ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
20.12.2018
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учительученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.В преподавании социально экономических наук необходимо различать два момента: теоретическую направленность преподавания и методику преподавания.
Статья Хаметова.doc
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В
ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется
методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на
исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения
формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем
уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от
взаимодействия звена преподаватель обучающийся[1, 9] .
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в
прямой зависимости от взаимодействия звена "учительученик". Экономика в этом плане не
исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном
общении преподавателя и учащихся.
В преподавании социально экономических наук необходимо различать два момента:
теоретическую направленность преподавания и методику преподавания. Направленность
преподавания определяется, прежде всего, характером той науки, которая преподается,
ее значимостью и возможностью практического использования в интересах общества,
теоретическим уровнем преподавания, а также степенью теоретической подготовленности и
идейной убежденности преподавателей. Методика преподавания должна обеспечить
педагогические приемы, с помощью которых можно довести до студента теоретическое
содержание изучаемой науки.
Методика, как учение о методах обучения и воспитания методика представляет
собой часть общей теории образования и обучения, дидактики, разрабатывающей весь
комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения [1, 14].
Поскольку наука не стоит на месте, а постоянно развивается и обогащается,
пополняется новой суммой знаний, поэтому повышение научного преподавания, прежде всего,
зависит в какой мере эти знания аккумулируются в учебном процессе, от непрерывного
курсов, углубленного рассмотрения актуальных проблем
обновления,
лекционных
экономической жизни [2, 10].
Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность
взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Что отличает
данную методику? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества.
Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект
позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным,
упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и
практики экономического развития.
Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных
статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны
экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако
следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться
изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть
случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их
объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и
отношения требуют негативные факты.[2, 27].
Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. Сравнительная
оценка эффективности метода выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод
лучше других способствует решению задачи, + или , что метод пригоден или не пригоден для
достижения цели (Таблица 1).
Таблица 1 Сравнительная эффективность методов обучения
Метод
Формирование
Кругозор
Теоретич
Практиче
а,
мировозз
рения
еских
знаний
ских,
трудовых
умений
Умений
добывать,
систематизи
ровать и
применять
знания
Умения
учиться,
навыков
самообраз
ования
Навыко
в
упрочне
ния
знаний,
умений
Рассказ
Беседа
Лекция
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
Видео метод
Упражнения
Лабораторный
метод
Практический
метод
Познавательная
игра
Метод
программированно
+!
+!
+!
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+!
+!
+
+!
+
+
+
+!
+
+
+!
+!
+
+
+!
+!
+!
+!
+!
+
+
+
+
+
+
+
+
+!
+!
+!
+
+!
+
+
+
+
+
+!
+
+!
+
+
+
+
+
+!
+
+
+
+!
+!
+
+!
+! го обучения
Обучающий
контроль
+
+
+
+
+!
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то не
специалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится.
На самом деле он очень стеснён в определении путей достижения цели. Объективные и
субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора,
оставляют педагогику считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной
метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости.
Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на
занятии. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения
намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей,
позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [2, 37].
Литература
1. Методика преподавания экономических дисциплин: учебнометодический
комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006. – 116 с.
2. Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие/Н.Хужаев,
П.З. Хашимов, Т.Т.Джураев, О.Б. Гимранова: Ташкент, 2005 –140 стр.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.