Духовно-нравственное развитие личности как фактор социализации школьника.
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство
1 кл
20.02.2018
Cоциализация обучающихся предусматривает формирование духовно-нравственного развития, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся. Оно основано на системе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
статья Баритко 2.doc
Духовнонравственное развитие личности как фактор социализации
школьника.
Баритко Е.А,учитель начальных классов
МОУ Школа №3
Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка
происходят в процессе его добровольного и посильного включения в решение
проблем более взрослого сообщества. А.В. Мудрик рассматривает
социализацию как результат социального становления человека, усвоенность
личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и
социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии
развития, требуемых данных обществом. С одной стороны, человек
приобретает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. [2]
Cоциализация обучающихся предусматривает формирование духовно
нравственного развития, обеспечивающего создание соответствующей
социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную,
учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся. Оно
основано на системе базовых национальных ценностей, традиционных
моральных норм, реализуемых в совместной социальнопедагогической
деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Проблема духовнонравственного развития в условиях современного
общества приобретает особое значение. Потеря моральных ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг привела к негативным
последствиям в обществе. Руководствуясь законом «Об образовании в РФ» и
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одной
из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
становление и развитие высоконравственного, творческого, инициативного,
ответственного, компетентного гражданина России.
Духовнонравственное развитие личности это многогранный процесс,
который требует целенаправленного воздействия.
По мнению Д.В. Григорьева, процесс духовнонравственного развития
личности ребенка может быть результативным при условии, если
целеполагание будет соотноситься со сферой ценностей, содержание со
сферой культуры, средства воспитания со смысловой сферой человека. [1]
Исследования А.С. Дусавицкого, с точки зрения которого «развитие
личности есть, прежде всего, становление субъекта нравственного действия»,
подтверждают косвенное, но сильное влияние обучения на духовно
нравственную сферу (мотивы поведения, представления о духовно
нравственных нормах, адекватная самооценка, наличие идеала и др.). [3]
В МОУ Школа № 3 г. Черемхово реализуется программа духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся, которая позволяет
обеспечить приобщение обучающихся к ценностям семьи, своего этнического, культурно – территориального сообщества,
базовым ценностям
многонационального народа Российской Федерации, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Работа ведется в двух направлениях:
работа с детьми: экскурсии в школу и лицей, знакомство с учителями
среднего звена, участие в конкурсах, в совместных праздниках, в спортивных
соревнованиях.
сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с
родительские конференции,
педагогами средней школы и лицея,
консультации, дни открытых дверей, анкетирование и др.
Таким образом, процесс становления духовно нравственного развития
ребёнка реализуется через систему уроков, на внеурочных занятиях духовно
нравственной направленности, в различных формах воспитательной
деятельности. Это беседы («Моя малая родина», «Труд и призвание»,
«Призвание служить Родине»), классные часы («Символы России», «Горжусь
тобой моя Россия», «Березасимвол России»), акции («Дети – детям»,
«Солдатам России», «Детивойны») и др.
Приобретенные в начальной школе формы и отношения со взрослыми и
сверстниками, моральные знания, отношения и чувства являются тем
фундаментом, на которых в среднем звене происходит развитие новых форм
поведения, сознания, чувств и отношений. Ребенок активно приобщается к
духовнонравственной культуре, создаваемой обществом в процессе
деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с
окружающим зависит процесс развития личности.
ФГОС определяет основные требования к реализации программы
духовнонравственного развития и воспитания на уровне НОО. Основное
требование к реализации программы является выбор методики и мониторинга
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
С 2015 года МОУ Школа № 3 г. Черемхово использует комплект
материалов «Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся.
Мониторинг результатов» (авторы А.Я. Данилюк, А.А. Логинова), в который
входят упражнения, выполняя которые дети задумываются о необходимости
соблюдения норм морали, об отношениях с одноклассниками и близкими
людьми, анализируют свое поведение. Анализ результатов выполнения
упражнений позволяет учителю оценить динамику нравственного развития и
воспитания учащихся, обогатить воспитательную программу и использовать
материалы мониторинга в качестве основы воспитательной работы в классе, а
также помогает создавать условия для вовлечения родителей (законных
представителей) в реализацию программы духовнонравственного развития и
воспитания учащихся. [4]
Работа способствует формированию и развитию личности, дает
положительную динамику сформированности нравственных категорий и
гражданственности учащихся, а это тот фундамент, на котором дальше будет воспитываться, взрослеть будущее поколение творческих, активных граждан
нашей страны.
Список литературы:
1.
ПК
и
ПМЦ
Лекция 3. Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Современный национальный
воспитательный идеал: приоритеты, источники, духовнонравственные
ценности.
К(П)ФУ
http://tulpar.kpfu.ru/pluginfile.php/57085/mod_resource/content/3/5%20%D0%BB
%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
%20%E2%84%963%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE
%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BD
%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD
%D0%BD%D0%BE
%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%
B8%D0%B5.pdf
РО
ПП
2.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /
Под ред. В.А. Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 200 с.
Сайт
журнала
«Вопросы
психологии.
3.
4.
http://www.voppsy.ru/issues/1980/805/805047.htm
https://www.livelib.ru/author/374212/latest
Духовно-нравственное развитие личности как фактор социализации школьника.
Духовно-нравственное развитие личности как фактор социализации школьника.
Духовно-нравственное развитие личности как фактор социализации школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.