Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность Поскольку наша школа – казачья - актуальным представляется включение изучения истории и традиционной культуры казачества России в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков. Ввиду отсутствия готового методического материала по данному направлению, педагоги нашей школы занимаются созданием программ факультативов. Группой учителей разработан факультатив для учащихся средних классов «Духовное наследие казаков», где культурологический аспект предполагает изучение народного творчества казаков, быта, традиций, литературных произведений о казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов.Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность
Иконка файла материала 877740666.docx
Духовно­нравственное воспитание учащихся                      через факультативную деятельность                                           учитель музыки и искусства­ Трушина С.Ю             В   современном   обществе   социальный   заказ   казачьему   кадетскому образованию как системе воспитания подрастающего поколения определяется кругом   понятий,   ведущим   из   которых   является    духовно­нравственное развитие обучающихся,   то есть осуществляемое в процессах воспитания и социализации   усвоение и принятие обучающимся традиционных ценностей, идеалов,   норм   поведения   казачьей   семьи,   казачества,   Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества.         Целью данного направления является воплощение в жизнь современного казачьего   воспитательного   идеала   –   высоконравственный,   творческий,  компетентный,   ответственный   и   социально   активный   гражданин   России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный  в  православной  вере,  казачьей  культуре,  традициях  казачьего воинского, служения.           Теоретической основой для реализации  данной цели  служит Концепция традиционного духовно­нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся   в   казачьих   кадетских   корпусах   и   школах,     разработанная   в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации   «Об   образовании»,   «О   свободе   совести   и   религиозных   Федеральными   государственными   образовательными объединениях», стандартами образования.            Концепция   обеспечивает   реализацию   требований   ФГОС   общего образования   в   части   духовно­нравственного   воспитания,   развития   и социализации обучающихся с учетом православных и культурно­исторических особенностей   традиционной   казачьей   педагогики,   в   контексте   задач возрождения России.             Образование на основе культурно­исторических традиций казачества – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в общественного модернизации казачества общего и   трудового   иразработки   основном   в   гуманитарной   сфере   обучения.   Целенаправленное   воспитание высоких   духовных,   морально­нравственных,   служебно­деловых   качеств   и патриотического духа.             И   поскольку   наша   школа –   казачья   ­   актуальным   представляется включение   изучения истории  и традиционной культуры казачества России  в процесс   воспитания   и   образования   современных   кадет­казаков. Ввиду   отсутствия   готового   методического   материала   по   данному направлению,   педагоги   нашей   школы   занимаются   созданием   программ факультативов.   Группой   учителей   разработан   факультатив   для   учащихся средних   классов   «Духовное   наследие   казаков»,   где   культурологический аспект   предполагает   изучение   народного   творчества   казаков,   быта, традиций,   литературных   произведений   о   казачестве   и   произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует   убеждения,   определяет   качества   личности,   направленность жизненных интересов. Также мною разработан и ведется факультатив  «История казачества России» Актуальность заключается: ­ в необходимости изучения объективных знаний   о возрождении культуры, традиционных   устоев   и   народного   творчества   казаков   в   Забайкалье;   ­ обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства.           Новизна программ факультативов состоит в подаче материала, каждый из которых предполагает разные направления деятельности, что создаёт поле для диалога с обучающимися, способствует формированию направленности   жизнь. жизненных   Программы себя: ­ исторические сведения о возникновении и развитии казачества в Забайкалье как   культурно­этнической   общности   с   момента   первых   упоминаний   в документах день; ­   роль   забайкальского   казачества   в   становлении,   укреплении   и   защите Российского государства; ­   знакомство   с   традиционными   промыслами   казаков   и   способами   ведения хозяйства; казачества; ­   народное   художественное   и   песенное   творчество   ­   изучение   истории   и   традиций    российского   казачества,     бытовых   и  духовных   казаков; на факультативов   факультативов последующую в   интересов   сегодняшний   всю   включает традиции   и   по­   исторические   факты   образования,   становления,   развития   казачества,    участия   казачьих   войск   в   служении   России   и   охране   границ   Отечества; ­    краткое    изучение    биографии   наиболее   известных   казачьих   вождей.           