Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить нужного результата.
Я твердо убеждена, что огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит, как родителям так и учителю. Поэтому к профессии учителя и его методическому мастерству предъявляются большие требования.
Нельзя забывать, формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч на предметном уроке – уроке русского языка.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Буквально вчера, безо всякой подготовки, я попросила снять фрагмент нашего урока по русскому языку. Тема, которую мы проходили, называлась «Текст повествование. Роль глаголов в повествовательных тестах (2 урок)».
5. Заключительное слово.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
3. На самом деле развитие духовно-нравственных качеств с помощью одного лишь притч, конечно же, не ограничивается. Я стараюсь ежедневно применять различные методы на всех этапах становления личности младших школьников. Учителю, который обладает высокими нравственными и духовными качествами, удается сделать любую урочную и внеурочную деятельность по-особому яркой, но всегда с глубоким пониманием смысла каждого слова. При разработке сценариев я стараюсь в каждое внеклассное мероприятие (8 марта, 23 февраля, 9мая, день матери) закладывать принцип доброты и благонравия.
Вашему вниманию я хотела бы представить также фрагмент внеклассного мероприятия – празднование нового года.
Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Нельзя забывать, родители, обладающие педагогической культурой, являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребенка.
Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти свое уникальное место.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.