Оглавление
Введение................................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста................................................................................................................ 5
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания................................................................................................................ 5
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на уроках чтения................................................................................................................ 7
Глава 2. Исследование духовно-нравственного воспитания как составной части воспитания младших школьников на уроках чтения........................................................ 12
2.1. Анализ духовно-нравственного воспитания младших школьников.............................................................................................................. 12
2.2. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения.............................................................................................................. 20
2.3. Анализ развития духовно-нравственного воспитания младших школьников.............................................................................................................. 24
Заключение.............................................................................................................. 30
Литература.............................................................................................................. 32
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой духовности и нравственности. Следует понимать, что процесс освоения духовно-нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие духовно-нравственных чувств.
Формирование духовно-нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление духовно-нравственного воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников. В первую очередь это касается уроков чтения, поскольку именно литература позволяет воспитывать в детях те качества, которые отвечают высоким нравственным идеалам.
Степень изученности темы исследования. Духовно-нравственным воспитанием младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.
Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на уроках чтения.
3. Организовать исследование уровня духовно-нравственной воспитанности у младших школьников.
4. Составить программу развития духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности на уроках чтения.
5. Проанализировать полученные результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объектом курсовой работы выступает духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения в начальной школе.
Методы исследования курсовой работы:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Понятие духовно-нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является духовно-нравственное воспитание [22]. По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [10]. И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что духовно-нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у него нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий духовно-нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами духовно-нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие духовно-нравственных чувств.
3. Наработка умений духовно-нравственного поведения [18].
Важно заметить, что духовно-нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К духовно-нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате духовно-нравственного воспитания появляется духовно-нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, духовно-нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].
Так мы можем сделать вывод, что духовно-нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне духовно-нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции поведения. Проявление духовно-нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.
Стоит отметить, что на сегодняшний день содержание духовно-нравственного воспитания в начальной школе подвергается существенным изменениям по причине того, что существует необходимость возрождать общечеловеческие ценности. Для того, чтобы воспитанники совершали нравственные поступки, у них должна быть такая потребность. Поэтому формирование духовно-нравственной потребности школьника заключается в процессе усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Так, при помощи нравственной потребности появляется основа для природы морали – возможности свободного выбора. В такой выработке способности к свободному нравственному выбору заключается функции этических воспитательных дел. А система поступков приводит к формированию духовно-нравственной привычки в виде появления устойчивой потребности совершения нравственных поступков [2].
Духовно-нравственное воспитание приносит пользу только в случае его интеграции в процесс образования, когда оно становится составной частью предметного обучения или внеклассной деятельности. Проблемой многих школ является ориентация на оценивание духовного мира ребенка только посредством оценок и баллов, разделение детей на тех, кто хорошо или плохо учится. Однако не менее важным направлением воспитания наряду с передачей знаний и умений, является развитие ума и духовно-нравственных сил обучающихся [14].
Нравственное воспитание призвано решать несколько задач, необходимых к разграничению, которые в самом воспитательном процессе должны реализовываться одновременно. Одна из них направляется на нравственную социализацию детей, способствующую формированию у них положительных качеств и ценностей, определяющих поведение и сознание. В действиях таких детей проявляется свобода выбора, притом, что они имеют право совершать ошибки. Важно, что дети в сложных для них ситуациях могут принимать неправильные решения, однако это будет способствовать формированию у них самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Вместе с этим воспитание нравственности, по мнению А.С. Макаренко, представляется в формировании социально-ценного поведения, создавая систему отношений, которые способствуют позитивному психологическому климату в коллективе [17].
Второй задачей духовно-нравственного воспитания является обучение ребенка принимать обоснованные и ответственные решения в разных нравственных ситуациях, с опорой на свой интеллект. Важность воспитания здесь заключается в том, что существует необходимость готовить каждого ребенка к выполнению своего нравственного долга.
Следует заметить, что нравственное развитие протекает одновременно с интеллектуальным. Это говорит о том, что в основе формировании личности лежит побуждение познавательных способностей и интересов, развитие стремлении к добыче научных истин. Но при этом важно, что наука выполняет свое воспитательное значение только до той поры, пока имеет творческий характер. Как только она становится бюрократической, то сразу же теряет свое значение для обучающихся [19].
