Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
немецкий язык
8 кл
06.02.2017
Личностно ориентированное обучение иностранному языку способно оказывать
косвенное, отдаленное во времени, но целенаправленное влияние на развитие личности. Встреча людей различных национальностей – это всегда встреча двух культур, которая представлена своими носителями и, чтобы не возникали какие – либо недоразумения нужно знать так называемые «коммуникативные ловушки». А если люди приехали к вам в гости, вы должны знать, чем их накормить и в какое время дня так, чтобы они почувствовали себя как дома. В данной разработке представлен материал по теме творческого экзамена "Что едят немцы в течение дня"
духовно нравственное.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
города Гурьевска.
Духовнонравственное воспитание школьников
посредством иностранного языка.
Разработала учитель немецкого языка
Князева Елена Владимировна
Гурьевск, 2013 «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только из живого
источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы,
никакой искусственный организм заведения, как бы хитро
он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания»
К. Ушинский
Обращение государства и системы образования к идее духовно – нравственного
воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и
человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ
потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния
современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе
современного общества и утрате духовного здоровья личности.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть
действовать согласно своей совести.
Духовно – нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и
принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы
общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей
человечества.
Основные ценности не меняются с годами это:
1. патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
2. социальная солидарность – свобода личная и национальная, уважение и доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
равноправие, милосердие, честь, достоинство;
3. семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье,
достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;
здоровье – забота о своём здоровье, формирование привычки к здоровому образу
жизни;
4.
5. труд и творчество – уважение к труду, творение и созидание, целеустремлённость,
настойчивость, трудолюбие;
6. наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
7. природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
8. человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Источники духовно – нравственного воспитания: семья, общество, труд, наука, природа, страна,
малая Родина, искусство, все человечество в целом.
И как итог такого воспитания мы можем составить духовнонравственный портрет ребёнка:
1. добрый, не причиняющий зла живому;
2. честный и справедливый;
3. любящий и заботливый;
4. трудолюбивый и настойчивый;
5. творящий и оберегающий красоту мира;
6.
стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный;
свободолюбивый и ответственный;
самостоятельный и законопослушный;
7.
8.
9.
10. чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
11. бережно относящийся к слову, к речевым поступкам;
12. патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
13. толерантный, уважающий других;
14. уважающий культуру и религию всех народов мира.
Система образования должна быть построена на гуманистических принципах, на основе
межкультурного диалога и только тогда она будет призвана способствовать преодолению
«цивилизационного кризиса», который сейчас, к сожалению, существует в нашем обществе.
Главной моей задачей при преподавании иностранного языка является подготовка
учащихся к восприятию инаковости, к переживанию и сопереживанию. Личностно
ориентированное обучение иностранному языку способно оказывать
косвенное, отдаленное во времени, но целенаправленное влияние на развитие личности.
Встреча людей различных национальностей – это всегда встреча двух культур, которая
представлена своими носителями и, чтобы не возникали какие – либо недоразумения нужно
знать так называемые «коммуникативные ловушки»:
Обращение на «ты» или на «Вы»
Комплименты
Темы «табу»
Дистанция между общающимися
Тактильный контакт
Сила звука.
А если люди приехали к вам в гости, вы должны знать, чем их накормить и в какое время
дня так, чтобы они почувствовали себя как дома. Культура как средство
межнационального общения всегда служила отправной точкой для построения более
широких политических и экономических отношений между народами и государствами.
В широком смысле межкультурное обучение – это не просто разговоры «о чужом» в
рамках занятий по страноведению, переводу и не только понимание иноязычных текстов,
оно включает в себя личностное развитие обучаемых и обучающих. Межкультурное
обучение использует иностранный язык для осмысленного развития эмпатии т.е.
осознанному сопереживанию эмоционального состояния другого человека, критической
толерантности и способности к преодолению конфликтов. Бытовой опыт и универсальные
жизненные потребности человека, такие как еда, жилище, любовь, спорконфликт, должны
служить мостом между «чужим» и «своим». Учащиеся должны находить путь в жизненный
мир другой (не такой уж чуждой) культуры, опираясь на собственный жизненный опыт.
«Диалог культур – это взаимодействие контактирующих культур в процессе изучения
иностранных языков, обеспечивающее адекватное взаимопонимание и духовное
взаимообогащение представителей разных лингвокультурных общностей».
Межкультурная компетентность – это знание жизненных привычек, нравов, обычаев,
установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки;
индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика),
национально – культурных традиций, системы ценностей.
