Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
30.05.2017
Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества .Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано».Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям: -военно-патриотическое -экологическое -художественно-эстетическое -туристско-краеведческое -спортивно-оздоровительное -совместная работа родителей и детей
Духовно нравственное воспитание (Автосохраненный).docx
Духовно­нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и  как можно больше добро» Это он писал о нравственном воспитании. Более 30 лет я являюсь классным руководителем в начальной школе  и постоянно   работаю над темой « Духовно­нравственное воспитание школьников». В настоящее время вопрос духовно­ нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества .Перед общеобразовательной школой, семьёй  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина , способного  самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых  духовно­ нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной  задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее  поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже  опробовано, испытано». Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу  планирую по следующим направлениям: ­военно­патриотическое ­экологическое ­художественно­эстетическое ­туристско­краеведческое ­спортивно­оздоровительное ­совместная работа родителей и детей Мой опыт как классного руководителя показал, что по каждому направлению есть  такие формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.          Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно­нравственного воспитания   детей   через   внеурочную   деятельность.   В   своей   работе   использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через   игру,   анализ   ситуаций,   взятых   из   жизни,   через   проявление   творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.   Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к  родному краю, к родному городу. Это направление я назвала « Люби и знай свой край».  Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают  уроки окружающего мира по теме: «Я – гражданин России». Это позволило учащимся  приблизиться к понятию «гражданственность».  В процессе изучения данного курса школьники знакомятся с природой своего края, с культурой народов мира и народов  России, проводят идею их равенства и значимости, узнают о героизме людей разных  национальностей, ребенок переживает судьбу своей Родины, своего края с древних  времен до современности, осмысливают место семьи в обществе, свое место в мире,  дети узнают символы российского государства, создавался проект «Моя семья в  истории России». На уроках труда и ИЗО дети выполняют рисунки и поделки,  связанные с героическими страницами истории Родины, с государственными  праздниками. Приняли в республиканском конкурсе детских рисунков «Гос.символы  РФ и РТ»  Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День  защитника Отечества», «День Победы» и др.Посетили Национальный музей, музей  ВОВ, музей М.Джалиля, музей изобразительных искусств и др.  В ходе этой работы у  ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся  людей, желание делать добрые и полезные дела. Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому  послужили классные часы: «Символы России и Татарстана», «Кто нас защищает?»,  «Блокада Ленинграда», «О Беслане», «Память, верьте люди, верьте», конкурс рисунков «Победа деда – победа моя», всероссийский конкурс «Весна Победы» два призовых  места, городская экологическая олимпиада «Ветеран в моей семье», победители в  конкурсе стихов о войне, 1 место в конкурсе военной композиции, участие в  Бессмертном полке. Была опубликована книга по сочинениям детей о дедушках «Мой  предок – герой…» (2015г.).  Недавно приняли участие во всероссийском творческом  конкурсе «Служу России» ­ ждем результаты. Следующее направление я назвала «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Работая в  этом направлении, формирую знания о здоровом образе жизни, прививаю желание  укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Проводили беседы,  классные часы «Паролимпийские игры», «Доктор Заяц и зубные защитники», «О  чистоте», «О доброте», была организована встреча со стоматологами из  республиканского центра медицинской профилактики, участвовали международном  конкурсе рисунков «Моя ослепительная улыбка», победители 1 место во  всероссийском конкурсе рисунков «Зеленый огонек здоровья», участники в  республиканском конкурсе рисунков «Буду бдительным на льду», победители в  школьном конкурсе «Безопасная дорога»,  работали над проектом «Правильное  питание», на уроках технологии в 3 классе учились этике и этикету поведению за  столом, даже готовили фруктовые салаты, в ГПД проводили конкурс «Как вести себя  за столом», физминутки, «Весёлые старты», «Дни Здоровья», проходили спортивные  соревнования «Мама, папа, я –спортивная семья», в 1 классе семья Миннигалиев  участвовала в районном забеге «День бегуна», в 4 классе семья Васюниных «Лыжня  России». Учащиеся занимаются в кружках Хореография», «Вокал», мальчики  посещают футбол, хоккей. Дети с огромным удовольствием принимают участие во всех спортивных делах. Принимали участие в районном конкурсе «Большая перемена» (3  место). И конечно, во всех делах помогают родители. Во время спортивного часа учащиеся не только разучивают  новые спортивные и народные   игры,   но   и   учатся   гуманным   отношениям   между   собой   во   время   игр, отношениям   взаимного   сотрудничества   и   коллективизма,   общительности   и коммуникабельности. Во время занятий у ребят воспитываются такие важные качества, как   воля,   сознательная   дисциплина.   Дети   приучаются   к   соблюдению   правил, справедливости,   умению   контролировать   свои   поступки,   правильно   и   объективно оценивать поступки других. Важным аспектом нравственного развития является воспитание экологической  культуры. Это направление я назвала « Живая планета». Дети познают истины науки о  взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о  необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт  эмоциональных оценок поведения человека в природе, развивают умения и навыки  ухода за животными и растениями, оказание им необходимой помощи. С этой целью  проводим экскурсии в парк, экологически­развлекательное мероприятия «Праздник  осени»,КВН « В согласии с природой»,акцию «Помоги птицам», «Посади дерево»,  выезжали на экскурсию «В эколого­биологический центр». В 1 классе 22 человека  участвовали в конкурсе кроссвордов на экологическую тему, 23 человека в конкурсе  поделок из природного материала, в котором участвуем ежегодно, была викторина на  экологическую тему среди 1­х классов, победители в городском конкурсе «Зеркало  природы», посетили планетарий, во 2 классе на занятиях по экологии дети играли в  экологическом брейнг – ринге, 2 место в городском конкурсе рисунков «Прекрасные  леса Татарстана», 8 человек участвовали в городском конкурсе в изготовлении  скворечников. Тухтамышев Эрнэст занял 2 место. Игнатова Алена защищала  исследовательскую работу «Чтобы кости были крепкими» (2 место в районе), «Собери  макулатуру – спаси дерево!».Работала над проектом «Шоколадный мир», и везде  только 1 – 2 места, Артемьева Карина по теме «Свойства воды». В конце учебного года  совместно с родителями высаживаем на свою клумбу красивые цветы. Сегодня в нашей  школе в начальных классах есть все условия для духовно­нравственного воспитания  детей через дополнительное образование . Он имеет целый ряд направлений.  Основными среди них в моём классе можно считать экологическое.     Обращаясь к народному искусству, дети узнают о традициях русской культуры, о её  развитии, о быте русского народа, познают красоту Божьего мира.  Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение  таких мероприятий как:"Русская масленица" и выставка рисунков на тему  "Волшебница­Зима». Участвовали в республиканском конкурсе рисунков «Красота  божьего мира». Работа в духовно­нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и  культуре невозможно воспитать гражданина и патриота! Понимание родителей, что ребенку будет комфортнее в классе, где его понимают и воспринимают  –  помогло   выбрать   основную   форму   работы   в   становлении   детского коллектива и духовно­нравственного развития детей, а так же «воспитания» родителей. Это:   союз   детей,   родителей,   учителя.   