«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».
Оценка 4.6

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Взрослым
03.05.2017
«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».
Данная статья раскрывает пути реализации становления и развития духовно-нравственного потенциала студентов через содержание дисциплин «Литература», «Русский язык», приведены примеры форм работы на уроках русского языка и литературы. Содержание данных предметов формирует гражданскую культуру студентов ССУЗа, помогает воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции.
Духовно-нравственное воспитание.docx
Духовно­нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».                                            Лаптева О.А., преподаватель русского        языка и литературы  г. Киров, КОГПОАУ «Кировский технологический                                           колледж пищевой промышленности» "Профобразование XXI века"  Изменение общественных отношений России повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической   пустоты.   Нестабильность   в   обществе   порождает   у   первокурсников максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Значительно снизилась ценность   других   людей   и   участия   в   их   жизни,   на   первый   план   вышло   переживание   и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание   гражданственности,   социальной   солидарности   и   трудолюбия.   Многие первокурсники имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Имеют место случаи, когда студенты настроены враждебно к «консервативным понятиям» своих родителей. Такие понятия как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у них   негативные   эмоции.   С   такими   явлениями   приходится   сталкиваться   ежегодно   на занятиях   по   русскому   языку   и   литературе   в   колледже.   Именно   эти   противоречия способствовали   обращению   к   многовековым   традициям   российского   образования   и воспитания.           Становление   и   развитие   духовно­нравственного   потенциала   студентов реализуется следующими направлениями: ­ через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. ­   через   развитие   образно­эмоциональной   сферы   молодых   людей   в   повседневной жизни.  ­ через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами. Реализация   направлений   осуществляется   через   содержание   дисциплин «Литература»,   «Русский   язык»,   «Русский   язык   и   культура   речи».   Содержание   данных предметов формирует гражданскую культуру студентов ССУЗа, помогает воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе:   патриотизм,   толерантность,   гражданственность   и   другие.     Кроме   того,   в процессе   изучения   гуманитарных   дисциплин,   постигая   знания­мнения   о   человеке,   его взаимоотношения   с   природой,   обществом   студенты   приобретают   духовные   ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции.             М.Б. Храпченко писал: «Студентам важно знать не только то, как в художественном произведении отражена та или иная эпоха, но и, главное, что значительного и интересного оно открывает им – людям иного времени, какие нравственные, эстетические ценности оно заключает в себе». Поэтому анализируя со студентами   произведения   Толстого,   Чехова,   Достоевского,   других   писателей,   педагог показывает,   как   неминуемо   приходили   герои   к   выводам   нравственного   и   социального характера;   зачитываясь   Пушкиным,   Лермонтовым,   Некрасовым,   студенты   подолгу размышляли   над   трагедией,   духовной   неустроенностью   любимых   героев,   горячо переживали их судьбу и эти переживания выражали в своих сочинениях, коллективных беседах. Наиболее   интересными   для   студентов   являются   процессы,   происходящие   с человеком,   его   чувствами,   характером,   потребностями,   интересами.   Например,   при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы современности» можно связать с именами таких русских классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н.   Толстой,   А.П.   Чехова,   М.   Пришвин,   К.   Паустовский,   а   также   представителями современной литературы: Р. Рождественский, Э. Асадов, Е. Евтушенко, В. Астафьев, В. Распутин и другие.   Молодёжь на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса,   способных   наблюдать,   чувствовать,   сопереживать,   заботиться   о   других. Студенты   получают   огромное   удовлетворение   от   проделанной   ими   самостоятельной исследовательской работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе. На   примере   художественных   произведений   студенты   учатся   оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости. Для размышления по данным проблемам можно обратиться к роману Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание», повести   Ч.   Айтматова   «Плаха»,   произведениям   В.   Астафьева   «Печальный   детектив», «Людочка», повестям В. Распутина «Пожар», «Живи и помни».  При   изучении   темы:   «Семья»   целесообразно   использовать   произведения   русской классической   и   современной   литературы   о   семье:   М.Е.   Салтыков­Щедрин   «Господа Головлевы», Л.Н. Толстой – повести «Детство», «Юность», романы «Война и мир», «Анна Каренина», В. Астафьев рассказ «Уроки французского», повесть «Людочка», А. Алексин «Домашний совет» и др. При изучении этой темы в романе Л.