Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ядром русской культуры были всегда православные устои и
традиции народной жизни. В данный переходный период
общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской
педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего
народа. В образовательные программы введены факультативные курсы
Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной
культуры и др., на базе некоторых общеобразовательных школ
работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и
сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех
духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на
протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI Международных
Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент
Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о
том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что
искать эти ценности надо не гдето на стороне, а в истории нашей
Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о
православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании
духовнонравственной личности, идентичной национальной культуре,
сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства
Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях
православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а
условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не
зная ее истории, не зная национальных корней.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая
нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и
верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание,
чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна
лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей
нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских
народных, православных традициях. Только система нравственных
ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь
школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждогообраза жизни.
Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к
сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг
родных святынь (это и история родной земли с её победами,
поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена
устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература,
музыка, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг
святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать
единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной,
землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее
желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её,
благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу
человека, а упрочить, дать им силу – наша учительская задача. В
педагогической среде укрепляется мнение,
что религиозное
(православное) образование может послужить основой целостного
воспитания и образования личности, способствовать восстановлению
подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра
личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как
совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример
необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он
детям для взросления души. Можно выделить две наиболее
существенные педагогические задачи, связанные с нравственным
идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале;
нужно также указать детям образец, достойный подражания.
Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной
личности соединены все возможные добродетели, предлагает
христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для
ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с
детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям
святых,
воспитывать подопечных на их примерах. Чем больше
учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше
наполняется в них духовная сторона личностного содержания.
Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника –
нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная
литература имеет еще и большое социальнопатриотическое значение.На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в
народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими
издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители
и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и
новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет
охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно
так и следует называть огромное пространство отечественной истории и
культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного
ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим
историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно
не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так
и духовноматериальное наследие.
Почитание святых – важная составная часть православного
вероучения. Святые – земные люди, достигшие состояния причастности
Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается
им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все
тяготы бренного существования, они становились реальными,
телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой,
праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет
церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о
действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в
Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем
христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления
истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие
для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко
характеризующие ту или иную историческую эпоху. Русский историк Г.
П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит
в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых
явлений русской культуры. Святые прославляются через написание
икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием
для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса,
совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях
нетление мощей.
В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников
Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной
звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия,духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых
служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела,
ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст).
Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания
воспитания в современной школе. Без знаний о русских православных
святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры,
подлинный смысл истории России, понять ее сегодняшнее бытие.
Каждый урок духовности – важный эпизод в жизни ребёнка, который
станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам,
самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Уроки
духовности создают условия для рождения в ребёнке личности, они
способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, уроки
должны способствовать, прежде всего, установлению гуманных
отношений.
Деятельность школьника на уроках духовности
стимулируется не только посредством интересного материала и
разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений,
которые утверждает педагог в педагогическом процессе. Знание,
полученное на уроке духовности, становится «живым», приобретает
личностный смысл, но это знание принципиально не завершено. Важно,
чтобы ребенок узнавал смысл полученного знания в других ситуациях, в
реальной жизни. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость
души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами
и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни,
поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю
еще лучше.
Мы должны осознавать, что качественное образование – это, прежде
всего, становление человека, обретение им себя, своего образа,
неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и
согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.