Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников
Оценка 5

Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников

Оценка 5
docx
09.11.2020
Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников
10.Формирование муз. культуры.docx

Тушева Людмила Анатольевна,

Музыкальный руководитель,

МДОУ детский сад комбинированного вида №46

г. Комсомольск-на-Амуре

 

 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

           Целью программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» является формирование             основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Ориентация ребёнка-дошкольника на ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственного становления личности, формирования его эмоциональной сферы, совершенствования мышления.

 

           В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, побуждающего их к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием музыкального образа.

 

           Основной задачей музыкального восприятия является формирование эмоциональной отзывчивости на музыку – одной из важнейших музыкальных способностей. О.П. Радынова ставит вопрос о доступности содержания музыки. Не стоит при восприятии искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и не программную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам.

 

           Музыкальное искусство – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию детьми раннего возраста. Эмоциональная отзывчивость на музыку – центр музыкальности,  проявляется и развивается у ребёнка уже в первые месяцы жизни. Ребёнок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки. С детьми этого возраста целесообразно использовать произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Дети раннего возраста с удовольствием слушают И.С.Баха, А.Вивальди «Времена года», музыку В.А Моцарта, Ф.Шуберта, Г.Свиридова «Весна и осень», П.И.Чайковского – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года». Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью.

 

           Постепенно, с приобретением жизненного опыта, по мере овладения речью ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер музыки. Для большинства младших дошкольников характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст благоприятным для занятий. При определении общего характера музыки дети этого возраста ориентируются не на весь комплекс выразительных средств, создающих музыкальный образ, а на что-то одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику. Поэтому слушаем с детьми небольшие, интонационно яркие пьесы с преобладанием изобразительных моментов. Дети хорошо слышат звукоподражания в пьесах «Бабочки» Ф.Куперена, «Кукушка» Л.Дакена,  «Слон», «Куры и петухи» К.Сен-Санса, «Грустный дождик» Д.Кабалевского, «Весною» С.Майкапара. Например: слушая пьесу «Ёжик» Д.Кабалевского, объясняю детям, переданы осторожные движения маленького ёжика – пугливые шажки и остановки. Его музыка остренькая, отрывистая, тихая. Предлагаю постучать пальчик о пальчик легко, чтобы передать боязливые, маленькие шажки ёжика, его колючки.

 

            Также с детьми младшего и среднего дошкольного возраста слушаем более крупные и достаточно сложные произведения, но задачи облегчаются – это эмоциональный отклик на музыку и двигательная активность в соответствии с музыкой. Так, «Осень» А.Вивальди дети слушают, как очень красивую музыку про осень, «Юмореску» П.Чайковского, как весёлую шуточную музыку. Настроение и характер музыки  определяют характер движений. Простые изобразительные движения: покачать, погладить куклу («Болезнь куклы» П.Чайковского), прошагать («Марш» Д.Шостаковича), попрыгать, как лягушка (В.Ребиков «Лягушка») доступны детям младшего возраста. Слушая пьесы Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», Резвушка», «Упрямый братишка», дети передают эти чувства в образных и мимических движениях.             

 

           В старшем возрасте при определении общего характера музыкального произведения, дети ориентируются одновременно на несколько средств музыкальной выразительности, у детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, дети начинают слышать процесс развития музыкального образа. Например, слушая «Королевский марш льва» К.Сен-Санса, определяем настроение музыки. Дети говорят – грозная, страшноватая. Да, музыка, передающая поступь льва, торжественная и ровная, лев царь зверей, его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени пугает всех своим рычанием. Затем предлагаю передать торжественное шествие льва в движении.

 

           Очень любят дети слушать произведения по теме «Сказка в музыке». В них ярко прослеживается развитие музыкального образа. Слушая «Шествие гномов» Э.Грига анализируем, как меняется характер музыки 1-ой части. Ответы детей: музыка была тихой, таинственной, загадочной, потом очень громкой, злой, а в конце опять тихой. Я поясняю, что гномы движутся издалека, приближаются и удаляются. Вначале музыка затаённая, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, тёмной – гномы подошли совсем близко, но вот музыка затихает - гномы удаляются. А средняя часть звучит мечтательно, волшебно, будто сверкают огоньки-сокровища гномов. Для закрепления формы пьесы, предлагаю сыграть на колокольчиках, треугольниках, металлофоне.