Сотворчество   взрослых   и   детей   помогает прислушиваться   к   мнению   других,  понимать   и   чувствовать   настроение   друг   друга, вырабатывает умение терпимо относиться к  ошибкам товарищей. Первыми нашими совместными шагами в  реализации данной работы были следующие: ­  родительское   собрание  по   теме «Роль  семьи,  родителей   в  духовно­  нравственном воспитании ребенка»; Стараемся участвовать во всех школьных мероприятиях, но в то же время поддерживая школьные традиции, создаем и свои. Результатом этой  работы  является: проведение с родителями   праздников:   «Рождение   классного   коллектива»,новогодний   карнавал, мини­ всеобучи для родителей, являемся победителями в создании авторских книжек «Моя первая книга». Конкурс «Моя родословная» Отнеслись серьезно к этой работе и родители. Ведь от кого ребенок может узнать о своих корнях? Конечно, кропотливая работа по сбору материала о близких и родных, фотографии, оформление – все это помогли сделать родители. И здесь они проявили незаурядные   способности:   кто   оформил   работу   в   виде   реферата,   кто   в   виде презентации, кто ­ стенд! Эти работы ­ первый шаг в осознании важности в жизни человека нравственных качеств, как, любовь, чуткость, сердечность. Детство ­ это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог   школы.   Если   духовное   воспитание   до   этого   велось   родителями   плохо,   или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно ­ нравственной личности ребёнка. Для меня важно, чтобы дети выросли: ­ настоящими гражданами:  любили  свою страну, истории, обычаи, язык, желали стать на ее защиту, если это потребуется. ­   трудолюбивыми   –   испытывали   потребность   в   созидательной   трудовой деятельности, понимали пользу труда для себя и общества. – умели согласовывать свои желания с желаниями других, умели координировать свои усилия с усилиями других, умели подчиняться и умели руководить. –   уважали   себя   при   уважении   других,   выросли   честными   и   правдивыми, нравственно чистыми, скромными. Анкета,   проведенная   в   конце   учебного   года,   показала,   что   было   интересно ребятам. Первый вопрос анкеты: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились дружить, понимать друг друга, помогать друг другу  и не оставлять товарища в беде, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились любить Родину, свой город, научились охранять природу. Весь этот год мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких­либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту.                В родителях я нашла единомышленников, которые также стремятся к тому, чтобы дети выросли порядочными, ответственными, умеющими дружить, умеющими сопереживать, сотрудничать, настоящими патриотами  Родины. В конце своего выступления хотелось отметить, что: Результат достигается через:  Уроки  Комбинированные уроки  Кинопросмотры  Экскурсии  Изучение исторического наследия  Детские тематические утренники  Беседы  Ролевая игра  Ситуативный час общения  Спортивные праздники  Тесное общение учитель­родитель­ребенок Духовно­нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и,   соответственно,   развитие   качеств:   патриотизма,   толерантности,   товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению,   в   современном   обществе   зачастую   дети   растут   капризными,   жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Можно ли воспитать счастливого ребенка, если   сам   педагог   или   семья   ребенка   несчастливы?   И   какова   тогда   роль   педагога?  Уверена,   наша   задача   –   увлечь   ребёнка   своей   верой   в   прекрасное,   оптимизмом   и умением на занятиях создавать другой мир, альтернативный агрессии, бездуховности, глупости и безнравственности. По мнению кандидата философских наук Леонида Юрьевича Писарчик школа должна   давать   основы   фундаментальных   наук,   развивать   интеллект   и,   опираясь   на достижения   гуманитарных   наук   и   лучшие   образцы   искусства,   углублять   духовные интересы  учащихся.  Главные  силы  и  способности  человека   формируются  духовным творчеством,   культурой,   моралью,   интеллектуальным   напряжением.   Действительно, состоятельность   наша,  как   Человека   с  большой  буквы,  зависит  от   уровня   развития нашей духовно­нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Конечно   же,   общее   образование   детям   даёт   школа,   но   развитию   личности, раскрытию   его   способностей   и   духовно­нравственному   воспитанию   способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию. Достаточно   продумать   систему   выбора   дела   по   душе,   выявить   предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности: любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть, веру в себя, надежду. Оно имеет целый ряд направлений. Огромные   возможности   для   реализации   духовно   –   нравственного   воспитания дают   уроки   окружающего   мира   по   теме:   «Я   –   гражданин   России».   Это   позволило учащимся приблизиться к понятию «гражданственность». Решая нравственные задачи, ребята   развивают   в   себе   способность   к   общепринятому   поведению   в   обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях   на   основе   усвоенных   знаний   и   ценностей   данного   сообщества.   Таким образом, Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Символы России и Татарстана», «Кто нас защищает?» и др.       Неотъемлемой   частью   духовно­нравственного   воспитания   является    экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет   тот   или   иной   вид   растения   или   животного?   Как   и   почему   человек   должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая   новые   знания   о   природе   родного   края,   они   начинают   понимать   значение природоохранительной деятельности человека.       На внеурочных занятиях, посвящённых проектной деятельности, одной из тем был проект «Моя Родина – Россия». Все обучающиеся были включены в работу. В ходе проекта   дети   изучили   государственные   символы,   познакомились   со   столицей,   с основными   достопримечательностями   Москвы.   Итогом   проекта   стал   классный   час. Дальше работа была продолжена по исследованию своей малой родины, по изучению прав и обязанностей школьников. Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника Отечества», «День Победы» и др. В ходе этой работы у ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, желание делать добрые и полезные дела. На занятиях   подготовлен  проект   «Моя   семья».   Семья   ­   это   источник   нравственности.   Упор   был   сделан   на жизненный опыт учеников. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно­нравственные качества семейной культуры:  положительное отношение к семье, как основе российского общества;  уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;  представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.      Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению программного   материала, но   и   расширению   общего   кругозора,   формированию   и развитию умений самостоятельно добывать необходимые знания,  приобретать умения и   навыки. На   занятиях «Занимательная   грамматика» ребята   развивают   свои мыслительные   качества,   речь.   Дети   с   удовольствием   проверяют   свою   эрудицию   на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером. Оздоровительная   программа,   реализуемая   на   занятиях   «Подвижные   игры» ориентирована на формирование у школьников признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Во время спортивного часа учащиеся не только разучивают  новые спортивные и народные игры, посещают ледовую арену, но и учатся  гуманным отношениям  между собой во время игр, отношениям  взаимного сотрудничества   и   коллективизма,   общительности   и   коммуникабельности.   Во   время занятий   у   ребят   воспитываются   такие   важные   качества,   как   воля,   сознательная дисциплина.   