Н. Толстого в конце занятия в качестве вывода можно ответить на следующие вопросы:  ­ Какая семья представляется Толстому идеальной? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера? ­ Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции? Милосердие   и   сострадание.   По   определению   В.   И.   Даля,   это   “сердце­болие, сочувствие,   любовь   на   деле,   готовность   делать   добро   всякому,   жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература.   Именно   она   обладает   способностью   проникать   в   самое   сердце   человека, задевать струны его души. Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."  Изучая тему   милосердия,   сострадания   нельзя   обойти   драму   Островского   «Гроза»   и   повести «Людочка»   В.   Астафьева.   Людочка,   выросшая   в   «угасающей   деревеньке   Вычуган»,   не получила сполна материнской заботы и любви. Одинокая дома и в школе, она оказалась одинока и в небольшом провинциальном городке, в котором царили «жестокие нравы. Когда   с   Людочкой   случилась   беда,   никто   не   пришёл   ей   на   помощь,   никто   не поддержал.   Не   защитил   и   Артёмка­мыло,   оказывавший   ей   знаки   внимания.   Перед   ней встаёт вопрос: как ей жить дальше, что делать со своей болью? И самой выбирать свою судьбу.  Катерина из «Грозы», не получившая защиты ни от кого в доме Кабанихи, как и Людочка,   выбрала   смерть,   потому   что   не   смогла   вынести   душевных   мук.   В   процессе беседы на занятии студенты придут к выводу: смерть Людочки, как и Катерины, – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, в котором царит деспотизм и насилие над личностью. Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А. Толстого в «Русском характере», у М. Шолохова в «Судьбе человека» и т.д. Долг,   честь,  совесть   –  нравственные   категории,   а  значит,   вычислить   процент   их наличия   или   отсутствия   невозможно,   в   отличие   от   качества   знаний.   Как   важно   для преподавателя передать подросткам то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести студентов к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность ­ любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них. Во многих художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики,   а   иногда   даже   стратегии   и   тактики   боевых   сражений,   но   самое   главное   ­ проблема   души   и   духа   человека   и   целого   народа.   Например,   при   изучении   повести «Прощание   с   Матёрой»   В.Г.   Распутина,   при   анализе   эпизодов   разорения   кладбища, событий,   связанных   с   переездом   с   матёры   у   студентов,   создаётся   эмоциональное   и нравственное   сопереживание.   Обращаясь   к   проблемно   –   аналитическому   прочтению, основными вопросами могут быть: ­ Что же в людях рождает лучшие мысли и чувства, что способствует развитию таких   качеств   человеческой   души,   как   доброта,   совестливость,   чуткость,   понимание прекрасного? ­ Кто из героев является носителем духовных качеств? ­   Почему   продолжают   существовать   эгоизм,   безнравственность,   духовная опустошённость? ­ Какие явления оказывают губительное влияние на внутренний мир человека? При   этом   важно   отметить:   «С   малых   лет   человек   начинает   постигать   смысл прекрасного с любви к матери, к близким, к природе, к земле, в нём рождается любовь к Родине, чувство гражданской солидарности и братства». Большие возможности в духовно – нравственном воспитании дают литературные дискуссии.   В   качестве   примеров   можно   привести   некоторые   вопросы,   которые предлагаются студентам для дискуссий при изучении литературных произведений: 1.Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н. Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?  2. Проблема «отцов» и «детей» ­ актуальна ли данная проблема сегодня? 3. Почему   Н.А.   Бердяев   сказал   о   Достоевском:   «…художник…   бездны   человеческой, человеческой бездонности»? 4 Нравственный идеал Л.Н. Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение? 5. Святость и грех в поэме А. Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта? 6. Поэтический мир С. Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения; 7. Обитатели дна (М. Горький «На дне») ­ утонувшие  или утопленные?  8. В чем символическое  значение  переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)? 9. Споры вокруг романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ­ кто из героев вам симпатичен, а   кто   вызывает   неприятие?   10.   Поэты   Серебряного   века   –   патриоты   или   диссиденты? Любовь в поэзии Серебряного века ­ великая сила или темная, испепеляющая страсть? 11. Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И. Солженицын? 12. Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М. Шолохова: однозначны ли в своей   человеческой   сути   Григорий   Мелехов,   Семен   Давыдов,   Макар   Нагульнов,   дед Щукарь,   Андрей   Соколов?   13.   Какие   идеалы   и   нравственные   ценности   утверждает   В. Астафьев в романе «Прокляты и убиты», почему автор обращается к православной вере, христианской народной традиции? 14. «Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П. Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В. Шукшина, В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Войновича,   В.   Пелевина,   Т.   Толстой,   В.   Токаревой,   Л.   Петрушевской,   Л.   Улицкой.   В процессе   дискуссий   учащиеся   дают   личностную   оценку   литературному   произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы,   поднимаемые   авторами   литературных   произведений,   и   связанные   с   ними социальные проблемы.          Особую ценность представляют и другие формы работы на занятии: ролевая игра, групповая форма работы, беседы, уроки­исследования, семинары, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих  человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Система уроков   по   изучению   романа   “Преступление   и   наказание”   может   строиться   по­разному. Мировоззренческие проблемы, волнующие Достоевского, связаны, прежде всего, с образом Раскольникова,   занимающим   центральное   положение   в   романе,   а   второстепенные персонажи   предстают   как   разные   “я”   главного   героя.   Поэтому   Раскольникова   следует оценивать, на наш взгляд, не столько как антипода Лужина и особенно Свидригайлова (а также Катерины Ивановны и Порфирия Петровича), сколько как их двойника. Анализируя систему   образов,   мы   организуем   работу   в   группах   с   использованием   модульной технологии,   благодаря   чему   самостоятельно   достигается   конкретная   цель   учебно­ познавательной деятельности. Студенты приходят к важному нравственному выводу: один человек   предстает   как   все   люди   и   отвечает   за   всех.   Анализ   идейно­художественного значения эпилога занимает особое место в системе занятий по изучению романа. Здесь предстоит   ответить   на   главный   вопрос:   как   эпилог   завершает   духовно­нравственные искания   писателя,   отраженные   на   страницах   произведения?   В   основе   занятия   лежит принцип развивающего обучения, одно из главных условий которого – решение задачи, рассчитанной   на   поисковую   деятельность.   Анализ   эпилога   строится   как   обучение   в сотрудничестве: ­   Первая   группа:   анализ   первой   главы   эпилога,   инсценирование   эпизода   суда (игровая технология); ­ Вторая группа: анализ второй главы – поведение Раскольникова на каторге, шестой сон героя и апокалипсис Иоанна Богослова, евангельский эпизод изгнания бесов (метод сравнительно­сопоставительного анализа); ­ Третья группа: характеристика образа Сони и “Сикстинская Мадонна” Рафаэля (компьютерная презентация). В   заключительной   части   урока   подводятся   итоги   работы   каждой   группы, проводится   беседа,   целью   которой   является   ответ   на   вопрос   о   духовно­нравственном значении романа.  Привлечение эпизодов Библии, компьютерные презентации произведений живописи на   библейские   сюжеты   формируют   культуроведческую   компетенцию   студентов,   что способствует   их   духовно­нравственному   самоопределению.   В   процессе   этой   работы учитываются   современные  требования  к  уроку, среди  которых  важное место занимают межпредметность   и   метапредметность.   Изучение   романа   “Преступление   и   наказание” потребовало от студентов напряженной интеллектуальной и духовной работы и заставило их   задуматься   над   непростыми   проблемами   взаимоотношений   людей   в   современном обществе и сохранения человеческого в человеке.     Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с биографией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий, зачастую ­ с подвигом. Перед студентами раскрывается, таким образом, живая картинка истории литературы ­ история духовной жизни ее творцов. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя должен быть повернут к последующим урокам темы.  В колледже студенты изучают литературу по сокращённой программе: 10, 11 класс, поэтому  большое  значение  имеет  такая  форма  работы  как семинар.  Семинар  обладает громадными возможностями пробуждения творческого мышления, развития нравственных качеств   личности.   Здесь   чрезвычайно   высока   степень   самостоятельности,   максимально развиваются индивидуальные способности ребят. Главной   задачей   семинара   является   обогащение   нравственно­эстетического сознания   молодёжи   теми   художественными   открытиями,   которые   сделали   писатели   в поисках ответов на извечные и не разрешимые вопросы.   Готовясь к урокам­семинарам, нужно дать студентам групповые и индивидуальные задания, проводятся консультации. Так,   к   уроку­   семинару   «Нравственная   связь   времен»   были   предложены   несколько групповых заданий. ­ Поэзия К. Симонова. Верно ли, что определяющие мотивы поэзии Симонова — это мужество, правда, тревога, добро? Почему стихотворение «Жди меня» было так популярно в годы войны? Какие стихи о любви вам больше всего нравятся? ­Творчество М. Светлова. В чем своеобразие стихотворения «Гренада»? Как в нем отразилось   жизненное   кредо   М.   Светлова?   Показать   гуманистический   смысл стихотворения «Итальянец». ­   Поэт   Р.   Рождественский.   Какие   этические   вопросы   волнуют   поэта?   