Выполнение указанных задач представляют значительную важность в деятельности педагогов начальной школы. В качестве материальной базы для духовно-нравственного воспитания в школе становятся правила, система поощрений и наказаний, форма одежды и стиль обучения, а также характер внекласнной деятельности, появление этических норм во взаимодействии обучающихся и педагогов. Так, педагогу необходимо доносить до младших школьников нормы поведения с первых дней обучения. При этом необходимо отметить, что духовно-нравственное поведение будет усваиваться школьниками посредством педагогически верно организованного поведения и общения.
Заметим, что нет единой общей теории духовно-нравственного воспитания, так же как не существует ограничений характера образования. Поэтому содержание предметов в начальной школе характеризуется моральной мудростью, которая проявляется в истории, произведениях литературы и искусства и т.п. Для того чтобы образование стало фактором духовно-нравственного становления личности ребенка, необходимо, чтобы оно основывалось на воспитании гражданственности как основы готовности индивида выполнять свои конституционные обязанности [13].
Учебный материал уроков чтения в начальной школе дает возможность обращения к духовно-нравственным вопросам, позволяя выражать нравственную позицию. Так, художественная литература всегда предлагает рассматривать духовно-нравственные проблемы, поскольку писатели в своих произведениях отражают свою позицию по тем или иным вопросам жизни человека и свои отношения с окружающей действительностью. История дает возможность изучить самобытность нравственной жизни человек в определенной культурной традиции. Тем самым появляется возможность избегать открытое морализирование, так как протекает формирование нравственности детей, основанное на свободном принятии решений и возможности просмотреть их последствия. Однако здесь важно, что учебная программа уроков чтения по своей форме не открывает духовную культуру, поэтому только педагог может придавать моральное значение содержанию того или иного предмета [5].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста предполагает моделирование процесса социально верного поведения в различной практической деятельности детей. В таком случае будет происходить эффективное педагогическое воздействие на ребенка, способствующее развитию его активности, закрепление положительных в нравственном отношении действий, которые нужны для успешного вхождения в социум.
Немаловажную роль в воспитании младших школьников играет изучение детской литературы на уроках чтения. Так, произведения детской литературы учат мечтать и фантазировать, способствуют развитию творческого мышления и воспитывают любовь к человечеству. Сложная картина окружающей действительности представляется ребенку в таком произведении как простая и наглядная схема борющихся принципов, опираясь на которую детям легче разбираться в жизни. В разных сатирических произведениях высмеиваются желания получать легко и быстро жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. В них воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Следует отметить, что идеал человека, который дается в детской литературе, может выступать основной воспитательной целью, причем всегда этот идеал является дифференцированным [22].
Например, народные сказки имеют героя, всегда привлекательного и поучительного для ребенка, в них наличествует система образов, ясная идея и мораль, сказки написаны выразительным и точным языком. Такие основные принципы лежат в основе сказок, которые созданы классиками русской литературы, среди которых В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов и др.
Для максимально эффективного использования произведений детской литературы при воспитании духовно-нравственных качеств ребенка, важно понимать особенности данного жанра. Рассмотрим наиболее характерные из них. Многие такие произведения внушают уверенность в торжестве правды и победе добра над злом. Такой оптимистический настрой произведений детской литературы особенно привлекает детей, усиливая тем самым воспитательное значение этого средства [19]. Все произведения имеют увлекательный сюжет, образность и забавность, что способствует усилению эффективности педагогического средства. В них схема событий и внешних столкновений весьма сложная. Такое обстоятельство способствует созданию увлекательного сюжета, который приковывает внимание ребенка. Такое положение говорит о том, что они учитывают психологические особенности детей, в первую очередь неустойчивость и подвижность их внимания [4].
Важной особенностью всех произведений детской литературы является образность, способствующая облегчению восприятия ребенка, который еще не способен к абстрактному мышлению. Зачастую герои сказок имеют яркие черты характеры, которые показывают основной национальный характер героя – отвагу, трудолюбие, остроумие и др. Все эти черты могут раскрываться и в событиях детских произведений, например, при помощи различных художественных средств.
