Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется: новыми образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни.
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование научной деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
ПРОГРАММА НОУ.doc
ПРОГРАММА
НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
«ИНТЕЛЛЕКТ» Содержание
1 Пояснительная записка………………………………………………...
3
2 Направления деятельности НОУ……………………………………… 4
3 Участники НОУ………………………………………………………...
4
4
4
Режим занятий………………………………………………………….
5
5 Методы и формы проведения занятий………………………………..
6 Оформление работ……………………………………………………..
5
7 Презентация результатов учебноисследовательской
5
деятельности…………………………………………………………….
5
8
Критерии оценивания презентации…………………………………....
6
9 Итоговый контроль……………………………………………………..
6
10 Требования к уровню подготовки учащихся………………………….
7
11 Структура, содержание и оформление исследовательской работы…
12 Контроль уровня обученности…………………………………………
7
13 Критерии оценки исследовательской работы………………………… 8
14 Материальнотехническая база………………………………………...
8
9
15 Перечень учебнометодического обеспечения………………………..
10
16 МОДУЛЬ 1 «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»……………………….
Пояснительная записка…………………………………………..
10
10
Актуальность программы………………………………………..
11
Место программы в учебном плане……………………………..
Особенности организации внеурочного занятия……………….
11
Формы организации работы с детьми…………………………..
11
Методы обучения………………………………………………… 12
Материальнотехническое обеспечение………………………...
12
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы……………………………….
13
Календарнотематический план………………………………… 15
Ожидаемые результаты программы…………………………….
16
Контроль и оценка планируемых результатов………………… 16
17 МОДУЛЬ 2 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В SCRATCH»……………… 17
17
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Пояснительная записка…………………………………………..
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы……………………………….
Содержание модуля «Программирования в Scratch»…………..
Тематическое планирование модуля «Программирования в
•
•
•
•
•
Scratch»…………………………………………………………………… 22
•
23
Ожидаемые результаты программы……………………………...
17
18
2 Пояснительная записка
Основная цель современного образования состоит в формировании новой
образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной
модернизации российского общества.
новыми
образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением
информационнокоммуникационных технологий во все сферы жизни.
Цель образования формируется:
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный
рост информационноресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным
ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных
образовательных сетей и образовательных сообществ;
интерактивность; возможность
моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к
самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а
также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности
образовательного учреждения становится стимулирование научной деятельности учащихся.
Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного
труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах с
другой.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления
многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские
навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы
и оформление её);
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и
выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность
к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов
способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая
существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в
дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Создание «НОУ» позволяет:
попробовать свои силы в научноисследовательской деятельности;
раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;
развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов
и умений;
учиться самоанализу и самосовершенствованию;
учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;
развивать различные компетентности.
3 Цель: создание благоприятных условий для развития научноисследовательской
деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего
научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать
информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно
оформлять научную работу;
развивать познавательную активность и творческие способности;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед
аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
ориентировать учащихся на познание как ценность
Направления деятельности НОУ:
организация научноисследовательской деятельности учащихся в соответствии с их
научными интересами;
организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных
исследований учащихся;
подготовка, организация и проведение научнопрактических конференций, турниров,
олимпиад, конкурсов;
проведение интеллектуальных игр, выставок творческих работ учащихся;
организация лекторий консультаций с учителями предметниками;
распространение и пропаганда материалов о своей деятельности (лучших школьных
проектов и материалов к школьным мероприятиям).
Участники НОУ.
1. Членами научного общества являются учащиеся 6 – 9 классов, изъявившие желание
активно участвовать в работе.
2. Учащиеся – исполнители исследовательской работы имеют право:
выбрать тему в соответствии со своими интересами;
использовать для выполнения исследования материальнотехническую и информационно
справочную базу лицея;
получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и
консультантов;
свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в
соответствии с авторским правом;
представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения
зачёта или оценки по соответствующему предмету;
добровольно выйти из состава общества.
3. Члены НОУ могут избирать и быть избранными в ученический совет; получать отзыв о
своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя.
4. К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относится:
выполнение исследования в соответствии с требованиями, утверждёнными образовательным
учреждением;
соблюдение графика работы в соответствии с рабочей программой исследования;
4 соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и
справочноинформационных материалов школы, а также вспомогательных учреждений
(библиотек, архивов, музеев т.п.).
5. За активную деятельность в НОУ
награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
и выполнение конкретных работ школьники
Режим занятий.
Программа НОУ «Интеллект» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Программой
предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная,
консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Методы и формы проведения занятий.
