ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Мероприятия
  • rtf
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
Иконка файла материала Духовно-нравственные ценности православной культуры.rtf
ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Ядром   русской   культуры   были   всегда  православные   устои  и традиции   народной   жизни.  В   данный   переходный   период общеобразовательная   школа   ищет   точки   соприкосновения   светской педагогики   и   православной,   и   прежде   всего   через   культуру   своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры  и   др.,   на   базе   некоторых   общеобразовательных   школ работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить   свою   уникальную   культуру,   должна   быть   передача   тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI  Международных Рождественских   образовательных   чтениях   (2007   г.),   Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать   эти   ценности   надо   не   где­то   на   стороне,   а   в   истории   нашей Родины,   в   истории   тысячелетней   православной   России».   Говоря   о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно­нравственной   личности,   идентичной   национальной   культуре, сыгравшей   ключевую   роль   в   возникновении   и   развитии   государства Российского.   Традиционная   культура,   основанная   на   ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней. В   русской   духовной   традиции   важнее   всего   была   человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность,   трудолюбие   и   терпеливость,   милосердие   и   сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских народных,   православных   традициях.   Только   система   нравственных ценностей,   выработанная   нашим   великим   народом,   может   уберечь школьников   от   разлагающего   влияния   чуждой   нам   морали,   чуждогообраза жизни. Необходимо   оглянуться   назад,   вернуться   к   своим   истокам,   к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных   святынь   (это   и   история   родной   земли   с   её   победами, поражениями,   печалями   и   радостями,   это   святоотеческие   имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка,   это   русский   народ,   его   традиции).   Объединиться   вокруг святынь   –   значит   узнать   их,   понять,   сопережить,   почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй   отцов   и   дедов   своих,   испытать   гордость   за   Россию,   горячее желание   разделить   свою   судьбу   с   судьбой   страны,   строить   её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека,   а   упрочить,   дать   им   силу   –   наша   учительская   задача.   В педагогической   среде   укрепляется   мнение,   что   религиозное (православное)   образование   может   послужить   основой   целостного воспитания   и   образования   личности,   способствовать   восстановлению подлинной   иерархии   ценностей,   остановить   распад   духовного   ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни. Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное   воплощение   представлений   о   человеке.   Добрый   пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям   для   взросления   души.   Можно   выделить   две   наиболее существенные   педагогические   задачи,   связанные   с   нравственным идеалом:   необходимо   сформировать   у   детей   потребность   в   идеале; нужно   также   указать   детям   образец,   достойный   подражания. Безграничный   нравственный   идеал,   в   котором   в   образе   совершенной личности   соединены   все   возможные   добродетели,   предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с детьми   к   сокровищнице   православной   веры,   к   Евангелию,   житиям святых,     воспитывать   подопечных   на   их   примерах.   Чем   больше учащиеся   знакомятся   с   миром   православной   святости,   тем   больше наполняется в них духовная сторона  личностного содержания.  Помимо   конкретного   личностного   смысла   для   воспитанника   – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально­патриотическое значение.На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное   сознание;   наши   соотечественники   вдохновлялись   ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и   преподобные,   старцы,   блаженные,   наконец,   исповедники   и новомученики   российские   –   все   они   на   протяжении   тысячи   лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно­материальное наследие.  Почитание   святых   –   важная   составная   часть   православного вероучения. Святые – земные люди, достигшие состояния причастности Богу через пронизанность  божественными  энергиями, которое дается им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы   бренного   существования,   они   становились   реальными, телесными   носителями   качеств,   присущих   иному   миру.   Святой, праведник   –   это   земной   ангел   и   небесный   человек.   Он   соединяет церковь   земную   и   Церковь   Небесную,   ясно   свидетельствуя   о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную   Церковь,   он   становится  молитвенником  и   покровителем христиан,   прибегающих   к   его   помощи.   С   точки   зрения   осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие ту или иную историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в   себе   ключ   для   понимания   наиболее   сложных   и   противоречивых явлений   русской   культуры.   Святые   прославляются   через   написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях нетление мощей.  В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия,духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат   не   могилы,   гробницы,   столбы   и   надписи,   но   добрые   дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст). Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знаний о русских православных святых   школьнику   невозможно   постичь   глубину   русской   культуры, подлинный смысл истории России, понять ее сегодняшнее бытие.  Каждый урок духовности – важный эпизод в жизни ребёнка, который станет   предметом   его   переживаний.   Это   побуждение   к   поступкам, самопроявлению,   духовному   общению,   взаимотворению.   Уроки духовности   создают   условия   для   рождения   в   ребёнке   личности,   они способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, уроки должны   способствовать,   прежде   всего,   установлению   гуманных отношений.   Деятельность   школьника   на   уроках   духовности стимулируется   не   только   посредством   интересного   материала   и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые   утверждает   педагог   в   педагогическом   процессе.  Знание, полученное  на   уроке   духовности,   становится   «живым»,   приобретает личностный смысл, но это знание принципиально не завершено. Важно, чтобы ребенок узнавал смысл полученного знания в других ситуациях, в реальной жизни. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и   требованиями,   привьёт   им   оптимистическое   восприятие   жизни, поможет   стать  коллективистами,   стремящимися  сделать  нашу   землю еще лучше. Мы должны осознавать, что качественное образование – это, прежде всего,   становление   человека,   обретение   им   себя,   своего   образа, неповторимой   индивидуальности,   духовности,   творческого   начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.