Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

 

ЧОУ «СОШ с татарским языком обучения «Нур» (Свет) » г. Альметьевск

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье

и школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Учитель начальных классов :

                                  Ризванова Л.Н.

 

2025г

 

Что такое семья? Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить и быть ответственным за того, кого видишь каждый день. Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая и болезненная проблема, если каждый член семьи будет чуток, внимателен и терпим друг к другу.

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?

Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо, лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки.

Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".

Важнейшей направленностью своей деятельности, как классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Каждый раз начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия, выполнение совместных работ детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями могут быть разнообразными:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

-тематические консультации;

- общешкольные родительские собрания.

В первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.

Законы семьи ---------- + ---------- + ---------- + -----------

Единые требования. Закон. похвалы. Трудовое участие. Разделение благ

Проанализируйте зашифрованную формулу.

1 закон. Закон единства требований отца и матери.

2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием принимают участие в праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы.

Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения. Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

 

 

Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.

 
- обретать сущностное понимание отцовства и материнства, 
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви.

 

Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.