Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
14.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Статья №1.doc

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение. Это чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Процессы, происходящие в современном обществе, приводят к мысли о том, что необходимо пересмотреть ценности, на которые ориентируется наше общество. Приоритеты отдаются пока вещам сугубо материальным, ценности нравственные и духовные не считаются актуальными. В этом есть опасность, грозящая привести к опустошению душ, не знающих предела в погоне за благами жизни.

Подобное положение не может устраивать педагогов, которые осознают эту проблему. Система образования испытывает трудности. Ценности, на которых базировалась она недавно, стремительно обесценились, а что идет взамен, не совсем ясно. Нельзя уже, не задумываясь о будущем, наполнять детей, словно резервуары, просто знаниями. Знания без опоры на твердые нравственные установки могут быть опасны, если станут служить эгоистическим устремлениям.

 

Таблица 1. Классификация методов обучения по источнику знаний:

 

Источник

Методы обучения

Слово учителя

Рассказ, лекция, беседа, объяснение

Печатное слово

Работа с книгой

Предметы и явления действительности и их изображения

Демонстрации, наблюдения учащихся, экскурсии

Практические действия

Практические работы, лабораторные работы, упражнения

 

Образование с опорой на вечные ценности оказалось нужным как никогда, ведь, как подсказывает мировой культурный опыт, девальвации не подлежат ни любовь, ни честность, ни порядочность. Миру, едва сохраняющему хрупкое равновесие среди подорванной экологией и обострении социальных противоречий, будет сложно выжить без поколения, имеющего твердые нравственные устои и высокие духовные устремления. Острая нужда в людях, которые уважительны и добры друг к другу и к окружающей среде, заставляет сделать выбор в пользу образования на основе общечеловеческих ценностей.

С какими нравственными ценностями педагоги знакомят детей? С любовью, истиной, миром, праведностью и ненасилием.

Любовь раскрывается, в частности, через дружбу и ее проявления: дружелюбие, заботу;

Истина, иначе - стремление к правде и познанию мира, отражается через любознательность, дух исследования, различение хорошего и плохого, честность;

Мир, иными словами - душевный покой. Достигается через умение понять других, миролюбие, скромность, терпение, сдержанность, чувство благодарности, спокойствие;

Праведность, то есть правильное, достойное поведение, проявляется как хорошие манеры, стремление к взаимопомощи, активная жизненная позиция, смелость;

Ненасилие, то есть сосуществование без причинения вреда другим, - это результат проявления духа сотрудничества, умения прощать, милосердия, заботы об окружающей среде и т. д.

На каждом занятии раскрывается какой-то аспект проявления ценности в жизни, например, доброта, сострадание, честность, благородство и т.д.

Практическая работа с детьми по усвоению общечеловеческих ценностей должна проходить на специальных занятиях, организованных во внеурочное время в рамках деятельности кружковой работы, клубного объединения или занятия группы продленного дня, если обучаются дети начальной школы.

Возможно проведение еженедельного классного часа совмещенного с занятием по обучению общечеловеческим ценностям.

Необходимым условием является преподавание не просто на информативном уровне, но и на принципах душевного и духовного общения - тех принципах, которые традиционно называются общением “от сердца к сердцу”. Достигается это через вовлечение учащихся в сопереживание герою истории, затрагивающее сокровенные струны их души, и через побуждение делать нравственный выбор, основываясь на внутренней потребности духа.

Детям в нелегкое время нужна наша помощь. Присоединение к нужному делу может помочь раскрыться лучшим качествам личности детей через знакомство с общечеловеческими ценностями.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов побуждает его размышлять над соответствующим проявлением образа действий.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированных нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.


скачать по прямой ссылке