Дети   приучаются   к   соблюдению   правил,   справедливости,   умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Конечно,   трудно   перечислить   все   нравственные   качества   человека   будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.        Формирование нравственных понятий ­ это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Духовно­нравственное   воспитание   является   одним   из   основных   компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.          Ведь   именно   так   ставится   вопрос   в   новом   Федеральном   государственном образовательном   стандарте   общего   образования,   где   внеурочной   деятельности школьника   уделено   особое   внимание,   определено   пространство   и   время   в образовательном процессе. «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком­то печётся и беспокоится, кому­то отдаёт своё сердце».                                                                В.А.Сухомлинский В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовно ­ нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа     Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт,  который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает  необходимые условия для духовно­нравственного, интеллектуального,  социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося.      Успех в области духовно­нравственного воспитания школьников зависит в  первую очередь от профессионализма педагогов.     Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто  формируется, она воспитывается с малых лет. Школьный возраст наиболее  восприимчив для эмоционально­ценностного, духовно­нравственного  развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой  психологической устойчивостью.     Воспитание школьников, обеспечивающие их духовно­нравственное  развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:  • урочную  • внеурочную  • внешкольную  • семейную  • общественно ­ полезную.  Реализация данных задач осуществляется через различные виды  деятельности:  ­ чтение, рисование, художественный труд;  ­ слушание музыки и размышление о ней.  Обращение к опыту православной педагогики и светской этики в настоящее  время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются  в образовательных моделях, обеспечивающих духовно­нравственные  компоненты в содержании образования.  На уроках «Основы религиозных  культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики»  учащиеся знакомятся с этическими идеалами  в  развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением  философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и  моральный выбор человека»).    Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает  практическая деятельность, является решение учащимися поставленных  перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы  «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают  полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет  продолжать формирование:  – основ российской гражданской идентичности;  – чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей  страны; – осознание своей этнической и национальной принадлежности;  – формирование ценностей многонационального общества;  – гуманистические и демократические ценностные ориентации.  Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с  которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль,  нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность,  семья, жизнь, честь, достоинство.  Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный  долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке  уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а  их можно привести целую серию.  Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для духовно­ нравственного воспитания детей через дополнительное образование – это  курс «полезные навыки» Он имеет целый ряд направлений. Основными среди  них в моём классе можно считать физкультурно­оздоровительное,  общеинтеллектуальное, художественно­эстетическое. Оздоровительная  программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности  здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего  здоровья. Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных  видов: • беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания  в области оздоровления; • динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и  музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль)  жизни; • деловые игры, игры­соревнования, праздники здоровья совместно с  родителями, способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым  ценностям современного общества.  В настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению  народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая родина  (родной край) дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.  Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве  берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Наш Ставропольский край и народы населяющие его, дают громаднейший  материал для использования на уроке и во внеурочное время, т.к. у нас самый многонациональный регион, значительные культурные традиции. «Родной  край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего  общества. В школе необходимо умело сочетать программный материал  (литературоведческий, исторический, природоведческий) с краеведческим с  целью формирования у учащихся общечеловуече6ских ценностей,  представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них,  развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших  школьников, становления их активными участниками творческого обновления  и преобразования своей малой Родины. При использовании краеведческого материала на уроке и во внеурочное  время руководствуюсь следующими целями и задачами; а именно:  1. Всестороннее гармоническое развитие каждого ребёнка на основании  комплексного подхода к воспитанию.  (При разработке сценария используются комплексный подход, включающий  использование элементов народного костюма ­ музейного предмета, танца  (как элемента народной культуры и в то же время физкультминутки), музыки,  народной сказки, вовлекающий ребёнка в увлекательное действо –  знакомство с людьми разных национальностей, населявших Ставропольский  край.). Дети готовят презентации о культуре своего народа, с удовольствием  рассказывают о традициях и обычаях других народов, которые им  приходилось наблюдать по воле случая ( на свадьбе другой национальности,  на праздновании пасхи и т.д.)  2. Формирование творческой активности ребёнка, его эстетических чувств,  вкусов, идеалов.  ( Большую роль в достижении этой цели играют конкретные музейные  предметы, которые помогают формировать творческую активность ребёнка,  его эстетические чувства. Это чувство воспитывается как с помощью  внешнего вида предмета (его форма, цвет, размер и т.д.), так и с учетом  содержательных строк, историко­культурного контекста. Развитию  творческого начала ребенка служит игровой, ролевой, вопросно­ответный и  метод знаний.)  3. Развитие у детей эмоций, воображения и фантазии.  (Главное здесь осознанное чувственное «переживание» их, для этого  предмет должен быть помещен в то время, когда был создан или когда использовался, в ту же среду с помощью продуманной ситуации и  погружаются дети участники занятия. Происходит целостное прошлого,  воплощенного в свидетельствах познаваемой эпохи.  4. Формирование исторического сознания и ощущения себя в потоке времени.  (В процессе системы постоянных занятий у ребенка должно возникнуть  представление о движении времени. «Изучая дедов, узнаем внуков, т.к.  изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать  себя случайностями, не знающими, как и к чему должны стремиться…  (В.О.Ключевский). Система занятий способствует формированию  исторической памяти, которая расширяет пределы собственного бытия и  помогает осознать себя продолжателем жизни свои предков.     Наша цель – воспитать гражданина России, человека высокой культуры,  для которого вандализм был бы не возможен. Мы должны стремиться  воздействовать на мировоззрение, на отношение человека к жизни, даже на  подсознание, чтобы культурные привычки стали естественными, а отношение  к сохранению памятников привычкой. Все это оказывает свое благотворное  воздействие на формирующуюся у детей систему ценностей.     