Словесный метод подразумевает лекции, беседы; наглядный – демонстрация и
обсуждение готовых работ и презентаций; исследовательский – работа в библиотеках,
методических копилках кабинетов, в ресурсах Интернет; практический – работа с
лабораторным оборудованием, соцопросы и т.д.
Прогнозируемые результаты: овладение навыками индивидуальной работы и работы
в творческих группах; применение на практике полученных знаний по созданию презентаций в
Power Point; повышение уровня образованности, коммуникативности и самооценки у
учащихся.
Программой предусматривается проверка знаний и умений у учащихся в виде
промежуточного контроля: семинары, практические задания, минипроекты, выступления на
секциях и на уроках, итоговые конференции.
Работа над темой исследования может быть рассчитана как на один учебный год, так и
на два и более. Защита исследовательской работы (реферата, проекта) производится на
научнопрактической конференции или при проведении экзамена (как его альтернативная
форма). Время её представления не должно превышать 10 минут. Руководитель обязан
представить к защите исследования рецензию на работу (как теоретическую, так и
практическую части).
Проведение работы по оформлению материала (оформление реферата, презентации по
Оформление работ
теме реферата, тезисов доклада), редакция и выпуск газеты, оформление стенда.
Презентация результатов учебноисследовательской деятельности
Знакомство с содержанием письменного отчёта, составление плана письменного
отчёта. Знакомство со структурой и содержанием устного доклада и визуального отчёта.
Изучение структуры презентаций, приёмов, методов и технологий её изготовления. Раздел
предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под
руководством консультантов и научных руководителей.
Критерии оценивания презентации
Критерий
Дизайн и
мультимедиа
эффекты
5 баллов
Цвет фона
гармонирует с
цветом текста, всё
отлично читается
Использовано 3
цвета шрифта
Все страницы
4 балла
3 балла
Цвет фона плохо
соответствует цвету
текста
Цвет фона хорошо
соответствует цвету
текста, всё можно
прочесть
Использовано 4
цвета шрифта
12 страницы имеют Некоторые
Использовано 5
цветов шрифта
2 балла
Цвет фона не
соответствует цвету
текста
Использовано более
5 цветов шрифта
Каждая страница
5 выдержаны в едином
стиле
Гиперссылки
выделены и имеют
разное оформление
до и после
посещения кадра
Анимация
присутствует только
в тех местах, где она
уместна и усиливает
эффект восприятия
текстовой части
информации
Звуковой фон
соответствует
единой концепции и
усиливает эффект
восприятия
текстовой части
информации
Размер шрифта
оптимальный
свой стиль
оформления,
отличный от общего
Гиперссылки
выделены и имеют
одинаковое
оформление до и
после посещения
кадра
Анимация
присутствует только
в тех местах, где она
уместна
Звуковой фон
соответствует
единой концепции и
привлекает
внимание зрителей в
нужных местах
именно к
информации
Размер шрифта
оптимальный не на
всех слайдах
Все ссылки
работают
Содержание
является строго
научным
Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
усиливают эффект
восприятия
текстовой части
информации
Орфографические,
пунктуационные,
стилистические
ошибки отсутствуют
Наборы числовых
данных
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами,
причем в наиболее
удобной форме
Не работают 12
ссылки
Содержание в целом
является научным
Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
соответствуют
тексту
Орфографические,
пунктуационные,
стилистические
ошибки практически
отсутствуют (12
ошибки)
Наборы числовых
данных
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами
страницы имеют
свой стиль
оформления
Гиперссылки
выделены
имеет свой стиль
оформления
Гиперссылки не
выделены
Анимация
дозирована
Анимация
отсутствует (или же
презентация
перегружена
анимацией
Звуковой фон не
соответствует
единой концепции,
но не носит
отвлекающий
характер
Звуковой фон не
соответствует
единой концепции,
носит отвлекающий
характер
Размер шрифта
средний
(соответственно,
объём информации
слишком большой
— кадр несколько
перегружен)
информацией
Не работают 34
ссылки
Содержание
включает в себя
элементы научности
Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
в определенных
случаях
соответствуют
тексту
Есть
орфографические,
пунктуационные,
стилистические
ошибки (35
ошибок)
Наборы числовых
данных иногда
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами
Слишком мелкий
шрифт
(соответственно,
объём информации
слишком велик —
кадр перегружен)
Ссылки не работают
Содержание не
является научным
Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
не соответствуют
тексту
Много
орфографических,
пунктуационных,
стилистических
ошибок (более 5
ошибок)
Наборы числовых
данных иногда
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами
6
Содержание Конкурсы творческих работ по научным секциям. Презентации лучших работ на
городском конкурсе. Школьная итоговая конференция.