Забавность как черта всех произведений детской литературы, дополняет образность. Так, они имеют не только яркие живые образы, в них также прослеживается юмор. При этом дидактизм является важной особенностью произведения. Намеки в них используются для усиления их дидактизма. Например, «добрым молодцам урок» преподносится не простыми рассуждениями или поучениями, а представляется яркими образами и убедительными действиями. И каждый поучительный опыт складывается в создании слушателя [17].
Таким образом, детская литература, изучаемая на уроках чтения в начальной школе, в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. При этом она способствует расширению кругозора, пробуждению интереса к жизни и творчеству писателей, воспитывая чувство доверия и честности. Детская литература совмещает в себе художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение.
Целью данного этапа исследования является определение уровня духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Подобрать методики для оценки уровня духовно-нравственной воспитанности и проанализировать исходный уровень у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать комплексную программу развития духовно-нравственного воспитания для детей младшего школьного возраста на уроках чтения.
3. Апробировать разработанную программу развития и проанализировать ее роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Для того чтобы решить указанные задачи, проведение исследования было разбито на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На констатирующем этапе эксперимента была разработаны диагностические методики, которые позволила выявить у детей младшего школьного возраста уровень духовно-нравственной воспитанности на начало проведения эксперимента. Формирующий этап предполагал разработать программу повышения духовно-нравственной воспитанности младших школьников, которая основывалась на внедрение в учебно-воспитательный процесс уроков чтения, способствующих духовно-нравственному развитию детей с помощью детской литературы. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное обследование по тем же методикам, которые использовались на констатирующем этапе, и проанализирована динамика изменений духовно-нравственного развития младших школьников после внедрения разработанной развивающей программы.
Исследование проводилось на базе МБОУ Школа №1013, город Москва, Россия, в нем приняли участие учащиеся 2-го класса в количестве 20 человек. Возраст респондентов – 9-10 лет. Младшие школьники занимаются по программе «Школа России», главной концепцией которой является воспитание молодого поколения как духовно-нравственного и имеющего нравственную позицию гражданина.
Так, для исследования уровня нравственного воспитания необходимо учитывать три критерия его составляющих, а именно:
1. Когнитивный критерий, который отражает полноту и объем духовно-нравственных знаний и знаний о ценностях, ценностное отношение к познанию, нравственную мотивацию в деятельности, ценностное отношение к близким и т.п.
Для обследования этого критерия была выбрана методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». Данная методика предполагает, что младшие школьники приводят следующие примеры: доброе дело, свидетелем которого он стал; зло, которое было сделано в его сторону от другого человека; справедливый поступок знакомого; безвольный поступок или проявление безответственности.
Обработка результатов предполагает оценивание рассказов детей в баллах:
3 балла – полное и четко сформированное представление о нравственном понятии.
2 балла – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно устойчивое, не полное и не четкое.
1 балл – неправильно сформированное представление о нравственном понятии.
Так, полученные данные исходной диагностики занесены в следующую таблицу.
Таблица 1.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (когнитивный критерий)
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
3 |
высокий |
2 |
Антипов С. |
3 |
высокий |
3 |
Баннова Р. |
3 |
высокий |
4 |
Борисов Д. |
1 |
низкий |
5 |
Воронин Т. |
3 |
высокий |
6 |
Галиева Г. |
1 |
низкий |
7 |
Ильичев Е. |
2 |
средний |
8 |
Костин Е. |
1 |
низкий |
9 |
Макушина С. |
1 |
низкий |
10 |
Михайлова Я. |
1 |
низкий |
11 |
Мурасонова А. |
2 |
средний |
12 |
Меркулова В. |
2 |
средний |
13 |
Петров А. |
2 |
средний |
14 |
Панин Е. |
3 |
высокий |
15 |
Панин Н. |
2 |
средний |
16 |
Репкина Ж. |
2 |
средний |
17 |
Синицына П. |
1 |
низкий |
18 |
Солдатова С. |
1 |
низкий |
19 |
Феклина Д. |
3 |
высокий |
20 |
Фунин М. |
2 |
средний |
Данные таблицы 1 показывают, что 6-м детям характерен высокий уровень духовно-нравственного развития. Они имеют четкое и ясное представление о нравственных поступках и могут подкреплять свое мнение фактами из жизни. 7 младших школьников имеют средний уровень развития когнитивного компонента духовно-нравственного воспитания. Таким детям свойственно правильное понимание нравственных качеств и поступков, однако оно не вполне устойчивое, не подкрепляется фактами, не полное. Остальные 7 детей имеют низкий уровень нравственных знаний и духовно-нравственных ценностей. Они имеют неправильное представление о нравственных поступках.