Использование краеведческого материала позволит ребенку с помощью  движимых и недвижимых памятников приобщиться к культуре родного края.  Через музейный предмет ребенок приходит к проблеме исторической  психологии, к пониманию того, как жили, что чувствовали, что видели и  слышали люди прошлого, какими были идеалы их красоты. Все это очень  важно для понимания не только исторических закономерностей, но и своего  места в потоке времени, для возникновения исследовательского интереса к  предметному миру, к проблемам культуры, и не одной лишь отечественной, но  и мировой. Хотя приоритет в использовании краеведческого материала  отдается родной культуре, природе. Но и задач учителя вырастить не только  патриота, но и гражданина Земли. В основу программы по краеведению в  начальной школе положены идеи духовно нравственного обучения. Дети при  этом не просто получают информацию, они ее переживают, ощущают прошлое всей кожей. Только тогда это дает эффект, помогает формировать  гуманистическую систему ценностей, эмоциональное поле, эстетические  вирусы, будит воображение и фантазию, развивает историческое сознание.  Выбираю разнообразные формы и методы ознакомления с данным курсом.  Это — экскурсии, пешеходные прогулки, беседы, выставки детского  творчества, конкурсы патриотической песни, выступления на концертах для  ветеранов ВОВ, совместные экскурсии с ветеранами по местам славы,  народные и музыкальные праздники, спортивно­оздоровительные игры. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.  Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.     Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы  “Папа, мама и я – дружная семья”, «Дружим семьями», «Бабушкин сундучок»    Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и  концерты, и олимпиады, и научно­практические конференции. И  литературные викторины.      В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма  актуальным является формирование гуманных отношений между детьми,  воспитание у них действенных нравственных чувств.      В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение  положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта  система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.     Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим  продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является  духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания  воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается  последовательность в развитии личности ребенка     Посредством переживаний ребенка в ходе этических бесед и уроков –  практикумов происходит духовно­нравственное развитие личности. Учителя  начальной школы не случайно обратились к проблеме патриотического  воспитания на уроке и во внеурочной деятельности.       Внеклассная работа является логическим продолжением учебной  деятельности. Творчество является ведущей силой общечеловеческого  процесса и развития каждого индивидуума. В творчестве заключены  созидательные начала науки, техники, социальной и культурно­нравственной  жизни людей и их взаимоотношений. Формирование культурной, духовно  развитой личности – одна из важных задач современного общества.     Обращаясь к народному искусству, дети узнают о традициях русской  культуры, о её развитии, о быте русского народа, познают красоту Божьего  мира. Ведущая педагогическая идея опыта, заключается в следующем: если  через систему урочных и внеурочных занятий, направленных на приобщение  детей к народной культуре, через изучение народных промыслов,  способствовать реализации индивидуальных художественных способностей в росписи глиняной игрушки или в росписи по дереву, то у детей формируются  необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность,  восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний,  уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая  самоорганизация, большая работоспособность, преобладание духовных и  интеллектуальных интересов над материальными.     Главное на моих внеклассных мероприятиях, чтобы каждый ощущал себя  творцом. Ведь они все – особенные, уникальные, обладающие  исключительным талантом и мир вокруг них дай бог никогда не окажется  серым, скучным, бессмысленным.ведь человек начинается с пробуждения  души. Наверное, я уловила параллель и стараюсь выявлять уникальность  каждого.    Считаю, что эффективность духовно­нравственного процесса находится в  прямой зависимости от активного включения в него самих учащихся, т.е. через социально значимую деятельность школьника.     Мои дети включены в разработку и реализацию социально­значимых  проектов на уровне города «Моя малая родина», «Известные люди нашего  города», «Улицы, названные в честь героев ВОВ».     Работа в духовно­нравственном направлении – это долгий кропотливый  труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и  уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и  патриота! Приложение: Виды работ: 2­3 слайд: Тренинги «Воздушный шар», «Исправь ошибку» 4­5слайд: Сочинения – размышления: «Для чего я учусь», «Человек, на  которого я хочу быть похож» 6 слайд: Разгадывание кроссвордов 7 слайд:  Защита проектов. 8 слайд:  Заочные экскурсии по России и не только. 9 слайд:  Исследовательская работа. 10­11  слайды: Внеклассные мероприятия. 12­13 слайды: Участие в конкурсах и олимпиадах. 14­15 слайды:  Работа с родителями. В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые включают в  себя те или иные моральные нормы. Хотя данные качества еще не сильно выражены. У  детей этого возраста еще не в полной мере развито самосознание. Именно поэтому они  не могут осознавать свои качества и соотносить их со своими поступками. Зато без  труда могут оценить поступки других людей. Только в подростковом возрасте  вырабатывается умение видеть причину поступков в самом себе [4, с. 29]. Большое  влияние на младших школьников оказывают сказки. Они без труда воспринимаются и  усваиваются детьми. Анализ сказочных ситуаций и характера героев способствует  формированию образца правильного поведения в жизненных ситуациях. Примером  могут служить такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван —  царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка» и др. Они становятся уроками духовности и  нравственности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и  семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о  том, что за злые поступки следует наказание. Одной из главных задач учителя является  формирование, сохранение и преумножение нравственных качеств личности младших  школьников. Ее реализация нереальна только в учебном процессе. Именно поэтому  существует внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках  реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, которая  осуществляется в формах, отличных от классно­урочной. Она направлена на  достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.  Внеурочная деятельность выступает как средство духовно­нравственного воспитания  младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а  также обогащает качества личности младших школьников. Учитель и родители своим  примером обязаны показывать модель высоконравственного поведения. Если  привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности, то она станет более  продуктивной и интересной как для ребенка, так и для родителей [2, с. 8].  Существенный вклад окажет помощь родителей в организации поездок, походов,  экскурсий, а также участие в мероприятиях и тематических праздниках. Такая  деятельность поможет осознать родителям ответственность и важность воспитания  духовно­нравственных качеств личности ребенка. К тому же приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье. Для того чтобы воспитать в младших  школьниках духовно­нравственные качества учителю необходима систематическая  работа в данном направлении. Во внеурочной работе имеется больше возможностей для проведения этических тренингов, бесед, викторин, сюжетных и ролевых игр. Игра  способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил общественной  морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые привычки поведения.  