Основу этой работы составляет внеклассная и внеурочная деятельность. Классные часы, беседы, диспуты, уроки-экскурсии, соревнования, исследования, проектные работы являются основными формами воспитательной работы вообще и духовно-нравственного воспитания в частности. Главной целью этой работы является формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Духовно.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя школа
Ухоловского муниципального района
Рязанской области
Духовно-
нравственное
воспитание
в школе
Подготовила
заместитель директора
1 по воспитательной работе
Потапова Ольга Евгеньевна
Духовнонравственное воспитание в школе
“Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков и юношества
от одной из самых больших бед – пустоты
души, бездуховности… Настоящий человек
начинается там, где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)
Во все века люди высоко ценили духовнонравственную воспитанность.
Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем
России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры,
подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии,
агрессивности. Это связано с разными причинами:
вопервых, в современном мире человек живёт и развивается,
окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного характера;
вовторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовнонравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к
другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому
человеку.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными
характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость
личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов
поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они
составляют основу личности,
где духовность является основой
нравственности.
Именно поэтому одним из направлений работы нашей школы является
духовнонравственное воспитание школьника.
Духовнонравственное воспитание представляет собой процесс
организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего
(эмоциональносердечного) воздействия педагога на духовнонравственную
сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.
2 Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер
относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на
определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и
актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно
нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно
на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной
работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными
качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его
деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и
воспитанниками.
Эта деятельность представляет собой систему
диагностических, проектирующих, контрольноаналитических действий,
направленных на решение задач духовнонравственного воспитания
школьников.
Классный руководитель работает над решением следующих
стратегических задач:
воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через
включение учащихся в систему гражданскопатриотического и духовно
нравственного воспитания;
организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и
нравственности;
организовать внеурочную интеллектуальнопознавательную деятельность,
работу по профориентации;
изучать профессиональные интересы и склонности обучающихся;
создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни
как залога духовнонравственного воспитания;
укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных
мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия
духовнонравственного воспитания школьников.
Организации целостного процесса духовнонравственного воспитания
способствует осуществление педагогом следующих основных функций:
создание воспитывающей духовнонравственной среды (развитие коллектива
класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными
общественными учреждениями и организациями, работа с родителями
учащихся, создание предметной среды);
3 стимулирование здорового образа жизни как основы духовнонравственного
воспитания;
организация коллективной творческой деятельности воспитанников,
реализуемой в многообразных формах воспитательной работы –
традиционных и творческих;
корректировка индивидуального пути духовнонравственного развития
каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания,
дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
беседы,
диспуты,
Классные часы,
Основу этой работы составляет внеклассная и
внеурочная
деятельность.
урокиэкскурсии,
соревнования, исследования, проектные работы являются основными
формами воспитательной работы вообще и духовнонравственного
воспитания в частности. Вообще в духовнонравственном воспитании
переплетаются ещё несколько направлений: патриотическое, эстетическое,
спортивнооздоровительное. Именно эти направления являются главными
составляющими гармоничноразвитой личности школьника. Нравственные
нормы формируются, прежде всего, на патриотизме – это не только любовь к
Родине, это чувство самоуважения, благородство и стремление трудиться на
благо своей страны. По всем этим направлениям в школе ведётся большая
работа.
Главной целью этой работы является формирование человека,
способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного
поведения в любой жизненной ситуации.
Тематика классных часов и бесед по духовно – нравственному
воспитанию различна. Например: «Не обманывай», «Я в коллективе», «Умей
дружить», «Что значит быть воспитанным», «Семейные традиции»,
«Родители – моя опора», «Чтим и помним…», «С чего начинается Родина?»,
«Черты нравственного человека», «Люби учиться», «Мир духовности»,
«Путешествие по святым местам», «Сделать мир красивым…», «Доброта что
солнце», «Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить» и др.
Регулярно проводятся конкурсы и выставки детского рисунка,
посвященные светским и православным датам; конкурсы стенных газет и
плакатов традиционная и интересная форма работы.
Очень важным аспектом в деле духовнонравственного воспитания
является школьный музей. За время существования в нашем музее побывали
все обучающиеся школы, родители, гости. Музейные экспонаты собраны при
4 участии группы «Искатели», которая провела большую работу по пополнению
музея.
Незаменимой формой духовнонравственного образования и
просвещения в современной школе является экскурсия (Музей ВДВ, Музей
Скоболева, Ибердский монастырь, дворец спорта «Олимпийский» в
г. Рязани, дом музей С. Есенина в с. Константиново, зоопарк в г. Ряжске,
заповедник в Щурово, этнографический центр «Истоки» в р. п. Ухолово и
др.). Дети с большим удовольствием принимают участие в таких
мероприятиях.
Очень интересна ребятам проектная деятельность. Такие проекты как
«Наш школьный двор», «В памяти нашей навечно…», «Мы за здоровый
образ жизни!» играют большую роль в духовнонравственном воспитании
школьников и способствуют сплочению ребят, коллективизму, воспитывают
уважительное отношение к старшим, к истории Родины, укрепляют дружеские
отношения в семье, прививают любовь к природе, Родине, человеку и к
родной школе.
Духовнонравственное воспитание это и воспитание уважения к
традициям той школы, где учатся дети. Поэтому мы помогаем детям изучать
историю школы, стараемся воспитывать у них уважение к тем людям, которые
внесли вклад в её развитие, прилагаем все усилия, чтобы сделать её краше и
уютнее, вовлекая в эту деятельность учащихся.
Неотъемлемой частью являются традиционные мероприятия в школе, а
также районные и областные конкурсы и фестивали, игры и соревнования, в
которых наши учащиеся являются активными участниками и занимают
призовые места.
Итак, работа, проводимая по духовнонравственному воспитанию,
способствует восстановлению нарушенных связей между поколениями,
формированию духовной культуры личности школьника, возникновению
гармонии между людьми. Верим, что деятельность учителя поможет обществу
выйти из порочного круга беспамятства, когда каждое новое поколение
позволяет себе унижать предыдущее. Так что же есть духовность? Мудрец
ответит просто путь к себе. А осваивать этот путь детям должна помочь
школа.
5 6
Духовно-нравственное воспитание в школе
Духовно-нравственное воспитание в школе
Духовно-нравственное воспитание в школе
Духовно-нравственное воспитание в школе
Духовно-нравственное воспитание в школе
Духовно-нравственное воспитание в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.