Для наглядного представления полученных данных составим следующую диаграмму.
Рис. 1. Особенности развития когнитивного критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Так, на рисунке 1 мы видим, что 30% детей имеют высокий уровень сформированности нравственных знаний и ценностей, по 35% младших школьников – средний и низкий уровни.
2. Эмоциональный критерий, который отражает степень эмоционального развития духовно-нравственно значимых ценностей, ценностное отношение к семье, способность ребенка к рефлексии и интерпретации понятий.
Для обследования данного критерия была выбрана методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой.
Так на таких картинках изображены положительные и отрицательные поступки детей. Ребенку необходимо разложить картинки так, чтобы с одной стороны были только те, которые отражают хорошие поступки, а с другой – плохие. При этом ребенок должен объяснять свой выбор.
Обработка результатов предполагает оценивание детей в баллах:
3 балла – ребенок правильно распределил картинки, обосновывает свой выбор, опираясь на моральные нормы, а его эмоциональная реакция адекватная и яркая, проявляется в мимике и жестикуляции.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, может обосновать свои действия, эмоциональная реакция адекватная, однако слабо выражается.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свой выбор, а эмоциональная реакция неадекватная или отсутствует.
Таблица 2.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (эмоциональный критерий)
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
3 |
высокий |
2 |
Антипов С. |
2 |
средний |
3 |
Баннова Р. |
2 |
средний |
4 |
Борисов Д. |
1 |
низкий |
5 |
Воронин Т. |
3 |
высокий |
6 |
Галиева Г. |
2 |
средний |
7 |
Ильичев Е. |
1 |
низкий |
8 |
Костин Е. |
1 |
низкий |
9 |
Макушина С. |
2 |
средний |
10 |
Михайлова Я. |
1 |
низкий |
11 |
Мурасонова А. |
2 |
средний |
12 |
Меркулова В. |
1 |
низкий |
13 |
Петров А. |
1 |
низкий |
14 |
Панин Е. |
2 |
средний |
15 |
Панин Н. |
2 |
средний |
16 |
Репкина Ж. |
1 |
низкий |
17 |
Синицына П. |
1 |
низкий |
18 |
Солдатова С. |
1 |
низкий |
19 |
Феклина Д. |
2 |
средний |
20 |
Фунин М. |
3 |
высокий |
Данные таблицы 2 говорят о том, что эмоциональный критерий духовно-нравственного воспитания на высоком уровне обнаружен только у 3 младших школьников. Эти дети могут обосновывать свой выбор того или иного рисунка, подтверждая его называнием нравственного качества. При этом они проявляют достаточный уровень эмоционального реагирования на нравственно значимые ценности. 8 младших школьников находятся на среднем уровне. Они правильно распределили картинки, однако их эмоциональные реакции выражены слабо. 9 детей имеют низкий уровень развития эмоционального критерия. Такие дети не могут подкрепить свой выбор называнием нравственных качеств, а их эмоциональная реакция может быть неадекватной.
Для наглядности представим полученные данные в следующей диаграмме.
Рис. 2. Особенности развития эмоционального критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Таким образом, на рисунке 2 мы видим, что только 15% детей характерен высокий уровень духовно-нравственного воспитания по эмоциональному критерию. 40% младших школьников проявляют средний уровень, а остальные 45% детей имеют низкий уровень эмоционального критерия нравственности.
3. Поведенческий критерий, который отражает присутствие практического опыта следования принятым нравственным ценностям в поведении, характеризуя способности ребенка оценить свое поведение или поведение других с точки зрения нравственных ценностей.
