Духовно – нравственное воспитание при обучении физике.
Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования первостепенными задачами современного образования являются духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Они должны находить отражение во всех сферах жизнедеятельности детей: учебной, внешкольной, семейной, общественно-социальной. От реализации этих процессов зависит формирование восприятия мира учениками, становление и развитие их как личностей.
Это направление актуально по следующим причинам:
· Общество нуждается в подготовке всесторонне образованных, высоконравственных граждан, обладающих прочными знаниями и лучшими чертами личности;
· Постоянное воздействие разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера на неокрепший интеллект и чувства ребенка, требует квалифицированной помощи педагога;
· В современном обществе существует дефицит специалистов технического направления, поэтому возникает необходимость повышения мотивации к обучению физике.
Главная цель, которую я ставлю перед каждым своим уроком - создать условия для формирования личностных компетенций ребенка в процессе обучения физике. Добиться того, чтобы «урок представлял собой не только способ приобретения знаний, умений и навыков, но и выполнял свою главную воспитательную цель – воспитание гражданина и патриота Отечества»
Выполнение, на первый взгляд, скучных, рутинных задач и вычислений способствует развитию систематичности и собранности учеников. На уроках физики появляются привычки оптимизации своей деятельности, самостоятельного поиска верных алгоритмов и альтернативных решений, умение доказывать и обосновывать действия. В характере учащегося закладываются такие качества, как трудолюбие, усидчивость, упорство, стремление достичь намеченной цели, умение противостоять трудностям, отстаивать своё мнение. Физика, балансирующая между техническими и естественными науками, сложна и многогранна. Она играет большую роль в процессе социального и духовного воспитания человека.
Духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется на уроках физики, включает в себя следующие компоненты:
· Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и осознавать важность грамотного использования новейших научных достижений для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
· Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, уважающей творцов науки и техники, которые успешно применили свои лучшие качества в определённой предметной области, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
· Технологический – предполагает практическую подготовку учащихся, применение полученных знаний и умений для решения задач бытового уровня, рационального использования ресурсов, воспитание трудовой культуры и чувства ответственности, может воздействовать на профориентацию учащихся.
· Патриотический – изучение своей малой родины, её культуры и истории воспитывает трепетное отношение к родной стране, учит заботиться о природе, а также искать способы развития государства и поднятия его уровня.
· Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Какими же средствами на уроках физики я формирую духовно-нравственную сферу учащихся? Традиционно решение данной проблемы на уроках физики происходит через историческое содержание, описание жизненно важных научных открытий, а также личности ученых. Но часто такой материал предоставляется в репродуктивной форме, чаще всего в форме рассказа или объяснения учителя, не всегда системно, а, следовательно, не всегда приводит к ожидаемым результатам. Я же пытаюсь на уроке «открытия нового знания» создать проблемную ситуацию, основанную на целостно-смысловом противоречии. Проблемная ситуация необходима для того, чтобы цель урока стала личностно-значимой для учащихся, поэтому такие ситуации должны быть связаны с жизненным опытом ребенка. Воспитательной целью урока выступает решение поставленной проблемы, которая не должна иметь однозначного решения. Каждый учащийся к концу урока должен сделать выбор «для себя». Например, начиная урок по теме «Сила» в 7 классе, я знакомлю учащихся с интересным человеком. Вот фрагмент урока: «Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. Ребенок рос не только болезненным и необщительным, но был душевно надломлен. Особенно трудным было для него начало школьной жизни. Он плохо учился, был слабым, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...» Затем, я предлагаю учащимся подумать и закончить это предложение (высказывания учащихся могут быть разные, не имеющие однозначного предположения). «…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом. Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь — это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл знаменитый закон всемирного тяготения; сформулировал основные законы механики; впервые объяснил движения и формы планет; пути комет, приливы и отливы океана; первый исследовал разнообразие световых лучей; сконструировал один из первых термометров; впервые построил отражательный телескоп...»
