Тушева Людмила Анатольевна,
Музыкальный руководитель,
МДОУ детский сад комбинированного вида №46
г. Комсомольск-на-Амуре
«Музыкотерапия»
Консультация для воспитателей.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями, это лекарство, которое слушают.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
· замедляют пульс;
· нормализуют артериальное давление;
· стимулируют пищеварение, дыхание и кровообращение;
· улучшают обмен веществ;
· повышают тонус коры головного мозга;
· облегчают установление контакта между людьми.
Громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы.
Она:
· подавляет нервную систему;
· увеличивает содержание адреналина в крови.
Использование музыки в коррекционной работе с детьми-логопатами способствует:
· растормаживанию речевой функции;
· развитию чувства темпа, ритма, времени;
· нормализации просодической стороны речи;
· развитию вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
· развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений);
· стимуляции двигательных функций;
· развитию мыслительных способностей и фантазии;
· снятию фактора тревожности.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает
· музыка Вагнера;
· оперетгы Оффенбаха;
· музыка Баха, Моцарта;
· «Болеро» Равеля;
· «Каприз №24» Николо Паганини.
Такие мелодии с нарастающим ритмом должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
· музыка Франсиса Гойи;
· «Времена года» Чайковского;
· «Лунная соната» Бетховена;
· фонограммы пения птиц.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с раннего возраста.
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:
· в музыкальном оформлении игр;
· музыкальной релаксации;
· при выполнении самостоятельной работы.
Музыкотерапия включает:
· прослушивание музыкальных произведений;
· пение песен;
· сочетание музыки и изодеятельности.
Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся так и в замедляющемся темпе.
Музыкальная ритмика используется при лечении
· тиков;
· заикания;
· нарушений координации;
· расторможенности;
· моторных стереотипов;
· дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха);
· брадилалии и тахилалии.
Особенности использования:
· громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
· использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
· лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать новизной);
· продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Приоритет использования музыкотерапии в коррекционной работе с заикающимися детьми, с неврологической симптоматикой, с отклонениями в поведении.
Выполнение самомассажа кистей рук шестигранным карандашом с использованием музыки («Любимый папа»).
«Растирание»
· прокатывание карандаша между ладонями;
· прокатывание карандаша по тыльной стороне ладони поочередно каждой рукой;
· прокатывание карандаша по левой, затем по правой ноге;
«Захват»
· перекатывание карандаша между указательным и средним пальцем правой, затем левой руки;
· перехват и удержание карандаша пальцами обеих рук, начиная с большого;
«Укалывание»
· надавливание карандашом на подушечку каждого пальца левой, затем правой руки.
Заканчиваем самомассаж прокатыванием карандаша между ладонями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.