Итоговый контроль
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основные методы исследования;
Учащиеся должны уметь:
Правильно оформлять исследовательскую работу,
Проектировать исследовательскую деятельность;
Структура, содержание и оформление исследовательской работы
Исследовательская работа (реферат, проект) оформляется в соответствии со
стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист;
2. Введение;
3. Основное содержание;
4. Выводы и рекомендации;
5. Список используемой литературы;
6. Приложения.
Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного
учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью
излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той
или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера,
которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели,
задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат. Объём введения не должен
превышать трёх страниц.
Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное
содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это
может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое
решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение
известного способа действия и т.п.).
Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами
решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники,
архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы.
Оптимальный объём данного раздела – 1520 страниц печатного текста.
7 В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты
работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух
трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор,
что он готов защищать.
Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется
в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания.
При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или
постраничные или в виде примечаний в конце текста).
Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки,
фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации
(доказательств) своих исследования.
Презентация результатов учебноисследовательской деятельности.
Контроль уровня обученности
Критерии оценки исследовательской работы
При выставлении оценки учитываются:
использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
научное и практическое значение результатов работы:
новизна работы:
получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое
оригинальное изделие, макет или эксперимент;
имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных
результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и
исследователей в данной области);
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
Постановка проблемы;
Методы решения;
Актуальность;
Наглядность;
Экспериментальный характер работы;
Практическая направленность;
Оформление работы;
Эмоциональность изложения;
Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
Рецензия научного руководителя.
Материальнотехническая база
8 Занятия проводятся на базе кабинетов информатики с использованием их
материальных ресурсов. Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и
средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.282110, СанПиН 2.2.2/2.4.134003).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места
преподавателя и 12—15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом:
системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компактдисков,
аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна
обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом:
воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с
микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети
и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.
Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и
в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с исполь
зованием сервера и «тонкого клиента».
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным
оборудованием:
принтер (чернобелой печати, формата А4);
принтер (цветной печати, формата А4);
мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или
потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web
камера и пр.);
управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить
простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.
д.);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования
для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использует операционную систему Windows. Все
программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, ли
цензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания программы необходимо наличие следующего
программного обеспечения:
операционная система;
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
антивирусная программа;
программаархиватор;
программапереводчик;
система оптического распознавания текста;
программа интерактивного общения;
виртуальные компьютерные лаборатории;
9
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу
разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы;
звуковой редактор;
система автоматизированного проектирования;
система программирования;
геоинформационная система;
редактор webстраниц.
Перечень учебнометодического обеспечения
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции)
кабинета информатики, который должен включать:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки
РФ, сборники программ по информатике и пр.);
учебнометодическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия,
сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и ито
гового контроля и пр.);
научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке
должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты
демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное
содержание предмета, должны быть представлены как в виде настенных полиграфических
изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной
презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных
образовательных ресурсов, включающая:
комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.),
содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самосто
ятельным, поисковоисследовательским видам работы, развитию умений работы с
информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной
культуры учащихся;
каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных
образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике,
дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для
самостоятельного изучения. (В состав книгопечатной продукции, имеющейся в
кабинете информатики, целесообразно включать не только УМК, используемые в
данной школе, но и по нескольку экземпляров других УМК; эти учебники и учебные
пособия могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а
также учителем как часть методического обеспечения учебного процесса.)
Программа занятий НОУ состоит из двух модулей:
1. Модуль 1 «Компьютерная графика»
2. Модуль 2 «Программирование в среде Scratch»
10 МОДУЛЬ 1 «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта общего образования, концепция которой направлена на духовнонравственное
развитие и воспитание личности гражданина России.
Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» является составной
частью программы научного общества учащихся.
Программа разработана с учётом особенностей общего образования, а также возрастных
и психологических особенностей школьника, которая поможет учащимся освоить азы
художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает
понимание учеником гармонии и цвета.
Актуальность программы
Одной из важнейших задач дополнительного образования в школе является
формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но
и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности
закладываются, в том числе, и через приобщение детей к художественной культуре. Обучение
их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения
искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же умению пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности
(как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают
внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более
осознанно и цельно постигать окружающий мир.
В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии
и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и
творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач
современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои
способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного
понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно
создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в
рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую
печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных
форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных
форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным
создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цель: формирование и развитие у учащихся практических умений в области компьютерной
графики.