Для изучения такого критерия была выбрана методика, позволяющая диагностировать нравственно-эстетическое развитие детей, разработанная на основе методики Н.П. Капустиной.
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств эстетической личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к окружающему миру
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребёнку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня эстетической воспитанности.
Результаты оценивания:
1-6 баллов – очень низкий уровень сформированности
7-12 баллов – низкий уровень
13-18 баллов – средний уровень
19-24 баллов – высокий уровень
25-36 – очень высокий уровень.
Таким образом, описание критериев и результаты первичного исследования группы респондентов по предложенной методике отражены в Приложении 1. Сводные результаты отражает следующая таблица.
Таблица 3.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (поведенческий критерий)
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
28 |
очень высокий |
2 |
Антипов С. |
20 |
высокий |
3 |
Баннова Р. |
22 |
высокий |
4 |
Борисов Д. |
15 |
средний |
5 |
Воронин Т. |
26 |
очень высокий |
6 |
Галиева Г. |
15 |
средний |
7 |
Ильичев Е. |
28 |
очень высокий |
8 |
Костин Е. |
10 |
низкий |
9 |
Макушина С. |
17 |
средний |
10 |
Михайлова Я. |
8 |
низкий |
11 |
Мурасонова А. |
17 |
средний |
12 |
Меркулова В. |
12 |
низкий |
13 |
Петров А. |
16 |
средний |
14 |
Панин Е. |
14 |
средний |
15 |
Панин Н. |
10 |
низкий |
16 |
Репкина Ж. |
11 |
низкий |
17 |
Синицына П. |
15 |
средний |
18 |
Солдатова С. |
9 |
низкий |
19 |
Феклина Д. |
15 |
средний |
20 |
Фунин М. |
16 |
средний |
Таким образом, таблица 3 показывает нам, что очень низкого уровня эстетической воспитанности в группе респондентов не обнаружено. Однако низкий уровень диагностирован у 6 младших школьников, а средний – 9 детей. На высоком уровне развития находится двое младших школьников, а очень высокий уровень определен у троих человек.
Для наглядного представления составим следующую диаграмму:
Рис. 3. Особенности развития поведенческого критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Так, данные рисунка 3 показывают, что 15% младших школьников имеют очень высокий эстетический уровень. Эти дети проявляют любознательность в процессе учебной деятельности, хорошо и прилежно ведут себя на уроках, выполняют все задания, проявляют активности. Так же им свойственна ответственность и трудолюбие. Они интересуются природой и животными, следят за порядком на рабочем столе, проявляют интерес во время экскурсий и на выставках. Дети так же соблюдают все правила поведения в школе, имеют доброжелательное отношение к окружающим людям и вещам, опрятные и аккуратные, не имеют вредных привычек и следят за собой. 10% младших школьников находятся на высоком уровне эстетической воспитанности. Они не имеют вредных привычек, практически всегда следят за собой и своей опрятностью, однако могут допускать некоторую небрежность по отношению к вещам. Таким детям характера не очень высокая степень активности, в общении более избирательны, проявляют увлеченность во время экскурсий или выставок. Детям на этом уровне свойственно избегание дежурств в классе, их внимание может быть рассеянное, а домашние задания часто выполнены не полностью. 45% младших школьников получили средние баллы, тем самым показав средний уровень эстетической воспитанности. Детям свойственно не проявление интереса к учебе, редкое выполнение домашних заданий в полном объеме, зачастую проявляют безответственное отношение к дежурству по классу и поручениям учителя. Чаще дети этой группы небрежны в делах и неопрятны в одежде, отсутствует привычка мыть руки и следить за своим внешним видом. Красивое вокруг себя не замечают. Оставшиеся 30% младших школьников показывают низкий уровень эстетической воспитанности. Этим детям характерна практически полная неопрятность в одежде, внешнем виде и отсутствие порядка на рабочем месте и в личных вещах. Отсутствует стремление к аккуратности, дети зачастую нарушают чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживают уют. В делах класса и школы не участвуют, на экскурсии и в походы не ходят, и проявляет варварское отношение к природе. Детям этой группы так же свойственно отсутствие внимания на учебных занятиях, отстраненность от общих дел коллектива, избегание дежурств по классу и не выполнение поручения учителя.