Следовательно, проведение разнообразных игр будет не лишним фактором в работе учителя с младшими школьниками [6, с. 14]. Необходимо проводить мероприятия,  которые направлены на знакомство младших школьников с русской культурой,  народными праздниками, которые посвящены тем или иным событиям. Они  благоприятно повлияют не только на развитие духовно­нравственных качеств, но и на  формирование других не менее важных черт личности. В выборе темы и формы занятий педагогу необходимо придерживаться не только заранее составленного плана, но и  конкретных ситуаций, которые складываются в классе. Во время разговора на духовно­ нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.  Предлагаем классный час для 2 класса, направленный на формирование духовно­ нравственных качеств младших школьников. Классный час «Сад доброты». Цель:  развитие у младших школьников духовно­нравственных качеств. Задачи: — учить  отличать добро и зло; — развивать речь и коммуникативные навыки; — воспитывать у  детей доброе отношение к окружающим. Форма проведения занятия: беседа с  элементами игры. Ход занятия. Дети садятся полукругом. У каждого ребенка должен  быть набор вырезанных из бумаги фигурок: дерево, семечко, цветок, капля воды. — Мы поговорим с вами на очень серьезную тему, а на какую — вы ответите сами, прослушав  песенку (звучит «Песня кота Леопольда»). — Кто может назвать тему нашего  классного часа? (Доброта.) — Молодцы. Мы с вами совершим путешествие по миру  доброты (учитель показывает рисунок пустыни). — Ребята, что изображено на этом  рисунке? (Пустыня.) — Давайте попробуем безжизненную пустыню превратить в  красивый, цветущий и сад. А сейчас отправляемся в путешествие! — Хоть я и сказала  «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто знает, когда  мы начали это путешествие? (Когда родились.) — Правильно! А теперь скажите, как  вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Леночка,  Сашенька.) — Как вы при этом себя чувствовали? — А если бы вас точно так же  называли и другие люди, вам бы было приятно? (Да.) — Прежде чем обратиться к  какому­либо человеку, мы обязаны подумать, как лучше это сделать. А лучше — это  обратиться к нему по... (Имени.) — Дети, закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, как  вы обращаетесь к знакомым. Можете открыть глаза. Если вы обращаетесь к знакомым  по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т. е.  посадите его в землю. — Мы посадили семечко, но будет ли оно прорастать? Почему?  (Не будет, так как в пустыне нет воды.) — То есть нам нужно отыскать родник, из  которого мы бы смогли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам в этом  ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово». Дети показывают инсценировку. — Теперь вместе подумаем, почему, когда  Павлик просил о чем­то в первый раз, ему все отказывали? (Он был не культурным,  грубым.) — Почему же многое изменилось после встречи мальчика со старичком? (Он  понял, что нужно быть приветливым, вежливым.) — Поступать с людьми необходимо  так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и  откликнется). Вы согласны? — Сейчас закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще  всего поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и  «полейте» свое семечко. — Если есть тепло, солнечный свет, и вода, то, что же будет  происходить с семечком? (Семечко будет прорастать.) — Так же происходит и в  жизни: если мы сделали что­то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте  вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому  человеку.Нельзя передавать игрушку дважды одному и тому человеку). — Мы с вами  убедились в том, что хорошее всегда возвращается добром. Думаю, что после этой игры каждый из вас достоин, выйти к доске и «посадить» свое дерево. — Еще совсем  недавно мы видели здесь один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы­деревья.  Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы  увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у  каждого свои привычки, свой характер. — Ребята, у вас еще остались цветочки.  Напишите, пожалуйста, в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке черту своего  характера. — Далее переверните цветы и с обратной стороны напишите на каждом  лепестке черту характера, какую вы хотели бы видеть в себе. — Кто назовет свои  качества? — Скажите, что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком? —  Можете прикрепить цветы на деревья. — Дети, у нас получился красивый  благоухающий сад. Такой сад будет нести людям пользу и радость. Сегодня мы  убедились в том, что человек своими поступками и добрым отношением может  пустыню превратить в прекрасный сад. — А закончим наш классный час доброй  детской песней. Она будет пожеланием всем вам. (Звучит песня «Дорогою добра».) Из  всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность — это неотделимая часть образовательного процесса в школе, которая позволяет  осуществлять требования федерального государственного образовательного стандарта  в полном объеме. Особенностями данного компонента процесса образования и  воспитания являются возможность предоставления младшим школьникам широкого  круга занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность  образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности  конкретным содержанием [3, с. 42]. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Неводова Д. П. О духовно­нравственном воспитании младших школьников в процессе  организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 25­ 27. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Актуальность проблемы духовно­нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Актуальность духовно ­ нравственного воспитания. Во­первых,общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во­вторых, в современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В­третьих,само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В­четвёртых, нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Основным направлением деятельности ГПД является духовно – нравственное воспитание. Духовно – нравственное воспитание учащихся в группе продлённого дня. Духовность­ это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности". В. И. Даль. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». Нравственность ­ это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность ­ это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Задачи духовно­ нравственного воспитания. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважение к старшим. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей. Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является группа продлённого дня. Его реализация осуществляется через мероприятия, проводимые во внеурочное время. Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. Цель работы воспитателя ГПД ­ создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми. Данная цель предполагает решение следующих задач: ­ дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны; ­ способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни; ­ укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности; ­ воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства причастности к родному краю, чувства патриотизма. В начальной школе ребёнок осознаёт половину информации через игру. Народные игры и сказки имеют познавательную ценность. Они многое могут рассказать детям о мире, в котором они живут, об их стране. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам к своей семье. Разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы воспитателя по формированию интереса у своих воспитанников к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни. В нравственном воспитании учащихся в группе продлённого дня весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение таких мероприятий как:"Русскаямасленица"февраль 2012 года и выставка рисунков на тему "Волшебница­Зима"; рождественский утренник "Сказка о трёх снежинках", "Широкая масленица", проведение выставки рисунков среди учащихся начальной школы на тему "Широкая масленица" и поделок на тему "Родная старина". Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В рамках патриотического воспитания в феврале среди учащихся, посещающих ГПД, было проведено мероприятие на тему: "70 лет Победы под Сталинградом". Процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. В начальной школе важно заложить фундамент для развития положительных качеств личности. Духовно–нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе. Цели:  Создание условий для духовно­нравственного воспитания ребенка.  Формирование духовно­нравственной личности. Задачи:  Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности  реализовывать их в практической деятельности.  Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы  человеческого общежития.  Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с  окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков  самоорганизации.  Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе  исторических ценностей. Принципы духовно­нравственного воспитания:  Воспитание на традициях.  Принцип сотрудничества.  Принцип целостности учебно­воспитательного процесса.  Системно­организованный подход.  Личностно­ориентированный подход.  Принцип сохранения исторической памяти. Результат достигается через:  Уроки  Комбинированные уроки  Кинопросмотры  Экскурсии  Изучение исторического наследия  Детские тематические утренники  Беседы  Ролевая игра  Ситуативный час общения  Спортивные праздники  Тесное общение учитель­родитель­ребенок Духовно­нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент  социального заказа для образования. Под духовно­нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний,  которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества  духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно­ нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение 2­х  тысячелетий. Духовно­нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к  Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных  жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль  в процессе становления личности школьника занимает школа и учитель. Чему учить и  как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из  нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребенка, ­ в  быту, во дворе и на улице – всё, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а  особенно ребенку необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и  Красоты, которые всегда спасали человечество. Именно в детстве формируются  представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо, закладывается  нравственный фундамент личности. Огромное значение в духовно­нравственном  воспитании отводится курсу Литературное чтение. Основы нравственного воспитания  закладываются на начальной стадии – в букварный период. Дети знакомятся с  произведениями К. Ушинского, Л. Толстого. Эти произведения являются классикой  детской литературной педагогики. Необходимо, чтобы работа учителя на уроке была  системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и  эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в  школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного  восприятия учениками­читателями художественного текста, ­ это путь, средство  решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу,  чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним  сначала в школе, в классе, затем и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная  деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая учителем. Читая и  анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о  правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, о месте человека в мире. На  страницах учебника идет ознакомление с православной христианской культурой: «Бог  не в силе, а в правде», «Первоучители славянские Кирилл и Мефодий», жизнь Сергия  Радонежского. В учебниках много текстов, в которых речь идет о ровесниках. Это  стихи В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Много текстов посвящено  животным и птицам. А воспитание любви к Родине невозможно без воспитания любви к  природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало  нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.  Важное значение в этом вопросе отводится курсу «Окружающий мир». В процессе  изучения данного курса школьники знакомятся с природой своего края, с культурой  народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, узнают о  героизме людей разных национальностей, ребенок переживает судьбу своей Родины,  своего края с древних времен до современности, осмысливают место семьи в обществе,  свое место в мире, дети узнают символы российского государства. На уроках труда и  ИЗО дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами  истории Родины, с государственными праздниками. Духовно­нравственное воспитание не заканчивается одним лишь уроком. Система  нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно  переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный  возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в  то, что говорят взрослые и написано в книгах. Внеклассная и внеурочная деятельность  так же должна строиться на воспитании духовно­нравственных ценностях. Хочу  остановиться на «Уроках Доброты», которые я проводила совместно с педагогом  дополнительного образования Ермаковой Т.М. во внеурочное время. Это были не  только классные часы, беседы на православные темы, но и совместные поездки по  святым местам родного края, экскурсии. Мы побывали в живописных местах не только  родного города, но и далеко за его пределами: с. Усолье, с. Шигоны, с. Губино, г.  Сызрань. Дети активно участвовали во всероссийских конкурсах, посвященные основам православия: «Русь моя родная» ­ 2 ученика стали лауреатами, с. Арское – конкурс  поделок и рисунков – все участники получили сертификаты участников, мне, как  классному руководителю, Благодарственное письмо, Цыганкова М. – диплом лауреата  городского конкурса «Рождественская открытка». Мои ученики принимали участие в  открытии воскресной школы в родном городе, а также являются учениками этой  школы. Уверена, что такое тесное прикосновение с духовной, нравственной стороной  православной культуры, несомненно, оставило в детских сердцах неизгладимый след.  Эти Уроки Доброты они запомнят надолго. Моя работа по духовно­нравственному  воспитанию абсолютно созвучна с определением понятия «воспитание» Министерство  образования и науки РФ: «Воспитание – это есть создание условий для развития  духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей». Я  пытаюсь создать в классе дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и  любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа. Задача современного образования – создание условий для расширения сознания  Арзамас 2012 год ребенка, для формирования различных его видов, среди которых духовно –  нравственное, занимает одно из приоритетных мест. Под нравственно активной личностью подразумевается «человек», способный: во­ первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его  положительном эмоционально ­ нравственном настрое, о его сострадательности,  добросердечии в отношении к окружающим людям (и к окружающему миру в целом);      во­вторых  способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию  моральных норм и практическому поведенческому следованию требованием долга. В основе духовно­нравственной жизни на Руси было, прежде всего,  воспитание воли,  души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной,  высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание  добродетелей на основе традиционных духовных ценностей. Нравственным  воспитанием занимались государство, церковь, семья. В последние годы наша школа делала упор на накопление знаний и развитие ума,  перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье учеников. Глубокая  российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в  результате чего многие дети стали обездоленными духовно и обделенными  нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному  и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия. Очень хорошо, что сегодня решается данная проблема путем объединения усилий не  только педагогов,   родителей, но и административных структур. Попытаюсь представить свой опыт по формированию духовно­ нравственных  ценностей в моем классе. Прежде  всего хочу сказать, что духовные ценности приоритетное направление в  работе с детьми младшего школьного возраста. Почему?  