Задачи:
способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса к
познакомить учащихся с возможностями текстового редактора и программы
•
изучению компьютерной графики;
•
создания презентаций;
•
развивать у учащихся творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.
Место программы в учебном плане
11 Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование
организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного
процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности
(кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития,
воспитания и социализации. Программа «Компьютерная графика» реализуется на занятиях
внеурочной деятельности с целью дальнейшего совершенствования образовательного
процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования
коммуникативных качеств. Формы реализации программы общекультурного направления:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, практическая, самостоятельная
работа, ситуационные игры, проектная деятельность.
Особенности организации внеурочного занятия
Формы и методы содержания обучения по данной программе должно проходить в
компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия
происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами
валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за
компьютером обучающиеся работают 1520 минут. Сразу после работы за компьютером
следует минутка релаксации обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.
Формы организации работы с детьми
Коллективная и индивидуальная работа;
Работа в парах;
Работа в малых группах;
Практическая работа за компьютером;
Методы обучения
Беседа;
Игра: познавательная, развивающая;
Проектная работа;
Практическая работа;
Наглядный пример.
Материально техническое обеспечение
Материальнотехническая база кафедры НИТ приведена в соответствие с задачами по
обеспечению реализации основной образовательной программы, необходимого учебно
материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей
образовательной и социальной среды. В соответствии с требованиями ФГОС в лицее имеются
кабинеты, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности. Учебно
методическое и информационное обеспечение реализации ООП ООО МАОУ лицея № 82
направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП,
планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика» в
лицее имеется: 3 кабинета, оборудованных компьютерной техникой, проекторы,
интерактивные доски.
Кабинеты информатики комплектуются следующим периферийным
оборудованием:
принтер (чернобелой печати, формата А4);
12 принтер (цветной печати, формата А4);
мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран и интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web
камера и пр.);
управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить
простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.
д.);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования
для подключения к сети Интернет, сервер).
Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете
информатики, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо
наличие следующего программного обеспечения:
операционная система;
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
антивирусная программа;
программаархиватор;
программапереводчик;
система оптического распознавания текста;
программа интерактивного общения;
клавиатурный тренажер;
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу
разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы;
звуковой редактор;
система автоматизированного проектирования;
система программирования;
геоинформационная система;
редактор webстраниц.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции)
кабинета информатики, который должен включать:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки
РФ, сборники программ по информатике и пр.);
учебнометодическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия,
сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и ито
гового контроля и пр.);
научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
периодические издания.
13 Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность
формирования
Личностные результаты
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом и придуманных самостоятельно ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоциональнооценочного отношения к миру
(интересы, склонности, предпочтения);
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
делать выводы в результате совместной работы класса учителя; преобразовывать
информацию из одной формы в другую.
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения,
небольшого текста или рисунка);
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
14
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; умение задавать вопросы.
Предметные результаты
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы,
явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных
программ;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
иметь понятие о множестве;
уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке
расширения;
или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
уметь конструировать фигуру из её частей;
уметь находить истинное и ложное суждение;
уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
Календарно тематический план
Тема занятия
Колво часов
Знакомство с компьютером
Техника безопасности. Файлы и папки.
Операции над файлами и папками (каталогами).
Источники информации и способы для компьютерного поиска.
Локальный поиск. Поисковые системы в сети Интернет.
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Создание мультфильма
Этапы создания мультфильма.
Основные операции при создании анимации
Создание покадровой анимации
Работа с кадрами и ключевыми кадрами.
Работа с множеством кадров
Защита индивидуального творческого проекта.
Дизайн жилого помещения
Зонирование и оформление интерьера
Стили интерьера
Композиция интерьера
Цвет интерьера
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Дизайн жилой комнаты
Дизайн жилой комнаты
Защита индивидуального творческого проекта
Оформление выставки работ
Шрифты и каллиграфия
Компьютерное письмо и шрифты.
Каллиграфия.
Операции при создании текстов.
Оформление и организация текста.
Творческая работа.
Графический дизайн
Виды плакатов
Разработка плаката
Разработка плаката
Итоговая работа
Виды упаковки
Знаки на упаковке
Разработка упаковки
Итоговая работа
Итоговая работа
Защита проекта
Оформление выставки работ
Итого
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Компьютерная графика» будет обеспечено достижение
обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных
знаний работы на компьютере, понимания построения графического рисунка: создавать
рисунки с помощью компьютера; применять набор основных инструментов и операций,
применяемых при рисовании на компьютере; определять признак предмета (цвет, форма,
размер), холодные и тёплые цвета; различать понятия «замкнутые линии», симметрия,
орнамент; определять понятия «композиция», «натюрморт», «графика», «пейзаж», «лубок»;
познакомиться с народными промыслами; познакомиться с видами штриховки.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на
компьютере: создавать анимацию разными способами (покадровая рисованная анимация,
конструирование анимации, программирование анимации); работать с набором основных
инструментов, применяемых при создании проектов домов и квартир; разрабатывать
логотипы, знаки и системы ориентации.