Таким образом, проведенная диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников указывает на необходимость дополнительных занятий, которые будут способствовать воспитанию и развитию уровня нравственности.
Полученные данные в ходе начальной диагностики духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста позволили разработать программу развития нравственности, которая представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, предусматривающий определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия на детей в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе на уроках чтения.
Целью данной программы является формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста с помощью проведения воспитательных мероприятий, а также приобщение детей к нравственным, духовным и эстетическим ценностям мировой культуры.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого направления:
- актуальность программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, с которыми дети сталкиваются в современном мире, когда происходит постоянная подмена смыслов: низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому;
- выработка правильного эстетического самоопределения помогает детям не потеряться в потоке этих трансформаций, не сбиться с истинного пути;
- занятия искусством существенным образом влияют на взгляды и убеждения учащихся, формируя их жизненную позицию, способствуя интенсивному развитию образного мышления, творческих качеств личности;
- школьники, активно участвующие в предложенной программе развития нравственных представлений, лучше успевают по другим учебным предметам, творчески осмысливают изучаемый материал, осваивают исследовательские методы приобретения знаний.
Для осуществления этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Образовательные: обучение формированию способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом;
2. Развивающие: развитие общего и художественного кругозора учащихся; развитие общей и специальной культуры; развитие художественного вкуса и обогащение эстетических чувств;
3. Воспитательные: воспитание в учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, умения взаимодействовать; воспитание чувства регулирования управления своим поведением в ситуациях с другими людьми; освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
Таблица 4
Основные направления работы духовно-нравственного развития младших школьников
Блоки |
Воспитательные задачи |
Я и Я |
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств. |
Я и Отечество |
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям России. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. |
Я – защитник Отечества |
Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и здоровье |
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. |
Я и культура |
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. |
Я и семья |
1) Формирование представлений о семейных ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери |
Я и школа |
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. |
Я и планета |
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. |
В результате внедрения программы в учебно-воспитательный процесс младших школьников мы предполагаем достичь следующих результатов:
1. Развитие знаний и понимания обучающимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознания духовных основ культуры нашего народа, культурообразующей духовной стороны. На этой основе предполагаем развить способности младших школьников к творчеству в сфере русской культуры, а также умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Развитие духовно-нравственного потенциала младших школьников, поднятие уровня самосознания и самодисциплины детей, воспитание способности совершать правильный нравственный выбор на основе гуманности, уважении прав и свобод окружающих людей.
3. Воспитание убежденности обучающихся, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее историей и изучает историко-культурное наследие, всегда готов исполнить свой гражданский долг и защищать Отечество.
4. Формирование правильных представлений о ведении здорового образа жизни, необходимости физического развития и стремления физического самосовершенствования. Воспитание понимание духовного и физического здоровья как важной личностной и общественной ценности.
В качестве материала, способствующего формированию духовно-нравственных представлений младших школьников, выбраны использование произведений детской литературы. Ценность таких произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него свое воспитательное и познавательное воздействие.
Методы реализации комплекса мероприятий представлены в Приложении 2. Содержание примерного тематического планирования по формированию духовно-нравственных представлений у детей с использованием детской литературы на уроках чтения представлено в Приложении 3.
Таким образом, после проведения всех запланированных мероприятий по воспитанию нравственности у младших школьников, мы обратились к методикам констатирующего этапа эксперимента, чтобы проверить действенность предложенной программы развития духовно-нравственного воспитания детей.
Полученные результаты когнитивного компонента духовно-нравственной воспитанности младших школьников представлены в следующей таблице.