Я, считаю, что дети, как  правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Детство ­ это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог   школы.   Если   духовное   воспитание   до   этого   велось   родителями   плохо,   или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно ­ нравственной личности ребёнка. Труд   учителя,   как   посаженое   плодовое   деревце,   не   сразу   даёт   результаты. Приходится ждать годы. Но  плоды обязательно принесут  радость, наполнят  сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером.  Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви,  который,  несомненно,  скажет нам, что  наши дети готовы   стать   в   единый   ряд   русских   людей,   которые   испокон   веков   созидали немеркнущую славу России. Для меня важно, чтобы дети выросли: ­ настоящими гражданами:  любили  свою страну, истории, обычаи, язык, желали стать на ее защиту, если это потребуется. ­   трудолюбивыми   –   испытывали   потребность   в   созидательной   трудовой деятельности, понимали пользу труда для себя и общества. – умели согласовывать свои желания с желаниями других, умели координировать свои усилия с усилиями других, умели подчиняться и умели руководить. –   уважали   себя   при   уважении   других,   выросли   честными   и   правдивыми, нравственно чистыми, скромными. Важно, чтобы у детей сформировалась: ­ устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, ­ культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. ­ способность осуществлять нравственно ­ волевой контроль и самоконтроль.  Это должно проявляться в активной жизненной позиции, единстве слова и дела,  гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться  верным своим убеждениям, самому себе. Конечно же, решающее влияние на нравственный облик ребенка оказывают здоровая  атмосфера в семье, правильно организованная жизнь школы, нравственный облик окружающих людей. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в  детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу  загладятся. Считаю своим долгом, как учитель, быть носителем нравственности, так  как учитель также  как и  родители является примером для подражания детей, в  котором сочетаются: знания традиций своего народа, глубокое понимание  общечеловеческих ценностей, внутренняя и внешняя культура. Таким образом,  главными источником формирования духовности,   является  Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество  учителя , детей, родителей. Цель   моей   работы: воспитание   духовно­нравственных   качеств   ребенка, способствующих   становлению  личности. Задачи:   ознакомить   с   социальными   нормами   поведения   во   всех   сферах   жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре;   формировать представления о здоровом образе жизни; формировать   патриотические   чувства:   любовь   к   малой   Родине,   чувства гордости за свой край; обогатить эмоциональный мир детей;  развивать интересы к народному творчеству и его традициям.   Формы реализации деятельности: праздники акции конкурсы рисунков, стихов, сочинений экскурсии игры ­ путешествия презентации театрализованное представление исследовательская работа семейные викторины Методы реализации: ­ методы организации деятельности и формирования опыта поведения (участие в праздниках, экскурсиях, исследовательские работы) ­ методы стимулирования (соревнование, поощрение). Этапы : ­начальный (1кл­2кл) ­промежуточный(3кл) ­итоговый(4кл) Прогнозируемый результат: ­начального этапа 1.   Становление   самосознания,   положительного   отношения   к   себе,   к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников. ­промежуточного .1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.  ­итогового 1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3.   Накопление   и   обогащение   опыта   нравственного   поведения   детей   путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся. 5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения. 6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.  Результат:   Становление   духовно   ­   нравственной   личности,   способной    реализоваться в социуме.  Удивительно, насколько родители легко вовлекаются в общие дела класса! Понимание родителей, что ребенку будет комфортнее в классе, где его понимают и воспринимают –   помогло   выбрать   основную   форму   работы   в   становлении   детского   коллектива   и духовно­нравственного развития детей, а так же «воспитания» родителей. Это: союз детей, родителей, учителя. Сотворчество взрослых и детей помогает прислушиваться к мнению других, понимать и чувствовать  настроение друг друга, вырабатывает умение терпимо относиться к  ошибкам товарищей. Первыми нашими совместными шагами в  реализации данной работы были следующие: ­  родительское   собрание  по   теме «Роль  семьи,  родителей   в  духовно­  нравственном воспитании ребенка»; ­ знакомство родителей с концепцией воспитательной системы класса ­   определили   совместные   с   родителями   направления   работы   по   духовно­ нравственному воспитанию, а именно: ­Воспитание Гражданина: 1) люби и знай свой край. 2)школа – это маленькая страна 3)крепка семья – крепка держава Какая же работа проводилась на начальном этапе(1­2класс) по указанным направлениям: 1) люби и знай свой край. Наш   город   славится   своими   православными   традициями,   народными промыслами. имеет уникальную архитектуру, знаменит своими церквями и храмами, гордость Арзамаса его люди, поэтому мы,   должны изучить историю своего города, его достопримечательности., жизнь людей. С этой целью были определены экскурсии: в музей А.П.Гайдара,  пешеходную экскурсию по улицам города, Храмам и церквам. В   каникулярное   время   посещали   музеи   Арзамасского   района   и   Нижнего Новгорода. 2)школа – это маленькая страна, поэтому необходимо знать традиции, законы школа и  приумножать ее достоинства. Стараемся   участвовать   во   всех   школьных   мероприятиях,   но   в   то   же   время поддерживая школьные традиции, создаем и свои. Результатом этой  работы  является: проведение с родителями праздников: «Рождение классного коллектива»   , «Святое слово ­ мама»  , «Рождество», «Мы ­ сыны Отечества»  , «Пасха красная». Причем, к каждому велась кропотливая работа и подготовка. Вначале на заседании родительского комитета   обсуждался   план   проведения   праздника,   рассматривались   несколько вариантов организации мероприятия, потом выбирался   самый оптимальный вариант проведения, проводилось распределение ответственных в подготовке к празднику. В ходе работы выявлялись многие грани таланта родителей: мама  Парамонова Вани была ведущей на всех праздниках, кроме того она сочиняла стихи про детей. Мама Василисы Приходько   помогала   организовывать   праздники.   С   участием     мамы   Кондрашина Никиты   подбирали   сценарии   ко   всем   праздникам.   В   оформлении   мероприятий помогала   председатель   родительского   комитета   Буланова   С.   В..   На   последнем празднике   в   мае   месяце   в   первом   классе   все   дети   были   участниками   отчетного концерта,   причем   они   (дети)   же   и   вели   концерт!!!   Как   видим,   здесь   были задействованы все грани таланта ребенка. Это ли не результат совместной работы!   3)крепка семья – крепка держава   Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   начинается   в   семье. Ценности   семейной   жизни,   усваиваемые   ребёнком   с   первых   лет   жизни,   имеют непреходящее   значение   для   человека   в   любом   возрасте.   Взаимоотношения   в   семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому мы   проводим  ежегодные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся. Праздник «Святое слово ­ мама». Понимание того, что мама ­ самый близкий и родной человек, впитывается с «молоком матери». Ко дню мам дети приготовили мини­ сочинения, трогательные слова о мамочках. Был сделан фильм: подарок  мамам 2 «А», где можно было прочитать трогательные слова о маме, а дальше – познакомиться с ней по фотографии. Трогательно до слез!!! Про бабушек тоже не забыли.     