 

           Возрастные возможности старших дошкольников и опыт восприятия, накопленный в младшем возрасте, способствуют развитию музыкального мышления. Музыкальное мышление – это осознание ребёнком выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. С помощью игр, бесед дети получают представление о различной высоте и продолжительности звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Дети находят черты общего и различного в характере частей, фраз, отдельных интонаций. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, речь детей, с помощью которой они выражают свои впечатления.

           В старшем возрасте знакомлю детей с вокальной и инструментальной музыкой, исполняемой на разных инструментах. Вокальная музыка представлена колыбельными песнями, русскими народными песнями, песнями А.Лядова, П.Чайковского из альбомов «Детские песни». Инструментальная музыка представлена во всех темах программы «Музыкальные шедевры». На основе темы «Песня, танец, марш», даю детям представление о жанрах музыки.

 

           Полюбившиеся произведения слушаем в разном возрасте. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают в произведении для себя новый смысл. Деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. В этом состоит суть принципа программы, который называется – концентрический или спиралевидный. Он позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального развития ребёнка.

 

           Программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» ценна тем, что формирование основ музыкальной культуры детей происходит на основе восприятия высокохудожественных произведений отечественной и зарубежной классики. Они сгруппированы по шести темам. Тематический принцип – основной принцип построения программы. Он позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью.

 

·        Первая тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»является стержневой темой программы.  В некоторых произведениях настроение отражено в их названии – «Порыв» Р.Шумана, «Слеза» М.Мусоргского, «Шутка» И.Баха, «Раскаяние» С.Прокофьева и др.  Сравнивая произведения с одинаковыми названиями, дети различают разные оттенки шутливого настроения или разные оттенки грусти.

·        Вторая тема программы «Песня, танец и марш». С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. Она является основополагающей в программе Д.Кабалевского для общеобразовательных школ. В дошкольном возрасте дети накапливают представления о первичных жанрах на основе народной и классической музыки.

·         Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Сопоставление пьес с одинаковыми и разными названиями развивает образную речь детей, творчество. Дети передают в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценируют пьесы, изображают их в рисунках.

·        Четвертая тема «Природа и музыка». Сюда входят произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

·        Пятая тема «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают в движении.

·        Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» – знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными инструментами.

 

           Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми названиями. Например, «Кукушка» А.Аренского – печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К.Сен-Санса – таинственная, удивлённая; песня «Артистка» Д.Кабалевского – смешная, весёлая; «Кукушка» М.Красева – лиричная светлая.

 

           Принцип адаптивности допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы, с учётом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, возрастными особенностями.

           Принцип синкретизма программы – это взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Восприятие побуждает к творческой эстетической активности: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций.

 

Автором программы предложены следующие методы работы:

1.      Метод контрастного сопоставления репертуара.

2.      Методы уподобления характеру звучания музыки.

 

           Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений – это метод и принцип программы, позволяющий в проблемной форме показать музыкальные произведения, заинтересовать детей.

 

Методы уподобления характеру звучания музыки:

1.      Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки. (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Этот метод удовлетворяет потребность ребёнка в движении.

2.      Тактильное уподобление характеру музыки. Используется с детьми раннего и младшего возраста.

3.      Вокальное уподобление. Это напевание педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми в младшем возрасте. И напевание полюбившихся мелодий в старшем возрасте, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке.

4.      Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента.

5.      Цветовое уподобление используется для закрепления представления о характере музыки, формы пьесы.

6.      Интонационное и мимическое уподобление характеру звучания музыки. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления.

 

           Все выше перечисленные методы тесно взаимосвязаны с основными педагогическими методами: наглядными, словесными и практическими.

           Наглядно-слуховой метод – основной метод формирования основ музыкальной культуры. Музыка на занятиях звучит, как в живом исполнении, так и в аудиозаписи. Сравнение живого исполнения и исполнения в записи обогащает процесс восприятия. Также можно сравнить разные трактовки пьесы в зависимости от исполнительской интонации (пьесы Д.Кабалевского «Песенка», «Боевая песенка» - первая спокойная, вторая более взволнованная, игривая).

 

            Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Показ репродукций картин, иллюстраций нежелателен перед прослушиванием музыки. Целесообразно использовать показ иллюстраций после неоднократного прослушивания пьесы, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе. Наглядность использую для того, чтобы усилить впечатление детей или показать незнакомые явления и образы.