Таблица 5.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (когнитивный критерий) на контрольном этапе
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
3 |
высокий |
2 |
Антипов С. |
3 |
высокий |
3 |
Баннова Р. |
3 |
высокий |
4 |
Борисов Д. |
2 |
средний |
5 |
Воронин Т. |
3 |
высокий |
6 |
Галиева Г. |
3 |
высокий |
7 |
Ильичев Е. |
3 |
высокий |
8 |
Костин Е. |
2 |
средний |
9 |
Макушина С. |
2 |
средний |
10 |
Михайлова Я. |
2 |
средний |
11 |
Мурасонова А. |
3 |
высокий |
12 |
Меркулова В. |
3 |
высокий |
13 |
Петров А. |
3 |
высокий |
14 |
Панин Е. |
3 |
высокий |
15 |
Панин Н. |
3 |
высокий |
16 |
Репкина Ж. |
3 |
высокий |
17 |
Синицына П. |
2 |
средний |
18 |
Солдатова С. |
2 |
средний |
19 |
Феклина Д. |
3 |
высокий |
20 |
Фунин М. |
3 |
высокий |
Так, мы можем увидеть, что на контрольном этапе эксперимента нет детей с низким когнитивным компонентом духовно-нравственной воспитанности. 6 младших школьников имеют средний уровень, а остальные 14 детей находятся на высоком уровне нравственного воспитания.
Проследить динамику развития когнитивного компонента на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, после проведения с детьми младшего школьного возраста целенаправленной работы по предложенной программе, поможет следующая диаграмма.
Рис. 4. Динамика развития когнитивного критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Таким образом, на рисунке 4 мы видим, что на контрольном этапе все младшие школьники имеют более высокий уровень когнитивного критерия духовно-нравственного воспитания. Если на констатирующем этапе эксперимента мы видели 35% детей на низком уровне, то на контрольном нет детей с низкими показателями. 70% детей имеют высокий уровень нравственного развития, что на 40% больше, чем при исходной диагностике.
Далее мы обратились к методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, которая позволила нам выявить эмоциональный компонент духовно-нравственного воспитания младших школьников после проведения с детьми целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию. Полученные данные отражает следующая таблица.
Таблица 6.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (эмоциональный критерий) на контрольном этапе
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
3 |
высокий |
2 |
Антипов С. |
3 |
высокий |
3 |
Баннова Р. |
3 |
высокий |
4 |
Борисов Д. |
2 |
средний |
5 |
Воронин Т. |
3 |
высокий |
6 |
Галиева Г. |
3 |
высокий |
7 |
Ильичев Е. |
2 |
средний |
8 |
Костин Е. |
2 |
средний |
9 |
Макушина С. |
3 |
высокий |
10 |
Михайлова Я. |
1 |
низкий |
11 |
Мурасонова А. |
3 |
высокий |
12 |
Меркулова В. |
2 |
средний |
13 |
Петров А. |
2 |
средний |
14 |
Панин Е. |
3 |
высокий |
15 |
Панин Н. |
3 |
высокий |
16 |
Репкина Ж. |
3 |
высокий |
17 |
Синицына П. |
2 |
средний |
18 |
Солдатова С. |
1 |
низкий |
19 |
Феклина Д. |
3 |
высокий |
20 |
Фунин М. |
3 |
высокий |
Так, данные таблицы 6 говорят о том, что 12 детей имеют высокий уровень эмоционального компонента духовно-нравственного воспитания, так же 6 детей находятся на среднем уровне и только 2 младших школьников имеют низкие баллы после проведения программы развития духовно-нравственного воспитания.
Для того, чтобы проследить динамику развития эмоционального критерия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, составим сравнительную диаграмму, отражающую данные констатирующего и контрольного этапа эксперимента.
Рис. 5. Динамика развития эмоционального критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Так, на рисунке 5 мы видим, что на контрольном этапе только 10% детей имеют низкий уровень эмоционального реагирования на нравственно значимые ценности, тогда как на констатирующем этапе было 45% детей. На среднем уровне 30% детей, а остальные младшие школьники, в количестве 60%, после внедрения в учебно-воспитательный процесс программы нравственного развития стали иметь высокий уровень эмоционального критерия духовно-нравственного воспитания.
Далее мы провели обследование по последней выбранной методике. Данные по каждому младшему школьнику помещены в таблицу и находятся в Приложении 4. Для сводных результатов, которые отражают уровень эстетической воспитанности младших школьников, составлена следующая таблица.
Таблица 7.