На занятиях факультатива   «Духовное наследие казаков» учащиеся в 1 четверти, которая носит  название «Эх, казачата, ребята удалые!» знакомятся  с   историей   казачьих   игр,   забав,   разучивают   их   для   дальнейшего использования   в проведении народных и казачьих   праздников   и обрядов.            Во   второй   четверти   ­  «Память   предков» ­   ученики   составляют  словарь   местных   диалектных   слов,   казачий   словарь,   знакомятся   с  традициями и обычаями жизни наших  соседей – бурят и  тунгусов (эвенков.), изучают  историю станицы Торгинской и историю Забайкальского казачества в судьбах казаков.           Второе  полугодие обозначено   темой   «Казачьему роду нет переводу». Здесь   целью   становится   формирование   духовно   богатой   личности   через знакомство   с   историей,   традициями   и   культурой   казаков,   в   том   числе  Забайкальского   казачества.   Учащиеся   изучают   такие   темы   как: ­казачий   фольклор   как   форма   сохранения   традиций   казачьей   культуры; ­роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и возрождении культуры казаков; ­заповеди   казаков, знаки; ­ казачьи пляски,  бытовые казачьи,  плясовые, хороводные и святочные песни; ­   праздники   и   посиделки   казачья   символика   и   казачьи   торгинских   казаки   в   быту,   казачья   хата,     Программа факультатив а   для   6­8 классов «Духовное наследие казаков» Программа факультатив а   "Духовная культура казаков" https://www.prodlenka.org/metodicheski e­razrabotki/nachalnaja­ shkola/kraevedenie/278410­programma­ fakultativa­dlja­6­8­klassov­duhovn.html http://uchportfolio.ru/materials/show/696 23Факультативы   данной   тематики   являются   неотъемлемой   частью образовательного процесса  в нашей школе. Так как теоретические занятия на факультативах   имеют   неразрывную   связь   с   практикой,   поскольку   знания, приобретённые на них, находят применение    в проведении   мероприятий и  праздников народного и казачьего  календаря.         темы   изучают российского такие      Изучение     факультативного курса   «История казачества России»   ставит цель    – формирование   образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота   на основе изучения исторически сложившихся традиций казачества. Ученики как:   ­   Казаки   осваивают   Сибирь.    Казачьи   вожди­   Ермак   Тимофеевич ­   Казаки   в   Смутное   время.   Казаки   в   царствование   Михаила   Романова ­   Участие   казаков   в   крестьянской   войне   под   предводительством   Степана Разина         ­ Казаки на службе России в конце XVII века. Казаки на службе России в царствование      Петра ­   Казаки   в   царствование   Павла   I,   Казаки   в   царствование   Николая   1 ­   Казаки   в   начале   царствования   Александра   I   ....   Казачьи   части   в Отечественной   войне   1812   года   и   в   заграничных   походах русской армии     ­   Участие   казаков   в   Великой   Отечественной   войне   (1941­1945   гг.) ­ казачества.     возрождения   Период       http://uchportfolio.ru/materials/show/817 99 http://uchportfolio.ru/materials/show/828 38   Факультати в по "Истории казачества России" План проведения недели "Искусства" в   школе   на тему"«Возродим мы   род казачий, дух казачий   не забыт!»   дух   казачий   не   Факультатив «История казачества России» ведётся   с прошлого (2016­2017) учебного года,  но теоретические знания учащихся  уже были использованы в проведении   предметной   недели   «Искусства»   на   тему   «Возродим   мы   род в   апреле   2017   г.  казачий, Цели проведения   недели:  Продолжить изучение истории и традиций казачества    через   знакомство с культурой   казаков. Воспитывать поколений. Полный   отчёт   о   проведении   недели   «Искусства»   на   странице   «Казачьему роду переводу»­ http://uchportfolio.ru/29061967/?page=9212                                            забыт!»   предметной    уважение    памяти   нет к         Презентация   к статье   на тему: «Духовно­ нравственное воспитание учащихся через факультативну ю деятельность» http://uchportfolio.ru/materials/show/8 3456                                                       Источники: 1. Концепция  традиционного духовно­нравственного воспитания,   развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. – М. ; Ставрополь : с Концепция   подготовлена   по   решению   Совета   при   Президенте   Российской Федерации   по   делам   казачества   от   16   февраля   2011   года Авторский коллектив :  епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл Ирбис, 2013. 36 –А.Я.   (руководитель);   игумен   Киприан   (Ященко)   иеродиакон   Лаврентий   Котина (Полешкевич). 2."Федеральный образовании"  Статья   98. Особенности   реализации   основных   общеобразовательных программ   общего   образования,   интегрированных   с   дополнительными предпрофессиональными программами https://www.zakonrf.info/zakon­ob­obrazovanii­v­rf/98/   Крючков.   И.А. «Об     Данилюк.   закон В.К.

Посмотрите также