Затем предлагаю учащимся высказать предположения о том, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? Далее я строю ценностно-смысловой диалог с учащимися и обобщаю их высказывания. «Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе». Таким образом, я подвожу учащихся к формулировке темы и цели урока через понятие «сила», рассматривая влияние силы в становлении личности человека. А целью данного урока является формирование понятия «сила» как физической величины и как проявление духовности человека.
На этапе «Применение нового знания» предлагаю использование учащимися новых знаний и умений при решении продуктивных и творческих заданий, ответов на которые в учебнике нет, поэтому учащимся требуется работа с текстами различного характера. Это может быть анализ видеофрагментов, решение творческих задач по физике, решение задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни, а также работа с литературными текстами. Например, при изучении темы «Плотность вещества», рассказываю историю, когда ко мне в строительном магазине подошел пожилой мужчина с линейкой в руке и попросил помочь ему в решении такого вопроса: «Как с помощью этой линейки мне определить, сколько кирпичей я смогу увезти на своем стареньком «Жигули», если она может вместить только 150 кг. Кирпичей?»
На уроке по теме «Сила» в 7 классе. На этапе закрепления изученного материала мною реализуется межпредметная связь с литературой в контексте духовно-нравственной ситуации. Проявление силы встречается не только в природе, в характере людей, но и в русских сказках и баснях. Обратимся к басне И.А. Крылова «Лебедь, щука, рак"». - Как вы думаете, почему воз так и остался на месте? - В чем заключается жизненный смысл? (Высказывания учащихся) Обратимся к басне И.А. Крылова «Слон и моська». «…Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» - Кто из животных обладает большей силой тяжести? - В чем заключается жизненный смысл? (Высказывания учащихся) Таким образом, происходит совмещение эстетического сознания через предмет и художественное наследие народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
При изучении третьего закона Ньютона в 9 классе предлагаю учащимся вспомнить пословицы, которые, которые отражают смысл этого закона. Дети вспомнили ту народную мудрость, которая по-разному нас предостерегает:
«Как аукнется, так и откликнется»
«Не рой яму другому – сам в нее угодишь»
«Не сули – и не судим будешь»
«Прощайте, чтобы и вас прощали»
Рефлексия может реализовываться в форме сочинения, эссе, устных ответов на вопросы (Что нового Вы для себя открыли в предложенной ситуации? Какие чувства Вы испытывали? Чем они обусловлены и т.п.), завершение предложений (Сегодня я…, самым важным для меня сегодня…и т.п.). Например, урок по теме «Сила» в 7 классе. Рефлексия учащихся происходит через обращение к портрету великого ученого Исаака Ньютона. «За что бы вы сказали ему слава благодарности? Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то, что…», учащиеся заканчивают предложение с лично – значимым смыслом.
Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди – личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».
Истинным ученым-патриотом являлся И.В.Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил ученый.
В курсе физики 9 класса при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства мы рассматриваем работы К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта – Ю. А. Гагарина. Я стремлюсь показать при этом, что наша Родина славится своими космонавтами и достижениями в освоении космического пространства.
Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, опыт великому делу разгрома фашизма. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли», призыв «Всегда опережать технику врага».
При изучении в 9 классе темы: «Закон сохранения импульса» рассматриваю вопрос о создании самого грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «Катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой.
Изучение темы: «Магнитное поле» в 9 классе сопровождаю таким историческим экскурсом. «В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага».
Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.
Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.
Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Надо только разумно этот арсенал использовать.
В связи с этим предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые я использую и на уроках физики:
Недели:
· "Проблемы энергетики и охрана окружающей среды"; "50 лет полетам в космос"; "Оружие Победы"
Научные викторины:
· "Наши соотечественники - лауреаты Нобелевской премии"; "Из истории открытия", "Семейные династии ученых-физиков", "Физики о патриотизме»
Фольклорные викторины:
· "Пословица недаром молвится", "Загадаю - угадай", "Что за прелесть, эти сказки!"
Выставки:
· "Физика у нас дома" (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами), "Метеорологический уголок"
Диспуты:
· "Возникновение и развитие науки о природе", "Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир".
Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер. Нужно стремиться воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.