Уровень духовно-нравственной воспитанности (поведенческий критерий) контрольный этап
№ |
Фамилия, имя |
Баллы |
Уровень |
1 |
Алексеева А. |
35 |
очень высокий |
2 |
Антипов С. |
24 |
высокий |
3 |
Баннова Р. |
26 |
очень высокий |
4 |
Борисов Д. |
28 |
очень высокий |
5 |
Воронин Т. |
27 |
очень высокий |
6 |
Галиева Г. |
23 |
высокий |
7 |
Ильичев Е. |
28 |
очень высокий |
8 |
Костин Е. |
21 |
высокий |
9 |
Макушина С. |
28 |
очень высокий |
10 |
Михайлова Я. |
20 |
высокий |
11 |
Мурасонова А. |
27 |
очень высокий |
12 |
Меркулова В. |
18 |
средний |
13 |
Петров А. |
21 |
высокий |
14 |
Панин Е. |
28 |
очень высокий |
15 |
Панин Н. |
17 |
средний |
16 |
Репкина Ж. |
16 |
средний |
17 |
Синицына П. |
28 |
очень высокий |
18 |
Солдатова С. |
16 |
средний |
19 |
Феклина Д. |
28 |
очень высокий |
20 |
Фунин М. |
19 |
высокий |
Таким образом, данные таблицы 7 показывают, что система развития духовно-нравственного воспитания для младших школьников и ее внедрение в обучающий процесс способствуют положительной динамике в уровне эстетической воспитанности детей. Так, на контрольном этапе эксперимента отсутствует низкий и очень низкий уровни, а на среднем уровне находится всего четверо младших школьников. Высокий уровень эстетической воспитанности обнаружен у 6 респондентов, остальные 10 детей, после внедрения развивающей программы получили самые высокие баллы, тем самым показывая очень высокий уровень.
Сравним полученные данные в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования. Для этого составим следующую диаграмму.
Рис. 6. Динамика развития поведенческого критерия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Таким образом, мы можем наблюдать позитивную динамику уровня эстетической воспитанности младших школьников. Если в ходе констатирующего этапа на низком уровне было 30% детей, то на контрольном этапе эксперимента низкий уровень отсутствует. Младшие школьники, которые получали ранее низкие баллы, оказались на среднем и высоком уровне (по 20% и 30% соответственно).
Разработанная программа на основе применения в процессе обучения и воспитания системы, направленной на духовно-нравственное воспитание, позволяет повысить уровень эстетической воспитанности, на что указывает 50% младших школьников, которые при повторной диагностике получили очень высокие баллы, тем самым оказавшись на очень высоком уровне.
Таким образом, духовно-нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что духовно-нравственное воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность духовно-нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием духовно-нравственного развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На уроках чтения дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе урока чтения ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе духовно-нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией духовно-нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
В результате духовно-нравственного воспитания формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений, в деятельности и общении детей.
1. Архарова Л.И. Праздники и классные часы на тему нравственности. / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – С.58-65
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 4-е изд. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 349 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 237с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2010. – 228 с.
5. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – N 2. – С.73-77
6. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие для вузов, по педагогической специальности. – М., 2010. – 368 с.
7. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
8. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. – Мн.: 2015. – 128 с.
9. Герасимов С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи. – М., 2015. – 384 c.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2013. – 480 с.
11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009.
12. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. – 2006. – N 11. – С.45-57.
13. Зелинский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников. – М.: Планета, 2010. – 288 c.
14. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2010. – N 9. – С. 26-30
15. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2010. – N 5. – С.22-26
16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М. 2010. - 647 с.
17. Лыгин С.А., Денисова К.С. Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. макаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 7(42). – Новосибирск: СибАК, 2014.
18. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25
19. Петрова В. Программа нравственного образования: 2 класс (34 ч.) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т.: 2 класс (34 ч. ) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т. // Воспитание школьников. - 2006. - N 2. - c.46-51. - Продолжение N 3,4,5
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.
21. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 5-е изд. – Киев, 2014. – 288 с.
23. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. – Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000. – 131 с.
24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. - с. 287
25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2017. - 519 с.
26. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.14-18.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.