При наличии межкультурной компетентности обучаемый, общаясь с носителями языка
или читая аутентичные тексты не будет подвергаться фрустрации, неприятному удивлению
или испытывать «культурный шок». Поэтому, что мы изучаем.
1. Общественные и личные праздники (какие праздники и как празднуются в Германии и
в России) 2. Подарки (знакомство с ритуалами преподнесения и выбора подарков в Швейцарии,
Германии, Австрии, с сравнении с Россией).
3. Культурно – специфические особенности поведения, выбора блюд и напитков за
праздничным столом в России и немецко говорящих странах.
4. Темы табу в общественных местах и за едой.
5. Известные россияне в немецкоговорящих странах.
Сценарий творческого экзамена.
I.
Тема «Что едят немцы в течение дня»
Класс делится на 2 группы, каждая группа получает домашнее задание:
1. приготовить любое немецкое национальное блюдо, при помощи презентации
рассказать, как готовили, какие ингредиенты использовали, защита
презентации на немецком языке;
2. приготовить любое русское национальное блюдо, при помощи презентации
рассказать, как готовили, какие ингредиенты использовали, защита
презентации на немецком языке;
Экзамен проходит на немецком языке.
Учитель: представьте себе маленький немецкий городок, раннее утро, семья собралась
за столом на завтрак (стук). Кто это к нам пожаловал с утра пораньше? Пойдука я
посмотрю (учитель открывает дверь)
Входит ученик в костюме немецкого пекаря (белый колпак и халат):
«Здравствуйте моя дорогая хозяюшка! Я принёс Вам свежие булочки к завтраку» (ставит
блюдо с булочками на стол, стоящий в середине класса, стол накрыт скатертью, на столе
лежат салфетки)
Учитель: Спасибо, мой дорогой пекарь, твои булочки всегда вкусные.
Учитель: (текст сопровождается презентацией, которая представляет блюда, о которых
рассказывают дети): итак, немецкие свежеиспечённые булочки – это обязательный атрибут
завтрака в любой немецкой семье. Рецепт Берлинской булочки: 500 грамм муки, 3
столовые ложки сахара, 4 грамма дрожжей, 2 яйца+1 желток, 100 грамм сливочного масла,
1 пачка ванилина, соль, варенье для начинки. А теперь, пожалуйста, угощайтесь булочками,
а мы поговорим о том, что же едят немцы в течение дня (дети берут салфетки и булочки,
едят, потому что говорить о еде и не есть, достаточно сложно, слушают и смотрят
презентацию,
Ученик 1: На завтрак немцы едят булочки с клубничным или абрикосовым джемом, сыр,
ветчина, различные йогурты, мюсли и обязательно кофе, кроме того это может быть
отварное яйцо или, чаще по выходным: яичница с беконом.
Ученик 2: Обед в Германии довольно рано, так как все рано встают, к примеру, во
многих федеральных землях уроки в школах начинаются в 7.30. Супы немцы не любят,
едят, в основном, да и то не каждый день, так называемый Eintopf – это сытный, очень
густой суп, в его состав часто входят: бобовые, горох, фасоль или чечевица, картофель в
виде пюре, кусочки жареных колбасок или мяса. Этот суп один может заменить целый
комплексный обед. На обед обязательно едят горячее и это должна быть достаточно
большая порция: большой кусок шницеля с пюре, куриное филе с овощами, картофельная
запеканка или мясной гуляш.
Ученик 3: В 16 часов наступает время „Kaffee und Kuchen“, когда немцы пьют кофе с
молоком и едят свежие пироги. Причём, пирог в Германии это чтото среднее между
тортом и пирогом, нежнейший бисквит или песочное тесто с добавлением начинки.
Ученик 4: Ужинают немцы чаще всего в ресторане с коллегами, с друзьями с семьёй.
Происходит это в 67 часов вечера. Плотного ужина немцы не любят, едят чтото лёгкое,
нарезку с хлебом или салат. Ведь не даром второе название ужина на немецком – это вечерний хлеб. Поэтому, чтобы ни ели они вечером, они едят это обязательно с хлебом. А
если вакс пригласили в гости не на обед, а на ужин, да ещё специально готовили для вас –
это знак особого расположения.
Ученик 5: Но, конечно, национальная еда в Германии – это различного вида колбасы,
только варёной колбасы более 300 видов и квашеная капуста (Sauerkraut), недаром немцев
в шутку называют Краутсы.