Контроль и оценка планируемых результатов
16 Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
•
•
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).
Текущий, в форме наблюдения:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала
его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
•
Итоговый контроль в формах
практические работы;
творческие работы обучающихся;
презентация своей работы.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание
портфолио учащегося.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование
работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
МОДУЛЬ 2 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В SCRATCH»
Пояснительная записка
Опыт работы с учениками 5–8 классов в среде программирования Scratch позволяет
говорить о целесообразности включения в программу НОУ практикоориентированного
модуля «Программирование в Scratch»
как первого шага к изучению языков
программирования высокого уровня.
Основное назначение модуля — изучение алгоритмов и исполнителей, первое
знакомство с основными алгоритмическими конструкциями, используемыми в языках
программирования; получение позитивного опыта отладки и написания первых завершённых
программных продуктов.
Программа модуля предполагает знакомство с основными понятиями, используемыми
в языках программирования высокого уровня, решение большого количества творческих
задач, многие из которых моделируют процессы и явления из таких предметных областей, как
информатика, алгебра, геометрия, география, физика, русский язык и др. Многие задания
составлены таким образом, чтобы они решались методами учебноисследовательской и
проектной деятельности. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы
17 показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами,
обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности
выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы
Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения программы
модуля «Программирования в Scratch» в 5–8 классах – это:
формирование ответственного отношения к учению, способности довести до конца
начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;
формирование способности к саморазвитию и самообразованию средствами
информационных технологий на основе приобретённой благодаря иллюстративной среде
программирования мотивации к обучению и познанию;
развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня
самооценки, благодаря реализованным проектам;
формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, участия в конкурсах и конференциях различного уровня;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информационных технологий;
формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению,
результату его деятельности;
развитие эстетического сознания через творческую деятельность на базе
иллюстрированной среды программирования.
К основным метапредметным
(осваиваемым обучающимися
межпредметным понятиям и универсальным учебным действиям, способности их
использования как в учебной, так и в познавательной и социальной практике), формируемые в
процессе освоения программы модуля «Программирование в Scratch» в 5–8 классах, можно
отнести:
результатам
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать
мотивы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы для
получения эффективного результата, понимая, что в программировании длинная программа
не значит лучшая программа;
умение оценивать правильность решения учебноисследовательской задачи;
умение корректировать свои действия, вносить изменения в программу и отлаживать
её в соответствии с изменяющимися условиями;
владение основами самоконтроля, принятия решений;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебноисследовательских и проектных работ;
ИКТкомпетенцию;
умение сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками в процессе
18 проектной и учебноисследовательской деятельности.
Основные
предметные результаты, формируемые в процессе изучения модуля
«Программирование в Scratch» в 5–8 классах направлены на:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений об основных предметных понятиях — «информация»,
«алгоритм», «модель» и их свойствах;
развитие логических способностей и алгоритмического мышления, умений составить
и записать алгоритм для конкретного исполнителя, знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
развитие представлений о числах, числовых системах;
овладение символьным языком алгебры, умение составлять и использовать сложные
алгебраические выражения для моделирования учебных проектов, моделировать реальные
ситуации на языке алгебры;
развитие пространственных представлений, навыков геометрических построений и
моделирования таких процессов, развитие изобразительных умений с помощью средств ИКТ;
формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных
навыков использования компьютерных устройств и программ;
формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание модуля «Программирования в Scratch»
Раздел 1. Знакомство с программной средой Scratch
Свободное программное обеспечение. Авторы программной среды Scratch. Параметры
для скачивания и установки программной среды на домашний компьютер.
Основные элементы пользовательского интерфейса программной среды Scratch.
Внешний вид рабочего окна.
Блочная структура систематизации информации.
Функциональные блоки. Блоки команд, состояний, программ, запуска, действий и
исполнителей. Установка русского языка для Scratch.
Создание и сохранение документа. Понятия спрайта, сцены, скрипта. Очистка экрана.
Основной персонаж как исполнитель программ. Система команд исполнителя (СКИ).
Блочная структура программы. Непосредственное управление исполнителем.