 

           Каково использование словесного метода? От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки зависит её восприятие детьми. Необходимо сообщить название пьесы, композитора и предложить услышать настроения, чувства, выраженные в музыке. Перед слушанием пьес «Сказочка» С.Майкапара и «Сказочка» Д.Кабалевского, нацеливаю детей: постарайтесь услышать, чем отличаются эти пьесы, какие настроения передаёт музыка. Дети говорят: первая сказочка неторопливая, добрая, немного грустная, а вторая быстрая, страшноватая, колючая.

 

           Не следует навязывать ребёнку представление о музыке, как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений; здесь птички поют, это полетела бабочка, а это бежит ручеёк. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характера музыки, чувств, настроений, выраженных в ней.

 

           Применение практического метода осуществляется через творческие действия в разных видах деятельности. Практический метод приобретает характер проблемности, если показать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. Проблемную ситуацию можно усложнить, если предложить знакомые движения или разнообразить их в соответствии с музыкой.

Формы организации музыкальной деятельности детей.

           Основной формой организации музыкальной деятельности является занятие. Все виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, тематические, доминантные, комплексные применяю и варьирую в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности основ музыкальной культуры у детей по возрастам и в соответствии с показателями уровня развития строю свою работу. Подборка репертуара позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, игрой. Проведены тематические занятия: «Композиторы смеются», «Мелодия», «Колыбельные разных времён»; интегрированные занятия – «Осенняя печаль», «Дед Мороз»; доминантные занятия – «Осень в музыке композиторов классиков», «Прокофьев детям» и другие.

           Кроме организованных занятий ребёнку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. Она может звучать фоном для другой деятельности (рисования, тихих игр). Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки привлекает внимание детей к смене её характера, настроений. Такие прослушивания длятся 10-15 минут, в зависимости от внимания детей. Повышается уровень музыкальной культуры воспитателя.

           На проводимых мною тематических концертах, беседах-концертах дети активно воспринимают музыку. Здесь можно сравнить музыку разных исторических эпох (например: танцы от И.Баха «Полонез», «Менуэт» до вальсов Ф.Шопена и балетной музыки П.Чайковского). В беседе-концерте «Поэзия и музыка» дети сопоставляют поэзию и музыку, знакомятся с колыбельными песнями композиторов-классиков и современных авторов.

           Использование классической и народной музыки на праздниках, развлечениях обогащает их содержание. Дети с удовольствием исполняют танцы, поставленные на классическую музыку: «Танец золотых рыбок» К.Сен-Санса, «Танец Снежинок» муз. П.Чайковского, «Танец бусинок» муз. И.Штрауса, «Танец кукол» муз. Д.Шостаковича. Озвучивание героев, сказочных персонажей классической музыкой украшает праздник.

 

           Провожу необходимую работу с родителями. Ведь слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передаётся ребёнку. Если родители равнодушны к серьезной музыке, а увлечены только «лёгкой», то это препятствует разностороннему развитию детей, обедняет их кругозор. Провожу консультации, выступаю на групповых собраниях, где стараюсь убедить родителей, что только совместными усилиями можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Рекомендую кассеты, диски для слушания в детском саду и дома; рекомендую к просмотру культурно-просветительные программы телевидения, в частности телеканал «Культура», рекомендую посещать театральные постановки, предлагаемые детям.

 

Литература:

1.      Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс» - Л., 1971.

2.      Бехтерев В.М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка»  - М. 1916.

3.      Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» - М., 1972.

4        Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» Авторская программа - М., 1999.

5        Радынова О.П. «Конспекты занятий и развлечений по темам» -  М., 2000.

6        Тарасова К.В., Рубан Т.Г. «Дети слушают музыку»  - М., 2001.                                  


 

7       

Тушева Людмила Анатольевна,

Тушева Людмила Анатольевна,

Также с детьми младшего и среднего дошкольного возраста слушаем более крупные и достаточно сложные произведения, но задачи облегчаются – это эмоциональный отклик на музыку и…

Также с детьми младшего и среднего дошкольного возраста слушаем более крупные и достаточно сложные произведения, но задачи облегчаются – это эмоциональный отклик на музыку и…

Они сгруппированы по шести темам

Они сгруппированы по шести темам

Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки

Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки

В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности основ музыкальной культуры у детей по возрастам и в соответствии с показателями уровня развития строю свою работу

В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности основ музыкальной культуры у детей по возрастам и в соответствии с показателями уровня развития строю свою работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020