Конкурс «Моя родословная» Отнеслись серьезно к этой работе и родители. Ведь от кого ребенок может узнать о своих корнях? Конечно, кропотливая работа по сбору материала о близких и родных, фотографии, оформление – все это помогли сделать родители. И здесь они проявили незаурядные   способности:   кто   оформил   работу   в   виде   реферата,   кто   в   виде презентации, кто ­ создал фильм! Эти работы ­ первый шаг в осознании важности в жизни человека нравственных качеств, как, любовь, чуткость, сердечность.  Дети   сумели   донести   до   слушателя   уважение   и   привязанность   к   старшему поколению, знание истоков своего «я». В классе  заслушали 11 работ, на школьную конференцию было представлено 4 работы.    Постановка спектакля. Во втором классе с родителями решили организовать Рождественский праздник силами самих учащихся. Был продуман план проведения ( в октябре месяце), подобран сценарий рождественского спектакля.  Работа закипела!   Приходько Э. Н. (режиссёр спектакля), перечитав сценарий, подключила к участию Селиванова А. В. (музыкальное оформление ), Киселёву Н. А. (художник   по   костюмам),   Ефимову   Э.   Х.(постановщик   танцев),   Буланову   С.   В., Кладову   Е.   А.,   Комиссарову   Т.   Н.,   всех   родителей,   участвующих   в   подготовке костюмов   к   спектаклю.   Практически   почти   каждодневно   проходили   репетиции,  учились говорению, учились пониманию своего места в спектакле, учились чувствовать и   понимать   друг   друга.     И   вот   результат   кропотливой   работы   родителей,   детей: спектакль   был   показан   детям   начальной   школы   и   детям   д/с   №18   и   №46.   Ребята принимали   участие   в   городском   смотре­конкурсе   театра   малых   форм   и   стали дипломантами. Анкета,   проведенная   в   конце   каждого   учебного   года,   показала,   что   было  интересно ребятам. Первый вопрос анкеты: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились   дружить,   понимать   друг   друга,   помогать   друг   другу   и   не   оставлять товарища   в   беде,   добросовестно   трудиться,   узнали   цену   честности   и   доброты, вежливости, научились любить Родину, свой город, научились охранять природу. Весь этот год мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких­либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские   отношения,   они   умеют   быстро   договориться,   редко   ссорятся,   хотя   и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту.                В родителях я нашла единомышленников, которые также стремятся к тому, чтобы дети выросли порядочными, ответственными, умеющими дружить, умеющими сопереживать, сотрудничать, настоящими патриотами  Родины. Здорово,   что   мы,   взрослые,   нашли   гармонию   между   нашей   взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью,  и искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей теперь не угаснут!!! Гимном   нашего   класса   стали   слова,   которые   написала   родительница Т.Н.Комиссарова:           Повезло тебе родиться               В нашем городе большом, Да еще в районе этом Помещается твой дом, И родители решили В эту школу заглянуть, В 1 «А» тебя отдали И сказали: «В добрый путь!» Мы друг другу помогаем, Песни звонкие поем, Мы читаем, мы играем – В общем, весело живем! Если любишь ты учиться, Если дружбу здесь узнал И с друзьями веселишься – Значит, ты  в семью попал! 2. Ты попал в семью большую Замечательных людей. Здесь учиться интересней, Здесь трудиться веселей. Здесь в спектаклях ты играешь Для больших  и для ребят Делать много успеваешь, Все «спасибо» говорят! Мы друг другу помогаем, Песни звонкие поем, Мы читаем, мы играем – В общем, весело живем! Если любишь ты учиться, Если дружбу здесь узнал И с друзьями веселишься – Значит, ты в семью попал! Можно сказать, что на начальном этапе формирования духовно – нравственных качеств детей произошло становление их самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. А  нам  взрослым предстоит и дальше так взаимодействовать, чтобы наши дети могли совершенствовать духовно­нравственные идеалы. (слайд) Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание,  целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной  жизненной позиции. В этом плане проводили мероприятия: беседы, чтение  книг, уроки Мужества, встречи с ветеранами, конкурсы рисунков и газет,  конкурс инсценированной песни, «Подарок ветерану». Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с  любви к родному краю, к родному городу. Это направление я назвала « Люби  и знай свой край». Мы работали вместе с руководителем кружка  «Астрахановедение» Т.В.Багдаловой в течение 7 лет. Народная культура  воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях,  сказках, загадках, праздниках. Каждый ребёнок мог стать активным  участником. Дети пробовали себя в разных ролях и видах деятельности:  могли петь, танцевать. Мастерить поделки, участвовать в различных праздниках. Сейчас тоже продолжаем работу по родному краю. Посещаем  экскурсии по городу, знакомимся с достопримечательностями города,  проводим конкурс рисунков, газет. Защищали проект «Моё родное  Понизовье» (3 место) (слайд) Следующее направление я назвала «Я здоровье сберегу, сам себе я  помогу». Работая в этом направлении, формирую знания о здоровом образе  жизни, прививаю желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила  личной гигиены. Проводили беседы, работали над проектом «Правильное  питание», на уроках технологии в 3 классе учились этике и этикету  поведению за столом, даже готовили фруктовые салаты, физминутки,  «Весёлые старты», «Дни Здоровья», проходили спортивные соревнования  «Мама, папа, я –спортивная семья», в 1 классе семья Миннигалиев  участвовала в районном «Дне бегуна», в 4 классе «Лыжня России». Дети с  огромным удовольствием принимают участие во всех спортивных делах. (слайд) Важным аспектом нравственного развития является воспитание  экологической культуры. Это направление я назвала « Живая планета»Дети  познают истины науки о взаимодействии растительных и животных  организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и  разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок  поведения человека в природе, развивают умения и навыки ухода за  животными и растениями, оказание им необходимой помощи. С этой целью  проводим экскурсии в парк, экологически­развлекательное мероприятия  «Праздник осени»,КВН « В согласии с природой»,акцию «Помоги птицам»,  «Посади дерево», выезжали на экскурсию «В эколого­биологический центр».  Ким Илья защищал исследовательскую работу «Помоги птицам зимой» (2  место).Работали над проектом «Люблю берёзу русскую» (слайд) Следующее направление эстетическое «Красота спасёт мир». На  сегодняшний день в начальной школе есть все условия для духовно­ нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Дети  посещают «Арлекино».Они занимаются в кружках «Ритмика» (спортивно­ оздоровительное направление), «Изобразительное искусство и  художественный труд», «Природная кладовая» ( духовно­нравственное  направление). (формируем эстетический вкус) Дети с удовольствием  посещают кружки. На занятиях рисуют, делают поделки, танцуют. Принимают участие в праздниках, в городских конкурсах, занимая призовые места. И ,  конечно, во всех делах помогают родители. Ни в чём не отказывают. Работая по всем направлениям, наблюдения показывают, что у моих ребят  сложились товарищеские отношения , они редко ссорятся. Поручения  выполняют дружно, помогают друг другу. (они дружные, добрые,  милосердные, ответственные, уважительные ,но не всегда честные) Я уверена, что со своими ребятами нахожусь на правильном пути. Хотя путь  этот нелёгкий. Я не знаю. Кем они станут в будущем, но уверена, если  научатся делать добро, то вырастут неравнодушными детьми. Считаю, что обозначенные направления деятельности по духовно­  нравственному воспитанию позволили мне, как классному руководителю с  большим стажем создать определённую воспитательную систему работы в  классе и позволяет мне из года в год совершенствовать новые творческие  дела, задумки, проекты, развивать духовно­нравственные задатки личности  ученика, определять их жизненные позиции в окружающем мире. Думаю, что на будущее, в данную воспитательную систему смогут войти такие содержательные аспекты в деятельности детей, как: ­Залог успеха­ традиции класса и школы ­Дружный класс­ это классно! ­Доброта­ категория бесценная!

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017