Далее дети представляют свои проекты (домашнее задание)
И завершающий этап творческого экзамена – весёлый обед, при этом группа, которая
готовила своё блюдо должна позаботиться и сервировке своего стола, о столовых приборах
для всего класса. Стол сервируется перед экзаменом, но блюдо в это время ещё спрятано,
оно достаётся непосредственно перед защитой.
Такие интересные проекты очень нравятся детям, они больше узнают о стране,
изучаемого языка, учатся уважать его культуру, развивают свой лексический запас.
Приложение.
Текст экзамена на немецком языке.
Lehrer: Stellt euch eine kleine deutsche Stadt vor. Am frühen Morgen sammelt sich die Familie
um den Tisch beim Frühstück (klopfklopf). Wer ist da in den frühen Morgenstunden? Gucke ich
einmal (der Lehrer öffnet die Tür)
Ein Schüler, wie ein deutscher Bäcker gekleidet, sagt: „Hallo meine liebe Gastgeberin! Ich
bringe Ihnen frische Brötchen zum Frühstück "(stellt den Teller mit Brötchen auf den Tisch, der
in der Mitte des Klassenzimmers steht, ein Tisch ist mit einem Tischtuch bedeckt, auf dem Tisch
liegen Servietten)
Lehrer: Ich danke Ihnen, mein lieber Bäcker, Ihre Brötchen schmecken immer wunderbar.
(der Text wird mit einer Präsentation begleitet) Also, frischgebackene Deutsche Brötchen sind
unbedingt beim Frühstück in jeder deutschen Familie. Rezept Berliner Brötchen: 500 g Mehl, 3
Esslöffel Zucker, 4 g Hefe, 2 Eier, 1 Eigelb, 100 g Butter, 1 Päckchen Vanillezucker, Salz,
Marmelade für die Füllung. Greift, bitte zu, und wir sprechen darüber, was die Deutschen im
Laufe des Tages essen (Kinder nehmen Servietten und Brötchen)
Schüler1: Die Deutschen essen zum Frühstück Brötchen mit Erdbeeroder Aprikosenmarmelade,
Käse, Schinken, verschiedene Joghurts, Müsli und Kaffee erforderlich, zusätzlich kann es
gekochtes Ei oder, häufiger an den Wochenenden: Speck und Eier.
Schüler 2: Die Deutschen essen früh zu Mittag, weil alle früh aufstehen, zum Beispiel in vielen
Bundesländern beginnt der Unterricht in den Schulen um 7.30. Die Deutschen essen Suppen
nicht gern und nicht jeden Tag. So genannter Eintopf ist genug. Das ist reich, sehr dicke Suppe,
deren Zutaten oft sind: Bohnen, Erbsen oder Linsen, Kartoffelbrei, gebratenen Würstchen oder
Fleisch. Zum Mittagessen essen die Deutschen etwas Warmes und sicher, es muss ein ziemlich
großer Teil sein: ein großes Stück Schnitzel mit Kartoffelbrei, Hähnchen mit Gemüse, Kartoffel
Auflauf oder Fleischgulasch.
Schüler 3: Um 4 Uhr ist es Zeit für "Kaffee und Kuchen", wo die Deutschen Kaffee mit Milch
trinken und frische Torten essen. Und der Kuchen ist in Deutschland etwas zwischen Kuchen
und Torte, der feinste Biskuit oder der Sandteig mit der Füllung.
Schüler 4: Die Deutschen essen normalerweise am Abend in einem Restaurant mit den Kollegen,
den Freunden oder der Familie um 67 Uhr. Die Deutschen mögen abends nicht so viel essen,
sie essen etwas Leichtes, Abendteller mit Wurst, Salami, Schinken, Käse, Oliven, Salat. Das
Brot essen sie unbedingt, darum der zweite Name des deutschen Abendessens heißt das
Abendbrot. Wenn ihr zum Abendessen eingeladen werden– ist es ein Zeichen des besonderen
Gefallen.
Schüler 5: Aber natürlich, das nationale Lebensmittel in Deutschland ist eine andere Art von
Wurst, Wurst über 300 Arten und Kohl (Sauerkraut), kein Wunder, dass man die Deutschen
scherzhaft Krautsy nennt. 1. Петракова Т.И. «Ценностный потенциал базового образования в духовно
Литература.
нравственном воспитании учащихся» http
:// www
. oim
. ru
2. http
3. http
:// www
:// www
. RusMunisch
. expat
. su / germany
/. ru
. ru ( rusmunisch
. ru / o germanii
) (Мюнхенский портал)
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством иностранного языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.