Библиотека персонажей. Сцена и разнообразие сцен, исходя из библиотеки данных.
Систематизация данных библиотек персонажей и сцен. Иерархия в организации хранения
костюмов персонажа и фонов для сцен. Импорт костюма, импорт фона.
Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
определять технические устройства для ввода и вывода информации;
понимать иерархическую организацию библиотеки данных программной среды;
выделять путь к элементам библиотеки;
выделять фрагменты изображения для дальней работы с ними;
планировать работу по созданию сложных изображений путем копирования и
масштабирования простых;
выбирать наиболее подходящий инструмент графического редактора для создания
фрагмента изображения;
различать верхний и нижний цвета изображения;
19 придумывать и создавать различные градиенты для заливки замкнутой области;
планировать создание симметричных изображений.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать программную среду Scratch;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса программной среды;
изменять размер и перемещать окно программы, выбирать необходимый режим окна;
вводить имя файла с помощью клавиатуры;
выбирать необходимый файл из нужной папки библиотеки программы;
создавать, копировать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования техники безопасности при работе в компьютерном классе.
Раздел 2. Компьютерная графика
Компьютерная графика. Векторные и растровые графические редакторы. Встроенный
растровый графический редактор. Основные инструменты графического редактора —
кисточка, ластик, заливка (цветом или градиентом), рисование линий, прямоугольников,
квадратов, эллипсов и окружностей, выбор фрагмента изображение и отражение его по
горизонтали или вертикали, использование инструмента печать для копирования выделенной
области изображения, работа с текстом. Масштаб фрагмента изображения. Палитра цветов,
установка цвета переднего плана и фона, выбор цвета из изображения с помощью инструмента
пипетка. Изменение центра костюма. Изменение размера костюма.
Основные возможности изменения внешнего вида исполнителя: 1) использование
встроенной библиотеки данных путём импорта её элемента; 2) редактирование выбранного
элемента с помощью инструментов встроенного растрового графического редактора; 3)
создание собственных изображений в других программах (например,
CorelDraw) и
импортирование их в программную среду Scratch.
Знакомство с основными графическими примитивами векторного редактора CorelDraw.
Возможность создания геометрических фигур без внутренней заливки, но с текстовым блоком
внутри. Стрелки, их направление.
Аналитическая деятельность:
выделять фрагменты изображения для дальней работы с ними;
планировать работу по созданию сложных изображений путем копирования и
масштабирования простых;
выбирать наиболее подходящий инструмент графического редактора для создания
фрагмента изображения;
различать верхний и нижний цвета изображения;
придумывать и создавать различные градиенты для заливки замкнутой области;
планировать создание симметричных изображений.
Практическая деятельность:
использовать простейшие растровые и векторные редакторы для создания и
редактирования изображений;
изменять центр изображения;
вносить изменения в изображения из встроенной библиотеки;
создавать сложные графические объекты путем копирования и модификации простых
объектов и их фрагментов,
использовать возможности работы с цветом.
Раздел 3. Алгоритмы и исполнители
Алгоритм. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя, приводящих от исходных данных к конечному результату. Схематическая
20 запись алгоритма. Использование геометрических фигур для схематической записи
алгоритма. Создание блоксхем в свободном векторном редакторе CorelDraw.
Линейные алгоритмы
Основные признаки линейного алгоритма. Схематическое описание линейного
алгоритма. Геометрические примитивы, используемые для описания линейного алгоритма.
Программное управление исполнителем. Создание программ для перемещения
исполнителя по экранному полю. Понятие поворота исполнителя в определенное
направление. Прямой угол. Поворот исполнителя на прямой угол по часовой стрелке и против
часовой стрелки.
Создание программ для рисования линий. Изменение цвета и толщины рисуемой линии.
Особенности пунктирной линии. Написание программы для исполнителя, чтобы он оставлял
пунктирную линию при перемещении по экранному полю.
Прямоугольник, квадрат — основные черты. Написание программ для движения
исполнителя вдоль сторон квадрата, прямоугольника. Внесение изменений в программу
рисования квадрата, если необходимо получить другой размер стороны квадрата.
Прерывание программы.
Циклические алгоритмы
Многократное повторение команд как организация цикла. Особенности использования
цикла в программе. Упрощение программы путём сокращения количества команд при
переходе от линейных алгоритмов к циклическим.
Схематическая запись циклического алгоритма.
Типы циклических алгоритмов. Основные конструкции программной среды,
используемые для написания программ исполнителям с применением циклов.
Конечный цикл. Сокращение программы для исполнителя, рисующего линии, квадраты,
прямоугольники при использовании цикла. Программа исполнителя для рисования
нескольких однотипных геометрических фигур, например, нескольких квадратов из одной
вершины, но с различным значением стороны.