Как раскрываются вечные проблемы жизни и смерти, войны и мира, подвига и памяти в поэмах «Реквием» и «Двести десять шагов»? Вызывают ли его стихи глубокие раздумья? Такие и другие вопросы позволили выявить нравственную связь времен в поэзии М. Светлова, К. Симонова, Р. Рождественского. Уроки­диспуты   помогают   превратить   знания,   которые   получают   студенты,   в нравственные убеждения. На таких уроках подростки учатся аргументировать свои мысли, отстаивать   мнения.   Так,   во   время   урока­беседы   с   элементами   диспута   «Нравственные искания   Андрея   Болконского   и   Пьера   Безухова»,   являясь   сама   и   дирижером,   и руководителем, и активным участником спора, подвожу студентов к выводу: что сближает Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах, что значит жить для добра, в чем разница между жалостью пассивной и активной. Роман Л. Толстого «Война и мир» дает много нравственных уроков. И один из них ­ уметь   понять   другого   человека,   простить   его.   А   это   часто   требует   преодоления собственного   «я».   Простить   ­   значит   забыть   о   душевной   ране,   боли,   нанесенной   этим человеком. И обращаясь не к героям, а к студентам, можно задать вопросы им: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека? Эту тему продолжаем при изучении романа М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором автор ставит тот же вопрос: о нравственной ответственности человека за свои поступки. Тема нравственного отступничества, конформизма в романе сопряжена с темой искупления (мнения Понтия Пилата). Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины,   красоты,   бескорыстного   добра.   Всевидящий   Воланд,   приоткрывая   «занавес» времени,   показывает,   что   и   сам   ход   истории   не   меняет   человеческую   природу:   Иуды, Аллоизии существуют во всем мире. Что же тогда может противостоять стихии жизни? На этот   вопрос   нам   отвечает   сюжетная   линия   Мастера   и   Маргариты.   Их   поведение определяют не стечения  обстоятельств, а следование своему  нравственному  выбору. И если для Мастера это идея творчества, то для Маргариты ­ борьба за свою любовь, умение творить   свою   судьбу,   преодолев   хаос   жизни.   Заканчивая   изучение   романа,   студенты приходят   к   выводу,   что   этот   роман   об   ответственности   человека   за   все   добро   и   зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству, бесчеловечности.  Богатый   материал   по   нравственному   воспитанию   дают   произведения   о   Великой Отечественной   войне.   Вчитываясь,   вдумываясь,   осмысливая   и   трагические   и   звездные страницы Великой Отечественной, вместе со студентами пытаемся проникнуть в духовный мир тех, кто завоевал Победу на фронте и в тылу, осознать несиюминутность поднятых в них проблем жизни и смерти, мужества и трусости, самопожертвования и предательства. На эту тему можно подискутировать при анализе произведения В. Быкова «Сотников».  Духовно­нравственное   воспитание   на   уроках   русского   языка   также   является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих студентов – это небольшие предложения для разбора по русскому языку (например: «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало». «…Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего­то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно   называемого;   если   не   любит   своей   памяти   –   прозрачной   речки,   пескарей   на золотистой   отмели,   тихого   кружения   берёзового   листа   в   осенний   листопад,   трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве...» – Данные предложения включаются в  специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии.). Через содержание текстов студенты не только думают над поставленными вопросами, но и делают   нравственный   выбор,   формируют   нравственную   позицию.   При   изучении   темы «Синонимы», «Антонимы» предлагается поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа может строиться двумя способами: преподаватель предлагает студентам   продумать   и   записать   понятия,   близкие   данному,   затем   каждый   знакомит   с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие   каждое   понятие;   совместно   в   процессе   обсуждения   выстраивается   ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.       После усвоения новой лексики студентам предлагается выполнить творческую работу, написать сочинение ­ миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».  Согласно требованиям ГОСТа, у студентов необходимо формировать критический взгляд на прочитанное, умение доказать справедливость или опровергнуть положение. Для этого используются приводимые в учебнике статьи и суждения критиков, общественных деятелей,   литературоведов,   писателей   об   изучаемом   произведении.   Учить   критически осмысливать чужое суждение важно не только для развития мышления студентов, но и в нравственном отношении: это учит ставить истину выше авторитета.  Таким  образом,  пути  духовно  –  нравственного  воспитания  могут  быть  разными. Главное,   чтобы   студенты   изменили   своё   отношение   к   многовековым   нравственным ценностям России и поняли, как ответственно быть гражданином своей страны.

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».

«Духовно-нравственное воспитание молодёжи через содержание дисциплины «Литература» и «Русский язык».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017