«Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
27.02.2018
Аннотация: рассматриваются вопросы формирования социальной компетентности детей-сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение к истокам» и всероссийского проекта «Православная церковь, отечественная культура и образование: новые перспективы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».
Ключевые слова: социализация, духовно-нравственное воспитание, православная культура, церковь.
мо2.docx
Муниципальное автономное учреждение для детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья
«Рузский центр содействию семьи
и семейных форм устройства»
Методическое объединение:
«Духовнонравственное развитие воспитанников учреждения для
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Доклад на тему:
«Духовнонравственное воспитание как фактор
формирования социальной компетентности детейсирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
Подготовил:
педагогорганизатор
Миронова Е.А. г.Руза
2016г. Аннотация: рассматриваются вопросы формирования социальной
компетентности детей
сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение
к истокам» и всероссийского проекта «Православная церковь, отечественная культура и
образование: новые перспективы взаимодействия в духовнонравственном воспитании
подрастающего поколения».
Ключевые слова: социализация, духовнонравственное воспитание, православная культура,
церковь.
В настоящее время в России доминируют материальные ценности над духовными. У детей
искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности
и патриотизме. Большую тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего
поколения, а особенно детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размытые и
искажённые духовнонравственные ориентиры в обществе, разрушение семейного уклада
отрицательно воздействуют на детские души. Отрыв от родной культуры, незнание истории своего
отечества – трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей,
возрождение самых различных форм народной культуры может сделать жизнь ребёнка полной и
красочной. Воспитание гражданина страны одно из главных условий национального
возрождения. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому
гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность,
обладающая единством правового и духовнонравственного долга.
Совершенно очевидно, что в воспитательном процессе духовнонравственное просвещение должно
стать стержнем формирования нравственной личности юного гражданина России.
Понятие « духовнонравственное развитие личности» подразумевает осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно смысловой сферы личности,
формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовнонравственное воспитание и развитие детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, является одним из приоритетных направлений образовательного процесса.
Задачи:
1.
2.
культуры.
3.
изучение произведений искусства.
4.
творческого воображения, коммуникативной культуры общения.
Работа элективного курса строится по трем блокам.
Первый блок «Духовнонравственное воспитание на основе народной культуры».
Основными формами работы являются беседы, конкурсы рисунков, посиделки, творческие
мастерские, мастерклассы, разучивание игр, посещение храма, экскурсии.
Второй блок «Духовнонравственное воспитание на основе православной культуры».
Реализуем данный блок через знакомство с православными праздниками, проводим беседы с
просмотром фильмов на православную тематику, устраиваем праздничные гуляния с участием
кукольного театра, участвуем в вечерних службах при СвятоНикольском приходе. В январе и
июле воспитанники детского дома жили в течение десяти дней в СвятоТроицком Селенгинском
монастыре. В монастыре дети отдыхали, играли на свежем воздухе, знакомились с укладом
монастырской жизни, выполняли хозяйственную работу (послушание).
Третий блок «Духовнонравственное воспитание на основе произведений искусства».
Реализуем данный блок через часы чтения, просмотр сказок, представления кукольного театра,
экскурсии в музеи и храмы Иркутской области.
Развитие у детей интереса к изучению традиций русского народа.
Формирование знаний исторического характера в сферах народной и православной
Воспитание любви и уважения к Родине, её народу, культуре через
Раскрытие и развитие потенциала социальных эмоций и чувств, Работа по программе « Возвращение к истокам» строится по основным принципам:
Принцип привлекательности будущего дела. Стараемся увлечь воспитанников конечным
результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во многих мероприятиях,
которые проводятся. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах
воспитателей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Все
это способствует личностному развитию детей.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие большое или маленькое заканчивается
рефлексией. Совместно с детьми обсуждаем, что получилось, и что не получилось. Узнаем их
мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах как семьи, так и
детского дома.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова сотрудничество и
творчество. Работая с детьми, мы предоставляем право выбора партнера по выполняемому делу.
Это повышает результативность выполняемой воспитанниками работы.
Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным.
Степень успешности определяет самочувствие ребенка, его отношение к окружающим его людям,
окружающему миру. Стараемся увидеть участие каждого ребенка в делах и по достоинству его
оценить.
Стало традицией посещение СвятоНикольского храма с целью принятия таинств исповеди и
причастия, посещение церковного хора, участие в службах. Традиционным является проведение
народных праздников Рождество Христово, широкая Масленица, Вербное воскресенье, праздник
Светлой Пасхи. Проводятся конкурсы пасхальных писанок, рождественских сувениров,
обрядовых кукол.
В рамках подготовки к народным праздникам дети учатся выпекать блины, пасхальные куличи,
рождественское печение, готовить рождественское блюдо «сочево».
В 2011 году наше учреждение совместно с Центральной городской библиотекой и Свято
Никольским приходом приняли участие в международном открытом грантовом конкурсе
проектов «Православная инициатива».
С целью выяснения результативности работы по данным программам и проекту проводим
мониторинговые исследования по методике П.В.Степанова, Д.В. Григорьев «Диагностика
личностного роста воспитанников», Е. Худенко «Мониторинг воспитанности и социализации
детей», которые показывают сформированность детского коллектива и воспитанность детей,
осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности.
Вывод:
Реализация программы повышает личностный рост воспитанников:
приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и∙т.∙п.),
накопление жизненного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
формирование навыков самостоятельного общественного действия и навыки социально
приемлемых моделей поведения.
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
«Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.