Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа
Взрослым
03.02.2019
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Российская Федерация активно работает над восстановлением политического, экономического и духовного авторитета страны в мире и духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы, социальным заказом для образования. На сегодняшний день изменился национальный воспитательный идеал личности гражданина России – это высоконравственный, творческий, компетентный человек, принимающий судьбу Отечества, как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны; укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Появилась необходимость выделения духовно - нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России Пшебышевская.doc
ГБОУ КШИ «Курганинский казачий корпус» Пшебышевская С.С.
Духовно нравственное воспитание и развитие личности
гражданина России.
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. Российская Федерация активно работает над
восстановлением политического, экономического и духовного авторитета
страны в мире и духовнонравственное воспитание учащихся сегодня
является первостепенной задачей современной образовательной системы,
социальным заказом для образования. На сегодняшний день изменился
национальный воспитательный идеал личности гражданина России – это
высоконравственный, творческий, компетентный человек, принимающий
судьбу Отечества, как свою личную; осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны; укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа России. Появилась необходимость
выделения духовно нравственного воспитания в особую воспитательную
область,
обладающую своими методологическими доминантами,
структурой, целями и способами реализации.
Духовнонравственное воспитание – педагогически организованный
процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных
ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей общества.
Предпосылками интеграции духовного и нравственного воспитания стали
взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность», духовных
способностей и нравственных качеств личности, духовного состояния
человека и его деятельности, необходимость модернизации нравственного
воспитания средствами духовного, в соответствии с требованиями времени.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень
широко. И только в силу незнания его значения, люди иногда относят его
лишь к одной человеческой деятельности религиозной. Религиозность
это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных
истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным,
культурным, умение прощать и др. это и есть духовность. Это качество
всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над
нашими вчерашними достижениями. Духовность – это «устремление
человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление
человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и
внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность
проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим
миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе
гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников
духовности является совесть, а проявлением духовности любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого
выступают этические ценности,
составляющие основу сознания.
1 ГБОУ КШИ «Курганинский казачий корпус» Пшебышевская С.С.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и
чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и
приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс
духовнонравственного воспитания – это совокупность последовательных
взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение
эффективности и качества педагогической деятельности и должного
уровня нравственной воспитанности личности подростка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к
воспитанию личности «Формирование нравственности есть ни что иное, как
перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки
поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет Харламов И.Ф.
Нравственность образуется от слова “нравы”. По латыни нравы звучат как
«морас» мораль.
Духовность — есть процесс и результат развития человека до уровня
осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы
собственной жизни.
Современный этап развития образования в Российской Федерации
характеризуется возникновением новых типов образовательных
учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса.
Важную роль в организации корпусов сыграло возрождение лучших
традиций, обычаев России. Модель становления и развития воспитательной
системы в кадетских классах предусматривает новое содержание
образования, где большую роль играют духовно нравственное и военно
патриотическое воспитание.
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять
с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать
корпус, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?
На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашем корпусе
система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:
развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и
приумножать социокультурный опыт Отечества; формировать у молодого
поколения такие черты национального характера, как милосердие,
веротерпимость, совестливость; возрождение и воссоздание духовности в
школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже
почувствовать свои национальные корни.
Кадеты в ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус»
воспитываются на богатой событиями истории Кубанского казачества. У
нас частые гости казаки городского и районного казачьих обществ. В
корпусе обучаются дети потомственных кубанских казаков, которые
рассказывают одноклассникам об истории казачьих семей, приносят в дар
школьному музею вещи и фотографии из домашних архивов. Два
2 ГБОУ КШИ «Курганинский казачий корпус» Пшебышевская С.С.
важнейших направления воспитания молодых казаков: духовно
нравственное и патриотическое воспитание находятся в диалектическом
единстве, взаимно обуславливают и дополняют друг друга. Главное
призвание казаков – хранить и защищать духовнонравственные
православные ценности. Православие испокон веков служило духовным
стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной
церкви. Казачий характер закалялся и шлифовался в борьбе за веру и
Отечество, подобно кремню. В рамках действующей Национальной
программы «Духовнонравственная культура подрастающего поколения»
установлено тесное сотрудничество в решении вопросов духовно
нравственного воспитания кадет между СвятоВознесенским храмом г.
Курганинска и ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус».
Образовательный процесс в корпусе основан на лучших традициях
кубанского казачества, направлен на приобщение к многолетней культуре и
быту кубанских казаков. Кадеты торжественно принимают присягу в
храмах Курганинского округа, проходят подготовительный этап под
руководством районного казачьего общества и по благословению
Благочинного церквей Курганинского округа, настоятеля Свято
Вознесенского храма протоиерея Валерия Коваленко. В корпусе ведется
курс «Основы православной культуры» в 711 классах. Еженедельно с
кадетами проводятся двух часовые занятия священнослужителями
Курганинского благочиния. Педагоги и воспитанники посещают службы в
храмах Курганинского округа. Все проводимые мероприятия: конкурсы
«Рождество Христово», «Пасха в кубанской семье», «Святые заступники
Руси», «Ремесло Богородицы», «Земная жизнь пресвятой Богородицы»,
краевая благотворительная акция «Застыли матери в обелисках...»,
олимпиады по основам православной культуры, подготовка школьников и
педагогов к участию в литературнотворческих конкурсах, связанных с
православной тематикой, не проходят без совместного участия педагогов и
священнослужителей. В течение пяти лет в корпусе действует Дружина
Благоверного Александра Невского, целью создания которой является
обеспечение полноценного духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся, приобщение к духовным святыням православия, воспитание
потребности в здоровом образе жизни. В течение ряда лет "Дружина
Александра Невского" становилась победителем Слета Православной
Молодежи Кубани в г. Горячий ключи и ст. Ладожской, красной нитью
через все выступления нашей команды проходит девиз Слета "Стойким
духом – вечная слава! За веру, Кубань и Отечество!" Кадеты постоянно
участвуют в ежегодных муниципальных мероприятиях: «Всякое дыхание
да славит Господа!», пасхальные мероприятия, Крестные ходы, ярмарки,
выставки детских рисунков и поделок «Рождественская ярмарка».
