Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Оценка 4.9
pdf
11.05.2022
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях  русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях .pdf

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях 

русской народной культуры

 

И.Л. Харук, О.А. Хомякова               

г. Гурьевск, Кемеровская обл.

          

В период обновления дошкольного образования значительно возрос интерес  к духовно – нравственному воспитанию дошкольников, что находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который определяет основное содержание работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие».

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

В соответствии с этим в детском саду реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовнонравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. 

Реализация цели достигается решением следующих задач:

      приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

      формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;

      охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;

      заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; 

      воспитывать       патриотические чувства,     связывающие     разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Учитывая это, мы построили свою работу так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Система работы имеет четыре раздела, которые связаны между собой одной идеей, целью и задачами, которые взаимообогащают и дополняют друг друга.

В основе раздела «Круглый год»  лежит традиционный для русской культуры земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Важным ориентиром является и православный календарь, как источник духовного обогащения. Сюда же входят значимые даты исторического календаря. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой   деятельности   народа,  учит  детей строить свою жизнь  в согласии  с природой  и друг с другом в течение года. Разработан цикл мероприятий и познавательно-развлекательных занятий по народным календарным праздникам: от посиделок и вечерок у самовара – до новогодних и рождественских встреч, Вербного Воскресения, Пасхи, Красной Горки, Кузьминок, Осенин. 

Раздел «Семейный круг» дает возможность не просто представить детям факты культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага.     В основе этого блока  лежит освоение детьми дошкольного возраста в  игровой форме ценностей традиционной  семейной культуры. На примере собственного младенчества детям показывается значимость близких в его судьбе (кормили, защищали, оберегали, помогали учиться ходить, сидеть, есть), воспитывается чувство защищенности и доверия к близким, закрепляются правильные семейные отношения, помогающие ребенку увидеть свое место в них. 

Раздел  «Русский детский фольклор» пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Для самых маленьких – это пестовый фольклор: приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства. Знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

   Реализуя раздел «Встанем в круг», возрождаем добрую традицию,  передаем опыт старшего поколения, через знакомство  дошкольников  с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа,  отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности. 

Каждый раздел включает в себя различные формы работы: непосредственно – образовательная деятельность по дополнительному образованию (детская фольклорная студия «Ладушки»),  культурно – досуговая деятельность, включающая разнообразные народные праздники и развлечения, вечера игр – игротеки (вербные - игры с вербными веточками, пасхальные - игры с крашенками), спортивные развлечения («Санный праздник на Екатерину-санницу» 7 декабря, «Как зима с весной силой мерялись» на Сретенье 15 февраля),  вечера загадок («День рождения Бабы Яги» на Святки 15 – 19 января), театрализованные представления («На полатях» - на покров день 5 декабря, «В гости к бабушке Арине» - на Кузьминки 14 ноября),  организация режимных моментов,  игровая деятельность (театрализованные, сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические и т.д.).

Для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки. 

 Работа с семьей начинается со знакомства. Это и посещения семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей. Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.

 Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно - нравственного воспитания дошкольников используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно - нравственные темы, вечера вопросов и ответов, открытые показы образовательного процесса, создание библиотечки педагогической литературы, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовнонравственного воспитания в семье.

 В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение дней открытых дверей, организация совместных экскурсий, проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы), оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Мой папа и мама всегда со мной, смотрят на меня»), оформление тематических альбомов, изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, участие в благотворительных акциях, семейный клуб «Наша семья».

  В воспитании духовно – нравственной личности участвует фольклорная  группа педагогов «Сударушка». Сформировалась «Сударушка» по зову сердца. «Сударушка» знакомит детей с обрядами, хороводами, гаданиями, русскими песнями. Роль взрослых велика, дети подражают им, начинают подпевать, включаются в игру. У детей возникает интерес заниматься фольклором.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовнонравственные достижения человека.

 

Литература

 

1.     Князева, О.Л. Приобщение  детей  к истокам русской  народной культуры [Текст] / О.Л. Князева // Из опыта педагога - СПб.: Детство-пресс, 2008 – 304 с.

2.     Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.// Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб.: Детство-пресс, 2010 – 400 с.

3.     Тихонова, М.В. Красна изба [Текст] / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова // - СПб.: Детство-пресс, 2004. - 208 с.

4.     Чумакова, Л.А. Приобщение детей к истокам народной культуры [Текст] / Л.А. Чумакова // Воспитатель ДОУ – 2009. – №4 – с. 23 – 25.

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства

И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства

Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду

Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду

Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] /

Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2022