфеты» (Чистяковой М.И.): у девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т.Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка. С одной стороны, дети, участвующие в этюде испытывают положительные эмоции, с другой, примеряют на себя определенную модель поведения «делай другим добро и в ответ получишь благодарность».
В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, но и от своего. В театре-экспромте используется метод импровизации, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра», помогая развиваться сюжету в нужном русле. Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребёнок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице. Настала зима и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку, девочка пожалела её, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придётся мерзнуть на улице».
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям, дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов, и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И, как, конечной цели, воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путём внутренней работы приобрести твёрдые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Христианович Вессель, – если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».
Список литературы:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под редакцией А.М. Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1989.
2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: «Просвещение», 1985.
3. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности – СПб.: «Музыкальная палитра», 2008.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – М.: «Просвещение ВЛАДОС» 1995.
5. Аксёнова А.И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанск, 2011 (Электронный ресурс.). – Режим доступа: http:/nsportal.ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v-mdou.
6. Телегин М.В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования квалификации) (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhovnonravvosp.
7. Фомина М.В., Антипина С.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» (Электронный ресурс). – Режим доступа: по материалам сайта http://ru.znatok.com/docs/index-5762.html.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.