3 ГБОУ КШИ «Курганинский казачий корпус» Пшебышевская С.С.
В корпусе открыты домовая часовня, уголки Православия. В каждом
кабинете, спальном помещении, в столовой есть иконы. Учебные занятия и
прием пищи начинаются и заканчиваются молитвой. В корпусе активно
используются различные формы работы с родителями: вечера вопросов и
ответов, проведение православных праздников, выставки детского и
взрослого творчества. Для педагогов проводятся тематические семинары,
фестивали педагогических идей с привлечением представителей
духовенства.
Культурнонравственное направление в воспитании будущих
защитников Родины считается основной заботой учителей корпуса. Отсюда
следует, что учитель, воспитатель, организуя деятельность кадета, должен
иметь в виду не только конечный результат. Очень важно помнить о том,
какой нравственный урок получает ребенок в процессе выполнения
конкретного дела, как проявляются нравственные стороны его личности и
формируются культурные и духовные ценности. Так учащиеся,
неоднократно посещая Михайло Афонскую пустынь, только после
изучения многострадальной истории монастыря, получили возможность
пройти обряд очищения в новой купели святого источника великомученика
Пантелеимона.
Формирование нравственных поступков и нравственных привычек и, в
соответствии с этим , организация жизни воспитанников – вот задача
воспитателей и учителей корпуса. Так как ребята живут в школе интернате
и оторваны от дома, своей прежней школы и друзей, коллективом
разработаны и проводятся мероприятия, направленные на формирование
дружеских отношений в классах, осознании своих обязанностей перед
друзьями; формирование представлений о толерантности. Кадеты
выработали свой Кодекс дружбы, выяснили на примерах что же такое
толерантность, рассмотрели проявление не толерантного поведения, приняв
участие в подготовке и проведении мероприятия "Кубань территория
дружбы" в Центральной Курганинской библиотеке.
В корпусе функционирует краеведческий музей, у воспитанников есть
возможность ознакомиться с интересными и неординарными выставками,
принять участие в мастерклассах, прослушивать музейные лекции и при
этом быть не только пассивными зрителями, но и активными участниками
музейного проекта «Сохраним свою историю». Таким образом, ребята
вносят свой посильный вклад в работу музея, осознают свою личную
причастность к сохранению истории. Члены Совета музея под
руководством учителей проводят огромную подготовительную работу для
участия в ежегодном смотре конкурсе на лучшую патриотическую работу
на приз им. маршала Г.К.Жукова, в котором корпус занимает призовые
места.
4 ГБОУ КШИ «Курганинский казачий корпус» Пшебышевская С.С.
Воспитанники корпуса в течение ряда лет принимают участие в
социальных проектах "От детского сердца к сердцу ветерана", «Лебединое
озеро», «Сохраним свою историю». Активную работу по оказанию шефской
помощи ветеранам ВОВ проводят члены отряда "Юные жуковцы".
Внимание ребят выражается не только в поздравлениях ветеранов с
праздниками, но и участие в акциях "Георгиевская ленточка", "Здесь живет
ветеран", "Забота", "Юбилей", "Аллея памяти", освещение мероприятий в
СМИ. Воспитанники корпуса, встречаясь с ветеранами боевых действий
трех поколений, знают, что война – это не легкий труд, а тяжелое
испытание для любого человека. Для них обелиск Победы, вахта Памяти,
парад в честь Дня Победы – не просто слова, а основополагающие символы.
Команда воспитанников корпуса принимает активное участие в
международном образовательном сборе военноспортивных организаций и
кадетских корпусов «Союз 2014» наследники Победы» который
проходит в странах СНГ (Украина, Россия, Киргизия). На сборе «Союз»
ребята начинают дружить, сплачиваться, слушать друг друга, появляется
взаимопонимание, они учатся работать в коллективе.
Таким образом, из моих слов можно сделать вывод о том, что на
формирование личности кадета и лучших его качеств через духовно
нравственное воспитание в нашем корпусе целенаправленно или
опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и
развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом
процессе, эффективном использовании объективных возможностей
православия, истории, искусства, как средств духовнонравственного и
эстетического воспитания молодого поколения.
Для коллектива ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский
корпус» духовнонравственное воспитание подрастающего поколения
имеет чрезвычайную значимость, потому что формирование гражданина
одна из приоритетных задач в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса
как великой державы сегодня связано не только с решением политических,
экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием
Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности,
исторически сложившейся российской ментальности.
5
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Духовно - нравственное воспитание и развитие личности гражданина России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.