Конструкции программной среды спрятаться/показаться. Выполнение программы
исполнителем, не показанным на поле выполнения программы.
Написание и отладка программ с применением конструкции цикл в цикле.
Бесконечный цикл. Повторяющаяся смена внешности исполнителя для имитации
движения персонажа. Использование бесконечного цикла для создания анимации.
Получение различного эффекта воспроизведения программы при изменении костюма
исполнителя Scratch.
Параллелизм в программной среде
Использование нескольких исполнителей. Копирование программы одного исполнителя
другим. Выполнение одинаковых программ разными исполнителями с использованием
различных начальных условий. Параллельное выполнение одинотипных действий. Принцип
суперкомпъютерных технологий. Таймер для вычисления времени выполнения программы.
Уменьшение показаний таймера при использовании параллельных вычислений.
Интерактивность программ. Возможность организации диалога между исполнителями.
Операторы для слияния текстовых выражений.
Взаимодействие исполнителей путём касания друг друга или цвета. Использование
сенсоров при взаимодействии исполнителей. Задержка выполнения программы.
Работа исполнителей в разных слоях изображения.
Ветвление в алгоритмах
Использование ветвления при написании программ. Короткая форма. Полная форма
условного оператора. Конструкции ветвления для моделирования ситуации.
Цикл пока. Повторение команд исполнителя при выполнении определенного условия.
21 Последовательное
выполнение
фрагментов
программы разными
исполнителями
Типы исполнителей программной среды Scratch. Системы команд исполнителей.
Различные системы команд для разных типов исполнителей.
Управление событиями. Передача сообщений исполнителям для выполнения
определенной последовательности команд.
Передача управления между различными типами исполнителей.
Аналитическая деятельность:
придумывать задачи для исполнителей программной среды;
выделять ситуации, для описания которых можно использовать линейный алгоритм,
алгоритм с ветвлениями, повторениями;
определять эффективный способ решения поставленной задачи;
находить параллельности в выполняемых действиях и программировать их с помощью
нескольких исполнителей;
планировать последовательность событий для заданного проекта.
Практическая деятельность:
составлять и отлаживать программный код;
использовать конструкции программной среды для создания линейных, разветвленных
и циклических алгоритмов;
организовывать параллельные вычисления;
организовывать последовательность событий программы, передачу управления от
одних исполнителей другим.
Раздел 4. Проектная деятельность и моделирование процессов и систем
Мультимедийный проект. Описание сюжетных событий. Анимация. Создание эффекта
анимации с помощью последовательной смены изображений. Имитационные модели.
Интерактивные проекты. Игры.
Аналитическая деятельность:
создавать план появления событий для отражения определенной темы;
выбирать иллюстративный материал из встроенной библиотеки;
выбирать метод анимации для конкретной задачи;
планировать последовательность событий для создания эффекта анимации по
выбранному сценарию.
Практическая деятельность:
использовать возможности программной среды Scratch для создания мультимедийных
проектов;
создавать имитационные модели, интерактивные проекты и игры средствами
программной среды.
Тематическое планирование модуля «Программирования в Scratch»
Номер
урока
Тема урока
1. Знакомство со средой Scratch. Внешний вид среды, поля. Анимация.
2. Исполнитель Scratch, цвет и размер пера.
22 Номер
урока
Тема урока
3. Основные инструменты встроенного растрового графического редактора.
4. Линейный алгоритм. Создание блоксхемы. Основные графические примитивы
векторного редактора.
5. Линейный алгоритм. Рисование линий исполнителем Scratch.
6. Линейный алгоритм. Исполнитель Scratch рисует квадраты и прямоугольники
линейно.
7. Конечный цикл. Исполнитель Scratch рисует квадраты, линии.
8. Конечный цикл. Исполнитель Scratch рисует несколько линий и фигур.
Копирование фрагментов программы.
9. Циклический алгоритм. Цикл в цикле. Вложенные и внешние циклы.
10. Цикл в цикле. Повторение пунктирной линии с поворотом. Блоксхема цикла.
11. Бесконечный цикл. Анимация исполнителя Scratch на основе готовых костюмов.
12. Сцена как исполнитель. Создаем модель таймера.
13. Бесконечный цикл. Одна программа для исполнителя Scratch, но разные костюмы.
14. Одинаковые программы для несколько исполнителей.
15. Несколько исполнителей. Параллельное выполнение действий для ускорения
процесса выполнения программы.
16. Разбиение программы на части для параллельного выполнения исполнителями.
Таймер. Уменьшение показаний таймера при параллельных вычислениях.
17. Два исполнителя со своими программами. Минипроект «Часы».
18. Алгоритмы с ветвлением. Условие ЕСЛИ. Два исполнителя.
19. Цикл при условии. Минипроект «Шарики в лабиринте»
20. Цикл при условии. Исполнитель определяет цвета.
21. Цикл при условии. Исполнители в разных слоях. Минипроект «Самолет сквозь
облака».
23 Номер
урока
Тема урока
22. Перемещение исполнителя из одного слоя в другой. Действия исполнителей в
разных слоях. Минипроект «Дорога».
23. Алгоритмы с ветвлением. Условие ЕСЛИ. Взаимодействие исполнителей. Блок
схема с условием.
24. Сцена как исполнитель. Последовательное выполнение команд исполнителями.
25. Алгоритмы с ветвлением. Программирование клавиш.
26. Алгоритмы с ветвлением. Если касается цвета.
27. Интерактивность исполнителей. Создание минипроекта «Лабиринт».
28. «Лабиринт». Усложнение.
29. Моделирование ситуации. Минипроект «Пешеходный переход».
30. Моделирование ситуации. Интерактивность исполнителей. Минипроект
«Водолей».
31. Моделирование. Учебные модели «Рисующий карандаш», «Затухание».
32. Моделирование. Тестовая модель «Комнатные растения».
33. Моделирование. Обучающий проект по маршрутам географических открытий.
34. Проект
35. Проект
Ожидаемые результаты программы
В результате освоения модуля «Программирование в Scratch» школьники получат
представление о:
свободно распространяемых программах;
функциональном устройстве программной среды Scratch и основных структурных
элементах пользовательского интерфейса;
назначении и использовании основных блоков команд, состояний, программ;
правилах сохранения документа и необходимости присвоения правильного имени;
возможности и способах отладки написанной программы;
сущности понятий «спрайт», «сцена», «скрипт»;
24 исполнителях и системах их команд, возможности непосредственного управления
исполнителем;
наличии заготовок для персонажей и сцен в соответствующих библиотеках,
иерархическом устройстве библиотек и возможности импортирования их элементов;
возможности использования встроенного растрового редактора, наличии и назначении
основных инструментов;
использовании других программ (например, LibreOfficeDraw) для создания
собственных изображений;
алгоритме как формальном описании последовательности действий исполнителя,
приводящих от исходных данных к конечному результату;
использовании схематического описания алгоритма;
программном управлении исполнителем и линейных алгоритмах;
написании программ для исполнителей, создающих геометрические фигуры на экране в
процессе своего перемещения;
необходимости программного прерывания;
использовании циклических команд при необходимости повторений однотипных
действий;
видах циклических алгоритмов и их применении;
достижении эффекта перемещения путем использования циклов;
возможности распараллеливания однотипных действий за счёт использования
нескольких исполнителей;
организации интерактивности программ;
возможности взаимодействия исполнителей между собой, в различных слоях
изображения;
видах и формах разветвленных алгоритмов, включая циклы с условием;
управлении событиями.
использовании метода проектов для моделирования объектов и систем;
возможности описания реальных задач средствами программной среды;
создании анимационных, игровых, обучающих проектов, а также систем тестирования в
программной среде Scratch.
Школьники будут уметь:
самостоятельно устанавливать программную среду на домашний компьютер;
изменять некоторые стандартные установки пользовательского интерфейса (например,
язык отображения информации);
использовать различные способы отладки программ, включая пошаговую отладку;
уверенно использовать инструменты встроенного графического редактора, включая
работу с фрагментами изображения и создание градиентов;
создавать собственные изображения в других программах (например, LibreOfficeDraw)
и импортировать их в программную среду Scratch;
использовать графические примитивы векторного редактора LibreOfficeDraw для
создания объектов;
создавать изображения из пунктирных и штрихпунктирных линий с изменением цвета
и толщины линии;
упрощать программы за счёт использования циклических команд и применять их;
составлять простые параллельные алгоритмы;
25 создавать программы и игры с использованием интерактивных технологий;
моделировать ситуации с использованием необходимых форм ветвления алгоритма,
включая цикл по условию;
передавать сообщения исполнителям для выполнения последовательности команд
(включая разные типы исполнителей).
планировать и создавать анимации по определенному сюжету;
создавать игры, используя интерактивные возможности программной среды Scratch;
планировать и создавать обучающие программы для иллюстрации пройденного
материала других предметных областей;
продумывать и описывать интерактивное взаимодействие для создания простейших
тренажеров;
подходить творчески к построению моделей различных объектов и систем.
26
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Программа НОУ (6-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.